Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №3» города Иркутска
Иркутск 2023
Методическая разработка.
Урок с учащимися младших классов ДМШ
с использованием электронных образовательных ресурсов
и технологии межпредметной интеграции.
Тема урока: «Сказочные образы в музыке».
Содержание:
1.Введение
2.Пояснительная записка
3. Основная часть
3.1 Структура урока
3.2 Краткий план-конспект урока
4.Заключение 5.Список литературы 6.Приложения
Введение
Реализовывая принципы личностно -ориентированного развивающего обучения в педагогической практике, я поняла, что полноценный урок невозможно провести без взаимосвязи текущего учебного материала с различными учебными дисциплинами. При этом форма проведения урока должна способствовать объединению полученных знаний в единую систему. Межпредметная интеграция в этих условиях выступает как одна из форм обучения, призванных помочь в достижении намеченных личностных и метапредметных результатов. Интегрированные уроки повышают мотивацию учебной деятельности, способствуют активизации мыслительной работы, воспитывают умение сравнивать, обобщать, анализировать, не приводят к утомлению ребенка. Используя технологию межпредметной интеграции, каждый преподаватель может сделать шаг в сторону большего взаимодействия уроков музыки с другими учебными дисциплинами не только в системе дополнительного образования, но и в едином образовательном пространстве. Интеграция на предлагаемом уроке представляет собой взаимодействие разных видов искусства и образовательных областей: «Музыка», «Живопись», «Литература», «Коммуникация», «Информационные технологии». Именно такое сближение и взаимопереплетение является сейчас актуальным и востребованным.
Мои наблюдения показывают, что понимать музыку и создаваемые ей образы это очень сложное умение, которое требует постоянного развития. Необходимо учить детей активно и осознанно воспринимать музыкальное искусство, творчески подходить к выполнению любого задания. Пытаясь заинтересовать учеников 2-3 классов и активизировать их слухо - внимание к восприятию новых музыкальных образов, у меня возникла идея проведения открытого урока по специальному фортепиано с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Работая над воплощением этой идеи, я просмотрела много информационно-методического материала в интернете, чтобы понять как другие педагоги – музыканты применяют ЭОР в своей практике. Как оказалось, эта тема интересует многих преподавателей музыки. По вопросам инновационной деятельности и внедрению ЭОР в музыкальное обучение проходят конференции по всей стране.
Использование ЭОР на уроке музыки в качестве объяснительно - иллюстративного материала активизирует познавательную деятельность ребёнка, расширяет возможности освоения новой учебной информации.
Образность – основа музыкального искусства. По словам Белинского, «Искусство — это мышление образами». Образное мышление развивает воображение, фантазию, зрительное и слуховое ассоциативное восприятие. Следовательно, если развить в ребенке именно эти формы познания мира, то задача развития образного мышления будет достигнута. Но музыкальные образы, созданные композиторами, нельзя потрогать или увидеть, ведь искусство музыки нематериально. Поэтому для развития художественно-образного мышления и воображения ребенку лучше подбирать музыкальный материал с яркими «зримыми» образами. Именно у младших школьников наблюдается большая предрасположенность к познанию мира через образы. Умение понять художественный замысел и передать исполнительскими средствами музыкальный образ, одна из важнейших задач музыкального воспитания. По этой причине мною выбрана интересная и понятная для каждого ребенка младшего школьного возраста тема «Сказочные образы в музыке».
Используемые на уроке способы взаимодействия преподавателя и учащихся могут быть применены для изучения других тем на тематических классных часах или открытых уроках.
Пояснительная записка.
Предмет: специальное фортепиано.
Класс: 2-3 класс.
Возраст: 8-9 лет.
Тема урока: «Сказочные образы в музыке».
Дата проведения: 4.02.2023 г.
Участники: Зуева С., Башкинцева М., Верхотуров М.,
Цель урока: внедрение и апробация новых образовательных технологий на уроке специального фортепиано.
Задачи:
- обучающие: формирование наглядно – образных представлений,
освоение культуры через горизонтальные связи (одна и та же проблема может рассматриваться через различные виды искусства);
-развивающие: развитие творческого мышления, умение анализировать свои зрительные и слуховые впечатления, творческий подход к изучению информационных технологий;
-воспитательные: способствовать развитию интереса к познанию искусства.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: беседа.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Цели использования ЭОР: возможность наглядно проиллюстрировать учебный материал.
Реализуемые педагогические технологии: развивающего обучения,
коллективной творческой деятельности, информационные, здоровьесберегающие.
Формирование ключевых компетенций:
-умение рассуждать и грамотно выстраивать устную речь;
-постижение искусства через мультимедийное пространство;
-желание самореализоваться на этапе музыкального исполнительства.
Планируемые результаты:
-личностные: умение работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
-формирование художественного вкуса и навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-метапредметные: умение анализировать свою деятельность и делать выводы.
Оборудование к уроку: репродукции картин, аудиозапись классических произведений по теме урока.
Необходимые технические средства обучения:
компьютер, музыкальные и шумовые инструменты, синтезатор, фортепиано.
Основная часть
Структура урока.
Таблица №1
№ | Этап урока цель | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время мин. |
1 | Организационный Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | | Приветствие. Организует учащихся на продуктивную деятельность | Приветствуют учителя, готовятся воспринимать информацию | 2 мин. |
2 | Актуализация знаний Цель: Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | ЭОР №1 | Сообщает тему урока. Организует фронтальный опрос с целью выяснения знаний учащихся по данной теме | Работают с учителем в диалоге. Отвечают на вопросы | 5 мин. |
3 | Постановка и решение учебной проблемы Цель: 1) Уметь слушать, анализировать, обсуждать. 2) Согласовать цель и тему урока | ЭОР №2 | Организует работу со слайдами, вовлекает учащихся в обсуждение | Прослушивают музыкальный фрагмент. Коллективное обсуждение. используют собственные сравнения | 10 мин. |
4 | Объяснение нового материала | ЭОР №3 | Вводит понятие «Программная музыка». | Слушают новую информацию, помогают приводить примеры музыкальных произведений. Работают с энтузиазмом | 7 мин. |
5 | Физкульт минутка | | Выполняют несложные дыхательные упражнения | | 1 мин. |
6 | Творческая практическая деятельность учащихся Цель: показать свои умения | | Используя метод наводящих вопросов, вовлекает учащихся в обсуждение | Коллективная практическая деятельность | 10 мин. |
7 | Обобщение и закрепление изученного материала | | Организует индивидуальную и групповую работу | Отвечают на вопросы | 4 мин. |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | | Подводит итоги урока. Отмечает степень вовлеченности учащихся, отмечает их успешную деятельность. в работу на уроке. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? | Делают выводы, анализируют свою деятельность на уроке. | 3 мин. |
9. | Домашнее задание | | Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. | 3 мин. |
Краткий план-конспект урока.
1этап: «Вводно - мотивационный». Создаются условия для организации внимания, эмоционального настроя на урок (2мин.).
2 этап: «Введение в тему». Учитель сообщает тему урока. Актуализация знаний для подготовки восприятия новой информации. Примерные вопросы ученикам: «Назовите ваши любимые сказки. Какой сказочный персонаж вам особенно запомнился? Где встречаются сказочные образы? Можно ли встретить сказочные образы в музыке?» Дети в записи слушают музыкальный фрагмент. М. Глинка «Марш Черномора» (оркестровое исполнение), работают с учителем в диалоге, высказывают свои предположения. Вопросы: «Используя свое воображение, нарисуйте словесный портрет Черномора. Как называется сказка с его участием, кто ее автор» (5 мин.).
3 этап: «Постановка и решение учебной проблемы». Вспомнить определение понятия «Средства музыкальной выразительности», их роль и значение в изображении внешнего облика героя, его характера и настроения. «Сейчас вы услышите произведение, которое написал великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Образ какого сказочного персонажа нарисовал с помощью звуков и средств выразительности композитор? Отгадав мою загадку, вы сможете легко дать ответ». « В облаках, не по земле, летит баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая?». Дети отвечают. Звучит в записи пьеса М.Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Смотрят отрывок из мультфильма. Прослушивают музыкальный фрагмент. Организуется групповая работа и коллективное рассуждение о темпе, динамике, характере пьесы.
Предлагается разделиться на две группы. Вопросы группе №1: «Представьте, что вы не знаете название прослушанного произведения. Придумайте самостоятельно свое название, исходя из характера музыки». Дети предлагают свои варианты.
Вопросы группе №2: «Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы слушатель понял, о чем (или о ком) эта музыка?». Закрепляется понятие «средства выразительности». Рассматривают на слайде № 2 репродукцию В.Васнецова «Баба Яга». «Образ, изображенный на картине, совпадает по настроению с прослушанным музыкальным произведением?» Строят коллективное объяснение в устной форме (10 мин.).
4 этап: «Работа по осмыслению и усвоению нового материала». В любой сказке по имени героя можно определить его облик, черты характера. Например: Василиса прекрасная - красивая и милая девушка; Емеля- простак, глупец; царевна Несмеяна - образ печали и грусти. Учащиеся слушают новую информацию, помогают приводить примеры. В названии музыкального произведения часто бывает заложена его программа, то есть то, о чем хочет рассказать композитор. Такая музыка называется программной. Звучит музыкальный фрагмент. К.Сен-Санс «Карнавал животных» «Лебедь». Слушают музыку, делятся впечатлениями. Рассматривают картину М.Врубеля «Царевна Лебедь», читают стихи А.С.Пушкина об этом сказочном персонаже (слайд №3). Приводят примеры известных программных произведений (7 мин.).
5 этап: «Физкультминутка». Учитель показывает упражнения, дети выполняют. Это могут быть пальчиковые игры (мелкая моторика), или движения на крупные мышцы. Если дети утомились, им можно предложить послушать спокойную музыку с закрытыми глазами (из собрания ЭОР). В этот момент у них прекращается восприятие зрительного ряда и уменьшается число поступающих в мозг раздражителей, что способствует отдыху нервной системы. (1 мин.).
6 этап: «Творческая практическая деятельность учащихся». Коллективное музицирование на простейших шумовых инструментах. Импровизированный оркестр вместе с учеником-солистом (играет на фортепиано) исполняет пьесу В.Коровицына «Емеля на печке едет» слайд №4. Учащиеся в рассуждениях и при помощи наводящих вопросов учителя определяют, что Емеля - это сказочный герой, а пьеса «Емеля на печке едет» - это программная музыка. Рассматривают рисунок на слайде№5.
Детям предложено на синтезаторе или фортепиано исполнить произведения из своего учебного репертуара, которые можно отнести к программной и сказочной музыке. Исполняют пьесы: В.Ходош «Золотой петушок», В. Шаинский «Буратино идет в школу», Л.Шитте «Танец гномов», В.Коровицын «Грустная принцесса» (10 мин.). Дети показывают заранее приготовленные рисунки, иллюстрирующие образное представление о герое музыкального произведения, смотрят слайды с иллюстрациями -№6, №7.
7 этап: «Обобщение и закрепление изученного материала». Индивидуальный опрос и групповые ответы по теме «Образы в музыке и средства выразительности» с целью проверки усвоения новых понятий (4 мин.).
8 этап: «Рефлексия». Преподаватель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает учащимся оценить свою деятельность и активность на уроке одноклассников. Делают выводы, высказывают свое мнение (3 мин.).
9 этап: «Домашнее задание». Рассказать о любимом сказочном персонаже, описать его образ, отметить наиболее яркие черты характера или облика, изобразить с помощью красок и карандашей (3 мин.).
Заключение. Наблюдая за действиями детей на уроке, можно сделать выводы:
- был проявлен интерес к новой форме освоения темы;
-учащиеся попросили дать им для разучивания произведения, воплощающие сказочные образы;
-испытали чувство радости и удовлетворения от процесса познания.
Возможность «нарисовать музыку» создает условия для развития фантазии. Эти рисунки служат своеобразным визуально фиксированным «документом», позволяющим судить о глубине восприятия музыки и о типологических особенностях личности учащихся.
Резюмируя всё вышесказанное, хочется отметить, что применение на уроке музыки ИКТ решает ряд важных задач, прежде всего это:
-повышение интереса к музыке;
- более быстрое и качественное усвоение учебного материала;
- реализация творческого потенциала учащихся;
-формирование эстетического и эмоционально-целостного отношения к искусству;
положительная мотивация к обучению.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
ЛИТЕРТУРА
1.Акимов С. С., Андреева Н. С., Коровина М. А. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012
2. Артоболеская А.Д. Первая встреча с музыкой/ А.Д. Артоболевская - М.: Сов. композитор, 1986
3. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве/ Н.О. Голубовская - Л: Музыка, 1985.
4.Горюнова Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
5.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Издательство: Москва, «Музыка» год 1987.
6.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
7. Щапов А.П. Фортепианная педагогика/ А.П. Щапов - М.: Сов. Россия, 1960
8 . Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог/ Т.Б. Юдовина-Гальперина - Предприятие Санкт-Петербургского Союза Художников, 1996
Приложение к плану- конспекту урока
Краткий перечень используемых на данном уроке ЭОР.
Таблица №2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | М.Глинка «Марш Черномора» | Информацион-ный | аудиозапись | http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/3064954d-166a-7091-7b6e-cad489c3a37e/ |
2 | М.Мусоргский «Картинки с выставки» «Баба Яга» | Информацион-ный | мультфильм | Мультфильм https://rutube.ru/video/04e6b6d4fa236e442bf8e9c18f5fe68b/ на 2,51минуте аудиозапись: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/29555/? |
3 | К.Сен-Санс «Карнавал животных» «Лебедь» | Информацион-ный | аудиофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7e7858e2-ac0d-48fd-aba2-ffc2588231dd/?fullView=1 |