КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
НА ТЕМУ: «САША ЧЕРНЫЙ «ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ»
ВО 2 КЛАССЕ
Дистанционное обучение
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
УМК: Планета знаний
Раздел программы: Весеннее настроение
Тема урока: Саша Черный «Зеленые стихи»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: ознакомление детей с жизнью и творчеством Саши Черного, и его стихотворением «Зеленые стихи»
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Черного и его стихотворением «Зеленые стихи»; учить анализировать произведение; обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие: развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
Воспитательные: прививать интерес к книге, к чтению; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют читать вслух, увеличивать темп чтения вслух, воспринимают на слух художественное произведение;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: анализируют художественный текст, выделяют в нём основную мысль, умеют ориентироваться в учебной и художественной книге.
Регулятивные УУД: умеют формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её, планируют вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивают свою работу на уроке;
Коммуникативные УУД: отвечают на вопросы на основе художественного текста учебника, умеют договариваться о совместных действиях;
Личностные: формируют систему нравственных ценностей (любовь к природе, животным) проявляют интерес к чтению и изучению творчества Саши Черного.
Длительность урока: 45 мин
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Методы контроля знаний: самоконтроль, устный контроль
Методы обучения: словесный и практический.
Оборудование: картинки птиц, карточки с загадками
Литература: учебник литературного чтения Э.Э. Кац (часть 2)
Структурные компоненты урока:
1.Организационно- мотивационный момент
2. Актуализация знаний
3. Постановка целей и задач урока.
4. Открытие новых знаний.
5.Первичное закрпление
6. Итог
7. Рефлексия
8. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный момент.
Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Разнообразные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
2. Актуализация знаний
Речевая разминка.
Начнем нашу работу с речевой разминки. Прочитайте стихотворение В.Орлова.
Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
- О ком говорится в стихотворении? ( о листочке)
- Найдите слова, которые описывают солнышко и листочек как живые предметы.
- Прочитайте слова солнышка ласково, строго, зло. А как надо?
- Прочитайте первую строку тихо, вторую – ласково, а третью и четвертую – со смехом, радостно.
А вы видели, как пробиваются из почек молодые листочки? Посмотрите, как это происходит в ускоренном режиме (видеоролик, как распускаются из почек листья).
Проверка домашнего задания.
- Сегодня к уроку вы готовились отвечать на вопросы из учебника.
3. Постановка целей и задач урока
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Поэзии, познакомимся с новым поэтическим произведением, но прежде мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, а чем же поэзия отличается от прозы?
- Как называют человека, который пишет стихи? (поэт)
- Чтобы угадать фамилию поэта, с чьим произведением мы познакомимся, подберите синоним к слову «белый».
- Верно, зовут поэта Саша Черный.
А название стихотворения вы узнаете, если подберете прилагательное, общее для всех существительных: лист, огурец, ель, танк, сосна, трава.
- Стихотворение называется «Зеленые стихи».
Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке?
4. Открытие новых знаний
а) Работа над биографией автора.
- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Зеленые стихи», написал его поэт Саша Черный. Именно так подписывал свои стихи Александр Михайлович Гликберг.
- Прочитайте некоторые сведения об авторе и поделитесь с нами, что вас удивило или заинтересовало.
Саша Чёрный – это вымышленное имя или псевдоним автора. Родился он в Одессе 1 октября более 140 лет назад в многодетной семье аптекаря. В подростковом возрасте Саша сбежал из дома и стал нищим-попрошайкой. Однажды о нем написали в газете, и добрые люди помогли ему выучиться. Затем Саша Черный работал в газете, писал стихи и прозу. Вынужден был переехать во Францию, где умер в возрасте 52 лет. С ним случился сердечный приступ после тушения пожара на соседней ферме.
- Все ли вам было понятно? Что вам запомнилось?
б) Знакомство с произведением.
- Прослушайте стихотворение и подумайте, каким настроением оно проникнуто?
- Какой видит поэт весну в этом стихотворении?
в) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте самостоятельно и постарайтесь представить себе картины.
г) Анализ произведения.
- Соответствует ли содержание стихотворения его названию? Докажите строчками из текста.
- Какие картины вы увидели или нарисовали бы?
- Что необычного встретилось в стихотворении?
- Найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением. ( Песенку, зелененький, зелененькие, листик, гимназистик). Как вы думаете, для чего автор использует их в таком значении? (чтобы придать стихотворению нежности, доброты, особое весеннее настроение)
- С чем автор сравнивает ели, мох?
- Найдите в тексте прием оживления неживого объекта природы.
- Автор увидел весну в зеленом цвете. А какая она для вас?
Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение и найдите рифмующиеся слова.
д) Работа над выразительностью чтения.
Составление партитуры 1-ой строфы.
- Как вы считаете, с каким настроением надо читать это стихотворение?
- Прочитайте 1 и 2 строфы радостно, задорно. Передайте веселье лягушек и кузнечика, красоту весенней природы.
- 3 строфу читаем потише, но с удивлением, ведь дуб спит, а два гнома притаились .
- Поработаем над словами гномов в 4 и 5 строфах. Передайте любопытство младшего гнома, его удивление. Прочитайте слова старшего с ленцой, сонно.
Прочитайте стихотворение в парах друг другу выразительно.
е) Работа над идеей произведения.
- О чем же написал Саша Черный свое стихотворение? (весенняя природа, радующая глаз сочными зелёными красками.)
- Что он хотел нам рассказать в нем? (Автор показывает удивление и восхищение зелёным пейзажем, призывает замечать красоту вокруг, любоваться ею.)
Физкультминутка.
Большая буква
Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Ульяновск, Никита, ученик, река, Волга, собака, Москва, Зорька, воробей, учебник.
5. Первичное закрепление
Работа в группах.
1-я группа
Соберите пословицы о весне. Объясните их.
Весна красна цветами, а осень – плодами.
Весенний день год кормит.
2-я группа
Что весной бывает такого цвета?
Жёлтый , Розовый, Голубой , Фиолетовый , Черный
3-я группа
Составьте синквейн на тему «Весна». (стихотворение состоящее из 5 строк)
Существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение
Существительное
Синквейн на тему «Весна»
Весна
Долгожданная, яркая
Идет, спешит, торопится
Весна - прекрасное время года.
Пробуждение
4-я группа
Подберите рифмы к словам:
Ромашка - …………., растет - ……………….., цветение - ……………….., комарик - ……………….., лягушка - …………………
5 –я группа
Дополните текст подходящими по смыслу прилагательными.
Над полями и ……………лесом все ярче и ярче светит ……………….солнышко. Зазвенели по скатам ………………. ручьи. Надулись на деревьях ………………….почки. А над полянкой, где раскрылись ……………….подснежники, вспорхнула …………………. бабочка.
Проверка выполнения работы в группах.
6. Подведение итогов.
-Что на уроке вам показалось интересным?
- Что понравилось? Что было трудным?
- Достигли ли мы поставленных целей?
А сейчас подумайте, какое слово для вас в сегодняшнем уроке является ключевым, самым важным на ваш взгляд? Запишите это слово на листочек.
Ребята зачитывают свои слова.
7.Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
Если вам все было понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями поднимите зеленый кружок, если были какие-то вопросы поднимите желтый кружок, если совесм ничего не получалось поднимите красный кружок.
8.Домашнее задание.
С. 81, выразительное чтение стихотворения, по желанию найти и прочитать другие произведения С.Черного