СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия «Декоративная композиция – венок «Дары осени»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования художественной направленности, на педагогов ДПИ и труда.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия «Декоративная композиция – венок «Дары осени»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»

Детский клуб им. Н. Маркина






Методическая разработка

открытого занятия

«Декоративная композиция – венок

«Дары осени»



Автор:

Жирнова Алла Юрьевна

педагог дополнительного образования












Нижний Новгород

2023


Содержание

Введение ………………………………………………….………………3 стр.

Пояснительная записка………………….……………………………….3 стр.

1.Основная часть……………………………………………… ….……..6 стр.

План урока …………………………..…………………………….……..6 стр.

2.Практическая часть……………………………………………….……6 стр.

2.1.Орзанизационный…..…………..……..………………….….………6 стр.

2.2.Первый этап работы - индивидуальный…..…………..…....………6 стр.

2.3.Второй этап работы - групповой……………….……………..….…9 стр.

2.4.Заключительная часть работы……………………………...…..….10 стр.

Заключение………………..……………………………..……………...10 стр

Список литературы…………………………………….….……………11 стр.

Приложения………………………………………………….………….12 стр.










































Введение



Осень – чудесное время, которое вдохновляет на творчество. Палитра ярких красок и последние тёплые деньки радуют и глаз, и сердце. Хочется запомнить эти тёплые чувства, добавив капельку яркого осеннего настроения и в свой дом (а может, в группу или класс)?

Сегодня я хочу предложить вам сделать осенний венок. Традиция украшать дома красивыми венками существует во многих странах очень давно. Популярны и осенние венки, которыми, как правило, украшают двери или стены в коридоре. Для их изготовления используют цветы, опавшие листья, шишки, бумагу, ткань. Оригинальный декор моментально преображает пространство, придавая ему сезонную красочность и романтичность.

Наш венок будет необычным: он будет ярким, мягким и приятным на ощупь! Веночек будет состоять из множества фетровых листочков, тыковок из трикотажной ткани, плодов хлопка. Все это мы изготовим самостоятельно вместе с детьми. Для венка мы также используем различные природные материалы: шишки, желуди, засохшие цветы и ягоды.

Данная методическая разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования художественной направленности, на педагогов ДПИ и труда.


Пояснительная записка


Перед учреждениями системы дополнительного образования сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

В связи с этим, трудно переоценить роль личности педагога дополнительного образования в процессе развития творческих, креативных способностей обучающихся. Обычно отношение детей к занятиям творческого объединения определяется их отношением к педагогу, так как именно его авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка думать, развиваться, творить.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя» - эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.

Первый этап нашей сегодняшней работы - индивидуальная работа. Работа берется, исходя из возраста, способностей и желания учащихся. Педагог плотно контролирует весь процесс, устраняет недопонимание, помогает советом и делом.

Постепенно переходим ко второму этапу - работе в группе. При организации группы можно использовать разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. В данном случае используется выбор по возрастным и творческим способностям.

Групповая работа и работа в парах способствует сплочению коллектива учащихся, учит их взаимодействовать друг с другом, помогать, работать в команде.

Технология группового обучения занимает важное место в системе современного обучения. Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Начальным этапом реализации технологии работы в группах является работа в парах. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. 

Цели: Выполнение общей, групповой объемной композиции для интерьера.

Задачи урока:

Образовательные: - Дать общее представление о декоративном искусстве украшения интерьера. Развить навыки работы с объемной композицией. Научить видеть общую цветовую гамму, соблюсти ритм цвета и объемов, научить работе с фетром, учить находить выразительные средства для воплощения образов: объем, пропорции, линия форм, ритм, композиция, декорирование.

Воспитательные: - Формировать основы самоконтроля и умение рационально планировать свою работу; воспитывать культуру труда; обогащать социальный опыт, умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и Учителем;

Развивающие: - Развивать целостное восприятие, творческое воображение, способности находить нестандартные решения; развивать художественно - эстетический вкус, чувство гармонии; развивать навыки самоанализа процесса и продуктов детского творчества.

Принцип эстетизации. Большее внимание в детском возрасте следует уделять формированию потребности заниматься рукотворчеством, создавать красивые поделки; дарить радость окружающим; создавать вокруг красивое пространство. Впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте. Создание красивого диктуется поисками радости, а без этого человек не может существовать.

Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет;

Ученические столы и стулья;

Гибкие ветки;

Фетр (красный, желтый, зеленый, малиновый, коричневый);

Кусочки ткани;

Различные нитки;

Шаблоны листьев;

Краски гуашь;

Ленточки «осенних» цветов:

Природный материал (шишки, желуди, сухоцветы)

Клей-пистолет

Принцип событийного подхода к развитию детского творчества. Мастер-класс – «активное социальное взаимодействие мастера и учеников в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие мастера и ученика». Мастер-класс – заранее спланированное событие, вызывающее яркое эмоциональное отношение к происходящему, это встреча, надолго остающаяся в памяти ребенка. Событийный подход, являясь неотъемлемой органической частью воспитательного процесса, позволяет оказывать влияние на становление и развитие личности школьников.

Принцип учета возрастных особенностей. Выбор методов и приемов, средств обучения должны быть адекватны возрастным возможностям учащихся и собственно объекту изучения. Помочь распределить между детьми общие работы согласно возрасту и способностям.

Ожидаемые результаты

Целью групповой работы  является активное вовлечение каждого ученика в творческий процесс.

  1. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.

  2. Характер взаимоотношений между детьми меняется.

  3. Класс становится сплоченней.

  4. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

  5. Развитие коммуникативных навыков ребенка, которые окажутся востребованными в дальнейшей жизни.

  6. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

  7. Ребята получают удовольствие от работы.                 

1. Основная часть

План урока

    1. Организационная часть. Педагог  рассказывает о предстоящей работе, показывая и рассказывая методику выполнения листьев из фетра и тыковок из кусочков ткани. Педагог распределяет работу согласно возрасту, способностям и желанию учащихся.

    2. Дети делают первую часть работы индивидуально, а педагог контролирует выполнение.

    3. Вторая часть работы - объединение индивидуально сделанных деталей в общую объемную композицию под руководством педагога.

2. Практическая часть

План-конспект открытого занятия

«Дары осени»


2.1.Педагог  рассказывает о предстоящей работе, показывая готовые детали и картинки с готовыми композициями.

Педагог показывает выполнение работ по изготовлению листьев, последовательность действий, на что следует обратить внимание. Педагог рассказывает, что нужно следить за четкой последовательностью и аккуратностью данной работы. Также важно следить, чтобы выбранные цвета, объемы деталей хорошо сочетались между собой в дальнейшем. Педагог показывает выполнение работы, последовательность действий, на что следует обратить внимание.

2.2.Начинаем первый этап работы – индивидуальный. Сначала учащиеся выполняют работу, разбившись в группы по 2 человека или индивидуально, а педагог контролирует выполнение. Для работы дети берут подготовленные шаблоны и раскладывают на фетре зеленых, желтых и красных тонов. Чем разнообразнее цветовая палитра будущей работы, тем богаче и красивее будет выглядеть готовый венок.

Дети из фетра вырезают листья разных форм и цветов. Работа должна выполняться как можно аккуратнее.



Затем дети гуашевыми красками делают детализацию листиков и добавляют им объема. Они прорисовывают прожилки и разукрашивают уголки листьев. Работа выполняется тонкими кисточками индивидуально.


Следующие детали, нужные нам для венка - это тыковки. Они добавят объему нашему венку и внесут особый колорит. Для работы нам понадобятся куски ткани «осенних» цветов, синтепон и контрастные нитки.



2.3.Переходим к групповой работе. Дети совместно с педагогом делают основу для венка из тонких березовых веток, скрепляя их нитками по кругу.

Затем выполненные листья, тыковки и другие детали, природного происхождения (сухоцветы, желуди, шишки) распределяются, а затем клеятся на сделанный заранее венок из веток березы. Работа выполняется всеми детьми под руководством педагога. При этом учитель рассказывает и показывает чередование объемов и цветов, равновесие и главное в композиции.

На последней стадии работы мы подбираем ленточки для данной композиции, формируем красивый бантик и закрепляем его вверху нашего венка.



2.4.Заключительная часть работы. Подведение итогов. Уборка рабочих мест. Украшение стенда в общем фойе выполненной работой.


Заключение


Методическая разработка «Декоративная композиция – венок «Дары осени» дает знания работы с фетром, начальные знания по шитью. Этот урок способствуют развитию творческих способностей, стремлению к более глубокому изучению техник, повышению познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству в целом.

Методическая разработка написана на основе личного опыта преподавания декоративно-прикладного творчества в МБУ «Центр внешкольной работы «Золотой ключик» для детей школьного возраста. Данный урок является частью моей практической работы. Используя индивидуальную и групповую работу я, как педагог, обучаю их работать и индивидуально и в команде.

Эта групповая работа сближает коллектив, особенно на начальном этапе обучения осенью, когда еще не все дети познакомились, раскрылись и готовы творить.

Проговариваются и показываются на практике основные законы композиции. Проходит развитие навыков работы с ножницами, фетром, иголкой, клеем-пистолетом.



Список  литературы


  1. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности//Методист. – 2002. - №1

  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

  3. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1

  4. Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15754175951298653579&text=осенний+венок+своими+руками+из+природных+материалов&where=all

  5. Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4666435154503269889&text=тыквы+для+осеннего+венка+своими+руками

  6. Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6389388508220012920&text=DIY.Тыква%20из%20ткани%20своими%20руками.Pumpkin%20of%20fabric.&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F5816239757976734058










ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Шаблоны листьев для обводки на фетре




















Приложение 2

Примеры работ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!