СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока « Годы детства - это прежде всего воспитание сердца» (по рассказу Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - показать процессы взаимоотношений, взаимовлияний двух миров: детского и взрослого, осмыслить и понять особенности детского возраста

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока « Годы детства - это прежде всего воспитание сердца» (по рассказу Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»)»

       Обоснование выбора темы урока и произведения для внеклассного чтения                                                                        

   Многие, наверняка, задавались вопросом: почему из маленьких, беззащитных, чистых созданий иногда вырастают равнодушные и жестокие люди?

   Мы видим много примеров того, что даже в материально обеспеченной и социально-благополучной семье не всегда возможно воспитать достойного человека. Как же происходит формирование детской души? Может, мы, взрослые, не совсем вникаем в особенности детского возраста?

   Прочитав произведения великих русских писателей: Аксакова, Гарина-Михайловского, А.Толстого - я была очарована «поэзией» их детства. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания.

   Эти произведения никогда не утратят своей актуальности, потому что они раскрывают особенности становления личности ребенка. Детство – самый важный период в жизни человека. В нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

   Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка Жучка, беседы с мамой, чистая детская дружба…А в воспитании детей немаловажную роль играет детская литература.

   Заинтересовавшись этой мыслью, я выбрала для внеклассного чтения произведение, в котором показан процесс взаимовлияний, взаимоотношений двух миров – детского и взрослого, отражающийся на формировании личности ребенка.

   Целью моего урока является стремление проникнуть в эти поступки и отношения, осмыслить их и понять особенности детского возраста.

   Мне кажется, обучающимся 5 класса будет интересно читать и изучать «Детство Темы», ведь герой произведения – их сверстник.





План-конспект урока

« Годы детства - это прежде всего воспитание сердца» (по рассказу Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»)



Задачи:

  • научить давать характеристику персонажей; сопоставлять разные эпизоды, связанные с поступками героя, определять их роль в произведении; выдвигать свои версии ответа на поставленный вопрос; аргументировать свою точку зрения текстом произведения; работать в коллективе;

  • помочь развивать связную монологическую речь обучающихся; память, мышление, логику, навыки выразительного чтения;

  • воспитывать уважение к чужому мнению; чувство достоинства, честность и ответственность за свои поступки; чувство понимания и милосердия к людям, допустившим в своей жизни проступок и осознавшим свою вину; уважение к творческому наследию писателя.


Оборудование: портреты писателя, слайды, иллюстрации к произведению, отрывок из фильма, карточки, текст произведения.


Подготовка к уроку:


Согласно требованиям ФГОС, мы должны на уроках создавать проблемные ситуации для того, чтобы дети не получали «готовые» ответы, и формировать у обучающихся умение самим добывать необходимую информацию. С этой целью я распределила детей на три группы: биографы, географы, инженеры. За неделю до урока группам предлагаются следующие вопросы:


Биографам:

- Н.Г. Гарин – Михайловский… Это псевдоним?

- Какое отношение имеет царь Николай 1 к Гарину-Михайловскому?

Географам:

- Джеймс Кук, Магеллан, Марко Поло…. Почему Н. Г. Гарина-Михайловского можно поставить в один ряд с этими путешественниками?

- За что чтят жители Урала Н.Г. Гарина-Михайловского?

Инженерам:

- За что бы вы дали награду Гарину – Михайловскому как инженеру?


Ход урока

Детство – важнейший период

                                                                               человеческой жизни, не    

                                                                               подготовка к будущей жизни,

                                                                               а настоящая, яркая, самобытная

                                                                               неповторимая жизнь.

В.А.Сухомлинский

- Ребята, как вы понимаете слова В.А.Сухомлинского, которые я взяла в качестве эпиграф к уроку?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Тема урока - « Годы детства - это прежде всего воспитание сердца». А что значит воспитание сердца? Согласитесь ли вы с этим утверждением?

- Кто играет важную роль в жизни ребенка в детском возрасте?

- Может ли ребенок учиться на своих ошибках?

- Как вы думаете, почему я задала вам для внеклассного чтения это произведение, ведь оно о мальчике, который отнюдь не наш современник?

( При ответе на этот вопрос, конечно же, дети отметят тот факт, что времена меняются, а дети с их чувствами, проблемами те же).

Проверка домашнего задания

Сообщения обучающихся. В начале урока группа обучающихся, которым были заданы вопросы на дом, выступает перед всем классом (иллюстрации на слайде). Примерные ответы:

1. Николай 1 был крестным отцом писателя (Слайд № 3).

2. У писателя двойная фамилия. Настоящая фамилия Николая Георгиевича – Михайловский, а литературный псевдоним он взял в честь своего сына Георгия, которого звали, любя, Гаря, отсюда – Гарин- Михайловский. Детей у него было 14: 11 своих и 3 приемных.

3. Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие. Помимо научных исследований им был собран этнографический материал, впервые записаны корейские сказки. Путевые очерки "Вокруг света", "По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову" стали также результатом его путешествия. В 1898, находясь в Корее, составил сборник "Корейские сказки" (изд. 1899)(Слайд № 6).

4. В апреле 1891 года Николай Георгиевич назначается начальником на Западно-Сибирской железной дороге. Н.Г. Гарин-Михайловский принимал участие в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. По его инициативе был изменен проект трассы и возник новый поселок Новониколаевск, впоследствии Новосибирск – столица Урала (Слайд №5).

5. Существует легенда, что на одном из участков строительства железной дороги инженеры столкнулись со следующей проблемой: необходимо было обогнуть крупный холм, выбрав для этого наиболее короткую траекторию (ведь стоимость каждого метра железной дороги была очень высокой). Николай Георгиевич потратил день на размышления и затем дал указания прокладывать дорогу вдоль одного из подножий холма. Когда его спросили, чем обусловлен выбор, инженер ответил, что весь день наблюдал за птицами, а точнее, за тем, какой дорогой они облетали холм. Он подумал, что они летят более коротким маршрутом. Впоследствии точные расчеты, основанные на космической съемке, показали, что решение Н.Г. Гарина-Михайловского, принятое по наблюдению за птицами, было верным.

6. В Крыму шоссе Ялта-Севастополь (1972), как известно, спроектировано на основании материалов русского инженера-путейца Н. Г. Гарина-Михайловского.

Вопросы тем, кто слушал:

- Что интересного узнали о писателе из сообщений ваших одноклассников?


Обсуждение личности писателя по эпизоду из книги воспоминаний М.Горького «На краю земли» (Слайд № 4).

- В добавление к выступлению детей я зачитаю отрывок из воспоминаний

Максима Горького «На краю земли»:

«Как-то утром, в воскресенье, я сидел в редакции “Самарской газеты”, любуясь моим фельетоном, который был вытоптан цензором, как овсяное поле лошадью. Вошёл сторож, ещё совершенно трезвый, и сказал:

- Вам часы привезли из Сызрани.

В Сызрани я не был, часов не покупал, о чём и заявил сторожу. И снова явился

сторож, говорит: вам часы.

- Позови.

Вошёл старенький еврей в стареньком пальто, осмотрел меня и положил на стол предо мною листок отрывного календаря, на листке неразборчивым почерком Гарина было написано: “Пешкову - Горькому”

- Это вам дал инженер Гарин?

- А я знаю? Я же не спрашиваю, как зовут покупателя, — сказал старик.

Протянув руку, я предложил ему:

- Покажите часы.

Но он отшатнулся от стола и, глядя на меня, как на пьяного, спросил:

- Может, есть другой Пешков-Горьков — нет?

Нет. Давайте часы и уходите.

Ну, хорошо, хорошо, — сказал еврей и через минуту сторож и извозчик внесли большой ящик, поставили его на пол, а старик предложил мне:

Распишите на записку, что получили.

Это что такое? — осведомился я, показывая на ящик; еврей равнодушно ответил:

Вы знаете: часы.

Стенные?

Ну да. Десять часов.

Десять штук часов?

Подумайте, кто же едет из Самары в Сызрань покупать часы?

Но еврей тоже почему-то осерчал.

- А какое мне дело думать? — спросил он. — Мне сказали: сделай! И я сделал. “Самарская газета”? Верно. Пешков-Горьков? . И распишитесь на записку. Что вы от меня хотите?

Дней через пять явился Николай Георгиевич, запыленный, усталый, но всё-таки бодрый.

Это вы прислали мне часы?

- Ах, да! Я, я. А — что?

И, с любопытством глядя на меня, он тоже спросил:

Что вы думаете делать с ними? Мне они совершенно не нужны.

Затем я услышал следующее: гуляя на закате солнца в Сызрани, по берегу Волги, Николай Георгиевич Гарин-Михайловский увидал мальчика-еврея, который удил рыбу. Разумеется, мальчик оказался красавцем и необыкновенного ума. Живёт у деда, часовщика, учится мастерству, ему одиннадцать лет. Магазин у деда скверненький, старик чинит горелки ламп, притирает самоварные краны. Пыль, грязь, нищета. Предложить денег? Неловко. Ну, я и купил весь его товар, а мальчишке дал денег. Вчера послал ему книг.

И совершенно серьёзно Н.Г. сказал:

- Если вам эти часы некуда девать, я, пожалуй, пришлю за ними. Можно отдать рабочим на ветке».


- Как вы думаете, ребята, почему я зачитала этот отрывок?

- Каким предстает перед вами писатель?

Как вы поняли, Н.Г.Гарин-Михайловский по профессии инженер, но, тем не менее, он писал замечательные рассказы и повести. «Детство Темы» - автобиографическое произведение. (Вспоминаем, что значит автобиографическое произведение)


Проверка знания текста произведения. «Перепутанная логическая цепочка»

- Ребята, дома вы должны были самостоятельно познакомиться с произведением. Знание содержания проверим следующим образом: на доске вы видите загадочную схему, подобные вы встречали на математике. Справа вы видите оглавления эпизодов произведения. Попробуйте восстановить последовательность событий. (Участники команд по порядку выходят к доске и с помощью магнитиков прикрепляют к схеме названия эпизодов).


Махровый

расцвел Жучка в колодце


Деньги на похороны

оседлал

Гнедка Тема на скотобойне Новый мундир Допрос Темы директором гимназии


Беседа по схеме.

- Почему получается такая ломаная линия, идущая то вверх, то вниз?

(Это схема, отражающая основные этапы формирования личности героя).

- Ребята, правильно ли определена последовательность событий на схеме?

- Объясните, пожалуйста, почему эпизоды «Махровый расцвел» и «Жучка в колодце», «Деньги на похороны» оказались на верхней точке графика, а остальные – внизу? (Дети по каждому эпизоду высказываются. Особенно обращается внимание на анализ эпизода «Жучка в колодце», так как непоседливый, непослушный мальчишка совершает подвиг, спасая собаку из колодца, преодолев страх и рискуя своей жизнью).

- Какой вывод можно сделать по этой схеме?

Тёма Карташев наделен благородными задатками: в нем живет и не затухает чувство справедливости, он стремится к правде и добру, он искренен в своем раскаянии, когда совершает какой-нибудь проступок. Тёма спасает Жучку. На рассвете, тайком от взрослых Тёма выбирается из дома в сад, находит в каретном сарае двое вожжей и длинную веревку и, рискуя жизнью, спускается на дно колодца. Преодолевая страх, Тёма ободряет себя: «Не надо бояться, не надо бояться!.. Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама и папа за это похвалят».

Почему на его долю выпадает столько срывов и падений? Быть может, потому, что Тёме, как считает его мать, недостает «твердости и воли в минуты страха и опасности»?

   

   А вот допрос директора гимназии окончился для него катастрофически: он выдает товарища. Когда директор гимназии впился в него горящими глазами, Тёма «почувствовал, как он точно погружался куда-то… И вот… зазвучали  в его ушах и посыпались его бессвязные, слабеющие слова о пощаде, слова мольбы, просьбы и опять мольбы о пощаде и еще… ужасные, страшные слова, бессознательно слетавшие с помертвелых губ… ах! более страшные, чем кладбище и черная шапка Еремея (так перепугавшие Тёму во время спасения Жучки), чем розги отца, чем сам директор, чем все, что бы то ни было на свете. Что смрад колодца?! Там, открыв рот, он больше не чувствовал его…» Он возвращается в класс ябедой и доносчиком: «Неудержимой болью охватила его мысль о том светлом, безвозвратно погибшем времени, когда и он был чистым и незапятнанным… Что-то забытое, напомнившее Тёме Жучку в колодце, мелькнуло в его голове…» И боль от содеянного была тем острее и невыносимее, что другой гимназист, кроткий, нашел в себе силы для достойного ответа директору: «Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…»

   Что же сломило Тёму? Чего не хватает еще ему, чтобы сохранить себя чистым и незапятнанным? Что предстоит ему еще развить и укрепить в себе? Что же придает человеку нравственную стойкость и гражданское мужество?

    Решение этих вопросов составляет важнейший этап в процессе нравственного самоопределения каждого человека.

Актуализация знаний.

Беседа.

- Итак, много разных поступков совершил Тема. Как к ним относятся родители?

(Отец его очень сильно выпорол, после чего Тема заболел.)

- Какова позиция отца в воспитании сына?

Отец считает, что из сына может вырасти «тряпка», если его воспитывать, как девочку. Он убежден, что Тема только тогда вырастет настоящим мужчиной, когда будет с него спрос, когда его не жалеть.

- Согласна ли мама с таким воспитанием? А вы?

(просмотр кадра из кинофильма и обсуждение). Ссылка на видеоматериал - https://yadi.sk/i/puvlknLFqpcai

- Мы видим, что физическим наказанием отец вызвал лишь чувство ненависти к себе. А мама старается понять сына: «Как не понять, что если он делает глупости, шалости, то делает только потому, что не видит дурной стороны этой шалости. Указать ему эту дурную сторону, с точки зрения детской, не себя убедить, а его, задеть его самолюбие, его слабую сторону - вот задача правильного воспитания».

- А чьей позиции придерживаетесь вы? Почему?

- Давайте попробуем понять причины некоторых поступков Темы и посмотрим, каковы их последствия. Для этого заполним таблицу. (Таблицу вывожу на слайде. 2,3,4 столбцы заполняем вместе с ребятами) (Слайд № 7)


Поступки

Мотивы поступков

Ощущения

Темы

Последствия

Сломал папин любимый цветок

Не хотел ломать, любовался им,

случайно упал


Страх наказания

Порка

Оседлал Гнедка

Думал, что поразятся все, когда увидят на лошади

Ужас от мысли, что упадет

Падает с лошади, боль,

наказание

Спас Жучку из старого колодца

Любовь к собаке,

жалость к ней

Страх за жизнь друга,

жалость

Радость,

спасение лучшего

друга

Отдал Абрумке деньги на похороны жене

Показать, что он совершает подвиг и жалость к жене Абрумки тоже

Разочарование

Разочарование

Выдал директору гимназии своего товарища

Страх

Боль,

ужас от содеянного.

раскаяние, страдание

Потеря лучшего друга

- К какому выводу можно прийти, рассмотрев эту таблицу?

Работа по группам

- А теперь, ребята, каждая группа выполнит свои задания.

1 группа – «Редакторы»

- Представьте, что вы работаете в книжном издательстве и вам художники принесли иллюстрации к произведению. Выберите из предложенных вариантов наиболее подходящие. К каким эпизодам они подойдут? Объясните, почему некоторые иллюстрации не подходят? (Иллюстрации на слайде 8,9,10,11,12)

2 группа – «Мудрецы»

К каким главам можно подобрать в качестве эпиграфа следующие пословицы:

А) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Б) Друзья познаются в беде.

В) Собака – друг человека.

Д) Ученье – свет, а неученье – тьма.


3 группа – «Почемучки»

- У вас задание на листочках. Вы должны ответить на вопрос «почему»

Объясните, почему мама просит сделать так нянечку: «Если Артемий Николаевич пожелает купаться один, пусть купается. Перед тем, как вести в ванную, положи на стол кусок хлеба – не отрезанный, а так, отломанный, как будто нечаянно его забыли. Понимаешь?»

Мама хотела, чтобы ничего не евший целый день Тема поел хотя бы хлеб. Ведь после наказания отца он не согласился обедать и ужинать, а случайно оставленный кусок хлеба он бы поел.

Мама Темы, Аглаида Васильевна, пошла к отцу Темы и попросила его разрешить сыну гулять в наемном дворе, место грязное, покрытое навозом, где было много оборванных и грязных детей.


Мама хотела, чтобы их сын рос вместе со всеми ребятами, чтобы у него были друзья и чтобы он познал жизнь вне забора их состоятельного дома.


Подведение итогов. Рефлексия


- Ребята, какие особенности детского возраста вы выявили по этому произведению?

Ребенок совершает ошибки, не желая этого. Он никому ничего не хочет делать плохого, но так получается. Он совершает их, желая сделать всех счастливыми. И он не знает, как разрешить эту ситуацию. В такие моменты рядом должны быть взрослые, способные его понять. Мать понимает, а отец, признающий только систему наказания, нет. Но ведь мальчик в счастливые моменты и его видит хорошим.

- Вернемся к теме урока. Как после обсуждения произведения вы бы прокомментировали ее?

- Какие еще произведения про детство, формирование личности ребенка вы можете вспомнить? Похожи ли герои на Тему?

Домашнее задание.

По выбору: Написать небольшое сочинение- рассуждение на тему: «Чем я похож на Тему?» или «Детские годы – это воспитание сердца».

















Приложение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!