Светлана Васильевна Клочкова
Учитель истории и обществознания МОУ «Чернавская школа» Милославского района Рязанской области
С. Чернава, Милославский район, Рязанская область
Электронная почта: [email protected]
Телефон: 8 915 609 40 33
Исследовательский проект с применением ИКТ «Посылка на фронт»
В процессе применения и использования средств ИКТ в воспитательной работе формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий ее анализировать, делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Посылка на фронт» с использованием ИКТ
Методическая разработка написана для проведения музейного урока «Я помню! Я горжусь!». Методическая разработка представляет собой подробное описание музейного исследовательского проекта «Посылка на фронт», посвященного 70-летию Великой Победы. Является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Главные цели мероприятия:
Образовательная цель:
- Углубление знаний учащихся о Великой Отечественной Войне;
- Пробудить интерес у учащихся к изучению истории Отечества, истории своего народа.
Воспитательная цель:
- Воспитывать уважительное отношение к памяти предков - участников Великой Отечественной Войны, тружеников тыла.
- Повышать гражданское самосознание и патриотизм учащихся.
Развивающая цель:
- Развивать у учащихся осознание ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей нашей страны.
Задачи:
1. Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся посредством использования ИКТ.
Информационная карта:
Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ на всех этапах реализации проекта. Форма проведения: презентация исследовательского проекта
Данное мероприятие для учащихся 1- 4, 5-6 классов
Ресурсы дидактического материала (видео – фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)
Средства Microsoft Office, с помощью которых создан дидактический материал: Программы Power Point; Movie Maker
Формы работы с ИКТ:
Поиск информации в интернете
Работа с ЭОР (Книга Памяти Рязанской области)
Оформление и систематизация поискового материала в Power Point
Создание видеофильма с использованием программы Movie Maker
Работа со звуковыми файлами
Создание презентации Power Point о проекте для участия в областном конкурсе «Музей и дети»
Технологии: видеофильм «Мой прадед», созданный в программе Movie Maker; мультимедийная презентация «Посылка на фронт», созданная в программе Microsoft Office Power Point
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиапроектор, видеокамера, сканер, принтер, фотоаппарат, видеофильм, видеоролик о войне, презентация
Оформление: Выставка «Все для фронта! Все для Победы!»
Время реализации: 45 минут
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране;
метапредметные: Умение осуществлять информационнный поиск для выполнения учебных задач;
предметные: Понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни.
Актуальность
В результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться.
Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Но как сделать краеведческую, поисково-исследовательскую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка? Использование ИКТ при организации музейной работы разнообразит внеурочную деятельность, сделает воспитательные мероприятия более зрелищными, эмоциональными. ИКТ – не просто технология, а целый мир, открывающий огромные перспективы развития.
План воспитательного мероприятия:
1. Сообщение темы и целей мероприятия.
2. Видеоролик о ВОВ
3.Презентация проекта
4. Видеофильм «Мой прадед»
5. Интерактивная игра «Посылка на фронт»
Аннотация
Исследовательский проект «Посылка на фронт» - интереснейшая живая история, возможность оценить, прочувствовать весь масштаб священной войны и всю радость победы не с торжественной, парадной, а с бытовой ее стороны, позволяющей передать многогранность известных исторических событий и сложную судьбу каждого человека, оказавшегося свидетелем военной поры.
Актив музея ( учащиеся 12-14 лет) представил проект на музейном уроке для учащихся 1- 6 классов. Ребята подробно рассказали о работе и результатах исследования на каждом этапе проекта, используя компьютерную презентацию.
Содержание дидактического материала
Подготовительный этап проекта: постановка цели: провести исследование помощи жителей села Чернава во время Великой Отечественной войны фронту; выдвижение гипотезы, определение темы и конечного продукта исследования.
Проектировочный этап:
Формулировка задач, распределение обязанностей и выработка плана действий.
Этап сбора информации: изучение семейных архивов, опрос информаторов, работа с электронной Книгой Памяти Рязанской области, изучение архивов музея. Практический этап: Собирание вещей и предметов для выставки и презентации проекта;
Оформление рубрики музейного архива «Последние свидетели Великой Отечественной»;
Написание сценария для игры-экскурсии «Посылка на фронт»;
Изготовление куклы для интерактивной игры-экскурсии
Творческий этап: организация выставок творческих работ «Все для фронта! Все для Победы!»;
Создание презентации «Мой прадедушка»;
Заключительный этап проекта:
Публичная защита проекта на музейном уроке «Военное прошлое моей семьи»;
Проведение интерактивной игры «Посылка на фронт»
Выставку «Все для фронта! Все для победы!», отразившую творческий этап проекта, составили сочинения-письма бойцам Красной Армии и вещи для посылки на фронт, изготовленные активом музея и их семьями.
Затем ребята провели интерактивную игру «Посылка на фронт», из которой присутствующие смогли узнать, какую помощь оказывало население бойцам и командирам, присылая на фронт посылки, с любовью собранными детьми и взрослыми.
Всем желающим было предложено написать письмо или нарисовать рисунок для бойца и тоже положить в посылку.
На завершающем этапе мероприятия был показан фильм «Мой прадед», в основу которого легли исследовательские материалы.
Работая над проектом, дети узнали много нового о своих предках, о том, какие сложные жизненные пути прошли не только их прадеды, но и прабабушки, все жители села, которые оставались в тылу.
Результат проекта имеет свое продолжение. Посылка может пополняться другими вещами и предметами, о которых дети будут узнавать в результате поисковой работы.
Интерактивная игра «Посылка на фронт» может использоваться в качестве фрагмента экскурсии в школьный краеведческий музей как для детей, так и для взрослых, а также при проведении предметных недель, музейных уроков, внеклассных мероприятий, на уроках истории, литературы, тематических классных часах.
Интерактивная игра «Посылка на фронт»
Оборудование для игры: кукла-самоделка, коробка для посылки, носки, двупалые варежки, белая ткань , кисет, махорка, сухари из черного хлеба
1-ый ученик:
Когда мужчины - отцы, братья ушли на фронт воевать за освобождение Родины, женщины делали все возможное, чтобы поддержать бойцов. Они шили теплые носки и шарфы, рукавицы и шапки, кисеты и подушки. Они собирали полотенца, простыни, наволочки, платки, тужурки, одеяла и много чего еще, складывали это в посылки и отправляли на фронт. Не какому-то конкретному адресату, а просто - "На фронт". Моя прабабушка рассказывала, что во время войны посылки собирались всем селом. Вот и мы, окунувшись в ту далекую эпоху, почувствовали себя сопричастными с ней. Мы решили собрать посылку на фронт.
1-ая ученица : (С нарядной куклой в руках)
Одна молодая женщина проводила на фронт своего мужа, и через некоторое время получила похоронку на него, (Кукла переворачивается и превращается в «черную вдову»), но она не опустила руки, не замкнулась в своем горе, а со всеми вместе собирала посылки на фронт.
2-ой ученик:
Посылка на фронт - интереснейшая живая история, история войны не с торжественной, парадной, а с бытовой ее стороны.
Читает стихотворение
Здравствуй, дед! Мне рано ещё в помощь,
но так хочется помочь врага разбить.
Я тебе пишу, настала полночь,
через час начнут и нас бомбить.
Мама сделала мне свет не очень яркий.
Загудят – сказала, погаси.
Мы на фронт с сестрою шьём подарки.
Бабушка связала и носки.
Мы тебе пошлём посылку, деда.
Там табак, на фронте он в цене.
Главное, нам встретить всем победу,
все фашисты сгинут пусть в огне.
В репродукторе сказали громко утром,
что грядёт серьёзный перелом.
А мне сон приснился - мы, как будто,
бьём фашистов, дед, с тобой вдвоём.
Я тебе во сне давал патроны,
мы в атаку ринулись на бой,
но проснулся ночью, а я дома,-
разбудил сирены громкий вой.
Ты за нас, дедуль, не беспокойся.
Я тут строю каждый день семью.
Мама шутит всё:- сначала, сын умойся.
Дед, я даже бритву брал твою.
Думал, если бреешься, то взрослый,
и скорей возьмут к тебе на фронт.
Я ответы приготовил на вопросы,
если спросят, знаю всё про дот.
Знаю, как накручивать портянки,
даже чистил ваксой сапоги.
А сестра сказала - я гражданский.
Не понять ей – девичьи мозги.
Дедушка, когда придёт посылка,
ты найдёшь подарок мой на дне.
Зажигалка там и маленькая пилка,
всякое бывает на войне.
Береги себя, дед. Мама плачет.
Я же мужеством в тебя, наверно, дед.
А победа будет наша! Не иначе!
Самою великой из побед!
3-ИЙ УЧЕНИК
Бабушка рассказывала, что на фронт отправляли самые простые и не менее нужные вещи, чем пулемет, (Берет носки) Вот теплые носки.
3-Я УЧЕНИЦА
А вот варежки.
4-ый ученик
А это – белая ткань. Чернавские женщины ткали такие холсты и отправляли на фронт для маскировочных костюмов.
2-ая ученица:
А уж кисет для бойца - первое дело, папирос еще не было, а махорку, выдаваемую бойцам, надо было где-то хранить. Вроде бы мелочь, но кисет, который с любовью шили женщины, вышивая на них инициалы своих родных и любимых, стал не меньшим символом Победы, чем танк "Т-34" или легендарная "Катюша".
3-я ученица:
Помимо стандартного набора носки, варежки, махорка, воины получали куклы, словно мальчишки радовались им, ведь именно они напоминали солдатам о доме, о родных и близких, которые с нетерпением ждали их домой.
(Держит сухари)
В этих посылках - вся женская любовь, все надежды на жизнь родного мужчины, огромный вклад в Победу.
1-ый ученик:
Пожалуй, женщины, которые это делали, внесли не меньший вклад в Победу, чем мужчины, танкисты и артиллеристы - не только героизм на войне важен, важен еще и крепкий тыл
2-ая ученица:
Мы собрали посылку на фронт? А теперь положим письмо. (Читает письмо)
1-ая ученица
И вот долгожданная Победа. Все радуются жизни. (Кукла переворачивается в цветную одежду) И русские женщины, молодые вдовы, радуются со всеми вместе, потому что только они знают, чем пришлось за нее заплатить.
Демонстрация фильма «Мой прадед»
Библиография
Слепцов М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…» // Смоленский областной институт усовершенствования учителей.- Смоленск, 1997- С. 184
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.:Новая школа, 1997. – 336с.
Информаторы
Архивные документы школьного музея
ЦОР
Интернет-ресурсы:
newstuia. ru/fullnews _ 3459.html
smena-online.ru/stories/posylka-na-…
venev71/ru/posulka-na-front/
mouraduga.ucoz./ru/publ/posylka_na_f…