СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по УД ОП. 03. «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» по теме "«Классификация ткацких переплетений - мелкоузорчатые переплетения"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Основы материаловедения» по теме «Классификация ткацких переплетений - мелкоузорчатые переплетения »,  разработана для проведения урока теоретического обучения для студентов СПО по профессии 29.01.07 «Портной».

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по УД ОП. 03. «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» по теме "«Классификация ткацких переплетений - мелкоузорчатые переплетения"»

ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



урока теоретического обучения для обучающихся СПО

по профессии 29.01.07. Портной

по УД ОП. 03. «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

по Теме 1.2.: « Строение и свойства тканей »







Тема занятия:

«Классификация ткацких переплетений -

мелкоузорчатые переплетения»



Разработчик: Меликянц Л.Н. ,

преподаватель спец.дисциплин









г. Владикавказ, 2023

Пояснительная записка


         Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Основы материаловедения» по теме «Классификация ткацких переплетений - мелкоузорчатые переплетения »,  разработана для проведения урока в группах по подготовке 29.01.07 «Портных».

         При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие, - методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность, умение работать в группах.  Формировать знания по технологии определения переплетений ткани, аналитические способности.

         В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.

         Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполняемых операций, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.

        

Тема 1.2.: « Строение и свойства тканей »

Наименование занятия: «Классификация ткацких переплетений: мелкоузорчатые переплетения».

Прогнозируемый результат (формируемые компетенции):

ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.

ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.

ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.

ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Цели урока:

-     Учебная: Создать условия для понимания темы урока. Заинтересовать обучающихся. Организовать осмысление мотивации обучения.

-     Развивающая: формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности; развитие познавательных процессов обучающихся

Развитие умения слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

-     Воспитательная: Формирование положительной мотивации учебно-трудовой деятельности; Формирование творческого отношения к труду. Воспитание аккуратности, самостоятельности, любовь к профессии, развитие мотивации успеха.

Методическая цель урока: 

- активизация мыслительной  деятельности обучающихся.

Тип урока : Комбинированный урок- комбинированный: лекция преподавателя с элементами беседы, презентациями, рассказом и показом образцов переплетений тканей.

Вид урока: проблемно - поисковый

Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • обучение в группах

Методы ведения урока: 

словесный: повторение, обьяснение, беседа,обобщение и закрепление изученного материала;

наглядный: образцы тканей с различными переплетениями, иллюстрации, слайды, таблицы;

практический : самостоятельная работа обучающихся в определении вида ткацкого переплетения.

Место проведения занятия: учебный кабинет

(учебно- производственная мастерская) 

Время занятия:  1 час 20мин.

Материальное обеспечение: Экран, ПК., мультимедиа ,наглядные пособия с образцами переплетения тканей,лупы, схемы-рисунки переплетений, карточки-задания, оформленная доска, мел.

Межпредметная связь:

  1. Химии (органическая химия)

  2. Биология (происхождение натуральных волокон)

  3. Технология пошива изделий по индивидуальным заказам

  4. Технология ремонта и обновления одежды.


Обучающиеся должны

уметь:

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ;

знать:

общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Н.А. Савостицкий «Материаловедение швейного производства», М., «Академия»2002г.

  2. Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2014 г.

  3. Бузов Б.А. Материаловедение швейного пароизводства. – М.: Изд. Центр « Академия»,2013 с. 458

  4. Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство - М.: Издательский центр «Академия», 2014 г., стр 128

  5. Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства/Г.А. Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 г., стр 174

  6. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2015 – 256 с

  7. Гольден И.И. Проблемное обучение в профессионально – технических училищах. – М.: Высшая  школа, 2012– 151 с.


 Этапы урока:

- Организационный момент, мотивация;

- Актуализация опорных знаний

- Деятельность по изучению нового материала

- Закрепление, обобщение изученного материала

- Подведение итогов урока

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

Организационный момент, мотивация.

Приветствие учащихся.

Постановка проблемы. Создание рабочей обстановки.

Приветствуют педагога. Слушают. Настраиваются на урок.


Актуализация опорных знаний

Актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление материала.


Анализируют знания, отвечают на проблемные вопросы по предыдущей теме,

Участвуют в формулировке темы урока.

Деятельность по изучению нового материала.

Объяснение нового материала.

Организация работы обучющихся с наглядностями

Восприятие новых знаний, обсуждение выводов

Самостоятельная работа по определению переплетений

Закрепление, обобщение изученного материала.

Подведение итогов в форме опроса по теме .

Осуществляют взаимоконтроль.

Подведение итогов урока

Фиксирует достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценка работы и определение перспективы.

Слушают, воспринимают, Вступают в беседу, по необходимости.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Слушают, записывают


Структура урока:


1.Организационный момент, мотивация.

- Проверить наличие обучающихся

- Проверить внешний вид и готовность обучающихся к уроку.


Профессиональный портной должен обладать огромным багажом знаний, который он накапливает во время уроков специального курса, производственного обучения и самостоятельных занятий.

В голове его должны уместиться знания о конструировании и моделировании одежды, об оборудовании швейного производства, технологии пошива и ремонта швейных, устранение дефектов одежды, а также знания о тех материалах, которые применяются для их изготовления швейных изделий. Только тогда он будет востребован на рынке труда.


2. Актуализация опорных знаний.

На предыдущих уроках мы познакомились с текстильными волокнами и строением ткани.

Вспоминаем:

  1. Какие бывают волокна по происхождению?

  2. Какие волокна называются натуральными?

  3. Какие волокна называются химические?

  4. Что является сырьем для получения химических волокон?

  5. Как определить направление нити основы и утка?

  6. Что такое ткацкое переплетение?

  7. Назовите классы ткацких переплетений.

  8. Назовите все простые переплетения.

Хорошо. Сегодня мы продолжим изучение ткацких переплетений.

3. Деятельность по изучению нового материал

Внимание на экран: Объявить тему и цель урока.

Тема сегодняшнего урока: «Классификация ткацких переплетений-мелкоузорчатые переплетения»

  • Цель урока: научиться определять вид переплетения ткани и структуру ткани.

Задачи:

  • Изучить класс мелкоузорчатых переплетений ткани.

  • Научиться  определять вид переплетения ткани.

Обьяснение новой темы:

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на подклассы:

  • производные

  • комбинированные


Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.


Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборот уточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный .

Рогожка - двойное или тройное полотняное переплетение, в котором происходит симметричное удлинение основных и уточных нитей. Раппорт по основе равен раппорту по утку. Рисунок выражен ярче чем в полотняном переплетении.

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа получается при увеличенной длине перекрытий простой саржи. Ткань имеет более четкие и широкие диагональные полосы, чем

в простой сарже.


Сложная саржа – образует на лицевой поверхности ткани диагональные рубчики разной ширины.

Ломаная саржа ("Ёлочка") и обратная саржа имеют равномерно повторяющиеся полосы под углом 90градусов, рисунок напоминает ёлочку

Комбинированные переплетения:

  • креповые

  • орнаментные

  • рельефные

  • ажурные

Креповые переплетения. На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.


4.Закрепление, обобщение изученного материала

Вопросы по теме:

    1. С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

    2. Что называется раппортом?

    3. Какие ткацкие переплетения относятся к мелкоузорчатым переплетениям?

    4. На какие подклассы делятся мелкоузорчатые переплетения?

    5. Какие виды переплетений относятся к производным мелкоузорчатых переплетения?

    6. Какие виды переплетений относятся к комбинированным мелкоузорчатым переплетениям?


  1. Подведение итогов урока


1.Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

2. Домашнее задание: Н.А.Савостицкий, Э.К. Амирова

« Материаловедение швейного производства» стр.65-69 ,выучить конспект, подобрать образцы тканей мелкоузорчатых переплетений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!