СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Сказка стала былью -День космонавтики» для начальной школы (1-4 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с историей освоения космоса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Сказка стала былью -День космонавтики» для начальной школы (1-4 класс)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнегрязнухинская средняя школа

Камышинского муниципального района

Волгоградской области








Методическая разработка

«Сказка стала былью -День космонавтики»

для начальной школы (1-4 класс)











Подготовили и провели

учитель физики

Свистуленко Н.Н.,

учитель химии

Левенштейн Е.Ф.





2022 г.

Форма проведения: пресс-конференция

Цели: 

создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики,

привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике.

Задачи :

1. Познакомить учащихся с  историей освоения космоса и с первым космонавтом, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.

2. Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории  космонавтики.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Предварительная подготовка: подбор материалов для создания презентации, создание презентации.

Ход мероприятия:

(слайд1) Учитель. Добрый день! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Я рада видеть вас сегодня и хочу, чтобы вы послушали стихотворение:

А х, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам, –
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам!


Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами? (о дне Космонавтики).

Молодцы, ребята! Догадались! Мы сегодня с вами поговорим о дне Космонавтики!

(слайд 2)Вед. 1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты

Вед. 2. В древних преданиях остались воспоминания о том, как люди мастерили себе крылья. Из Греции пришла к нам легенда о юноше по имени Икар. Благодаря крыльям, которые ему смастерил отец, Икар смог улететь из плена и подняться до самого Солнца.

Вед. 1. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам.

Вед. 2. (слайд3)

И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.

Вед. 1.

Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение великого космоса, впервые вышел за пределы земной атмосферы.


Вед. 2. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Вед. 2. (слайд4)

 Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ведущий 2.Открываем пресс-конференцию. У нас в гостях специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос.

Представляем:
Историк;
Физик;
Астроном;
Космонавт;
Инженер космической техники;
Эколог;
Врач.

Корреспондент 1. Первый вопрос астроному. Что такое космос? (слайд 5)

Астроном. Космос – загадочное пространство вокруг Земли, куда не залетают птицы и самолеты. Небо там совсем черное, а воздуха совсем нет. Но испокон веков именно космос привлекал к себе внимание всего человечества своими далекими планетами, новыми мирами, космическими путешествиями и встречами с инопланетным разумом.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

 Согласно древней  мудрости:

Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас …

   Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

Корреспондент 2. Второй вопрос историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк: (слайд 6)

На границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Теоретические основы разработал Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог, писатель. Он с детства увлекался астрономией, физикой, механикой, у него проявлялась склонность к изобретательству. В возрасте девяти лет Костя, катаясь зимой на санках, простудился и заболел. В результате осложнения после болезни он потерял слух и не смог учиться в школе. Ему пришлось получать знания самостоятельно. Он успешно сдал экзамены и получил звание учителя уездных училищ. Всю свою жизнь К.Э. Циолковский посвятил теоретическим основам космических полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь.

(слайд 7) Главным конструктором был назначен выдающийся ученый Сергей Павлович Королев (1907–1966). Еще учась в школе, он в “Обществе друзей воздушного флота” строил планеры. В дальнейшем, учась в Московском Высшем техническом училище, он познакомился с трудами К.Э. Циолковского и решил заняться конструированием ракет. С.П. Королев является основоположником практической космонавтики. 

Корреспондент 3. Вопрос физику. Скажите, в чем состояла основная трудность на пути в космос? (слайд 8)

Физик: Главная трудность на пути в космос – силы земного тяготения. О том, что такая сила существует, люди знают со времен Ньютона. Жизнь на Земле зарождалась и развивалась в постоянном присутствии силы тяготения и приспособлена к ней. Не будь её, не существовало бы и самой Земли, Луны, планет, Солнца, Галактики. Чтобы справиться с земным тяготением, нужно совершить немалую работу. Итак, любой космический полет, связан с преодолением сил тяготения и затратой большой энергии.

Корреспондент 4. Когда же было преодолено земное тяготение? (слайд 9)

Инженер космической техники:  19 августа 1960 года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собакам специальными приборами подавался воздух, питание, за их состоянием наблюдали на Земле ученые. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю! И это произошло в нашей стране! Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Теперь путь в космос был открыт и для человека!

Корреспондент 5. . Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос? (слайд 10)

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959 г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент 6. Каким требованиям должен отвечать космонавт? (слайд 11)

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент 7. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету? (слайд 12)

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент 8.  Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов? (слайд 13)

Историк: Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен и выделила шестерку для подготовки к полетам. В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Корреспондент 9. Вопрос к физику. Кто такой Ю.Гагарин? . (слайд 14)

Физик.12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин. Имя этого человека известно во всем мире. Он родился в городе Гжатске Смоленской области (теперь этот город называется Гагарин). Это был обыкновенный мальчишка, такой же, как и мы. Только он мечтал о небе с детства. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Был отлично подготовлен физически..

В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. В отряде космонавтов все дружили, помогали друг другу, но каждый мечтал полететь в космос первым.

Корреспондент 10. Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю? (слайд 15)

Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов. В начале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли экономичный и надежный. Предложили использовать классический вариант – форму шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта. Стояла задача – как погасить огромную скорость спускаемого аппарата с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960г. сделали тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. В атмосфере кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна была такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали кожух для кабины. Как космонавту приземляться? Наши специалисты решили на высоте 7км от земли, космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.

Корреспондент 11. Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне. (слайд 16)

Историк: Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, поднимается со старта и стремительно уходит в небо.. Наступило томительное ожидание.

Ученик 1. Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

К азалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламене знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

                            (Александр Твардовский)

  Историк . 12апреля 1961 года. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту гражданином Советского Союза летчиком Гагариным Юрием Алексеевичем». (слайд 17)

Юрий Гагарин поддерживал непрерывную радиосвязь с Центром управления полётами. Позывной у космонавта был «Кедр».

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут . Всё шло хорошо. 108 минут прошли не так быстро. Да, первый полёт длился всего 108 минут, тогда как сейчас космонавты находятся на орбите годами. Но эти 108 минут растянулись на целую вечность. Риск был очень велик.

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. (слайд 18)

2 ученик: Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век,

И первый из первых в ракете

Российский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной.

Чтоб снова вернуться к Земле!

Конечно он, не знал, что когда-нибудь станет первым человеком космоса. Чтобы стать первым космонавтом, Юрий Гагарин выдержал тяжёлые испытания. Нужно было много, часами тренироваться, ведь никто не знал, что ожидает человека в космосе. Знали только, что столкнутся с невесомостью.

Корреспондент 12. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости? (слайд 19)

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине.

Корреспондент 13. А как Земля? Какая она с той высоты?

Космонавт:  Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле. Гагарин сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” . (слайд 20)

Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь! (слайд 21)

Корреспондент 14. Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли? (слайд 22)

Эколог: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.


Вед. 1. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

У ченик 3. Прошли года, сейчас другое время.
На станциях живет младое племя,
«Прогресс» снабжает станции едой,
Туристы едут в космос за мечтой.
И в сонме неразгаданных загадок
Уже намечен плановый порядок.

Вращение! Надежною рукой
Планеты охраняется покой
И чтобы утром – мир проснулся.

Но он был ПЕРВЫМ, кто вернулся!


(слайд 23) Учитель. Гагарин говорил: “А завтра?...Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.


Вед. 2. Юрий Алексеевич Гагарин прожил немного. Он был лётчиком-испытателем, и при испытании очередного самолёта погиб. Но его имя знает весь мир, он не умер, он живёт в нашей памяти. Но подвиг первого человека покорившего космос не забудется никогда. (слайд 24)

Вед. 1. После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса и мира на земле. Вот почему в космос летают международные экипажи.

Космос всегда был и остаётся сегодня одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звёздное небо завораживает своей красотой, а звёзды издревле были верными проводниками для путешественников.   На сегодня орбитальный полет — это наилучшая возможность космического путешествия. (слайд 25)

Учитель: А вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?

Учитель: Космос бесконечен, значит, и исследовать его можно бесконечно. Скажите, ребята, а зачем его исследовать, какую пользу это приносит людям? Мы узнаем будущую погоду через спутник. А еще только при помощи спутников появились правильные карты мира. Через спутник мы смотрим телевизор и разговариваем по сотовому телефону. Так как, полезно освоение космоса человеку?

Ученики: Да.

Учитель. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается...
«Космос – это не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твёрдых, ищущих и верящих в будущее этого, пока ещё не познанного мира»




















Литература:

  1. Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, - М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);

  2. Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, - М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);

  3. Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, - М., Просвещение, 1990;

  4. Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, - М., Просвещение, 1986;

  5. Воронцов –Вельяминов;

  6. Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;

  7. Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.


  • Гагарин совершает первый в истории полет в космос

http://www.youtube.com/watch?v=BMS1cYxOIZc

  • Белка и Стрелка покорили Космос

http://www.youtube.com/watch?v=TOGPn405uRY

  • Первый полёт человека в космос (1961)

http://www.publicevents.ru/pages/78.htm

  • Лайка в космосе

http://www.fotokosmos.narod.ru/laika.html

  • Записка Юрия Гагарина

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/0d/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg/300px-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg

  • Сергей Королев

http://www.bestpeopleofrussia.ru/img/persona/ea0b066ac44ecc456f92312d21fff7cf_thumb.jpg

  • Икар и Дедал

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Landon-IcarusandDaedalus.jpg/200px-Landon-IcarusandDaedalus.jpg

  • Слайд 2

http://pics.livejournal.com/sviridenkov/pic/0020p1fx

  • Стихи о космосе и космонавтах

http://wayuniverse.wordpress.com/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%B0%D1%85//




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!