СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Сборник дидактических игр, используемых на уроках окружающего мира (1-4 классах)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Сборник дидактических игр, используемых на уроках окружающего мира (1-4 классах)»

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

Ростовской области

«Зерноградские педагогический колледж»







Методическая разработка

Сборник дидактических игр,

используемых на уроках окружающего мира

(1-4 классах)






Зерноград

2020

Методическая разработка

Сборник дидактических игр

используемых на уроках окружающего мира

(1-4 классах)



Составитель: Капшук С.В. студентка 4 ОЗО П – 41 группы ГБПОУ РО «Зерноградский педагогический колледж», специальность «Преподавание в начальных классах».

Аннотация

Практическое пособие, предназначено для учителей начальных классов.

Пособие содержит методику проведения дидактических игр и дидактические игры на развитие познавательного интереса младших школьников к урокам окружающего мира.























ВВЕДЕНИЕ

Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Эти характеристики предъявляют к личности повышенные требования. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. Появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Увеличение умственной нагрузки на уроках окружающего мира заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к окружающему миру у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться развить познавательный интерес к изучению окружающего мира.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.











Глава 1. Методика проведения дидактических игр.

Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

Далее необходимо определиться с количеством играющих. По возможности, надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок.

Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Требуется четко спланировать временной параметр игры, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

При проведении игры необходимо учитывать:

1. Место игры на уроке. Игра может быть на любом этапе урока. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.

Спокойные игры возможны на любом этапе урока. Оживленные игры целесообразно проводить в конце, так как во время таких игр дети быстро возбуждаются. Начиная игру, учитель должен ясно осознавать, какие знания детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие навыки и умения развивать. Большое значение имеет серьезное отношение к игровой деятельности ребенка, необходимо подчеркивать значимость, необходимость, важность того, что он делает. Необходимо, чтобы учитель, начиная игру, настраивал детей на выполнение заданий, условий игры. Объявлять об игре надо кратко: «Сейчас мы проведем игру...», а приглашение, высказанное в виде «Кто хочет ответить...», «Давайте поиграем», не создают у школьников нужного настроения.

2. Выбор игры. Он определяется целями урока. Дидактическая игра должна быть доступна для учащихся данного возраста. Очень простое задание воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата, непосильное убивает интерес к игре. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка.

3. Организация игры. Учитель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец выполнения игрового действия.

Предварительно, перед началом игры, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях. Игру нельзя начинать, не убедившись, что все ученики поняли ее правила. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, задавая наводящие вопросы и направляя действия играющих.

Учитель осуществляет контроль за соблюдением правил игры, но он должен быть опосредованным. В этом случае играющие почувствуют большую свободу действий, а ведущие проявят самостоятельность, инициативу, овладеют организационными умениями.

4. Проведение игры. Отличительной особенностью игры является ее добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными. Обилие замечаний дисциплинарного порядка является недопустимым, так как в игре дети должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от своей самостоятельности.

В процессе игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся. Ошибки во время игры исправлять не следует, это отвлекает учащихся, а анализ их следует провести после окончания игры. Подбадривание и поощрение учеников необходимы для успешного протекания игры.

Многие игры можно проводить как соревнования команд. В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой, чтобы силы команд были равными.

Важно соблюдать темп проведения игры: медленный порождает ожидание своей очереди, скуку, потерю интереса, слишком быстрый вызывает отставания большинства учащихся.

5. Подведение итогов. По окончании игры подводятся итоги, объявляются победители. Необходимо объяснить, почему учитель считает команду или несколько учащихся победителями.

Большое значение имеет коллективный анализ игры, он необходим для выработки навыков самоконтроля, самооценки. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на поведение детей, и на проявление других качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Необходимо постоянно демонстрировать детям их достижения.

Оптимальные способы использования игровой деятельности в системе уроков следующие:

- Весь урок строится как сюжетно-ролевая игра;

- Во время урока, как его структурный элемент;

- Во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задачи, элементов соревнования и т.д.).

Однако существуют некоторые ограничения для проведения дидактических игр:

- Не стоит организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему;

- Не целесообразно внедрять игры на итоговых уроках и экзаменах, если они не использовались в процессе обучения;

- Не следует применять игры с тех предметов и программных тем, они не могут дать положительного эффекта.

Если после игры знания, умения и навыки учащихся не растут, это означает, что игра не является эффективной и результаты ее внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины негативных последствий. Их может быть две:

1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям.

2) методика проведения игры неправильно.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана со всеми сторонами воспитательной и учебной работы в школе. В творческих играх происходит важный и сложный процесс усвоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его внимание, память, воображение. Игра способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому - труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:

1.При объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.);

2.При усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучший доклад на заданную тему?»). Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать доклады друг друга;

3.При повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса.

Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно - деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.



Глава 2. Сборник дидактических игр.



Овощи, фрукты

Дидактическая задача: знать ово­щи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрук­ты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».

Можно усложнить задание: учитель назы­вает группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.


Куда пойдем, что найдем?

Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых дикорастущих ра­стений.

Ход игры: учитель говорит, что дети бу­дут играть в игру, в которой надо знать, где какое растение растет. Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знако­мые растения.


Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.

Дидактическая задача: знать мор­фологические признаки растений, уметь груп­пировать их по этим признакам.

Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель назы­вает растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знако­мых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.

После игры желательно провести экскур­сию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.


Летает — не летает

Дидактическая задача: знать ле­тающих представителей животного мира.

Ход игры: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животе-Ное или нет. Называет учитель сначала хо­рошо знакомых диких и домашних животных.


Бегает, прыгает, летает

Дидактическая задача: знать ос­новной способ передвижения животного.

Ход игры: учитель называет животное, а ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит ука­зать наиболее характерный и знакомый спо­соб передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей — «летает», а в даль­нейших заданиях — «прыгает по земле», кошка — «ходит», «бегает», «лазает». Чтобы побудить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.


«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи: Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование: Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

 

«Что напутал художник» Исправь ошибки.

Задачи: Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением перепутанных вещей.
Нужно исправить ошибки.


 «Объедини виды транспорта»

Задачи: Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).
Задание можно дать, поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья - железнодорожный, а четвертая - воздушный.  Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.


«Живая – неживая»

Задачи: Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование:Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т. е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 





«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи: Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.

Оборудование: У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.


«Радуга - дуга»

Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет, в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.


Соотнеси загадку с отгадкой.

На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.

 

 «Вершки и корешки».

Задачи: Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать, развивать интерес к природе.

Оборудование: У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.


«Узнай растение по описанию»

Цель: закрепить знания о разных видах растений.

Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)

Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:

  1. Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).

  2. Листья (величина, форма, окраска).

  3. Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).

  4. Ствол (цвет, толщина, поверхность).

  5. Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).

Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)


Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)


Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

На длинной ножке. (Клен)


«Зеленые загадки»

Цель: закрепить знания по темам «Фрукты» и «Овощи».

Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга - мешочек с овощами и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта. Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество очков.

Загадки:


Сидит дед

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)


Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

К пище приправа,

И на микробы управа. (Чеснок)


Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Крепкие соленые. (Огурцы)



Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)


Посадили зернышко,

Вырастили солнышко. (Подсолнечник)


Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная…? (Картошка)


Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковь)



Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лёжа. (Тыква)


«Узнай ягоды»

Цель: закрепление умения распознавать ягодные культуры наших лесов и садов.

На экране мелькают картинки с изображением ягод. Необходимо кликнуть мышкой по картинке, они перестанут мелькать. Внизу появятся три слова-название ягод. Необходимо выбрать слово, соответствующее изображению. Если название ягоды выбрано, верно, то на слове появляется зелёная метка в виде галочки, если нет - красный крестик.



«Перелётные и зимующие птицы»

(Водоворот)

Цель: уметь различать перелётных и зимующих птиц.


Даны изображения птиц. Необходимо переместить изображение птицы в нужный водоворот с названием: перелётные или зимующие птицы. Если изображение подобрано, верно, то птица попадёт в водоворот, а если нет, то картинка останется на месте.

«Дикие и домашние животные»

Цель: закрепить знания по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.

Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинки,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту выходит.

По какому признаку вы узнали это животное?

Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.

Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.


Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)


Этот зверь тебе знаком – ест мышей,

Пьет молоко,

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (Еж)



Ты его узнаешь сразу:

Летом на зиму запасы

Не копит он день за днем,

Весь запас всегда при нем.

Сладко спит зимой

Без храпа.

А во рту, как соска, - лапа.

Лишь начнет капель звенеть,

Просыпается… (Медведь)


Делается вывод, каких животных называют дикими.

Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре.


«Птицы наших лесов»

(Анаграмма)

Цель: систематизировать и углубить знания по теме «Птицы наших лесов»

На экране буквы. Переставляя буквы местами, надо добиться того, чтобы получилось слово - название птицы. Игрок нажимает на слово «старт» и начинает переставлять буквы. Если игроку трудно узнать по буквам слово, он может нажать на кнопку - ключ (clue). На экране появится подсказка-загадка и изображение этой птицы.

Например: на экране буквы – б, р, з, е, а

Ключ – «Полосатая лошадка» 


«Чьи детеныши?»

Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.

Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им ребята!

Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания.


«Узнай зверя по описанию»

Цель: уметь узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)

 



«Кто дружит с деревом?»

Цель: закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал:
Пано с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила игры:

На столе стоит пано и разложены карточки с картинками. Дети поочереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.
Например:
Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. 
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

«Узнай птицу по описанию»

Цель: закрепить знания по теме «Птицы»..

На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.

Примерные описания птиц:

  1. Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей)

  2. Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый. (Синица)

  3. Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету. (Ласточка)

Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).

В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.



«Рассели животных»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.


«Ну-ка прочитай»

Цель: расширить представления о птицах, закрепить названия птиц, их строение.

Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

ч

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

у

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

ш

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

а

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

а

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

к

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

а

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

а

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

н

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

и


«Кто чем питается»

Цель: закрепить знания по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

На доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается. Например:

корова овес

лошадь молоко

кошка сено

После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних животных.


«Узнай насекомое»

Цель: закрепить знания по теме «Насекомые».

Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о них и по очереди бросает мяч ученикам.

Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем знает.

Сок цветов душистых пьет,

Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о насекомом.


Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

Полосатая … (Пчела)


Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)


У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.

И большие-большие глаза.

Называют ее …(Стрекоза)

Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки – черненькие точки.

(Божья коровка)


«Письмо журавлика»

Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой.

Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе?»

Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику.

Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.

Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель.

  1. Назовите зимние месяцы.

  2. Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью?

  3. Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края?

  4. Каких животных нельзя увидеть в природе зимой?

  5. Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу.

Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно использовать загадки:

Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!