СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему «Вода в природе. Свойства воды»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему «Вода в природе. Свойства воды»»

ОГБОУ «Скопинская школа-интернат»















Методическая разработка

конспект урока в 5 классе

на тему «Вода в природе. Свойства воды».













Разработал: учитель биологии

Исайкин Владимир Владимирович







г. Скопин

2019 г

Урок природоведения в 5 классе по теме:

«Вода в природе. Свойства воды».



Цели и задачи урока: познакомить учащихся с водой и её свойствами.

- образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о воде и её свойствах;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию познавательных процессов и умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес, развивать память, внимание, мышление; формировать умение работы с лабораторным оборудованием; продолжить формирование умений работы с учебником и тетрадью.
-воспитательные:  содействовать формированию научной картины мира на основе знаний о свойствах воды, прививать любовь к окружающему миру, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.


Тип урока: урок– изучение нового материала, урок - исследование

Методы и формы работы: беседа, групповая работа, практическая работа, самостоятельная работа.


Оборудование:

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь

Компьютерная презентация;

Интерактивное оборудование – интерактивная доска;

Лоток с лабораторной посудой;

Полоски цветной бумаги (голубая, белая, зелёная, жёлтая);

Соль, толчёный мел;

Индивидуальные карточки для работы учащихся;

Дневники наблюдений;

Глобус;

Таблицы: «Живая и неживая природа», «Вода и её свойства»;





Пояснительная записка.

Актуальность

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Дети готовы проводить опыты, эксперименты при этом они умеют наблюдать и сравнивать. Учителю нельзя давать готовые знания. Надо создать детям все условия для активной заинтересованной деятельности на уроке, учить детей находить сходства и различия, делать выводы. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю? чего я не знаю? Формируются знания о способах постановки цели, рефлексии : что я делаю?, для чего?.

Новизна.

Урок – исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. 

Применение средств ИКТ: подготовка и использование презентации.

Цель деятельности педагога: максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новых знаний по теме урока.  








Ход урока


  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по удивительному миру, который нас окружает


  1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что мы узнали раньше на наших уроках, путешествуя по планете Земля.


Работа по карточкам. (Индивидуальная работа учащихся с целью выявления знаний об изученном материале)

1 ученик

Какие оболочки существуют у планеты Земля

Какие оболочки мы изучили?

2 ученик

Какими свойствами обладает воздух?

Из смеси каких газов состоит воздух?

3 ученик

Как называется верхний слой земли?

Почему землю называют кормилицей?

4 ученик

Что люди добывают из недр земли?

Что называем полезными ископаемыми?


Учитель: Молодцы!


3. Актуализация. Постановка цели урока.

- Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Из нефти делают что? Зачем нужен каменный уголь? А природный газ, зачем необходим?

- Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего не может мама

Даже дочку искупать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Должен дождик литься с неба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб обед сварить смогли,

Чтобы не было воды,

Жить нельзя нам без ­­­­­­­­­­­­­­………… (Воды).


Какую оболочку образует вода на нашей планете?

Дети: Водную.


Учитель: Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Нам каждый день приходится сталкиваться с водой: умываемся, пьём, готовим пищу. Но при всей своей кажущейся простоте вода до сих пор преподносит нам загадки, причем, одна сложнее другой.

Ответьте на вопрос: Как вы думаете, вода относиться к живой природе или неживой?

Дети: Вода относится к неживой природе.

Сегодня на уроке мы поговорим о воде.

Тема нашего занятия – “Вода в природе. Свойства воды”.



  1. Объяснение нового материала.

1. Беседа. Роль воды в жизни человека, растений и животных.

- Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду?

(Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

- А вода необходима только человеку?

- Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода.

- Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.



2. Сколько воды на планете Земля?

Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).

Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.

Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. А вы знаете, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду).

- На глобусе – это материки или суша. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).



3. Бережное отношение к воде.

- Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему?

Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

- Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные.

- Воду надо беречь!

- А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

4. Вода в природе.

Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).

5. Три состояния воды.

Облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкая, твердая или пар?

Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

Вода



Газообразная Твердая Жидкая

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, а вода может менять свое состояние? Например из жидкого в твердое? Или из пара в твердое?

Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

5. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все плывем мы как дельфины.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.


6.Изучение нового материала. Практическая работа.


Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы организуем в классе научную лабораторию. Я вам предлагаю стать маленькими учёными. Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся найти ответ на наш вопрос.

Учитель: Для того, что бы узнать какими свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Посмотрите, что у меня на столе?

Дети: Посуда.

Учитель: Да, посуда. Но она не простая, а лабораторная. И мы с вами будем проводить эксперименты. Свои наблюдения мы будем записывать в дневник наблюдений, который лежит у вас на столе. (приложение № 1) – работа учащихся на листках с целью развития самостоятельности; развития внимания, памяти.

В таблице вы будете отмечать знаком – или + свойства воды. Если не согласны знак – , если согласны знак +.


1.Учитель:

Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел - она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

Учитель: О каких свойствах воды говорится в стихотворении?

Дети: У воды нет вкуса, запаха. Она прозрачна.

Учитель: Верно. Попробуйте воду из стакана. Определите у неё вкус. Какой у воды вкус? Сладкий, горький, солёный, кислый? (самостоятельная работа учащихся с лабораторным оборудованием с целью развития моторики рук и познавательного интереса)

Дети: У воды нет вкуса.

Учитель: Правильно, вода не имеет вкуса. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд 7)


2. Учитель: Понюхайте воду в стакане. Определите её запах. Какой вы ощущаете запах? Хлеба, варенья, духов, цветов?

Дети: У воды нет запаха.

Учитель: Молодцы, вода не имеет запаха. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд 8)


3.Учитель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Налейте в стакан воды, опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Дети: Вода прозрачна.

Учитель: Верно, вода прозрачная. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд 9)


4.Учитель:

Мы говорим: она течёт
Мы говорим: она играет.
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Учитель: В этом стихотворении говорится об удивительном свойстве природной воды, с этим свойством мы сталкиваемся с вами каждый день. Вода текуча.

Демонстрация опыта:( с целью развития наглядности) «Текучесть воды.»

Учитель: Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

Дети: Она растекается в разные стороны.

Учитель: Что будет происходить с этой водой на дне стакана, если наклонить его?

Дети: Вода стекает под уклон.

Учитель: Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство – вода текуча.

Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд 10)



5.Учитель: Что такое вода?

Минерал, не имеющий цвета и формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Учитель: О каких ещё двух свойствах воды вы узнали из этого стихотворения?

Дети: Предположительные ответы.

Демонстрация опыта: ( с целью развития наглядности) «Вода не имеет формы.»

Учитель: У меня на столе стоят 2 стакана, один маленький, другой большой. Наливаю воду в эти стаканы. Что произошло?

Дети: Вода заполнила эти стаканы.

Учитель: Что можно сказать о форме воды.

Дети: Вода принимает форму того сосуда в который его наливают.

Учитель: Правильно, вода не имеет формы. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд 11)


6.Демонстрация опыта: ( с целью развития наглядности) «Вода не имеет цвета.»

Учитель: Возьмём цветные полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски.

Учитель: Можно ли сказать, что вода голубая? Зеленая? Желтая? Белая?

Дети: Нет.

Учитель: Правильно. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?

Дети: вода бесцветна.

Учитель: Совершенно верно, вода не имеет цвета. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд 12)


7.Демонстрация опыта: ( с целью развития наглядности) «Вода растворитель.»

Учитель:  Продолжаем знакомиться с удивительными свойствами воды. В одну из колб с водой положите ложку соли, а во вторую толчёный мел и перемешаёте. Что мы видим?

Дети: Сахар и соль растворились, а мел нет.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Варианты ответов.

Учитель: В дневнике наблюдений найдите правильный вывод, и подчеркни его. 


Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются. (слайд 13)

Учитель: Изменились свойства воды в первом стакане? Если изменились, то какие?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Правильно, при растворении веществ меняется свойство воды - вкус.


  1. Закрепление.

Учитель: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается с эти удивительным веществом. Ребята, давайте вспомним, с какими свойствами воды мы познакомились для этого выполним задание №5 и 6 в рабочей тетради на стр. 28 (самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради для закрепления полученных знаний на уроке


8.Итог урока.

Давайте подведём итог нашего урока.

Посмотрите на таблицу (Развитие наглядности), которая называется «Вода и её свойства». На ней изображены все свойства воды, о которых мы сегодня говорили. Давайте ещё раз их назовём.

(слайд 15) Дети читают свойства воды (формирование навыков чтения).

Рефлексия.

- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?

(о воде и свойствах воды). Правильно.

- Что нового вы узнали?

- Понравился вам урок или нет?

Выставление оценок, их аргументация.



  1. Домашнее задание



- стр.31-36, кроссворд на странице 29.



СПАСИБО ЗА УРОК!






















Приложение №1


Дневник наблюдений «Свойства воды».



(результаты наблюдений фиксировать в таблицах

знаками + «да» или «нет»)

1 опыт. Попробуйте воду из стакана. Определите её вкус. Заполните таблицу.

Вкус

Вода

Сладкая

Горькая

Солёная

Кислая


Вывод. Вода_____________________________________________________

2 опыт. Понюхайте воду в стакане. Определите её запах. Заполните таблицу.

Запах

Вода

Хлеба

Варенья

Духов

Цветов


Вывод. Вода____________________________________________________

3 опыт. В стакан налейте воды, опустите в стакан ложку. Видите ли вы ложку? ________________

Вывод. Вода___________________ .

4 опыт. Перелейте чуть-чуть воды в пустой стакан. Наблюдайте за водой. Заполните таблицу.


Вода

Осталась на месте

Перетекла


Вывод. Вода__________________________________________________

5 опыт. Налейте воды в 2 разные колбы. Что можно сказать о форме воды?


Вода

Имеет собственную форму

Не имеет формы


Вывод. Вода_____________________________________________________

6 опыт. Приложите к стакану с водой полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды в стакане с цветом полосок бумаги. Заполните таблицу

Полоска бумаги

Вода

Голубая

Жёлтая

Белая

Зелёная


Вывод. Вода ___________________________________________________

7 опыт. В одну колбу с водой положите соль, размешайте, в другую толченый мел, перемешайте. Наблюдайте за изменениями, происходящими с веществами в воде. Заполните таблицу.


Вещество в воде


растворилось

не растворилось

Соль

Мел




Найди правильный вывод и подчеркни его.


Вывод.

а) Взятые вещества в воде растворимы.

б) Взятые вещества в воде не растворимы.

в) Мел в воде не растворился, а поваренная соль растворилась.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!