СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка профилактика терроризма и экстремизма в детской и подростковой среде. «Терроризм сжигает мир!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая методическая разработка направлена на снижение экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде.Настоящая методическая разработка направлена на снижение экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде.Настоящая методическая разработка направлена на снижение экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка профилактика терроризма и экстремизма в детской и подростковой среде. «Терроризм сжигает мир!»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18

ИМЕНИ А. Р. ЛЫСЕНКО СТАНИЦЫ РЯЗАНСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН


Методическая разработка

профилактика терроризма и экстремизма в детской и подростковой среде.


«Терроризм сжигает мир!»

Краевой конкурс методических разработок «Лучшая методическая разработка в рамках профилактики девиантного поведения в Краснодарском крае»

Методическая разработка в номинации: «Профилактика терроризма и экстремизма в детской и подростковой среде».


Автор: Куяво Наталья Васильевна, педагог- психолог МБОУ СОШ 18 имени А.Р. Лысенко станицы Рязанской Белореченского района Краснодарского края


2024г.

Станица Рязанская

Пояснительная записка


Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Настоящая методическая разработка направлена на снижение экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде.

Актуальность: заключается в том, что для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.

Цели и задачи:

  • сформировать предупредительную работу по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма.

  • создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;

  • создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

  • развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи.

Исходя из поставленных целей, присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму: проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях; организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом, психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.

Форма организации мероприятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Возрастная группа обучающихся: 8-9 классы.

Формы реализации профилактики терроризма и экстремизма в детской и подростковой среде:

1. Работа с детьми. (Классный час на тему «Терроризм сжигает мир»);

2. Работа с родителями. (Родительское собрание на тему «Терроризм сжигает мир»)

Режим занятий, профилактики терроризма и экстремизма в детской и подростковой среде состоит из двух мероприятий ориентированных на родителей и обучающихся, продолжительность занятий 45 минут (время урока), занятия проводятся 1раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

Снижение экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде, получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.



Тематический классный час для обучающихся старшей школы.


Тема классного часа: «Терроризм сжигает мир!».


Цель:

Дать учащимся представление о терроризме и его проявлениях, убедить в необходимости постоянного выполнения мер предосторожности уменьшающих вероятность стать жертвой террористов, научить правилам поведения при угрозе и во время террористического акта.

Задачи:

Изучить правила поведения при теракте, формирование умения работать в группах. Объяснить сущности терроризма, его типы и цели, формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,

  • плакаты с надписями «Терроризм сжигает мир», «Война против беззащитных»,

  • магнитная доска,

  • заготовки для памяток.

В итоге урока у учащихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:

Знать, что такое «экстремизм», «терроризм», их цели, какие причины порождают экстремизм и терроризм, виды экстремизма

Понимать, что любые проявления экстремизма и терроризма ведут к ответственности

Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано выполнить задания в конце меропиятия.



Ход классного часа


Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди».                                   

(Бернард Шоу).


1. Организационный момент. Психологический настрой.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Сегодня мы собрались для обсуждения значимой для современного общества проблемы. И проблема эта – терроризм. Поэтому темой нашего классного часа сегодня является «Терроризм сжигает мир».

Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

2. Определение темы занятия.

Наш классный час начну со слов Бернарда Шоу «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо». У нас есть хороший помощник - наша совесть. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.

Так что такое терроризм?

Терроризм – это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх в обществе и совершают насилие над людьми. Все террористы – преступники, и после того, как они попадают в руки стражам правопорядка, их судят и сажают в тюрьмы.


3. Погружение в проблему

- С чем можно сравнить добро? (Дом, школа, мама, солнце, весна)

Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить? /Учащиеся 9-го класса отвечают/

- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта? /Все кругом стали бы злыми/

- С чем возможно сравнить зло? (Со всем, что приносит людям и всему живому вред. Война, грязь, слёзы, взрывы).

• Работа в группах.

- Пофантазируйте и нарисуйте, что бы вы увидели на планете под названием Добро и Зло.

• Выступления групп.

( На планете Добра, наверное, живут добрые люди. Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- На планете Зла, люди некрасивые, грязнули. Они всегда ссорятся и дерутся. Дома у них кривые, так как из за ссор у них нет времени их строить и украшать.)

Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово «терроризм» превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие «терроризм» уже означало спектр различных оттенков насилия. В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай - это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время «перестройки». Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990- 1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия.

К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек), взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек), взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек), атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек), захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников), взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300), взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек) и захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети).

ВСЕМ кто сгорел в захваченном самолете, взорван бомбою на улице, в кафе, автобусе, скоростном экспрессе, умерщвлен, будучи взят заложником, завален обломками зданий бессмысленно и навсегда посвящается стихотворение

Ещё вчера вы были живы.

Ещё вчера вы были живы

Мечтали, думали, любили.

Но рок судьбы нить разорвал

И молодую жизнь забрал.

Ещё вчера вы обнимали

Отца, мать, брата и сестру

И грудь свободою дышала,

Но, а сегодня вы в раю.

Чем можем вам помочь?

Не знаю.

Я знаю, вы теперь свободны,

Вас не забудут никогда.

24 января 2011 года в московском аэропорту Домодедово прогремел взрыв. Бомба, начиненная шариками от подшипников, сдетонировала в зоне прилета международных рейсов. Погибли 37 человек, еще 172 получили ранения.

-Я предлагаю всем встать и почтить память погибших минутой молчания. Минута молчания.

Страшно подумать, что этот список может быть продолжен…

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

И сегодня мы не просто затронули такую значимую и важную тему, т.к. в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремальной деятельности.

Молодёжь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим проявлениям и изменениям. Она замечает и остро реагирует на то что ей кажется несправедливым, то что не совпадает с её взглядами и общим мнением. Зачастую это мнение навязано ей псевдогероями с экрана телевизора, со страниц журналов и газет, социальных сетей интернета.

И не для кого ни секрет, что за все деяния нужно нести ответственность.  В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями  Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как любое проявление экстремизм имеет свои определённые характерные черты, несущие за собой страшные разрушения, как материальные, экономические  так  моральные и духовные.

- насилие или угроза насилия;

- одномерность восприятия общественных проблем;

- фанатизм;

- бездумное выполнение любых приказов;

- опора не на разум, а на инстинкты, предрассудки;

- неспособность к толерантности.

Все термины понятны, давайте остановимся на следующих:

Фанатизм – слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области политической, национальной, религиозно-философской сфер, нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям.

Инстинкт – совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. Инстинкт составляет основу поведения животных.

Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.  

4. Как же не стать жертвой теракта? Беседа.

- Ребята, как же не стать жертвой теракта? бдительность. Что такое гражданская бдительность. Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо.

Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? Если вы оказались в числе заложников?

Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых. Не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения. Помнить – спецслужбы начали действовать.

Выполнение заданий.

Ребята делятся на группы. (Приложение 1, 2, 3).

1. Задание: подбери правильное определение к термину.

2. Задание: определите черты экстремизма, объясните их.

3. Задание: определите виды экстремизма.

4. Задание: назовите статьи, в которых предусмотрена уголовная ответственность за проявление экстремизма и терроризма.

Игра « Если бы...».

Проведём игру «Если бы …»

Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Ваши действия.

Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Ваши действия.

Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Правила поведения в случае угрозы террористического акта.

Помните – ваша цель остаться в живых.

Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.

Сообщайте взрослым или в полицию.

Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ: «Как вести себя в толпе, если вы попали в заложники», « Внимание! Терроризм», «Внимание! Взрывные устройства!»(Приложения 4,5,6).

5 Рефлексия.

- Пришло время проанализировать свою деятельность на занятии.

- Над какой темой сегодня работали?

- Достигли ли вы своей цели?

- Когда, в каких ситуациях нам понадобятся эти знания?

Что такое гражданская бдительность?

Например, оставленный кем-то подозрительный предмет: пакет, коробка, чемодан, сумка, игрушка и т. д.

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?

Не трогать. Не вскрывать. Зафиксировать время. Поставить в известность администрацию школы. Дождаться прибытия полиции.

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?

Не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы: не стоять у окна, сообщить по телефону.

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время. Обратиться после звонка в правоохранительные органы.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сегодня мы говорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

Занятие нацелено на формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям - это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Давайте будем ценить и заботься друг о друге и хотя бы стараться быть толерантными (учащимся предлагается подобрать синонимы к слову толерантность).

И наше мероприятие хочется закончить словами Б. Шоу:

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне  в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Б. Шоу



Классное родительское собрание.


На тему:



Цель: создать условия для восприятия материала об экстремизме и терроризме.

Задачи:

1. Рассказать о социально негативном явлении - экстремизм и терроризм;

2. Познакомить видами экстремизма;

3. Определить известность и правильность понимания в молодежной среде понятий «экстремизм», «экстремистская организация»;

4. Определить значимость программы внеурочной деятельности в свете профилактики экстремизма и терроризма;

5. Выявить организации экстремистского толка, которые известны подросткам и оказывают на них определенное влияние;

6. Обучить навыкам ведения делового диалога с взрослыми на равных, ломка психологических стереотипов, «подчинение-подавление», развитие умения иметь и отстаивать собственное мнение.

План проведения собрания:

  1. Вводная часть: приветствие, орг. момент (разъяснение целей и задач собрания, в рамках чего оно проводится)

  2. Беседа «Терроризм сжигает мир».

  3. Обсуждение по вопросам.

  4. Подведение итогов. «Терроризм сжигает мир».

5. Рефлексия

«Современное общество не только открывает для себя новые возможности, но и сталкивается с серьёзными угрозами. Международный терроризм – одна из наиболее опасных угроз. История второй половины ХХ – начала ХХI в. показала, что условия глобализации создают благоприятную среду для международного терроризма. Почему это происходит и как можно противостоять угрозе терроризма? Что сделать для того, чтобы ребенок не стал жертвой вербовки в экстремистскую деятельность».

 Именно об этом мы поговорим на нашем собрании,  ознакомимся   с памятками по профилактике терроризма и экстремизма.

 В настоящее время всё чаще и чаще слышим о социально негативном явлении - терроризм и экстремизм. Несмотря на статистически  небольшую долю преступности  в целом, акты терроризма  уносят огромное количество невинных жизней, одномоментно  внушают страх  и ужас жителям целой страны или даже мира, на долгое время дестабилизируют привычную жизнь, подрывают авторитет государственной власти и системы правоохраны, причиняют боль тысячам людей.

  Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Вывод: Именно поэтому сейчас очень важно усилить воспитательную работу, нацеленную на развитие духовно-нравственных ценностей. В семье, в школе, должна создаваться атмосфера толерантности, уважения прав и свобод человека, стремление к согласию, к активному диалогу.

Виды экстремизма. Проявление экстремизма в современном мире.

Цель: Познакомить с видами экстремизма и проявлением экстремизма в современном мире.

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: 

  • политический

  • национальный

  • религиозный

  Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

  Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

  Политический экстремизм – это движения или       течения против существующего конституционного строя.

  На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Преступления экстремистской направленности.        

К преступлениям экстремистской направленности относятся:

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

организация экстремистского сообщества.

Проявления экстремистской деятельности.

  • Терроризм – это крайнее проявление экстремизма, явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

  • Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

  • Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

  • Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Вывод: Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

Причины возникновения терроризма и экстремизма.

Цель: проанализировать причины возникновения терроризма и экстремизма.

Классный руководитель: К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;

-это нарастание социальной напряженности;

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приведет к утрате нравственных ценностей;

-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказалась наиболее подверженной этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп.

Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

Вывод: От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма. И мы вместе, родители и учителя, должны стоять на страже. Нельзя не обращать внимание на то, чем заняты дети в свободное время, чем они интересуются, посещают ли кружки, секции.

Профилактика терроризма и экстремизма в школе.

Цель: познакомить с мероприятиями по профилактике терроризма и экстремизма в школе.

Грамотное и систематическое осуществление превентивных организационно- технических мер также способно предотвратить отдельные проявления  терроризма.

Мероприятия по профилактике терроризма в нашей школе:

1. Учебно-тренировочное занятие по обучению персонала навыкам безопасного поведения при угрозе совершения теракта.

2. Организация и проведение инструктажа персонала школы.

3. Организация и проведение инструктажа учащихся школы по правилам поведения при угрозе теракта.

4. Проведение разъяснительной работы среди родителей и учащихся.

6. Оформление  стенда – «Правила поведения при теракте».

Мероприятия по профилактике экстремизма среди учащихся.

  1. Проведение дней родного языка.

  2. Проведение классных часов, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.

  3. Проведение недели вежливости.

  1. Проведение тематических недель «Кубань – ты наша родина», по гражданско – патриотическому воспитанию.

  2. Проведение тематического периода «За здоровый образ жизни», по спортивно – оздоровительному воспитанию.

  3. Проведение мероприятий направленных на исключение случаев национальной вражды, направленных на воспитание толерантности.

Вывод: все инструкции и рекомендации необходимо соблюдать.

Итог собрания.

Цель: обсудить полученную информацию.

Классный руководитель: Предлагаю обсудить информацию по профилактике экстремизма и терроризма. (Обсуждение)

Вывод: К родителям просьба дома поделиться с детьми информацией и обсудить памятку по профилактике терроризма. (Приложение 4,5,6)

 Рефлексия.

ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ: «Как вести себя в толпе, если вы попали в заложники», « Внимание! Терроризм», «Внимание! Взрывные устройства!»(Приложения 4,5,6,7).

- Важна ли полученная информация для меня?

- Пожалуйста, продолжите мою мысль:

- Сегодня я узнал…

- Сегодня я понял…

- Как говорить с детьми о терроризме ( Приложение 8),...

«Таким образом, можно сказать, что терроризм является оскорблением для всего человечества. Он нарушает принципы международного сотрудничества и взаимопонимания между странами, которые имеют основополагающее значение для построения международного сообщества, основанного на принципах гуманизма.

Эффективная борьба с терроризмом возможна лишь путем упорных коллективных действий, которые должны вестись в глобальном  масштабе на основе общих принципов».

Всем спасибо за плодотворную работу! До новых встреч!



























ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


  1. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)

  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

  4. ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. ФЗ от 29.04.2008 № 54-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями);

  5. ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. ФЗ от 27.07.2006 № 153-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями) и др.

  6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761).

  7. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и терроризмом: материалы науч.-практ. Конф. (Моск. Ун-т МВД России, 10.10.2013г.). - ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право.

  8. Базаркина Д.Ю. Терроризм и антитеррористическая деятельность: коммуникационный аспект: (по материалам Европейского союза) / Д.Ю. Базаркина; Междунар. центр социал.-полит. исслед. и консалтинга. - М.: МЦСПИК.

  9. Антитерроризм, акции [Электронный ресурс] URL: https://s27nn.ru/index.php/vospitatelnya-deytelnost/metodicheskij-kabinet-klassnykh-rukovoditelej/metodicheskie-razrabotki



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Терроризм

деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.


Экстремизм

это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.


Фанатизм

это слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области политической, национальной, религиозно-философской сфер, нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям.


Инстинкт

совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.


Толерантность

терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.


Молодёжь

это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности












ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Черты экстремизма

насилие или угроза насилия;


одномерность восприятия общественных проблем;


фанатизм;


бездумное выполнение любых приказов;


опора не на разум, а на инстинкты, предрассудки;

неспособность к толерантности;


терпимость;


толерантность;


уважение;


понимание;



















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Виды экстремизма

По направленности

внутригосударственный (репрессии против собственного народа);


По националистический (отвергает интересы и права других наций);масштабности действий

межгосударственный (утверждение своих норм и принципов в мировом масштабе).


По отношению к властным структурам

государственный (осуществляемые властными структурами репрессии);

экономический (установление одной формы собственности; устранение конкуренции и др.);


оппозиционный государству (антирежимные группировки; теракты).

политический (в отношении властных структур, государственного строя);

духовный (отрицание достижений других культур).



религиозный (нетерпимость к другим конфессиям);

экологический (против природоохранной политики; за полную ликвидацию промышленности);



























ПРИЛОЖЕНИЕ 4



















ПРИЛОЖЕНИЕ 5







ПРИЛОЖЕНИЕ 6







ПРИЛОЖЕНИЕ 7

























ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Как говорить с детьми о терроризме

Захват заложников в школе, взрыв в вагоне метро… Сегодня сохранить позитивный взгляд на мир непросто даже взрослым. Едва ли не каждая неделя приносит с собой годовщину теракта, хронику которого средства массовой информации раз за разом восстанавливают с пугающими подробностями. Печальный календарь продолжает пополняться: информация о новых взрывах или захватах заложников попадает в каждый дом, где включен телевизор, работает радио или подключен к интернету компьютер. Полностью оградить от нее детей невозможно, да и едва ли нужно: лишая их права знать о том, что происходит вокруг, мы рискуем не только создать у них искаженную картину мира, но и подвергаем их жизнь потенциальному риску.

Ребенку, как и взрослому, жить в неспокойном мире тяжело: пугающая информация заставляет нас остро ощущать собственную уязвимость, некоторые начинают бояться реальности, прятаться от нее. Однако для детей и подростков вопрос стоит еще более остро: они испытывают жизненную потребность в импульсах для развития, источником которых служит окружающий мир. Если же мир начинает восприниматься лишь как средоточие угрозы, то все когнитивные силы ребенка будут расходоваться не на познание и осмысление действительности, а на защиту от нее. Страх перед реальностью может стать препятствием на пути их взросления и развития.

Наибольший вред способны нанести теленовости. Ребенку трудно абстрагироваться от видеоряда и осознать границу между тем, что он видит на экране, и своей повседневной жизнью. Поэтому в особенно острые моменты не стоит смотреть информационные телепрограммы вместе с детьми. Вскоре после «Норд-Оста» многие родители жаловались на то, что у детей нарушились сон и аппетит, появились ночные страхи. Эти дети не были свидетелями или жертвами теракта — они лишь наблюдали за развитием событий по телевизору и стали их вторичными жертвами.

Важно дать понять ребенку, что террористов мало — несравнимо меньше, чем обычных людей, и их действия нацелены не на него.

Ребенку важно объяснить: для того чтобы запугать нас, террористы выбирают особые места и даты, а на самом деле количество людей, которые страдают в результате взрывов или захвата заложников, несопоставимо с количеством тех, кто гибнет, к примеру, в автокатастрофах. Но при этом никто не боится ездить в автомобиле или в автобусе. Если мы разумные люди, то пристегиваемся и не садимся в машину к пьяному водителю. Иными словами, хорошо, если ребенок как можно раньше осознает, что для собственной безопасности необходимо соблюдать определенные правила и в большинстве случаев этот принцип работает и по отношению к террористам.

Ребенок должен знать правила поведения в любой опасной ситуации — будь то пожар или теракт. Практические навыки помогут чувствовать себя более уверенно в случае встречи с опасностью. Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал, что практически из любого сложного положения существует выход: это знание очень мобилизует. Еще важный момент — настроить ребенка на помощь, в том числе эмоциональную, тем, кто оказался рядом. Это отвлекает от собственных переживаний, страха и создает атмосферу общности.

Нет смысла нагружать его избыточной информацией, опережая событие. Но если ребенок с ним соприкоснулся (например, увидел в новостях сюжет, посвященный теракту), разговор об этом необходим. Лучше отвечать на конкретные вопросы — ребенок сам подскажет, что ему важно сейчас узнать.

Хорошо, если событие станет предметом семейного обсуждения. Ребенок поймет, что не он один тревожится и что взрослые, разделяя его чувства, тем не менее, относятся к этой ситуации спокойно и по-деловому. Стоит учитывать и особенности возраста: до пяти лет дети едва ли способны осознать, что такое террор. Поэтому можно не разделять в разговоре такие понятия, как «терроризм» и «война». Можно сказать, например: «Плохие люди устроили войну». Для детей шести-девяти лет подробные разъяснения тоже могут оказаться избыточными, поэтому лучше в игре обсудить, какие действия в критической ситуации будут правильными, а какие — нет, акцентируя внимание именно на практической стороне дела.

Иное дело подростки: у них уже есть чувство ответственности за себя и за окружающих, а потому им необходимо понимать суть происходящего. С ребенком 11—15 лет стоит говорить о причинах и целях терроризма, о различных формах терактов. Подросток способен принимать самостоятельные решения, поэтому так важно проговаривать и разные стратегии поведения в случае непосредственного столкновения с террористами.

Хотелось бы ознакомить родителей с простыми правилами, которые должен соблюдать ребенок, оказавшийся рядом с террористами:

•Попытаться немедленно уйти как можно дальше от источника опасности.

•Обратиться за помощью к взрослому, который вызывает доверие.

•Выполнять то, что говорит взрослый, оказавшийся рядом, даже если это террорист.

Мы неосознанно заражаем собственными страхами своих детей. Разберитесь, что тревожит вас и проанализируйте свое отношение к происходящему. Если вам удастся справиться со своими тревогами, очень может быть, что других усилий от вас и не потребуется: ребенок буквально из воздуха впитает позитивный взгляд на мир и научится радоваться жизни несмотря ни на что.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!