СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия "Физиологическое течение беременности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия "Физиологическое течение беременности"»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«КИНЕШЕМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на заседании ЦМК Зам. директора по УМР: Председатель ЦМК ____________Н.В. Околодкова ______________ Г.Б. Владимирова

«______»___________2023г. «____»__________2023г.







Методическая разработка

практического занятия



Тема: “Физиологическое течение

беременности”.



ОП. 01 Здоровый человек и его окружение


ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение



Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело» повышенный уровень

34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень



Составил преподаватель:

Шигорина Ю.В.







Кинешма 2023 г.

Тема: "Физиологическое течение беременности"

Тип занятия:

- Практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Количество часов: - 180 минут.

Цели занятия:

1. Учебная:

Студент должен знать:

- продолжительность физиологической беременности;

- течение физиологической беременности;

- методы обследования беременных женщин;

- расположение плода в полости матке;

- сроки предоставления отпуска по беременности и родам;

Студент должен уметь:

- проводить обследование беременных женщин;

- определять высоту стояния дна матки и окружность живота;

- проводить приемы Леопольда;

- выслушивать сердцебиение плода;

- определять срок беременности, дату дородового отпуска и предстоящих родов.

2. Развивающая:

- развитие у студентов клинического мышления;

- развитие умений воспроизводить и осмысливать знания,

- развитие у студентов навыков самостоятельной работы.

3. Воспитательная:

- воспитание необходимых для медицинских работников черт характера: аккуратность, внимательность, дисциплинированность;

- воспитание у студентов чувства гуманизма, коллективизма, дружбы, сотрудничества, добросовестности, профессиональной ответственности и внимательного отношения к пациенту;

- воспитание у студентов чувства ответственности за здоровье человека;

- формирование у студентов навыков общения с пациентами.

4. Зачетные манипуляции:

- определение высоты стояния дна матки и окружности живота;

- выполнение приемов Леопольда;

- выслушивание сердцебиение плода;

- определение срок беременности, даты дородового отпуска и предстоящих родов.

Межпредметные связи:

- Психология.

- Теория и практика сестринского дела.

Внутрипредметные связи:

- Раздел 3 "Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте".

Оснащение:

- фантом женского торса с беременной маткой;

- кушетка;

- индивидуальная пеленка;

- сантиметровая лента,

- дезинфицирующий раствор;

- часы, с секундной стрелкой;

- акушерский стетоскоп;

- обменная карта беременной женщины, индивидуальная карта беременной форма № 111, календарь.

Дидактический материал:

- претесты с эталонами ответов;

- посттесты с эталонами ответов;

- карточка – задание, ситуационные задачи с эталонами ответов;

- алгоритмы выполнения манипуляций.



ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

п/п

Этапы занятия

Ориентировочное время

Организационный момент

2 минуты

Актуализация опорных знаний

10 минут

Изложение, изучение нового материала по теме

20 минут

Практическая часть: - демонстрационная

- самостоятельная работа

20 минут

70 минут

Закрепление изученного материала по теме

15 минут

Контроль практических навыков по теме

30 минут

Оформление дневников

8 минуты

8.

Подведение итогов занятия

3 минуты

9.

Домашнее задание

2 минуты




Ход практического занятия.


Действия преподавателя

Действия студентов

1. Организационный момент

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов и готовность их к занятию.

Преподаватель называет тему, план занятия.

Студенты приветствуют преподавателя, приводят в порядок внешний вид, бригадир называет отсутствующих. Затем записывают в дневник тему и план занятия

2. Актуализация опорных знаний

Для контроля исходного уровня теоретических знаний преподаватель проводит тестовый контроль знаний.

Преподаватель раздает индивидуальные опросные карточки с тестовыми заданиями (приложение 1), определяет время выполнения работы, организует фронтальное обсуждение выполненной работы.

Подведение итогов этапа занятия.

Студенты письменно выполняют задание в отведенное время (10 минут), осуществляют взаимоконтроль.

Во время фронтального обсуждения выполненной работы студенты отвечают на вопросы преподавателя.

3. Изучение нового материала по теме

Преподаватель знакомит студентов с методами обследования беременных женщин, обращая внимание на сбор анамнеза, проведение объективного обследования по системами и органам, наружное акушерское исследование. Объясняет способы определения сроков беременности и даты дородового отпуска и предстоящих родов (приложение №2).

Студенты внимательно слушают преподавателя, записывают основные моменты.

4. Практическая часть. Демонстрационная часть.

С помощью презентации, муляжа женского торса с беременной маткой, сантиметровой ленты и акушерского стетоскопа демонстрирует технику выполнения наружных акушерских исследований: определения высоты стояния дна матки и окружности живота, проведения приемов Леопольда, выслушивания сердцебиения плода. С помощью календаря обучает студентов определять срок беременности, дату дородового отпуска и предстоящих родов (приложение № 3).

Демонстрационная часть сопровождается диалогом преподавателя и студентов.

Студенты наблюдают за техникой выполнения манипуляций преподавателем, запоминают, отвечают на вопросы преподавателя.


4. Практическая часть. Самостоятельная часть.

Преподаватель знакомит с порядком самостоятельной работы на занятии. Сообщает план работы студентов (приложение № 4).

Преподаватель наблюдает за работой студентов, корректирует деятельность студентов, предлагает осуществлять взаимоконтроль используя алгоритм действий, напоминает об этико - деонтологических принципах общения с пациентами.

Студенты осмысливают информацию, планируют предстоящую работу, разбиваются на пары.

Осваивают технику определения высоты стояния дна матки и окружности живота, проведения приемов Леопольда, выслушивания сердцебиения плода. Определяют срок беременности, дату дородового отпуска и предстоящих родов.

5. Закрепление изученного материала по теме.

Преподаватель предлагает студентам вопросы для закрепления нового материала приложение № 5.

Студенты отвечают на задания.

6. Контроль практических знаний по теме.

Преподаватель контролирует выполнение практических манипуляций по алгоритмам.

Студенты выполняют практические манипуляции под контролем преподавателя (на оценку).

7. Оформление дневников.

Преподаватель дает время студентам на оформление дневников.

Преподаватель оценивает правильность оформления дневников.

Студенты заполняют дневники и подводят итоги о проделанной работе, т.е. количество выполненных манипуляций.

8. Подведение итогов занятия.

Преподаватель делает общие выводы, отмечает степень достижения поставленных целей, оценивает работу каждого студента, выставляет комплексную оценку, при необходимости рекомендует доработать отдельные моменты темы.

Студенты воспринимают информацию, участвуют в анализе допущенных ошибок, осмысливают замечания преподавателя, принимают критику, задают вопросы.

9. Домашнее задание.

Преподаватель сообщает тему следующего занятия, указывает определенные вопросы темы, литературу, отвечает на вопросы.

Студенты записывают домашнее задание, осмысливают информацию, задают вопросы.



Приложение №1

Актуализация опорных знаний


Претесты


Вариант № 1


1. Укажите сомнительные признаки беременности:

а) вкусовые прихоти б) увеличение молочных желез

в) увеличение матки г) признак Гегара


2. Укажите вероятные признаки беременности:

а) рвота б) пигментация кожи

в) прекращение менструации г) УЗИ плода


3. Укажите достоверный признак беременности:

а) выслушивание сердцебиения плода б) признак Снегирева

в) признак Пискачека г) иммунологические пробы


4. Экспресс анализ на беременность заключается в определении:

а) прогестерона б) гормонов гипофиза

в) эстрогенных гормонов г) хорионического гонадотропина


5. Средняя продолжительность беременности составляет:

а) 220 дней б) 250 дней

в) 280 дней г) 360 дней


6. Тошнота является признаком беременности

а) вероятным

б) достоверным

в) предполагаемым или сомнительным

г) признаком гастрита


7. Срок беременности, при котором чаще всего повторнородящая женщина начинает ощущать шевеление плода

а) с 20-21 недели б) с 12-13 недель

в) с 18 недель г) с 25 недель


8. Нормальным можно считать сердцебиение плода с частотой

а) 138-140 ударов в минуту

б) 100 ударов в минуту

в) 162 удара в минуту

г) 120 ударов в минуту


9. Для УЗИ необходимо, чтобы мочевой пузырь беременной был:

а) опорожнен б) наполнен


10. Назовите основные методы оценки состояния внутриутробного плода: (выберите два варианта ответа)

а) частота и сила сердечных сокращений плода

б) частота шевеления плода

в) характер околоплодных вод

г) УЗИ

д) кардиомониторное наблюдение


Приложение №1

Актуализация опорных знаний


Претесты


Вариант № 2


1. Достоверные признаки беременности:

а) нагрубание молочных желез б) тошнота, рвота

в) шевеление плода г) раздражительность


2. Вероятные признаки беременности:

а) задержка менструации

б) тошнота, рвота

в) определение сердечной деятельности плода

г) пальпация частей плода


3. Контроль анализа мочи во время беременности проводится:

а) к каждой явке б) 1 раз в триместр

в) только при наличии жалоб г) в конце беременности


4. Перед бимануальным исследованием необходимо:

а) опорожнить мочевой пузырь

б) провести спринцевание влагалища

в) обработать дезинфицирующим раствором наружные половые органы

г) сбрить волосы на лобке


5. Для диагностики достоверных признаков беременности применяют:

а) приемы Леопольда б) бимануальное исследование

в) кольпоскопию г) гормональный тест на беременность


6. Синюшность слизистой влагалища и шейки матки говорит о наличии

а) кольпита б) беременности

в) гематомы г) рака влагалища


7. Средняя продолжительность беременности составляет:

а) 20 недель б) 30 недель

в) 40 недель г) 50 недель


8. Срок беременности, при котором чаще всего первородящая женщина начинает ощущать шевеление плода:

а) с 20 недель б) с 12-13 недель

в) с 18 недель г) с 25 недель


9. При каком сроке беременности выслушивается сердцебиение плода акушерским стетоскопом:

а) с 3-х недель б) после 20 недель

в) после 30 недель г) на 12 неделе


10. Нормальная прибавка в весе за неделю у беременной:

а) 500-1000 грамм б) 300 грамм в) 10-15 грамм


Эталоны ответов


Претесты:


1 вариант 2 вариант

  1. а

  2. в

  3. а

  4. г

  5. в

  1. в

  2. в

  3. а

  4. а

  5. а, д

  1. в

  2. а

  3. а

  4. а

  5. а

  1. б

  2. в

  3. а

  4. б

  5. б






Приложение №2

Изучение нового материала

План

1. Методы обследования беременных женщин.

2. Наружное акушерское исследование.

3. Определение сроков беременности и даты дородового отпуска и предстоящих родов.


1. Методы обследования беременных женщин.


Во время обследования беременных женщин выясняется, нормально ли протекает беременность или существуют заболевания и осложнения, которые могут отрицательно влиять на дальнейшее течение беременности и родов. При обследовании используют совокупность данных опроса (анамнеза) и объектив­ного обследования.


ОПРОС БЕРЕМЕННОЙ

Опрос беременной производится по определенному плану. Все полученные данные заносятся в обменную карту беременной или в историю родов.

1. Сначала выясняют паспортные данные: фамилию, имя, отчество, возраст, место работы и профессию, место жительства.

Вопрос о возрасте имеет большое значение потому, что у очень юных и пожилых первобеременных женщин нередко возникают осложнения беременности и родов.

2. Причины, заставившие женщину обратиться к медицинской помощи.

Беременные обычно обращаются впервые по поводу прекращения менструаций и подозрения на беременность; нередко предъявляют жалобы на изменение вкуса, тошноту, рвоту и другие расстройства, встречающиеся в ранние сроки беременности. Бывают жалобы на кровянистые выделения из половых путей, являющиеся симптомом многих осложнений (аборт, внематочная беременность, пузырный занос, предлежание плаценты и др.).

Беременные иногда отмечают расстройства, указывающие на наличие гестозов беременности, заболеваний сердечно-сосудистой системы, почек, органов дыхания, пищеварения и др. Все жалобы беременной следует внимательно выслушать и учесть при диагностике.

3. Наследственность и перенесенные заболевания.

Наследственные заболевания представляют интерес потому, что они могут оказать неблагоприятное влияние на развитие плода. Необходимо выяснить, не было ли в семье беременной или ее мужа передающихся наследственным путем психических заболеваний, болезней крови, обмена веществ и других заболеваний. Выясняется наличие интоксикаций, в частности алкоголизма у родителей, курение и др.

Важно получить сведения о всех ранее перенесенных заболеваниях. Большой интерес представляют заболевания детского возраста. Например, перенесенный в детстве рахит ведет к деформации таза, которая осложняет течение родов. Поэтому всегда выясняют, имел ли место рахит (поздно прорезались зубы, поздно начала ходить, наличие деформаций скелета).

Свинка, корь, тонзиллиты, повторяющиеся ангины, ревматизм и другие заболевания могут вызвать задержку развития организма и половой системы. Дифтерия вульвы и влагалища сопровождается образованием рубцовых сужений. Заболевания почек, нередко возникающие после скарлатины, отягощают течение беременности и нередко служат показанием к ее прерыванию. Выясняются также перенесенные в зрелом возрасте инфекционные заболевания, а также гинекологические заболевания.

Перенесенные ранее заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, легких, почек и других органов могут отразиться на течении беременности и родов. Кроме того, беременность и роды могут вызвать новые вспышки затихших заболеваний сердца, почек, печени и других органов.

4. Менструальная функция.

При опросе выясняют:

а) в каком возрасте появились первые менструации и через какой промежуток времени они установились,

б) тип менструации (3-или 4-недельный цикл, продолжительность, количество теряемой крови, наличие болей и др.),

в) изменились ли менструации после начала половой жизни, бывших родов и абортов,

г) когда была последняя менструация.

Менструальная функция характеризует состояние полового аппарата и всего организма женщины. Появление первой менструации в возрасте 15 лет и позднее, длительный срок от первых менструаций до установления нормального цикла (больше 5 мес.), болезненность менструации характерны для недоразвития половых органов.

Нарушение менструальной функции после начала половой жизни, родов или абортов чаще всего является признаком воспалительного заболевания внутренних половых органов или изменения функции яичников.

5. Секреторная и половая функция.

Выясняют, нет ли выделений из половых путей. Выделения гнойные, слизистые или водянистые с примесью гноя и т.д. указывают обычно на наличие воспалительных процессов; причиной их могут быть полип, эрозия, рак шейки матки и др.

При опросе устанавливают, нет ли болей и кровянистых выделений при половых сношениях.

6. Детородная функция или акушерский анамнез.

В этой важной части опроса выясняются следующие данные.

а) которая по счету настоящая беременность,

б) предыдущих беременностей: не было ли токсикозов, заболеваний сердечно - сосудистой системы, желез внутренней секреции, почек, печени и других органов. Наличие указанных заболеваний в прошлом побуждает особенно внимательно наблюдать за женщиной при настоящей беременности,

в) как закончились предыдущие беременности: родами или выкидышами. При наличии выкидышей следует установить: самопроизвольный или искусственный, на каком месяце произошел выкидыш, были ли заболевания после выкидыша и их характер.

Преждевременные роды и самопроизвольные аборты указывают на задержку развития половых органов (инфантилизм) или на наличие заболеваний, которые неблагоприятно влияют на течение беременности (эндометрит, опухоли, инфекционные заболевания и др.). После самопроизвольных и искусственных выкидышей беременность и роды нередко протекают с осложнениями,

г) характер предыдущих родов: срочные или преждевременные, их течение. Правильное течение предыдущих родов свидетельствует о хорошем здоровье беременной и отсутствии отклонений в родовых путях. Осложнения и оперативные вмешательства при предыдущих родах, мертворождения или смерть вскоре после рождения указывают на возможные аномалии родовых путей или общие заболевания беременной, токсикозы. Патологические роды в прошлом (отягощенный акушерский анамнез) дают основание ожидать возникновения осложнений при настоящей беременности и родах,

д) наблюдались ли ранее послеродовые заболевания. Послеродовые заболевания могут вызвать серьезные осложнения при последующих родах (неправильная родовая деятельность, кровотечения, приращение плаценты и др.)

7. Выясняется промежуток времени от начало половой жизни до наступления первой беременности. Отсутствие беременности в продолжение нескольких лет (без применения противозачаточных средств) может свидетельствовать об инфантилизме. При инфантилизме течение родов осложняется слабостью родовых сил и др.

8. Выясняются вопросы, касающиеся здоровья мужа, в том числе наличие заболеваний, опасных в смысле заражения беременной и будущего ребенка (гонорея, туберкулез и др.), наличие у него интоксикаций, алкоголизма других нарушений, отражающихся на потомстве.

9. Условия труда и быта имеют большое значение для здоровья беременной и развитие внутриутробного плода. Поэтому следует получить исчерпывающие сведения по этим вопросам и принять меры к созданию для беременной наиболее благоприятных условий жизни.

После ознакомления с анамнезом приступают к объективному исследованию, которое начинают с осмотра.


ОСМОТР БЕРЕМЕННОЙ

Осмотр нередко позволяет получить очень ценные данные для диагноза. Например, при маленьком росте беременной можно предполагать наличие узкого таза. Деформация позвоночника и нижних конечностей и другие отклонения в костной системе указывают на возможное изменение формы таза. При недоразвитии молочных желез и слабой растительности на половых органах можно предполагать недостаточное развитие половых органов. Ожирение настораживает в отношении осложнений в родах. Отечность ног и других частей тела указывает на осложнения беременности (гестоз, заболевания сердца и др.).

Бледность кожи и видимых слизистых, синюшность губ, желтушность кожи и склер являются признаками ряда серьезных заболеваний.

Осмотр живота во второй половине беременности иногда позволяет выяснить отклонения от нормального течения беременности. При нормальной беременности и правильном положении плода живот имеет овоидную (яйцевидную) форму; при поперечном (неправильном) положении плода живот раздается в бока, при многоводии он шарообразный, увеличивается очень резко, несоответственно сроку беременности. Форма живота может измениться при узком тазе.


ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

После осмотра производят исследование сердца, легких и органов брюшной полости по общепринятой методике аускультация, перкуссия, пальпация).

Исследование сердца, легких и других органов у беременных совершенно необходимо для своевременного выявления заболеваний, при которых беременность противопоказана.

У беременных систематически измеряют артериальное давление, исследуют мочу и кровь; определяют массу тела, группу крови, резус-фактор и др.

Во второй половине беременности измерение артериального давления, взвешивание и исследование мочи производят систематически.

После применения всех указанных методов исследования приступают к специальному акушерскому исследованию.


2. Наружное акушерское исследование.


Наружное акушерское исследование производится в положении беременной или роженицы лежа на кушетке. Оно включа­ет в себя исследование таза, величины плода, его расположения и состояния. Данные о плоде получают лишь во второй половине беременности.

После тазоизмерения определяют высоту стояния дна матки и окружность живота. Эти данные имеют значение для выяснения срока беременности и предполагаемой массы плода.

Окружность живота измеряют сантиметровой лентой на уровне пупка в положении беременной лежа на спине. Для измерения высоты стояния дна матки над лоном конец сантиметровой ленты прижимают правой рукой к середине верхнего края симфиза, а левой рукой натягивают ленту по поверхности живота до дна матки.

Определение расположения плода в матке включает в себя выяснение его положения, позиции и ее вида, предлежания.

Положение плода — отношение продольной оси плода к продольной оси матки. Различают продольное, поперечное и косое положение плода. У 99,5% беременных плод расположен продольно.

Позиция плода — отношение спинки плода к левой (первая позиция) или правой (вторая позиция) стороне матки.

Вид позиции — отношение спинки плода к передней (передний вид) или задней (задний вид) стенке матки.

Предлежание плода—отношение крупной части плода (головки или ягодиц) ко входу в малый таз. При продольном положении плода различают головное предлежание, когда ко входу в таз обращена головка, и тазовое предлежание, при котором ко входу в таз обращен тазовый конец плода.

При пальпации живота беременной применяют последовательно четыре приема наружного акушерского исследования.

Первый прием позволяет определить высоту стояния дна матки и ту часть плода, которая находится в дне матки. С этой целью ладони обеих рук располагают на дне матки, пальцы рук сближают и осторожным надавливанием вниз определяют уровень стояния дна матки и часть плода в ней.

Второй прием служит для определения позиции плода и ее вида .Обе руки располагают на боковых поверхностях матки и пальпацию частей плода производят поочередно то одной, то другой рукой. При продольном положении плода с одной стороны прощупывается спинка, а с противоположной — мелкие части его (ручки и ножки).

Третий прием применяется для определения предлежащей части плода . Для этого раскрытой ладонью правой руки, расположенной над симфизом, охватывают предлежащую часть. Головка определяется в виде плотной округлой части. Отчетливо ощущается ее «баллотирование», если она подвижна над входом в малый таз. При тазовом предлежании над симфизом прощупывается объемистая мягковатая часть, не имеющая округлой формы и четких контуров.

Четвертый прием дополняет третий и уточняет уровень стояния предлежащей части. Исследующий становится лицом к ногам беременной и, углубляя пальцы над симфизом, устанавливает отношение предлежащей части ко входу в малый таз: над входом, во входе в малый таз или в полости малого таза.

Информацию о состоянии плода при наружном акушерском исследовании получают путем аускультации (выслушивания) его сердечных тонов акушерским стетоскопом. Сердцебиение плода прослушивается с начала второй половины беременности в той стороне живота, куда обращена его спинка, ближе к головке. Частота сердечных тонов в среднем 120—140 в минуту.


3. Определение срока беременности, начала дородового отпуска и даты родов.


Для определения срока беременности и предстоящих родов прежде всего используют сведения из анамнеза о времени последней менструации и первого шевеления плода.

Срок родов по менструации вычисляют следующим образом: от даты первого дня последней менструации отсчитывают три календарных месяца назад и прибавляют 7 дней. Более точным является установление даты родов по овуляции; для этого к сроку родов по менструации прибавляют еще 7 дней, необходимых для созревания яйцеклетки и овуляции.

Затем учитывается ощущение первого шевеления плода. Оно возникает у первородящих с 20 недель беременности, у повторнородящих — на 2 недели раньше, т. е. с 18 недель. Поэтому при вычислении срока предстоящих родов к дате первого шевеления плода у первородящих прибавляют 20 недель и у повторнородящих — 22 недели.

Наибольшее значение для правильного установления срока беременности и даты родов имеют данные объективного акушерского исследования беременной.

В первые 3 месяца срок беременности устанавливается по величине матки, определяемой при влагалищном исследовании. Эти данные являются наиболее точными, поэтому особенно важное значение при вычислении срока беременности, начала дородового отпуска и даты родов придается ранней (в первые 3 мес. беременности) явке женщины в женскую консультацию. Начиная с IV месяца матка выходит за пределы малого таза, и о сроке беременности судят по высоте стояния ее дна над лонным сочленением, окружности живота и размерам плода.

В 16 недель дно матки находится на середине расстояния между лоном и пупком, т.е. на 6-7 см над симфизом.

В 20 недель дно матки поднимается выше лона на 12-13 см, находясь несколько ниже пупка.

В 24 недели дно матки находится на уровне пупка (20-24 см над лоном).

В 28 недель дно матки стоит на 2-3 пальца выше пупка (24-28 см над лоном).

В 32 недели дно матки определяется посередине между пупком и мечевидным отростком (28- 30 см над лоном).

В 36 недель дно матки постепенно поднимается до наивысшего уровня стояния - мечевидного отростка и реберных дуг (32 - 34 см).

В 40 недель дно матки опускается до середины расстояния между пупком и мечевидным отростком (28-32 см), головка плода у первородящих прижимается ко входу в малый таз.

Для суждения о величине матки и сроке беременности во второй ее половине, помимо высоты стояния дна матки над лоном, обычно измеряют окружность живота сантиметровой лентой на уровне пупка.

В 36 недель окружность живота равняется 80-85 см, в конце беременности, т. е. к 40 неделе 95-100 см.

На высоту стояния дна матки и окружность живота оказывает влияние множество факторов. Помимо срока беременности, имеют значение рост женщины, количество околоплодных вод, величина и положение плода, многоплодие и др. Поэтому определение срока беременности и даты родов должно производиться по совокупности всех данных — анамнеза и объективного исследования. Дополнительную информацию для уточнения поздних сроков беременности дает измерение массы, длины плода и его головки. Измерение длины плода производят тазомером. Одну пуговку его помещают на нижнем полюсе головки, другую — на дно матки, где чаще всего находятся ягодицы плода. Полученную величину умножают на 2, и из полученного числа вычитают 3-5 см в зависимости от толщины брюшной стенки. Установив таким путем длину плода, делят это число на 5 и получают срок беременности.

Измерение головки плода производится также тазомером, пуговки которого располагают на наиболее удаленных участках головки, соответствующих области затылка и лба. При доношенной беременности лобно-затылочный размер головки равен 12 см.

Наиболее точно размеры плода и срок беременности можно установить при ультразвуковом исследовании.

В соответствии с законодательством в нашей стране всем работающим женщинам, независимо от стажа работы, по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после .

Определение срока дородового отпуска, т. е. установление 30-недельной беременности, производится на основании учета всех данных анамнеза и объективного исследования.



Приложение №3

4. Практическая работа


Демонстрационная часть


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ЖИВОТА И ВЫСОТЫ СТОЯНИЯ ДНА МАТКИ


Цель манипуляции:

1. Определение срока беременности.

2. Динамика развития плода.

Показания: беременность 16 недель и более.

Противопоказания: нет.

Подготовка инструментов:

Сантиметровая лента, обработанная дезинфицирующим раствором.

Подготовка беременной:

1. Опорожнить мочевой пузырь.

2 . Уложить беременную на кушетку на спину, подстелив индивидуальную подкладную пеленку.

3. Освободить живот от одежды.

Техника выполнения:

Определение стояния дна матки:

1. Один конец сантиметровой ленты прикладывается на уровне верхнего края симфиза и прижимается правой рукой.

2. Сантиметровая лента кладется свободно на живот по средней линии.

3. Ребром левой руки исследующий ведет по сантиметровой ленте до наиболее выдающейся точки матки.

4. Измеряют расстояние между верхним краем симфиза и наиболее удаленной точки матки.

5 . Результат отмечают в индивидуальной карте беременной.

Определение окружности живота.

1. Сантиметровая лента подводится под спину беременной, на уровне середины поясничной области (сзади), а спереди соединяется на уровне пупка.

2. Результат отмечают в индивидуальной карте беременной.

Возможные осложнения и их профилактика:

При длительном исследовании беременной в положении на спине, в большом сроке беременности, у нее могут возникнуть головокружение, тошнота, вплоть до обморочного состояния, за счет сдавливания нижней полой вены маткой. Для профилактики осложнения необходимо быстрее выполнять манипуляцию. Для устранения этого состояния необходимо уложить беременную на бок.

Последующий уход: не требуется.




ЧЕТЫРЕ ПРИЕМА ЛЕОПОЛЬДА

ПАЛЬПАЦИЯ - МЕТОД АКУШЕРСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель манипуляции:

1. Определение части плода, его величину, положение, позицию, предлежание, подвижность, количество околоплодных вод, состояние матки

Показания: вторая половина беременности, 1 период родов 20 недель и более.

П ротивопоказания: тяжелое состояние женщины.

Техника выполнения: беременная (роженица) лежит на спине, акушерка становится справа от нее, лицом к лицу.


1 прием: ладони обеих рук располагают на дне матки, пальцы рук сближают, осторожным надавливанием вниз определяют уровень стояния дна матки. Определяют срок беременности и часть плода, располагающуюся в дне матки.


2 прием: обе руки со дна матки перемещают книзу, до уровня пупка и располагают на боковых поверхностях матки. Пальпацию частей плода проводят поочередно: сначала правой, затем левой рукой. Левая рука лежит спокойно на одном месте, а пальцы правой руки скользят по боковой поверхности матки и ощупывают обращенную часть плода. Затем аналогично ощупывают левой рукой другую боковую поверхность матки. Определяют спинку и мелкие части плода, позицию и вид.


3 прием: одну руку кладут немного выше лобкового сочленения так, чтобы большой палец находился на одной стороне, а четыре на другой стороне нижнего сегмента матки. Медленно и осторожно пальцы погружают вглубь и обхватывают предлежащую часть; “баллотирование” (подвижность) головки, для этого короткими легкими толчками смещают головку справа налево и наоборот, головка “баллотирует”.


4 прием: акушерка встает справа, но лицом к ногам женщины. Ладони обеих рук располагают на нижнем сегменте матки справа и слева, концы пальцев доходят до симфиза. Вытянутыми пальцами осторожно проникают вглубь по направлению к полости таза и определяют предлежащую часть и высоту ее стояния.


Возможные осложнения: болезненное ощущение. Рефлекторное напряжение мышц брюшной стенки.

Профилактика: Все делать осторожно, медленно.





ВЫСЛУШИВАНИЕ И ПОДСЧЕТ СЕРДЦЕБИЕНИЙ ПЛОДА

Цель манипуляции:

1 . Определение стояния плода.

Показания: беременность 20 недель и более.

Противопоказания: нет.

Подготовка инструментов:

Акушерский стетоскоп, обработанный дезинфицирующим раствором.

Подготовка беременной:

1. Уложить беременную на кушетку на спину, подстелив индивидуальную подкладную пеленку.

2. Освободить живот от одежды.

Техника выполнения:

1. Используя акушерские приемы наружного исследования, определяют положение, позицию и предлежание плода.

2. Акушерский стетоскоп ставится со стороны спинки, ближе к головке плода, широкой воронкой вниз.

3. Ухо исследующего прикладывается к другому концу стетоскопа.

4. Стетоскоп плотно прижимается к животу, после чего руку нужно убрать, чтобы не было посторонних шумов.

Места наиболее ясного выслушивания сердечных тонов при различных положениях плода:

1-передний вид, первая позиция, головное предлежание; 2-задний вид, первая позиция, головное предлежание;
3-передний вид, вторая позиция, головное предлежание; 4-задний вид, вторая позиция, головное предлежание; 5-передний вид, первая позиция, тазовое предлежание; 6-задний вид, первая позиция, тазовое предлежание,
7-передний вид, вторая позиция, тазовое предлежание; 8-задний вид, вторая позиция, тазовое предлежание.

5 . Сердечные тоны выслушиваются в виде ритмичных, двойных ударов, повторяющихся в среднем 130- 140 раз в минуту:

а) считается число ударов в минуту;

б) сравнивается с пульсом беременной.

Возможные осложнения и их профилактика: нет

Последующий уход: не требуется.








Приложение № 4

Самостоятельная работа


Студенты под контролем преподавателя и с помощью алгоритмов выполняют практические манипуляции:

  1. Определение высоты стояния дна матки и окружности живота;

  2. Выполнение приемов Леопольда;

  3. Выслушивание сердцебиение плода;

  4. Определение срока беременности, даты дородового отпуска и предстоящих родов.



Приложение №5

5. Закрепление полученных знаний


Посттесты:


Вариант № 1


1. Положение плода это:

а) отношение продольной оси плода к продольной оси матки

б) отношение спинки плода к боковым стенкам матки


2. Различают следующие позиции плода:

а) первую позицию б) вторую позицию

в) переднюю позицию г) заднюю позицию


3. Вид позиции это:

а) отношение спинки плода к правой или левой стенке матки

б) отношение спинки плода к передней или задней стенке матки


4. Различают следующие предлежания плода:

а) тазовое б) головное в) спиной


5. При косом положении плода позицию определяют по:

а) спинке б) головке


6. При первой позиции плода:

а) спинка обращена влево б) спинка обращена вправо


7. Приемы Леопольда – Левицкого позволяют определить:

а) положение, позицию и вид плода

б) отношение предлежащей части ко входу в таз

в) характер предлежащей части

г) высоту стояния дна матки

д) все перечисленное


8. Второй прием Леопольда определяет

а) характер предлежащей части

б) положение, позицию и вид плода

в) отношение предлежащей части ко входу в таз

г) высоту стояния дна матки


9. Окружность живота 100 см, высота стояния дна матки 35 см. Предполагаемый вес плода (в граммах):
а) 3500 б) 3200 в) 3000 г) 3800

10. Декретный отпуск при многоплодной беременности выдается в сроке:

а) 28 недель беременности

б) 30 недель беременности

в) 32 недели беременности

г) 34 недели беременности


Приложение №5

5. Закрепление полученных знаний


Посттесты:


Вариант № 2


1. Различают следующие положение плода:

а) продольное положение

б) головное положение

в) поперечное и косое


2. Позиция плода это:

а) отношение спинки плода к правой или левой стенке матки

б) отношение спинки плода к передней или задней стенке матки


3. Различают следующие виды позиции плода:

а) первую позицию б) вторую позицию

в) переднюю позицию г) заднюю позицию


4. Предлежание плода это:

а) отношение крупной части плода ко входу в малый таз

б) отношение плода ко входу в малый таз


5. При поперечном положении плода позицию определяют по:

а) спинке б) головке


6. При второй позиции плода:

а) спинка обращена влево б) спинка обращена вправо


7. Первый прием Леопольда определяет:

а) характер предлежащей части

б) положение, позицию и вид плода

в) отношение предлежащей части ко входу в таз

г) высоту стояния дна матки


8. Третий прием Леопольда определяет:

а) характер предлежащей части

б) положение, позицию и вид плода

в) отношение предлежащей части ко входу в таз

г) высоту стояния дна матки


9. Окружность живота 100 см, высота стояния дна матки 32 см. Предполагаемый вес плода

(в граммах):
а) 3500 б) 3200 в) 3000 г) 3800

10. Декретный отпуск выдается в сроке:

а) 28 недель беременности

б) 30 недель беременности

в) 32 недели беременности

г) 34 недели беременности




Карточка-задание:



Задание № 1

Изучите таблицу. Выберите и отметьте знаком "+"правильное расположение рук при выполнение приемов Леопольда.























Задание № 2

Изучите таблицу. Выберите и отметьте знаком "+"цель выполнения приемов, положение врача и расположение рук при выполнение приемов наружного акушерского исследования.

























Ситуационная задача № 1


Беременная И.А. 24 лет пришла на консультацию в женскую консультацию.

Диагноз: беременность 36 недель.

Объективно: живот овоидной формы, дно матки на уров­не мечевидного отростка. Окружность живота 95 см, вы­сота стояния дна матки 32 см. При пальпации живота в области дна матки пальпируется крупная, мягкая, мало­подвижная часть плода. В левой боковой стороне матки прощупывается гладкая, широкая поверхность плода, в правой мелкие подвижные бугорки. Предлежащая часть пальпируется в виде крупной, плотной, баллотирующей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 130 ударов в минуту.

Задания:

  1. Определите предполагаемую массу плода.

  2. Определите положение, позицию и предлежащую часть плода.

  3. Укажите, в какой точке будете выслушивать сердцебиение плода при вышеуказанном положении плода.

Ситуационная задача № 2


Пациентка В.Н. 20 лет обратилась в женскую консультацию 2 сентября с жалобами на задержку менструации, тошноту, рвоту по утрам, слабость. Последняя менструация 21 июля.

Задание.

  1. По каким признакам можно поставить диагноз.

  2. Определить срок беременности и дату предстоящих родов по последней менструации.



Эталоны ответов


Посттесты


Вариант № 1

Вариант № 2

1. а

2. а, б

3. б

4. а, б

5. б

6. а

7. д

8. б

9. а

10. а

1. а, в

2. а

3. в, г

4. а

5. а

6. б

7. г

8. в

9. б

10. б



К карточкам – заданиям

Задание № 1

1 – д; 2 – б; 3 – в; 4 – а, г


Задание № 2

1 – а, д, ж, и; 2 – в, ж, м; 3 – г, е, ж, к; 4 – б, з, л.




Ситуационная задача № 1.

  1. Предполагаемая масса плода определяемся по следующей формуле:
    Предполагаемая масса плода = Окружность живота х Высоту стояния дна матки

Окружность живот = 95 см.

Высоту стояния дна матки = 32 см.

Предполагаемая масса плода = 3040 гр.

  1. При наружном акушерском исследовании определя­ется — продольное положение, первая позиция плода. Предлежащей частью является головка плода.

  2. При продольном положении, первой позиции, головном предлежании плода местом наиболее ясного выслушивания сердечных тонов плода будет левая боковая сторона матки ниже пупка.


Ситуационная задача № 2.


1. Диагноз ставится по вероятным (задержка менструации) и предположительным признакам беременности (тошнота, рвота по утрам, слабость).

2. Срок беременности 6 недель (по 1-му дню последней менструации).

Дата родов 28 апреля (первый день последней менструации - 3 месяца +7 дней).



6. Контроль полученных знаний

Студенты выполняют практические манипуляции под контролем преподавателя (на оценку):

- определение высоты стояния дна матки и окружности живота;

- выполнение приемов Леопольда;

- выслушивание сердцебиение плода;

- определение срок беременности, даты дородового отпуска и предстоящих родов.


7. Оформление дневников

Студенты оформляют дневники, в которых отмечают свою практическую деятельность.

Подводят итоги выполненных практических манипуляций.


8. Подведение итогов практического занятия

Преподаватель подводит итоги занятия. Указывает на сделанные ошибки при выполнении манипуляций. Делает выводы и выставляет оценки.


9. Домашнее задание

Литература:

- Д.А. Крюкова. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. – Издание 3-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017г. Страницы 265-271.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!