Методическая разработка учебного занятия «Наша Галактика – Млечный путь» по учебной дисциплине «Астрономия». Технология смешанного обучения «Очный запуск»
Методическая цель: демонстрация возможностей применения цифровых ресурсов обучения при изучении дисциплины «Астрономия».
1. Автор-разработчик: Полюх Оксана Викторовна, преподаватель ГБПОУ ИГМТ.
2. Специальности/курс: 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов/3 курс.
3. Учебный цикл: ОУД (базовые дисциплины).
4. Учебная дисциплина/МДК: Астрономия.
5. Междисциплинарные связи: предшествующие учебные дисциплины/МДК: география, химия, физика.
6. Формируемые компетенции: общие компетенции - ОК2, ОК4, ОК5, ОК9.
7. Требования к результатам освоения дисциплины/МДК:
Освоенные умения:
характеризовать особенности методов познания астрономии;
использовать компьютерные приложения.
Усвоенные знания:
смысл понятий: Галактика, Вселенная;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.
8. Уровень усвоения: 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9. Раздел: Основы астрономии.
10. Тема: Наша Галактика – Млечный Путь.
11. Тема учебного занятия: Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.
12. Тип учебного занятия: 2. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.
13. Цели учебного занятия:
Обучающая:
сформировать представление о составе, структуре и вращении Галактики;
научить выделять особенности состава Галактики;
сформировать представление о характеристиках звездных скоплений, межзвездного газа и пыли;
научить выделять общность характеристик темной материй;
способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач.
Развивающая:
содействовать формированию учебно-познавательных компетенций;
создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, аргументировать, приводить примеры);
развивать коммуникативную культуру обучающихся.
Воспитательная:
содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
воспитывать умение совместной работы в группе;
содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
14. Требования к результатам освоения темы учебного занятия
Освоенные умения:
З1. Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира.
З2. Приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники.
Усвоенные умения:
У1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
У2. Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
15. Планируемые образовательные результаты (ФГОС среднего общего образования):
Предметные:
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний по астрономии в соответствии с интересами.
Метапредметные:
формирование умений анализировать информацию, объяснять свойства космических систем на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, делать выводы;
развитие умений осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
развитие умения смыслового чтения;
развитие умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие умений формулировать и аргументировать своё мнение;
развитие умения осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
16. Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия: уметь находить, структурировать, систематизировать и анализировать полученную информацию, делиться ей, отвечать на вопросы, эффективно работать в коллективе.
17. Образовательная технология: смешанное обучение («очный запуск»), дифференцированное обучение, технология моделирования.
18. Методы и приёмы обучения: диалог, эвристическая беседа, контроль и закрепление, ответы на вопросы, работа с интернет-источниками, тестами.
19. Методы и формы контроля и оценки результата обучения по теме учебного занятия: тестирование, выполнение заданий.
20. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
21. Режим занятия: очный (ofline), очно-дистанционный, дистанционный, онлайн (online) - ВКС -видео конференцсвязь.
22. Продолжительность: ofline – 30 мин, online – 60 мин.
23. Организация образовательного пространства учебного занятия:
Материально-техническое обеспечение: компьютеры с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; мобильные устройства обучающихся с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.
Образовательная платформа (для дистанционного обучения): forum.igmt.ru, zoom, материал размещен на сайте https://padlet.com/ok13kis/mkntqbj25mcun9i8.
Электронные образовательные ресурсы/ интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/ https://spacegid.com/, https://learningapps.org.
24. Информационные источники, использованные для подготовки занятия:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд. Пересмотр. — М.: Дрофа, 2018. – 238.
Астрономия. 10–11 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. орг. / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с. : ил. – (Сферы 1–11).
Галактика Млечный Путь. Сетевое CMИ V-kosmose.com. Официальный сайт : [Электронный ресурс].М., 2014 - 2022. URL: https://v-kosmose.com/galaktiki-vselennoi/mlechnyiy-put/ (Дата обращения 23.02.2022 г.)
Государственный Астрономический Институт имени П.К. Штернберга МГУ. Официальный сайт:[Электронный ресурс].М., URL:http://www.sai.msu.ru (Дата обращения: 23.02.2022 г.)
25. Информационные источники для студентов:
Основные:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд. Пересмотр. — М. : Дрофа, 2018. – 238.
Астрономия. 10–11 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. орг. / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с. : ил. – (Сферы 1–11).
Дополнительные: собраны в приложении.
Приложение 1. ОК-28. НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.
Приложение 2. Карточка с ссылками.
Дисциплина Астрономия. Тема занятия: «Наша Галактика - Млечный путь» | Квест-игра "Наша Галактика – Млечный Путь" | Тестирование |
https://padlet.com/ok13kis/mkntqbj25mcun9i8 | https://learningapps.org/view22835466 | https://forms.gle/FHgcxVRL3dJXAWVX7 |
| | |
План занятия
Тема программы: Наша Галактика – Млечный Путь.
Тема занятия: Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.
Вид занятия: урок изучения нового материала.
Методическая цель: демонстрация возможностей применения Цифровых ресурсов обучения при изучении дисциплины «Астрономия».
Программно-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; мобильные устройства обучающихся с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.
Необходимые предварительные знания и умения: К моменту изучения темы, обучающиеся умеют: работать в малых группах, самостоятельно обрабатывая информацию из различных источников; объяснять соответствующие явления и процессы с помощью имеющихся знаний о Галактике.
Формы контроля и оценки результатов урока: Самооценка ответов; взаимооценка обучающихся - в форме обсуждения. Проверка усвоенных знаний: тестирование.
Рефлексия учебной деятельности: Рефлексия учебной деятельности осуществляется обучающимися при самооценке и взаимооценке ответов у доски посредством обсуждений. Итоговая рефлексия проводится в конце урока.
Междисциплинарные связи: Химия, Физика, География.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность студентов | Примечание | Вре- мя, мин. |
1.Организацион-ный момент (фронтальная работа) | Приветствие преподавателя. Проверка готовности студентов к занятию. Организация внимания студентов. | Настраиваются на учебную деятельность | - | 2 |
2. Подготовка к усвоению нового материала | Организует просмотр видеоролика «Млечный Путь - наша Галактика», который определяет тему и цель занятия: https://youtu.be/GV2f59SZ7IU. | Смотрят видеоролик, формулируют тему занятия и цель, ведут запись ключевых слов в тетрадь | видеоролик | 15 |
3. Формирование новых знаний | Дает установку к обсуждению модели Галактики «Для того, чтобы наши представления были системными, рассмотрим состав и структуру Галактики, звездные скопления, межзвездный газ и пыль, вращение Галактики, темная материя с помощью интерактивного приложения Млечный путь от Google https://spacegid.com/mlechnyiy-put.html» Вращение Галактики. https://youtu.be/T-S_G5Sz3E4 Вопросы: Что представляет собой наша Галактика? Какова её структура и размеры? Какие объекты входят в состав? Где расположено Солнце в Галактике? Что находится в центре Галактики? | Обсуждают модель Галактики Участвуют в обсуждении. Высказывают собственную точку зрения. Выдвигают предположения. | Интерактивное приложение, видеоролик Приложение 1. ОК-28 | 15 |
4. Самостоятельная работа по технологии смешанного обучения «очный запуск» | Предлагает распределиться студентам на группы составом от 3 до 5 человек с распределением ролей для прохождения квест-игры "Наша Галактика – Млечный Путь" https://learningapps.org/view22835466 Фиксирует окончание прохождения квест-игры каждой команды. Предлагает сделать краткие выводы о полученных знаниях. | Студенты распределяются по группам, исходя из полученных номерков с 1 по 5. Распределяют роли внутри группы. Выполняют работу по прохождению квест-игры. Докладывают о прохождении игры. Делают выводы о полученных знаниях. | Приложение 2. Ссылка на квест-игру | 40 |
По окончанию прохождения квест-игры, предлагает пройти тестирование и оценить общую деятельность. Тестирование https://forms.gle/FHgcxVRL3dJXAWVX7 | Студенты проходят тестирование | Приложение 2. Ссылка на тестирование | 13 |
5. Подведение итогов занятия, рефлексия, выдача СРС | Организует обсуждение результатов работы, акцентирует внимание на реализации этапов по достижению цели. Предлагает оценить с помощью гугл форм https://forms.gle/pipxhbrBbc3H33SU9 работу. СРС. Подготовить презентацию «Путешествие по нашей Галактике» (по типу использования интерактивного приложения Млечный путь от Google для демонстрации полученных знаний о составе нашей Галактики). Благодарит за работу на занятии. | Отвечают на вопросы, оценивают. Записывают СРС. | - | 5 |