СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Презентация по курсу "История России" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Реформы управления Петра I".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Презентация по курсу "История России" 8 класс»

Перечислены основные даты Северной войны, необходимо к каждой из них указать событие. 1700 г. 1702 г. 1703 г. 1709 г. 1711 г. 1714 г. 1720 г. 1721 г.

Перечислены основные даты Северной войны, необходимо к каждой из них указать событие.

  • 1700 г.
  • 1702 г.
  • 1703 г.
  • 1709 г.
  • 1711 г.
  • 1714 г.
  • 1720 г.
  • 1721 г.
1700 г. - битва под Нарвой 1702 г. - штурм крепости Орешек (Нотебург) 1703 г. -Основание Санкт-Петербурга 1709 г. - битва под Полтавой 1711 г. - Прутский поход 1714 г. - морское сражение у мыса Гангут  1720 г. - битва у острова Гренгам 1721 г. - Ништадтский мир
  • 1700 г. - битва под Нарвой
  • 1702 г. - штурм крепости Орешек (Нотебург)
  • 1703 г. -Основание Санкт-Петербурга
  • 1709 г. - битва под Полтавой
  • 1711 г. - Прутский поход
  • 1714 г. - морское сражение у мыса Гангут

1720 г. - битва у острова Гренгам

  • 1721 г. - Ништадтский мир

Реформы управления Петра I

Реформы управления Петра I

Cхема основных реформ внутригосударственного устройства. Реформы Петра Реформа порядка несения и наследования службы Реформа центрального управления Реформа городского управления Областная реформа Церковная реформа

Cхема основных реформ внутригосударственного устройства.

Реформы Петра

Реформа порядка несения и наследования службы

Реформа центрального управления

Реформа городского управления

Областная реформа

Церковная реформа

Создание Сената и коллегий Начиная каждую из своих реформ, Пётр Великий, как правило, прямо в указе объяснял, что новые порядки вводятся для «всеобщего блага» и «всенародной пользы». Государь надеялся, что сможет объединить всех подданных идеей всеобщего служения государству.

Создание Сената и коллегий

Начиная каждую из своих реформ, Пётр Великий, как правило, прямо в указе объяснял, что новые порядки вводятся для «всеобщего блага» и «всенародной пользы». Государь надеялся, что сможет объединить всех подданных идеей всеобщего служения государству.

Создание Сената и коллегий Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны . «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Создание Сената и коллегий

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны .

«Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Создание Сената и коллегий Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия , членов которой Петр назвал министрами  и жестко контролировал. Он требовал, чтобы члены Ближней канцелярии непременно записывали свои речи и подписывались бы под ними: Ибо сим всякого дурость явлена будет.

Создание Сената и коллегий

Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия , членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал. Он требовал, чтобы члены Ближней канцелярии непременно записывали свои речи и подписывались бы под ними: Ибо сим всякого дурость явлена будет.

Создание Сената и коллегий Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат . В своем наказе Сенату Петр определил его  обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа.

Создание Сената и коллегий

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат . В своем наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа.

Создание Сената и коллегий В состав Сената царь назначил 9 человек боярской знати и своих выдвиженцев. Решения принимались коллегиально. Он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года : контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности. БОЯРИН ТИХОН НИКИТИЧ СТРЕШНЕВ

Создание Сената и коллегий

В состав Сената царь назначил 9 человек боярской знати и своих выдвиженцев. Решения принимались коллегиально. Он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года :

  • контролировал правосудие,
  • ведал торговлей,
  • сборами и расходами государства,
  • наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности.

БОЯРИН ТИХОН НИКИТИЧ СТРЕШНЕВ

Создание Сената и коллегий Были введены должности фискалов , начиная с обер-фискала Сената и кончая фискалами на местах. Их задача состояла в том, чтобы контролировать администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества и казнокрадства. Фискалы подчинялись непосредственно царю и, не получая жалованья, существовали за счет доли конфискованного имущества.

Создание Сената и коллегий

Были введены должности фискалов , начиная с обер-фискала Сената и кончая фискалами на местах. Их задача состояла в том, чтобы контролировать администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества и казнокрадства. Фискалы подчинялись непосредственно царю и, не получая жалованья, существовали за счет доли конфискованного имущества.

1711 г. – учреждение фискальной службы – надзорная служба «Государево слово и дело!»

1711 г. – учреждение фискальной службы – надзорная служба

«Государево слово и дело!»

Создание Сената и коллегий С 1722 г. Сенат стали контролировать генерал-прокурор  и его помощник —  обер-прокурор . Генерал-прокурор мог приостановить и опротестовать решения Сената. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлись оком государевым и подчинялись лишь царю. Генерал-прокурор П.И. Ягужинский

Создание Сената и коллегий

С 1722 г. Сенат стали контролировать генерал-прокурор и его помощник —

обер-прокурор .

Генерал-прокурор мог приостановить и опротестовать решения Сената. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлись оком государевым и подчинялись лишь царю.

Генерал-прокурор

П.И. Ягужинский

Создание Сената и коллегий Для исполнения решений Сената требовался административный аппарат. В 1717—1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой были созданы 11 коллегий . Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а управление строилось на принципе коллегиальности.

Создание Сената и коллегий

Для исполнения решений Сената требовался административный аппарат. В 1717—1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой были созданы 11 коллегий . Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а управление строилось на принципе коллегиальности.

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — внешняя политика. Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии. Адмиралтейская коллегия — военно-морские дела, флот. Вотчинная коллегия — дворянское землевладение. Камер-коллегия — сбор доходов государства. Штатс-коллегия — расходами государства. Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств. Коммерц-коллегия — вопросы внешней торговли. Берг-коллегия — горно-металлургическое дело. Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность Юстиц-коллегия —гражданский и уголовный суд.
  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел — внешняя политика.
  • Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейская коллегия — военно-морские дела, флот.
  • Вотчинная коллегия — дворянское землевладение.
  • Камер-коллегия — сбор доходов государства.
  • Штатс-коллегия — расходами государства.
  • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия — вопросы внешней торговли.
  • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность
  • Юстиц-коллегия —гражданский и уголовный суд.
В 1720 году был составлен Генеральный регламент . Он регулировал деятельность (полномочия, обязанности) каждой из коллегий. Коллегии подчинялись Сенату, который вместе с царем назначал их президентов. Было введена подпись руководителя на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.

В 1720 году был составлен Генеральный регламент .

Он регулировал деятельность (полномочия, обязанности) каждой из коллегий. Коллегии подчинялись Сенату, который вместе с царем назначал их президентов.

Было введена подпись руководителя на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.

Важным органом центрального управления стала Тайная канцелярия (первоначально Преображенский приказ). Канцелярия вела дела о преступлениях против государства и подчинялась лично государю.

Важным органом центрального управления стала Тайная канцелярия (первоначально Преображенский приказ). Канцелярия вела дела о преступлениях против государства и подчинялась лично государю.

Указ о единонаследии «Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая. Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть. Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение» В интересах дворянства Петр I указом 1714 г. «О единонаследии»  ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, при условии несения службы могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать и закладывать их.

Указ о единонаследии

«Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая.

Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть.

Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение»

В интересах дворянства Петр I указом 1714 г. «О единонаследии» ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, при условии несения службы могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать и закладывать их.

Указ о единонаследии 1714 года Поместья признавались равными с боярскими вотчинами. Российская знать получила равные права. Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе.

Указ о единонаследии 1714 года

  • Поместья признавались равными с боярскими вотчинами.
  • Российская знать получила равные права.
  • Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе.
Табель о рангах В 1722 г. император принял Табель о рангах : Служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14  по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству . Старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Давалась возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения. !!!

Табель о рангах

В 1722 г. император принял Табель о рангах :

  • Служба делилась на гражданскую и военную.
  • Было определено 14 классов (рангов) чиновников.
  • Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству .

Старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Давалась возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

!!!

Реформа местного управления В 1708—1710 гг. страна была разделена на 8, позднее — 11 губерний во главе с генерал-губернаторами  и губернаторами , обладавшими огромной административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Позднее губернии были поделены на провинции  (их было 50), а те, в свою очередь, делились на  дистрикты  (округа). Во главе крупных провинций стояли губернаторы , во главе остальных — воеводы . А.Д. Меншиков Генерал-губернатор Санкт-Петербурга

Реформа местного управления

В 1708—1710 гг. страна была разделена на 8, позднее — 11 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами , обладавшими огромной административной, полицейской, судебной и финансовой властью.

Позднее губернии были поделены на провинции (их было 50), а те, в свою очередь, делились на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций стояли губернаторы , во главе остальных — воеводы .

А.Д. Меншиков

Генерал-губернатор

Санкт-Петербурга

Губерния (глава – губернатор) Провинция (глава – воевода) Уезд (глава – земский комиссар)

Губерния

(глава – губернатор)

Провинция

(глава – воевода)

Уезд

(глава – земский комиссар)

Реформа местного управления Особый режим местного самоуправления существовал на Украине: Власть принадлежала гетману. После измены Мазепы была создана Малороссийская коллегия , которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана  И. И. Скоропадского выборы гетмана   были запрещены и на эту должность  стали назначать царским указом. ИВАН ИЛЬИЧ СКОРОПАДСКИЙ

Реформа местного управления

Особый режим местного самоуправления существовал на Украине:

  • Власть принадлежала гетману.
  • После измены Мазепы была создана Малороссийская коллегия , которую возглавлял царский офицер.
  • После смерти в 1722 г. гетмана

И. И. Скоропадского выборы гетмана

были запрещены и на эту должность

стали назначать царским указом.

ИВАН ИЛЬИЧ СКОРОПАДСКИЙ

Реформа местного управления По замыслу Петра I города России должны были стать центрами торговли, промышленности, финансов, как в Европе, превратиться в важнейший источник доходов государственной казны. 1699 г. – начало городской реформы. В Москве создана Бурмистерская палата – ей подчинялись земские избы городов. В состав палаты вошли бурмистры – избирались посадским населением. Бурмистерская палата переименована в Ратушу в которую бурмистры отправляли все доходы и подати. В 1718 г. полномочия Ратуши сосредоточены в Коммерц-коллегии. В 1721 г. издан регламент Главного магистрата. Члены главного и городских магистратов назначались императором и носили чины по Табели о рангах.

Реформа местного управления

По замыслу Петра I города России должны были стать центрами торговли, промышленности, финансов, как в Европе, превратиться в важнейший источник доходов государственной казны.

  • 1699 г. – начало городской реформы.
  • В Москве создана Бурмистерская палата – ей подчинялись земские избы городов.
  • В состав палаты вошли бурмистры – избирались посадским населением.
  • Бурмистерская палата переименована в Ратушу в которую бурмистры отправляли все доходы и подати.
  • В 1718 г. полномочия Ратуши сосредоточены в Коммерц-коллегии.
  • В 1721 г. издан регламент Главного магистрата.
  • Члены главного и городских магистратов назначались императором и носили чины по Табели о рангах.
Реформа местного управления По регламенту Главного магистрата 1721 г . все население города делилось: «Регулярные» граждане – I гильдия (богатые горожане, люди «свободных профессий»), II гильдия ( ремесленники и торговцы ) – участвовали в выборах магистрата. «Нерегулярные» граждане – в основном наёмные рабочие, слуги, не участвовали в выборах магистрата. Представители других сословий – дворяне, духовенство, крестьяне не были гражданами города, на категории не разделялись , не  участвовали в самоуправлении.

Реформа местного управления

По регламенту Главного магистрата 1721 г . все население города делилось:

  • «Регулярные» граждане I гильдия (богатые горожане, люди «свободных профессий»), II гильдия ( ремесленники и торговцы ) – участвовали в выборах магистрата.
  • «Нерегулярные» граждане – в основном наёмные рабочие, слуги, не участвовали в выборах магистрата.
  • Представители других сословий – дворяне, духовенство, крестьяне не были гражданами города, на категории не разделялись , не участвовали в

самоуправлении.

Реформы управления сделали власть монарха абсолютной , упорядочили руководство страной. Церковная реформа и «Указ о единонаследии» сделали церковь и дворян основной опорой российского самодержавия. Итогами реформ стало укрепление России. Страна заняла равное место среди государств Европы.
  • Реформы управления сделали власть монарха абсолютной , упорядочили руководство страной.
  • Церковная реформа и «Указ о единонаследии» сделали церковь и дворян основной опорой российского самодержавия.
  • Итогами реформ стало укрепление России. Страна заняла равное место среди государств Европы.
ТЕРМИНЫ  Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Аристократия — родовая знать. Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г. Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в. Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона. Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в. Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору. Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи. Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.  

ТЕРМИНЫ

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Аристократия — родовая знать.

Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.

Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в.

Модернизация — обновление основных сторон жизни общества.

Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.

Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в.

Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору.

Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.

Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!