СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия учебной практики на тему: «Рубка металла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  открытого практического занятия по теме урока «Рубка металла» темы программы «Слесарные работы» по учебной практике для студентов первого курса по профессии 23.01.08. «Слесарь по ремонту строительных машин».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия учебной практики на тему: «Рубка металла»»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Енакиевское профессионально – техническое металлургическое училище»



УТВЕРЖДАЮ

и.о. директора ГПОУ «Енакиевское ПТМУ»

_________________Афонина Н.Г.

«_____» _____________ 2020 г.










Методическая разработка

открытого занятия

учебной практики

на тему: «Рубка металла»


для студентов 1 курса

по профессии: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин











Подготовила:

мастер п/о

Шаповалова И.А.










г.Енакиево

2021г.

Методическая разработка открытого практического занятия по теме урока «Рубка металла» темы программы «Слесарные работы» по учебной практике для студентов первого курса по профессии 23.01.08. «Слесарь по ремонту строительных машин».

Разработала Шаповалова Ирина Александровна – мастер производственного обучения, 10 разряда. ГПОУ «Енакиевское профессионально-техническое металлургическое училище»

В методической разработке изложена методика проведения открытого практического занятия с использованием различных форм и методов работы, интерактивных приёмов обучения, позволяющая формировать и совершенствовать умения и навыки.



Рецензент

Кореева В.А - методист ГПОУ «Енакиевское ПТМУ», специалист первой квалификационной категории



Рассмотрено и рекомендовано с целью практического применения комиссией профессионально-технического цикла

Протокол №____от « »_________2021г.

Председатель ЦМК______Шаповалова И.А.





















Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. План – конспект занятия учебной практики

  3. Самостоятельная работа обучающихся

  4. Список использованной литературы

  5. Приложение 1 (кроссворд «Разметка металла»)

  6. Приложение 2 (инструкционно-технологическая карта «Рубка металла»)

  7. Приложение 3 (карточка-задание «Виды молотков»)















































Пояснительная записка




Методическая разработка открытого занятия учебной практики по теме: «Рубка металла», разработана с целью проведения нетрадиционного занятия со студентами в образовательном учреждении СПО.

Применение нетрадиционных форм - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится разнообразие.

Открытое занятие на тему: «Рубка металла» подготовлено в виде изучения новых трудовых приемов и операций, конкретизирует содержание всех этапов занятия, дает примерное распределение учебного времени и определяет последовательность действий мастера производственного обучения и обучающегося. Занятие сопровождается электронной презентацией.

На этапе актуализации опорных знаний обучающиеся повторяют как теоретические знания, так и практические. Обучающимся предлагается ответить на кроссворд по пройденной теме занятия «Разметка металла». При проведении таких занятий студенты быстрее приобретают комплексные умения и навыки по соответствующей компетенции.

Данная разработка занятия является поучительным примером необходимых знаний и умений при работе с инструментом и приспособлениями. Использования этих способов обучения поднимет уровень мастерства будущих специалистов.

План-конспект занятия учебной практики

Тема программы: Слесарные работы

Тема занятия: Рубка металла

Тип занятия: комбинированный, занятие по первоначальному формированию умений и навыков, контроля знаний;


Вид занятия: смешанный;


Цель занятия:  

Образовательная:

- выявление и закрепление знаний по теме «Разметка металла», устранение пробелов в знаниях обучающихся;

-научить обучающихся последовательности действий, приемам и операциям процесса рубки металла.



Воспитательная:  

- воспитание сознательной дисциплины и бережного отношения к инструментам, материалам, оборудованию и окружающей среде;

- воспитать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного ведения слесарных работ;

- формирование умений и навыков самоконтроля во время самостоятельного выполнения работ.


Развивающая:

- способствовать развитию у обучающихся технологического мышления;

- развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное;

- развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.


Методы обучения:

- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- наглядно-демонстрационный;

- практический.


Методы контроля:

- устный опрос;

- самоконтроль, взаимоконтроль;

- оценка выполнения практического задания.


Межпредметные связи:

- Охрана труда

- Черчение

- Материаловедение

- Слесарное дело

Материально-техническое оснащение занятия:

Оборудование:

- компьютер

- слесарные верстаки

- защитные очки


Инструменты:

- зубила

- крейцмейсели

- слесарные молотки

- чертилки

- кернеры

- измерительный инструмент


Дидактический материал:

- плакаты

- инструкционно - технологические карты

- карточки-задания



































Ход занятия:

1. Организационная часть 5 мин.

- проверка посещаемости (доклад командира группы);

- проверка внешнего вида (наличие спецодежды , готовность мастерской к

проведению урока);

- эмоциональный настрой, включение обучающихся в деловой ритм.


2. Вводный инструктаж                   45 мин.

а) Актуализация опорных знаний :    10 мин.

- что называется разметкой?

- инструменты, применяемые при разметке

- правила нанесения разметки

- правила накернивания разметочных рисок 

- техника безопасности при разметке 

- решение кроссворда (Приложение1)

     

б) Объяснение обучающимся нового материала             25 мин.

- общие понятия о рубке металла

- сущность процесса рубки металла

- выбор инструмента при выполнении рубки

- т/б при выполнении рубки

- виды брака при выполнении рубки

- компьютерная презентация по теме занятия.

в) Закрепление материала по вводному инструктажу

- что называется рубкой металла?

- т/б при выполнении слесарных операций

- назовите инструмент применяемый при рубке

- продемонстрировать приемы рубки

- виды брака при рубке металла

3. Подведение итогов вводного инструктажа 5 мин.

Задание на дом.

Изучить теоретический материал по теме: «Рубка металла»,

Н.И. Макиенко, Общий курс слесарного дела, стр.30-38

Описать виды слесарных молотков, показанных на рисунках а-г, их характеристики и назначение. (Приложение 3)



Процесс рубки.

  • Установить тиски на определенную высоту соответственно своему росту

  • Встать прямо так, чтобы корпус был слева от оси тисков (под углом 45°).

  • Левая нога должна быть впереди на полшага.




















Взять молоток правой рукой за рукоятку на расстоянии 15—30 мм от ее конца так, чтобы четыре пальца охватывали рукоятку, а большой палец был наложен на указательный









Приемы нанесения ударов молотком (кистевых, локтевых, плечевых)

Нанесение кистевого удара

  • При замахе и ударе молотком пальцы не

разжимать.

  • Удар молотком происходит в результате только движения кисти. Темп — 40—60 ударов в минуту
















Нанесение локтевого удара

  • Правую руку согнуть в локте до отказа, кисть отогнуть назад, пальцы, кроме "большого и указательного, слегка разжать, но так, чтобы мизинец не сходил с рукоятки молотка.

  • Удар происходит в результате разгибания руки, движения кисти и сжатия пальцев.

  • Темп — 40—50 ударов в минуту

































Нанесение плечевого удара





















  • Руку согнуть в локте до отказа, кисть отогнуть назад и поднять до уровня уха, пальцы расслабить.

  • Удар происходит в результате резкого опускания предплечья, разгибания руки в локте, движения кисти и сжатия пальцев.

Темп 30 - 40 ударов в минуту

Правила захвата инструмента (зубила)


















  • Взять зубило четырьмя пальцами левой руки на расстоянии 20—25 мм от ударной части его бойка, большой палец наложить на указательный

  • Зубило держать свободно, слегка расслабив пальцы



Рубка полосового металла по уровню губок тисков

Принять правильное рабочее положение.

Взять молоток и зубило, установить зубило на выступающий из тисков край заготовки с правой стороны так, чтобы рубку выполнять серединой лезвия (угол между заготовкой и осью зубила 45°); угол наклона зубила 30—35° в зависимости от угла заострения режущей части. Рубку выполнять локтевыми ударами, соблюдая следующие правила:

- смотреть не на головку, а на режущую кромку зубила, после каждого удара переставлять зубило справа налево;

- заканчивать рубку кистевыми ударами









































Приемы рубки

Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности





















  • Отметить мелом места разрубания (риски) с обеих сторон

  • Положить полосу на плиту (наковальню), установить зубило вертикально на риску и надрубить полосу сначала с одной стороны примерно на половину толщины. Рубить, применяя локтевые или плечевые удары в зависимости от толщины полосы

  • Надрубить полосу по риске с обратной стороны

  • Надрубленную полосу осторожно переломить в тисках или на ребре плиты























Разрубить листовой металл

  • Разрубить лист за несколько проходов в зависимости от его толщины

  • Заканчивать разрубание легкими ударами


















Охрана труда и т/б в слесарно

















4. Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест)

Учебно-тренировочные упражнения по формированию навыков и умений процесса рубки (хват инструмента, приемы нанесения ударов молотком, рубка полосового металла)

Распределение учащихся по рабочим местам, выдача заготовок, чертежей, инструкционно-технологических карт (Приложение 2)

Объявить о начале работы.

Целевые обходы рабочих мест

Проверка организации рабочих мест обучающихся с целью:

- соблюдения правил техники безопасности

- объяснения и помощи обучающимся

- проверки качества выполняемых работ обучающихся


Первый обход

Проверить организацию рабочего места обучающегося

Проверить своевременность начала работы

Проверить умение пользоваться инструкционными картами

Соблюдение правил охраны труда


Второй обход

Проверить правильность выполнения трудовых приемов

Проверить соблюдение охраны труда

Соблюдение правильных трудовых приемов рубки


Третий обход

Указать недостатки в работе

Помочь в выполнение трудовых приемов

Проверить соблюдение технологий изготовления


Четвертый обход

Проверить правильность соблюдения технических условий в работе

Дисциплина

Индивидуальный инструктаж отдельных обучающихся

Правильность ведения самоконтроля


Пятый обход

Провести оценку и приемку выполненных работ

Выдать дополнительное задание наиболее успевающим студентам

Уборка рабочих мест.

Обучающиеся производят уборку рабочих мест, сдают инструменты и выполненные работы.

5.  Заключительный инструктаж.         10 мин.    

(Анализ рабочего дня)

  1. Отметить работы лучших обучающихся.

  2. Отметить недостатки в работе обучающихся.

  3. Проанализировать допущенные ошибки в работе.

  4. Ответить на вопросы студентов.

  5. Выставить оценки в журнал.

 

Уборка слесарной мастерской.









Мастер производственного обучения И.А. Шаповалова



























Список используемой литературы


1. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела, М, Академия 1984, 176с.

2. Кирсанов К.О., Матвеев К.И., Основы слесарного дела, М.: 2002.

  1. Покровский Б. С. Производственное обучение слесарей : учебное пособие для проф. образования, - М. Издательский центр «Академия», 2006. 224с.

4. Б.С. Покровский, В.А. Скакун Слесарное дело Москва Издательский центр Акодемии 2006.








































Опишите виды слесарных молотков показанных на рисунках а-г, их характеристики и назначение.



а )-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б )-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


в )-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г )-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!