Ляшко Евгения Александровна, преподаватель
МБУДО ДМШ №1 Кировского района г. Казани
Методическая разработка
«Развитие творческих способностей на уроках
по слушанию музыки в ДМШ и ДШИ»
В обществе всегда будут востребованы творческие личности, которые смогут реализовать свой потенциал. Эти личности должны обладать художественным вкусом, знаниями, умениями и навыками для достижения поставленных целей и также широким видением всего процесса, когда творческая личность, являясь частью общества, пропагандирует своё мировоззрение, своё мироощущение вокруг и таким образом способствует развитию общества в целом.
Уроки по слушанию музыки по своему характеру являются творческими, нацеленными на воспитание культуры слушания у ребенка, на формирование его эстетического вкуса, а также на развитие музыкально-творческих способностей у детей, приобретение ими знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, а в целом – на воспитание гармоничной личности. Таким образом, для достижения этой цели на уроках по слушанию музыки формируются задачи:
-развивать у детей интерес к классической музыке, через мировые художественные ценности приобщить детей к искусству в целом, пробудить у них интерес к известным творческим деятелям – композиторам, художникам, писателям, интегрируя и синтезируя таким образом в восприятии ребенка все виды искусств в единую культурную и духовно наполненную систему творческого самовыражения лучшей части человечества;
- расширять кругозор у детей, способствовать развитию речи, творческим навыкам, умению описывать музыкальную мысль;
- помочь детям выработать ассоциативный вид мышления и воображения;
- на музыкальных и художественных примерах пробудить и развить у детей чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим, помочь детям сформировать внутри себя духовные ориентиры.
Именно использование творческих методов, приемов на уроках по слушанию музыки способствует поддержанию хорошего внимания у детей на уроке, активизации их мышления в познавательной деятельности, творческому самораскрытию. Само по себе применение творческих моментов на уроке уже вносит долю спонтанности, непредсказуемости , уникальности каждого урока, и многое зависит от творческой личности самого педагога, от умения его быстро ориентироваться в ситуации и направлять деятельность в нужное русло.
Л. С. Выготский дает следующее определение творческой деятельности: “Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке” [1, с. 3]. И далее: “Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения” [1, с. 5].
Из этих рассуждений мы видим, что творчество созвучно самой идее мироздания – когда каждый листик, каждый цветок в этом мире неповторимы и уникальны, и этим подтверждается не только бесконечное многообразие мира, но и ценность настоящего момента, что делает процесс творчества естественным и необходимым для каждого человеческого существа.
Для достижения успеха в развитии у ребенка творческого осмысления музыкального искусства на уроке я пользуюсь приемами эвристического и исследовательского методов обучения. Задания могут быть самыми разными, часто они создаются спонтанно, при погружении в поток информации, при поиске понятных и верных ассоциаций, что и характеризует эвристическую направленность в обучении на уроке.
Например, инсценирование разных песенок-попевок для формирования певческого диапазона и музыкального слуха, здесь у ребенка включается поиск и пластического соответствия выбранной роли, а еще мы даже можем нарисовать маски;
Следуя творческому порыву, в своём инсценировании, мы можем внедрить и нового персонажа, чтобы создать новые интонации,новые нотки в характеристике выбранных героев. Также к эвристическим приемам я отношу создание детьми или совместно с детьми песенок-чистоговорок в процессе урока, которые практически помогают нам не только достичь чистого интонирования во время пения, но и улучшить нашу дикцию (при изучении подходящих тем в разделе «Музыкально-звуковое пространство» для 1 класса);
При изучении элементов музыкальной формы, чтобы осознать, что означают эти новые термины и позже применять их на практике в анализировании музыкальных произведений, мы обводили цветными карандашами и фломастерами подходящие слова и строчки в самых известных простых детских песенках;
Простота в практическом применении новых навыков при изучении нового материала с опорой на ранее усвоенные детьми знания побуждает обучающихся к самостоятельности в применении своих знаний, к формированию своего миропонимания. В этом и ценность использования эвристического метода. От простого к сложному, постепенно, стимулируя своё воображение и творчество, дети подводятся педагогом к правильному решению.
Можно и дальше продолжить перечисление приемов эвристического метода, используемые нами на уроках:
Это в том числе создание иллюстраций к различным произведениям на уроке – любимое и понятное детям задание, развивающее их воображение, мышление и творческие навыки.
Сочинения по изученному материалу, по впечатлениям, полученным на уроках по слушанию музыки – также способствуют развитию творческого воображения у детей.
Очень большое поле для воображения и творческое «горение» у детей создается с первых уроков по слушанию музыке по теме Метроритм: чтобы уловить и чередование коротких и длинных звуков ритма, и неизменное равномерное биение пульса метроритма, у нас спонтанно рождалось множество ассоциаций – это и дом, в котором живут разные нотки-человечки, это и море, с его равномерным шумом прибоя и многообразием морской жизни, а в практических упражнениях мы придумываем много стишков или даже «нескладных» нерифмующихся предложений и тут же с помощью ритма и метроритма превращаем их в интересные и увлекательные ритмические построения, а если еще и одновременно отстукивать ритм и метроритм руками или ногами, то это задание становится сродни состязанию, спортивному испытанию, вызывая веселые эмоции, азарт у детей и радость, когда всё получается.
Когда дети на своём уровне овладеют достаточной базой знаний, умений, навыков на уроках по слушанию музыки, тогда на уроке совместно с другими методами возможно использовать приемы исследовательского метода. Отличие исследовательского метода от эвристического заключается в следующем: при эвристическом методе учитель ставит более узкие задачи и больше контролирует, направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники уже самостоятельно решают более сложные задачи, например, они могут сами выбрать тему, сформулировать вопрос, который они хотят осветить, и далее они самостоятельно подбирают материал, уже зная, как они оформят работу, какие будут результаты, то есть обучающиеся могут самостоятельно построить план своих действий и обосновать свои суждения по данному предмету.
Творческие задания, используемые мной на уроках, соответствующие исследовательскому методу обучения, это, например:
-Соотнести музыкальные произведения и стихотворения, созвучные им;
-Создать презентацию, посвященную какому-либо композитору;
-Сделать анализ произведения;
-Подобрать плей-лист по определенной теме, либо в рамках какого-то раздела выбрать тему и подобрать плей-лист музыкальных произведений и т.п.
Исследовательский метод при достаточной подготовке обучающихся реализуется на уроке по слушанию музыки в процессе всех видов учебной деятельности: при восприятии музыки, музицировании, в игровых моментах, при выполнении творческих заданий – на уроке и дома. Это расширяет кругозор у школьников, мотивирует, активизирует их. С опорой на традиционные методы обучения (наглядный, словесный и практический), чередуясь с эвристическим, исследовательский метод развивает у обучающихся умение собирать и обрабатывать информацию, самостоятельно решать различные задачи, творчески подходить к учебному процессу. Так развивается и реализуется творческое начало у обучающихся, и они постепенно становятся самостоятельными, образованными, коллективными и в то же время самодостаточными плодотворными личностями.
Таким образом, творческое развитие учащихся на уроках по слушанию музыки приносит свои плоды: дети более осознанно воспринимают информацию на уроке и, перерабатывая её в своём мышлении, восприятии, стремятся практически применить полученные навыки.
Целью же творческого развития и является приобретение такой доли самостоятельности в применении своих знаний, умений, навыков на практике, чтобы ребенок мог выразить себя, чтобы он стремился к лучшему и с радостью постигал новое. Важно, что на уроках учитель знакомит ребенка с высокохудожественными образцами мирового искусства, формируя таким образом у детей эстетическую направленность, художественный вкус, целостное восприятие творчества. И это является фундаментом, основой дальнейшего творческого личностного роста ребенка, его взросления и, в будущем, его вклада в культурное развитие общества.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”; №10.).
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М., 1976.-254с.