СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ – Познакомить с творчеством композитора  В. Кикты. Закрепить понятие «духовная музыка» углубить  представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.  

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Планируемый результат:

Предметные:

1. Закреплять, на примере концертной симфонии, умение определять принцип строения музыкального произведения - повтор, контраст или вариативность.

Метапредметные:

1. Формировать интерес обучающихся к религиозным сюжетам в музыке, изобразительном искусстве, истории.

Личностные:

1. Способность воспитывать уважение к духовной национальной культуре.

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, проектор и экран , магнитная доска,

 Музыкальный материал: В.Кикта «Орнамент», «Скоморохи», «Музыкант» из симфонии «Фрески Софии Киевской»

Исполнение: «Молитва» Б. Окуджава

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Администрация Первомайского района

МБОУ Правдовская школа
















Конспект урока по музыке в 6 классе


по теме:





«Фрески Софии Киевской»















Составитель учитель музыки: 

Зейтуллаева Раъно Яхшибаевна





с.Правда, 2023г.





Урок музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской."

ЦЕЛЬ – Познакомить с творчеством композитора В. Кикты. Закрепить понятие «духовная музыка» углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Планируемый результат:

Предметные:

1. Закреплять, на примере концертной симфонии, умение определять принцип строения музыкального произведения - повтор, контраст или вариативность.

Метапредметные:

1. Формировать интерес обучающихся к религиозным сюжетам в музыке, изобразительном искусстве, истории.

Личностные:

1. Способность воспитывать уважение к духовной национальной культуре.

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, проектор и экран , магнитная доска,

Музыкальный материал: В.Кикта «Орнамент», «Скоморохи», «Музыкант» из симфонии «Фрески Софии Киевской»

Исполнение: «Молитва» Б. Окуджава



ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. Приветствие.

Погружение в атмосферу урока в процессе слушания церковного песнопения “ Душа ”. (2 м. 24с.)

- Ребята, ответьте, пожалуйста, под какую музыку начался наш урок?

(Это церковная, духовная музыка.)

- По каким признакам вы это определили?

(“а капелла”, многоголосие, манера исполнения, содержание текста)

II. Актуализация ранее полученных знаний. (13 мин)

Проверка знаний пройденного урока.

- Как вы понимаете слово духовная?

(успокаивающая душу, очищающая, красивая внутренним содержанием)

- Что означает слово «концерт»? (это  выступление исполняемое одним музыкантом, иногда называемым сольным концертом или музыкальным ансамблем).

Проверка домашнего задания Тема: Записать названия известных храмов и соборов Крыма.(ответы учащихся).

III.Изучение нового материала.

Слово учителя: Эпиграф урока: «Музыканты – извечные маги. Вызывают виденья веков…»

Б. Дубровин
На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.

Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.

Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.

Ребята, мы сегодня познакомимся с композитором В.Киктой и его симфонией 2-й половины XX века , написанному в честь 1000-летия крещения Руси.

1.Знакомство с творчеством В.Кикты.

Кикта Валерий Григорьевич родился 22 октября 1941 г. – известный композитор, заслуженный деятель искусств, преподаватель, музыкально-общественный деятель. Является автором сочинений самых разнообразных стилей и жанров. В обширном каталоге его творчества — 11 балетов, таких как «Данко»«Дубровский»«Полесская колдунья» и др. Также музыкант написал множество кантат, симфоний, хоровых и оркестровых произведений, ораторий, инструментальных концертов, колядок, щедривок и веснянок, произведений для арфы, органа, русских народных инструментов, детской и юношеской музыки.

2.Запись в тетрадь определений Фреска -  (от итал. fresco — свежий), аффреско — по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко» (росписи по сухому).

3. Краткая информация о соборе Софии Киевской.
История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта — будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя — его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть — кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Сегодня мы попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

- Сегодня нам даже предстоит побывать в роли музыкантов и художников, увидеть связь музыки и живописи, связь времен.

- А теперь внимание на экран…

ПРОСМОТР ВИДЕО О СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Физминутка с элементами танца.

ПРОСМОТР ВИДЕО (СЛУШАНИЕ)

: В.Кикта «Орнамент», «Скоморохи», «Музыкант» из симфонии «Фрески Софии Киевской»

- О каких событиях рассказывает музыка?

-Какое настроение, чувства раскрываются?

Слушание: «Скоморохи»

- Как композитор показывает образ скоморохов?

- Чем отличается произведения?

Слушание: «Музыкант»

-Какие идеи воплощены в музыке?

- Какие чувства, мысли вызывает эта музыка?

(Будто певец-сказитель игрой на гуслях рассказывает о былом. Кажется, будто оказываешься в этом храме и по настоящему переживаешь страницы истории, глядя на росписи стен.)

- Мы с вами прослушали часть концертной симфонии для арфы с оркестром.А сколько частей должно быть в классической симфонии?

Правильно, 4-е. Но эта симфония является неким исключением, в ней 9 частей.

на экране появляются названия частей

1. Орнамент 1, 2. Зверь нападает на всадника, 3. Орнамент 2, 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого, 5. Михайловский придел, 6. Борьба ряженых, 7. Музыкант, 8. Скоморохи, 9. Орнамент.

- Ребята,скажите, какое название повторялось?

- Да, действительно, «Орнамент». Именно музыка этой части звучала в видео.

- Что же, вообще означает слово «орнамент»?

(узор с повторяющимися элементами).

Исполнение: ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

- Встали.

Упражнение на умение экономить дыхание (“Воздушный шар”)

- Надуваем шар в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

Греем руки на морозе” (дышат 8раз)


2.Пение скороговорок на одном звуке:

Тары-бары, растабары

У Варвары куры стары.

Куры старенькие, растабаренькие.


Елочки-сосеночки зеленые, колючие,

На Кубани девочки веселые, певучие,

А я парень молодой, неженатый, холостой.

3.Использование отдельных песенных интонаций.(попевка «горошина»)

4.работа над песней «Молитва» Б. Окуджава (разучивание по куплетам).

Закрепление материала.

- Кто является автором симфонии «Фрески Софии Киевской»?

Валерий Григорьевич Кикта – советский композитор.

- Какие средства использовал композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

- Что означает слово «фрески»?

- С каким музыкальным произведением мы познакомились?


ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

- Как он этого добился? (у него особый музыкальный язык: музыкальная интонация напоминает былинный сказ, выбор солирующего инструмента арфы, подражающей гуслям, приёмов исполнения: тремоло, арпеджио, формы произведения)

- Мы смогли добиться поставленной цели? (да)

V. ИТОГ УРОКА (3 мин.):

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

(Люди не должны забывать о доброте, заботе, уважении.И тогда мир будет существовать в гармонии.)

Оценка и самооценка деятельности учащихся за урок. 

- Я думаю, что наш урок прошел не зря, все старались показать свою работу. Особенно хочу отметить ребят, которые работали на уроке: (Имена). А теперь хотелось бы, чтобы вы оценили себя сами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!