СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему: «Ювелирные товары»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит методические рекомендации, план занятия, технологическую карту занятия, список использованной литературы. Данная разработка может быть полезна преподавателям при подготовке открытых занятий. Методика проведения урока может использоваться при проведении аналогичного типа занятий по любым дисциплинам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: «Ювелирные товары»»

Г осударственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Ювелирные товары»

Дисциплина МДК 01.01. Розничная торговля непродовольственными товарами

Профессия: 38.01.02 Продавец, контролёр — кассир



Разработала:

преподаватель Тодавчич В.Н.







Луганск

2024

Рассмотрена и согласована цикловой комиссией общепрофессионального и профессионального циклов


Протокол № от «___» 20__г.




Разработана на основе рабочей программы по ПМ.01 Продажа непродовольственных товаров, МДК 01.01 Розничная торговля непродовольственными товарами



Профессия: 38.01.02 Продавец, контроллер – кассир





Председатель цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов ______________ О.А. Курячая

(подпись Ф.И.О.)

Заместитель директора по

учебно-производственной работе______________ Е.В.Петрова

(подпись Ф.И.О.)





Пояснительная записка


Особое место в повышении уровня мотивации обучающихся отводится открытым урокам, т.к. они решают такие задачи, как: развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по дисциплинам, а также расширяют кругозор обучающихся, нравственно и эстетически их воспитывают, позволяют раскрыться каждому обучающемуся; на таких уроках формируются общие компетенции:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК. 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Проведение открытых уроков позволяет превратить обычные уроки в активные, занимательные, поддержать интерес обучающихся к получению новых знаний. Комбинированный урок с использованием мультимедийного оборудования способствует развитию интереса на занятиях.

В процессе обучения преподаватель формирует у обучающихся отношение к изучаемой дисциплине.

Использование на уроках информационно – коммуникативных технологий способствует более глубокому усвоению и восприятию нового материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Презентация сопровождается речью преподавателя, но не заменяется ею.

Использование информационно – коммуникативных технологий позволяет экономить время урока, вносит элементы познавательности в учебный процесс.

Цель методической разработки: проанализировать опыт проведения открытого урока с использованием современных информационно – коммуникативных технологий – мультимедийного оборудования, способствуя дальнейшему творчеству и профессиональному подходу преподавателей к проведению уроков.

Методическая разработка содержит методические рекомендации, план занятия, технологическую карту занятия, список использованной литературы. Данная разработка может быть полезна преподавателям при подготовке открытых занятий. Методика проведения урока может использоваться при проведении аналогичного типа занятий по любым дисциплинам.


ПМ 01. Продажа непродовольственных товаров

Дисциплина МДК 01.01.Розничная торговля непродовольственными товарами

Профессия: 38.01.02 Продавец, контролёр — кассир

Преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин

Тодавчич Валентина Николаевна

Дата проведения_________

Время проведения___45минут___

Группа: СПР 23-4

Профессия: 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир

Место проведения: аудитория 304

Тема раздела 1. Распознавание ассортимента, определение качества и комплектности непродовольственных товаров

Тема 1.12. Ювелирные товары и бытовые часы.

Тема урока: Ювелирные товары

Тип урока: Урок изучения нового материала

Метод проведения: Частично-поисковый

Цель урока:

- Изучение материалов и методов производства, классификации и ассортимента, требований к качеству, маркировки, клеймения, упаковки, правил обращения с ювелирными изделиями и ухода за ними.

Обучающая цель:

  • сформировать понятие «ювелирные товары»; научить студентов различать по внешним признакам материалы для производства ювелирных товаров, способами производства, огранки; пробами и клеймами.

Развивающая цель:

  • развивать умение учащихся работать с опорными конспектами, способствовать развитию интеллектуальных умений: наблюдать, обобщать, анализировать и делать выводы; развивать качества личности: активность, самостоятельность, внимательность; развитие познавательных и профессиональных интересов.

Воспитывающая цель:

  • акцентировать внимание на привитие заинтересованности обучающихся к получению профессии, интерес к предмету; воспитание дисциплинированности, ответственности, инициативы, коллективизма.

Методическая цель:

- показать методику проведения открытого урока с применением мультимедийного оборудования, применение активных методов обучения: активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе работы с опорными конспектами, наглядными пособиями, дидактическим материалом.

Методы обучения:

- словесные – рассказ, беседа, сообщение;

- наглядно - демонстрационные - получение информации посредством мультимедийного оборудования (показ презентации);

- практические – заполнение опорных конспектов, выполнение задания преподавателя;

- частично-поисковый;

- проблемный

Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся:

- групповая и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Метод проведения: Частично-поисковый

В результате усвоения учебного материала обучающиеся

Должны знать:

- классификацию ассортимента ювелирных изделий;

- пробы и клеймения;

- требования к качеству, маркировку, упаковку ювелирных изделий.

Должны уметь:

- различать по внешним признакам ассортимент и материалы для производства ювелирных товаров;

- различать способы огранки камней;

- применять в практической деятельности правила обращения и ухода за ювелирными изделиями.

Материально-техническое обеспечение урока:

- учебная аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием;

- презентация к лекции;

- методическая разработка лекционного занятия для преподавателя;

- видео по теме урока «Производство ювелирных товаров»;

- раздаточный материал: варианты тестового задания, опорный конспект классификации ювелирных товаров;

- образцы ювелирных изделий, стандарты.

Межпредметные связи:

- Организация и технология розничной торговли:

Тема: «Правила приемки, размещения на хранение, подготовки к продаже и выкладке товаров в торговый зал».

- Физика:

«Строение и свойства металлов», «Структурные особенности минералов», «Явление преломления света»

- Химия:

«Химические свойства металлов», «Кислотно-щелочные реакции»


Литература:

1. Неверова А.Н. и др. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. Учебник для НПО по профессии "Продавец, контролер-кассир". - М.: Академия, 2017, 560 с.

2. Иванов Г.Г. Организация торговли (торговой деятельности) Учебник, КноРус, 2019, http://book.ru/ - электронная библиотека

3. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – Ростов н/Д: Феникс, 2020 г.


Структура урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

III. Основной этап:

1. Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров.

2. Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров.

3. Требования к качеству ювелирных товаров.

4. Маркировка, клеймение, упаковка, правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними.

IV. Заключительный этап.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 минуты

1. Проверка готовности обучающихся к уроку:

  • приветствие обучающихся

  • явка обучающихся,

  • преподаватель проверяет наличие тетрадей для конспектов и канцелярских принадлежностей

Здравствуйте, обучающиеся, преподаватели и присутствующие гости! Сегодня мы собрались, чтобы провести открытый урок по МДК 01.01 «Розничная торговля непродовольственными товарами» в группе СПР 18-3

2. Сообщение темы урока, постановка его цели и задач – 2 минуты

  • Начальная мотивация.

Преподаватель объясняет значение темы в курсе МДК 01.01 «Розничная торговля непродовольственными товарами»;

- на экране слайды: «Тема урока», «План урока»

Преподаватель: запишите

Тема урока: «Ювелирные товары»

План урока:

1. Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров.

2. Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров.

3. Требования к качеству ювелирных товаров.

4. Маркировка, клеймение, упаковка, правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними.

Преподаватель просит обучающегося прочитать стихотворение о драгоценных камнях.

Драгоценные камни.

В любой восточной лавке вам подскажут,

Что означает камень, чем силен.

Раскроют его тайну и предскажут

Всю будущую жизнь и связь времен.


АЛМАЗ дарует людям добродетель,

Приносит счастье и хранит от ран.

РУБИН лечебной мистикой известен,

Сулит победу и любовь всех дам.


ГРАНАТ рождает страстные желанья,

Власть, целеустремленность, высоту.

Цвет БИРЮЗЫ дарует обаянье,

Любовь, доверие и чистоту.


ЯНТАРЬ - загадочней нет амулета.

Он лечит раны, дарит царство снов...

АКВАМАРИН подарит море света,

АЛЕКСАНДРИТ очистит душу, кровь.


Великое и щедрое преданье...

Все камни - дар божественной мечты.

Дарите украшенья - знак признанья.

Все женщины достойны красоты!

Услышав замечательные стихи, посмотрев на оформление аудитории, вы, наверное, поняли какая сегодня у нас тема (обучающиеся предлагают различные варианты).

-Да вы правы.

Тема нашего занятия: Ювелирные товары.

Мотивация учебной деятельности обучающихся – 1 минута

Сегодня мы ознакомимся ювелирными товарами. Тема актуальна в настоящее время, так как ювелирные товары олицетворяют вечное стремление человека к красоте, к искусству, а ювелирное искусство является одним из древних и широко распространенным видом декоративно – прикладного искусства. Благодаря полученным знаниям и умениям по данной теме, вы сможете классифицировать ассортимент ювелирных изделий; различать виды драгоценных и полудрагоценных камней различать способы производства и огранки изделий. Знания и умения, полученные в ходе изучения пригодятся вам для написания выпускной письменной экзаменационной работы, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.

Преподаватель:

Прежде чем начать изучение нового материала, я хотела бы узнать ваши знания по данной теме из личного опыта.


II. Актуализация опорных знаний – 4 минуты

Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Систематизировать знания обучающихся по теме «Ювелирные товары»

Организация дискуссии в группе

Подготовка обучающихся к усвоению нового материала

Работа, направленная на выявление знаний по теме «Ювелирные товары», анализ заданных вопросов, поиск правильного ответа.


1. Какие вы знаете драгоценные камни (обучающиеся называют)

(Алмаз, сапфир, изумруд, рубин, жемчуг).

2. Назовите пожалуйста полудрагоценные камни

(аметист, хризолит, александрит, авантюрин, бирюза, гранат и многие другие. Это самая большая группа камней)..

3. Вы можете назвать драгоценные металлы

(Золото, серебро, плати на, палладий, родий).

4. По какой шкале определяют твердость драгоценных камней?

(по шкале МООСА)

5. Какие ещё камни вы знаете?

(Да, так же в ювелирном производстве используют поделочные и искусственные камни).

6. Вы можете их назвать?

(Малахит, лазурит, тигровый глаз, яшма, нефрит, агат. Искусственные – фианит и искусственные сапфир, изумруд, аметист, жемчуг и другие).

Делаем вывод, что в производстве ювелирных товаров используют сплавы драгоценных металлов и драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни.


III. Основной этап – 35 минут.

Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формирование знаний, умений ОК и ПК

Репродуктивная и эвристическая беседа.

Использование мультимедийного оборудования.

Демонстрация слайдов.

1. Формирование знаний, умений ОК и ПК

1. Усвоение нового материала.

2. Рефлексия – выполнение задания.


1. Лекция по теме «Ювелирные товары»


Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно-прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия - это особая группа товаров. Большинство из них имеют исключительно декоративное значение. К ювелирным товарам относят изделия из драгоценных металлов, а также высокохудожественные изделия из недрагоценных металлов и сплавов, камня, кости в сочетании с камнями-самоцветами природного и искусственного происхождения.

Совершенствование производства ювелирных изделий предполагает сочетание высокой техники исполнения, богатой творческой фантазии, современных форм, отвечающих требованиям моды и национальным традициям, использование нетрадиционных материалов.

Главными потребительскими свойствами ювелирных товаров являются их эстетические свойства, и в этом их особенность. Некоторые из ювелирных изделий (столовые приборы, запонки и др.) имеют определенное утилитарное назначение. Однако оно не является главным критерием при покупке, основной критерий - это красота изделий. Определенная особенность потребительских свойств ювелирных товаров заключается также в том, что срок службы ювелирных изделий из драгоценных металлов исчисляется десятками и даже сотнями лет.


1. Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров.

Главными факторами, формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства.

Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, ювелирные камни, декоративное и поделочное сырье.

К основным драгоценным металлам относят золото, серебро и платину. Драгоценные металлы имеют красивый внешний вид, высокую устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью, способностью сплавляться с другими металлами, что обусловливает широкое применение их в ювелирном производстве. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой. В нашей стране действует метрическая система проб, указывающая содержание драгоценного металла в 1000 частей (по массе) сплава.

Для изготовления золотых ювелирных изделий обычно применяют тройные сплавы золота, серебра и меди, имеющие желтый цвет. Золотые сплавы, используемые в отечественном ювелирном производстве, бывают пяти проб - 958, 750, 583, 500, 375-й с содержанием золота соответственно 95,8%, 75,0% и т. д. Сплавы каждой пробы могут различаться цветом и тоном в зависимости от процентного состава компонентов. Сплав 958-й пробы называют «червонным золотом», по цвету оно не отличается от природного. Марки золотых сплавов включают обозначения компонентов, входящих в их состав, и их процентного содержания.

Для производства серебряных ювелирных изделий используют серебряно-медные сплавы 960, 925, 916 и 875-й проб. Маркируют серебряные сплавы аналогично золотым.

Из сплавов платины в ювелирном деле применяют в основном сплав платины 950-й пробы.

Из цветных металлов и их сплавов в ювелирном производстве чаще используют сплавы меди - латунь, мельхиор, нейзильбер.

Из черных металлов и их сплавов для производства ювелирных товаров применяют стали.

Ювелирные камни подразделяют на природные и искусственные. Природные камни могут быть минерального и органического происхождения. Их делят на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Искусственные камни, как правило, имеют минеральную основу.

Драгоценные камни (самоцветы) характеризуются высокой прозрачностью, твердостью, красивой игрой света. К ним относят алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Мерой веса драгоценных камней является карат (0,2 г).

Алмаз - самый твердый камень, состоящий из кристаллического углерода. Отличается сильным блеском и высоким показателем преломления света. Граненый алмаз называется бриллиантом. Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма (существует 17 видов форм), масса (они бывают мелкие, средние и крупные), цвет (7 групп), дефектность (8 групп) и геометрические размеры. Наиболее ценными являются бесцветные алмазы, а также камни с голубой, синей, красноватой или зеленоватой окраской.

Изумруд — это разновидность минерала берилла. Камень зеленого цвета, по твердости уступает рубину и сапфиру, хрупок.

Рубин и сапфир - самые твердые после алмаза камни. Основу их составляет кристаллический глинозем (корунд). Окраска определяется присутствием незначительных примесей оксидов металлов. Рубины имеют красный цвет, сапфиры чаще синие, иногда встречаются красновато-синие или фиолетовые.

Жемчуг - драгоценный камень органического происхождения, образующийся в раковинах речных и морских моллюсков. Его отличает своеобразный радужный блеск перламутрового вещества. Цвет жемчуга может быть различным. Наиболее ценен блестящий жемчуг округлой формы белого и розового цвета.

Полудрагоценные камни отличаются разнообразием. Это камни прозрачные и полупрозрачные, бесцветные и цветные. Неодинаковы и их свойства, определяемые преимущественно химическим составом, внутренним строением. По химическому составу выделяют несколько групп полудрагоценных камней: группа берилла (аквамарин, александрит), группа кварца (аметист, горный хрусталь, опал) и др. К полудрагоценным камням относят и камни органического происхождения: янтарь, коралл. Мерой веса полудрагоценных камней является грамм. На именования и цвета некоторых из них приведены ниже.

Аквамарин - камень синевато-голубых оттенков, напоминающих морскую воду; александрит — изумрудно-зеленого цвета при дневном освещении и фиолетово-красного - при искусственном; аметист - фиолетового или голубовато-фиолетового цвета; горный хрусталь — прозрачный, бесцветный; опал - полупрозрачный, иррадиирующий, чаще молочно-белый; бирюза - непрозрачный минерал небесно-голубого цвета; гранат имеет по цвету более 30 оттенков (наиболее ценятся камни темно-красного цвета); топаз - бесцветный, винно-желтый, розовый и других оттенков.

Янтарь - это легкий и мягкий камень, представляющий собой окаменевшую смолу древнейших хвойных деревьев. Цвет янтаря - от ярко-желтого до буро-коричневого. Наиболее ценен прозрачный янтарь с включениями насекомых или частичек растений.

Кораллы - это окаменевшие остовы морских беспозвоночных организмов - полипов. Они непрозрачны, имеют различную окраску.

Поделочные камни - это непрозрачные или слабо просвечивающиеся цветные минералы. Ценность их зависит от яркости окраски, изящества и богатства рисунка. Из поделочных камней в ювелирной промышленности применяются агат, нефрит, яшма, малахит и др.

Агат — полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный (до 20 оттенков), рисунчатый (полосатый, слоистый) камень. Разновидность агата, обычно с полосатостью черного и белого цвета, называют ониксом.

Нефрит - полупрозрачный камень, преимущественно зеленых оттенков, после полирования имеет маслянистый блеск.

Яшма - непрозрачный камень, отличается разнообразием цветовой гаммы.

Малахит — непрозрачный ярко-зеленый камень со сложным извилистым рисунком.

Искусственные камни получают чаще из оксидов различных металлов путем выращивания кристаллов в определенных условиях. К ним относятся синтетический корунд, искусственные гранат, изумруд, сапфир, искусственные кристаллы - фианиты, искусственно выращиваемый жемчуг и др. Часто искусственные камни почти не отличаются от природных. Обычно они более крупных размеров, более чистые и равно окрашенные.

Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий применяют стекло, кость, рог, пластмассы и др.

Особенностью производства ювелирных изделий является то, что они расцениваются как произведения искусства и создаются художниками-ювелирами. Производство ювелирных изделий начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете. Основные технологические процессы включают: производство заготовки, создание форм, отделка, огранка и закрепка.


Заготовку материалов из сырья и полуфабрикатов производят плавкой, прокаткой, волочением, ков кой и резкой. Форму ювелирных изделий создают штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой (сборкой деталей с помощью пайки, сварки или клепки).

Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, оксидирование, золочение, серебрение, эмалирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть - миниатюрная живопись по эмали, филигрань (скань) - ажурный узор из гладкой или крученой проволоки, инкрустирование различными материалами.

Огранку ювелирных камней производят различными способами. Основные из них - огранка розой (боковые поверхности камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).

В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корнерная и глухая.

При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах), при гризантной — обжимается ободком с насечкой (гризантом). Корнерная закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла). При глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности.


2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ

По назначению ювелирные изделия подразделяют на изделия для украшения, предметы туалета, принадлежности для часов, предметы сервировки стола, предметы украшения интерьера, принадлежности для курения, сувениры.

В зависимости от применяемого материала различают ювелирные изделия из драгоценных и недрагоценных сплавов, камня, кости и др.

По характеру производства ювелирные изделия делят на серийные и единичные. Ассортимент ювелирных изделий можно подразделить также по видам, конструкции, отделке, комплектности и др.

Изделия для украшения по характеру использования делят на группы: украшения для головы, для шеи и платья, для рук.

Украшения для головы - это прежде всего серьги. Изготовляют их из сплавов золота, серебра и цветных металлов, самых разнообразных форм, со вставками из камней и без них. В серьгах применяются замки раз­ личных конструкций (крючок с петелькой, винт с гайкой, швенза и др.).

Украшения для шеи и платья - это бусы, цепочки, колье, кулоны, медальоны, броши и др.

Бусы могут состоять из элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звенья­ ми. Изготовляют их из различных материалов, с разнообразной формой бусин, с замком и без замка. Они могут состоять из одной или нескольких ниток.

Цепочки по форме звеньев бывают якорные (звенья расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях), панцирные (звенья имеют форму слегка изогнутого овала), витые и фантазийные. Цепочки используют как самостоятельное украшение, а также для ношения медальонов, кулонов и карманных часов.

Колье — это шейное украшение, которое обычно имеет несколько подвесок из ювелирных камней или драгоценных металлов, прикрепленных чаще в его центральной части.

Кулоны обычно состоят из подвески и цепочки, медаль­ оны — из открывающейся подвески и цепочки.

Броши - это наиболее распространенный вид украшения одежды. Их вырабатывают различных форм, размеров, конструкций.

Украшения для рук включают кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкие без вставок (обручальные) и декоративные (фасонные).

Браслеты могут быть жесткие и мягкие по конструкции, различных размеров.

Кроме отдельных изделий для украшения изготовляют наборы и гарнитуры, состоящие из изделий с единым художественным решением (например, серьги, кольцо и брошь).

Предметы туалета — это запонки, зажимы для галстуков, пряжки, пудреницы, шкатулки и др. Все они имеют художественную отделку.

Принадлежности для часов включают принадлежности для наручных и карманных часов, а также часы в корпусах из драгоценных металлов с ювелирными камнями. В наиболее широком ассортименте из товаров этой группы в торговлю поступают браслеты для часов. Изготовляют их из золота, серебра и других металлов с золочением и серебрением. Браслеты бывают для мужских и женских часов, различаются по ширине и длине, имеют разнообразную конструкцию.

Предметы сервировки стола - это столовые приборы и посуда, изготовленные из драгоценных или цветных металлов, имеющих покрытия из золота или серебра, и художественно оформленные. Изделия могут быть в виде отдельных предметов или наборов. Вырабатывают их чаще из серебра, мельхиора, нейзильбера.

Виды столовых приборов: ложки — столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая, разлива­ тельные, сервировочные; вилки и ножи - столовые, десертные, сервировочные; лопатки сервировочные; щипцы и др.

К изделиям посудной группы относят кофейники, чайники, молочники, сахарницы, подстаканники, подносы, креманки, вазы для сервировки стола и др.

Предметы украшения интерьера включают вазы для цветов, панно из поделочных камней, серебра, художественно обработанного металла с филигранью, эмалью, чернью и др.

Принадлежности для курения объединяют портсигары, пепельницы, мундштуки, зажигалки (газовые и бензиновые, кремниевые и пьезоэлектрические), спичечницы и др. Производят их из серебра, мельхиора, нейзильбера, поделочных камней и др.

Сувениры - это изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры, выдающиеся события, памятные даты и др. К ним относят памятные медали, значки, подстаканники с тематическими рисунками, брелоки и др.


3. Требования к качеству ювелирных товаров.

Контроль качества изделий из драгоценных металлов начинают с проверки наличия на каждом изделии клейма Инспекции пробирного надзора, соответствующего сопроводительным документам, и именника предприятия-изготовителя.

Далее путем внешнего осмотра проверяют качество маркировки и упаковки изделий, линейные размеры колец и браслетов, выявляют дефекты и определяют их допустимость нормативным документам.

Парные изделия должны быть подобраны по размерам, форме, цвету и огранке вставок. Поверхность изделий должна быть ровной, без вмятин, царапин и т. п. Режущие кромки в изделиях (кроме ножей, булавок) не допускаются. Рисунок на поверхности изделий должен быть четким. Вставки (кроме драгоценных камней и янтаря) не должны иметь видимых невооруженным глазом неполированных участков, царапин, сколов и т. п. Вставки должны быть закреплены неподвижно. Шарнирные соединения должны обеспечивать подвижность деталей, замки - надежность закрепления, исключая возможность само открывания.

Предметы сервировки стола (рюмки, вазы и т. п.) должны быть устойчивы на горизонтальной плоскости. При наклонении чайника или кофейника под углом до 70° крышка не должна выпадать.


4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ, КЛЕЙМЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Маркировка ювелирных товаров наносится на изделие, индивидуальную этикетку, групповую, транспортную тару и упаковочный лист.

На изделие наносятся именник предприятия-изготовителя и клеймо пробирного надзора. На этикетке изделия из драгоценных металлов должны быть указаны: на лицевой стороне - наименование и товарный знак предприятия, наименование изделия, артикул, наименование и проба металла, масса изделия в граммах, цена изделия; на оборотной стороне — размер кольца или браслета, наименование материала вставки, обозначение стандарта, штамп ОТК. На оборотной стороне этикетки к изделию со встав­ ками из драгоценных камней дополнительно указывают: номер изделия, месяц, год изготовления, номер партии, характеристику и стандарт на вставки. При этом не указывают артикул и цену за один грамм. Этикетка к изделиям из драгоценных металлов должна быть прикреплена ниткой и опломбирована.

Упаковка ювелирных изделий может производиться в различную тару: индивидуальную (футляры и др.), групповую (картонные коробки) и транспортную (ящики из фанеры и др.). Групповая тара должна быть опломбирована. В транспортную тару могут быть вложены различные изделия, предназначенные одному получателю.

Транспортирование ювелирных изделий из драгоценных металлов, как правило, производится спецсвязью в деревянных ящиках. Ящики с ювелирными товарами должны быть обтянуты по краям железной лентой или проволокой и опломбированы так, чтобы их невозможно было вскрыть без повреждения опломбированной обтяжки.

Ювелирные изделия должны храниться и эксплуатироваться в условиях, исключающих их механическое повреждение, а также исключающих их взаимодействие со щелочными моющими средствами, веществами, содержащими йод, ртуть или ее соединения, и некоторыми другими.


КЛЕЙМЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Все изделия из драгоценных металлов, изготовленные в нашей стране, должны иметь пробирное клеймо, поставленное Инспекцией пробирного надзора Министерства финансов. Пробирное клеймо содержит пробу, указываемую цифрами.

Кроме метрической системы, применяемой в нашей стране, в ряде стран используется каратная система проб. Соответствие некоторых проб золотых сплавов двух систем приведено ниже:


Метрическая

Каратная

375

9

585

14

750

18


Помимо цифр на клейме некоторых стран есть еще и символика. Например, до недавнего времени на Отечественных изделиях перед цифрами изображалась звезда с серпом и молотом (рис. 1).


Рис. 1. Пробирное клеймо изделий из золота


Рис. 2. Именник предприятия-изготовителя (Гомельское ПО «Кристалл»)


Ныне в России начинают выпускать изделия с новым клеймом, в котором вместо звезды - девушка в кокошнике. В Беларуси появилось свое клеймо с национальной символикой - изображением вместо звезды зубра.

Если Инспекция пробирного надзора установила несоответствие указанной на изделии пробе, то на изделие наносится клеймо НП (не соответствует пробе). Такие изделия подлежат переработке. Наряду с пробирным клеймом на изделия наносится именник предприятия-изготовите­ ля, содержащий последнюю цифру года выпуска и условное буквенное обозначение предприятия (рис. 2).


Правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними

Для сохранения ювелирных изделий в хорошем состоянии необходимо не только бережно обращаться с ними, но и соблюдать определенные правила эксплуатации и ухода.

Несмотря на высокую химическую стойкость золота, на изделиях 583-й пробы в местах их соприкосновения с телом (кожей) могут появляться темные пятна вследствие выделяемого организмом пота. При применении косметических средств (мазей, кремов и др.), приготовленных на основе Ртути и ее солей, возникают белые пятна и изделия Разрушаются. Появление темных пятен на золотых изделиях может быть также следствием небрежного обращения с ними (при выполнении работ, связанных с применением ртути, сернистых соединений и др.).

Не рекомендуется оставлять на руке кольцо (обручальное или с камнем) при выполнении домашних и других физических работ, так как его поверхность и камень могут получить царапины.

Сняв изделие, необходимо протереть его замшей или фланелевой тряпочкой; суконная тряпочка царапает полированную поверхность. Протирать изделие рекомендуется всякий раз после того, как оно побывало в руках, чтобы устранить влажные следы от пальцев.

Изделия из серебра, особенно 800-й и 750-й проб, тускнеют и покрываются темным налетом в результате воздействия незначительного количества сероводорода, содержащегося в воздухе. Это явление можно иногда наблюдать в плохо проветриваемых помещениях магазинов. Образование темного налета на изделиях из серебра наиболее активно протекает во влажной среде, так как повышенная влажность воздуха способствует потемнению.

Ложки, вилки и другие изделия из серебра или посеребренные при соприкосновении с пищей, содержащей кислоты, быстро тускнеют, и поверхность их покрывается темным налетом. Потемнение поверхности серебряных или посеребренных изделий может происходить и при хранении их в упаковочных материалах (бумаге, картоне, в футлярах с вискозным шелком), содержащих сульфидную серу. Поэтому для упаковки этих изделий рекомендуется применять небеленую или лучше пергаментную бумагу.

Темные пятна с серебряных изделий удаляют в основном путем чистки зубным порошком или мелко толченым мелом. Темный налет на серебряной или посеребренной посуде и столовых приборах удаляют следующим образом: вещь промывают теплой мыльной водой, мягкой тряпочкой чистят смесью (кашицей) нашатыря и мела или зубного порошка, а затем споласкивают горячей водой и протирают полотенцем.

Можно освежать серебряные изделия и путем промывания в горячей воде с питьевой содой (50 г на 1 л) или в теплой мыльной воде с добавлением нашатырного спирта (1 столовая ложка на 1 л воды). После промывания изделие также споласкивают чистой водой и протирают досуха мягким полотенцем.

Ножи рекомендуется хранить отдельно от вилок и ложек, так как они могут поцарапать поверхность серебряных изделий.

Известно, что для вставок в украшения (кольца, серьги, броши и др.) применяют граненое стекло, снизу покрытое фольгой (амальгамой), которая усиливает оптические свойства (световую игру) стекла. При хранении изделий в сырых и непроветриваемых помещениях, а также в помещениях, куда даже в весьма незначительных количествах проникают газы (серы и хлора), фольга тускнеет, на ней появляются черные и темно-коричневые пятна, а затем она разрушается. Поэтому изделия с граненым стеклом, покрытым снизу фольгой, необходимо предохранять от влаги, мыла и кислот, загрязнений, снимать перед мытьем, сном и физической работой. Пыль, которая может скапливаться в кастах или на стеклах этих изделий, осторожно удаляют мягкой, чистой, сухой зубной щеткой.

При загрязнении украшений с натуральными или синтетическими камнями их промывают в слабом мыльном растворе с добавлением трех капель нашатырного спирта на полстакана воды, после чего споласкивают чистой горячей водой и протирают фланелевой тряпочкой.

Жемчуг тускнеет, теряет блеск от пота и жира, выделяемого организмом, а также от сырости; разрушается жемчуг и от резких колебаний температур воздуха. Чтобы удалить жировые налеты, жемчуг промывают в мыльной воде, затем споласкивают и просушивают. Хранить его следует в сухом помещении.

Позолоченные фарфоровые изделия не рекомендуется мыть в содовой воде, чтобы сохранить позолоту. Их моют в теплом растворе соли (3 столовые ложки на 1 л воды).

Фаянсовые изделия моют теплой водой с мылом и споласкивают холодной водой.

Использовать слишком горячую воду не следует, так как разрушается глазурь.

Изделия из стекла (вазы, стаканы и др.) приобретают яркий блеск, если их мыть в воде с добавлением 1-2 столовых ложек уксуса и 1 столовой ложки соли, после чего сполоснуть чистой теплой водой.

Изделия из папье-маше необходимо оберегать от ударов, длительного пребывания на солнце, не брать их влажными руками, не ставить близко к отопительным приборам. Изделия хорошо сохраняются, если они находятся в сухом помещении при комнатной температуре.

Протирать или удалять пыль с изделий следует мягкой сухой хлопчатобумажной тряпочкой, лучше фланелью или замшей. Применение жестких протирочных тряпок или суконок вызывает повреждение полированной поверхности лакового покрытия изделий из папье-маше.

2. Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом.

Обучающиеся самостоятельно изучают дополнительный материал по краткому конспекту «Классификация ювелирных товаров», записывают информацию в тетради. Знакомятся с ассортиментом ювелирных товаров, используя альбом «Ассортимент ювелирных товаров».

Преподаватель контролирует деятельность обучающихся, отвечает на интересующие их вопросы.

3. Закрепление нового материала. 3 - 4минуты

  • Выполнение тестовых заданий.

Закрепление нового материала проходит в форме тестирования, в ходе которого обучающиеся восстанавливаются в памяти необходимые сведения, полученные на текущем уроке.

Преподаватель раздает тестовое задание и контролирует деятельность обучающихся, которые самостоятельно отвечают на вопросы тестового задания

  • Проверка выполнения задания.

Правильность выполнения заданий преподаватель предлагает провести в форме взаимоконтроля.

Для этого выводит на экране эталоны ответов, критерии оценок к тестовому заданию и зачитывает правильные ответы.

Облучающиеся слушают преподавателя, проверяют правильность выполненного задания, используя метод взаимоконтроля, оценивают работы своих напарников

Вопросы для закрепления темы (мозговая атака): 4 минуты.

  1. Каким документов установлены основные требования к качеству ювелирных изделий?

  2. Какие требования предъявляют к качеству личных украшений?

  3. Какие требования предъявляют к качеству камнерезных художественных изделий?

  4. Как проверяют качество ювелирных изделий при приемке?

  5. Как маркируют ювелирные товары?

  6. Как упаковывают ювелирные товары?

  7. Какое влияние на изделия из золота оказывают косметические средства, приготовленные на основе ртути и ее солей?

  8. Что является причиной потускнения поверхности изделий из серебра и какими способами удаляются темные налеты?

  9. Какие причины вызывают потускнение жемчуга?



IV. Заключительный этап – 5 минут.


Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Анализ результативности урока

1. Словесная беседа.

2. Оценка ответов

1. Анализ результативности урока

2. Подведение итогов.

3. Сообщение домашнего задания.

1. Самоанализ.

2. Записывание домашнего задания.


Конечная мотивация

(Подведение итогов, выставление оценок)

Преподаватель подводит итоги работы группы за урок, сообщает и выставляет оценки. Обучающиеся слушают, принимают участие в обсуждении,

Преподаватель говорит обучающимся о применении знаний, а так же использовании умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.

Преподаватель задает домашнее задание.

Обучающиеся слушают, записывают задание на дом.

Рефлексия

Закончи фразу:

1. На уроке я узнал

2. Интересно было бы ещё узнать

3. На уроке я понял

4. На уроке я усвоил

Преподаватель задает домашнее задание.

Обучающиеся слушают, записывают задание на дом.





Домашнее задание

1. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – Ростов н/Д: Феникс, 2020 г.

2. Конспект

3. Подготовить кроссворд по теме: «Ювелирные товары»


Характеристика этапов урока

Этап урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Формы организации учебной работы

Методы и приемы работы

Средства обучения

Время этапа

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе на уроке: обеспечение положительной обстановки для работы на уроке

Приветствие обучающихся, организация внимания.

Фиксирование присутствующих.

Проверка подготовленности к занятию.

Раздача карточек опорных конспектов


Методы:

словесный (диалог, беседа);



Опорные конспекты

2 минут

Подготовка обучающихся к усвоению.

Сообщить тему, сформулировать цель и план занятия;


Подведение к формулировке новой темы и постановка цели ее изучения.


Методы:

  • словесный,

  • наглядный.

Формы:

  • индивидуальная работа;

Презентация слайды №1 -№4

Конспектирование


3 минут

Объяснение нового материала.

Обмен информацией.

Заполнение итоговой таблицы и составление конспекта

а) Вступительная часть лекции

подготавливает обучающихся к восприятию основного учебного материала. В этой части объясняется сущность понятия «ювелирные товары».

б) Основная часть лекции. Содержит в себе несколько подпунктов:

---факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров;

  • классификация и характеристика ассортимент ювелирных изделий;

  • требования к качеству ювелирных товаров

  • маркировка, клеймение, упаковка, правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними.

в) Заключительная часть лекции: подведение итогов изученного материала.

Методы:

– словесный (умение с полнотой выражать свои мысли, разъяснение);

– наглядный (графические изображения).








Презентация слайд №5 - №64

Активное слушание и восприятие

Конспекты в тетрадях

Видеофильм «Производство ювелирных товаров»,

33 минут

Закрепление материала

Обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного.

Закрепление полученных знаний: ответы на вопросы по изученному материалу, выполнение тестовых заданий



Методы:

– практический (анализ, синтез);

– словесный (разъяснение, беседа, диалог).

наглядный (графические изображения).


Тетрадь, опорные конспекты

5 минут

Информация о домашнем задании.

Мотивация обучающихся на самостоятельную работу (собственная деятельность)

Инструктаж по составлению кроссворда по теме: «Ювелирные товары»


– словесный (разъяснение, беседа, диалог).

Тетрадь


2 минут




Приложение 2

Тестовое задание № 1

п/п

ВОПРОСЫ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

1.

Самый тугоплавкий драгоценный металл

А - серебро

Б - платина

В - палладий

2.

Сплав меди и никеля

А - латунь

Б - нейзильбер

В - мельхиор

3.

Какая проба показывает число массовых частей чистого драгоценного металла, содержащегося в 1000 массовых частей сплава

А – метрическая

Б - каратная

В - массовая

4.

Заполнение отдельных углублений на поверхности изделия другими материалами (металлами, камнями, стеклом).

А – гравировка

Б - мозаика

В - инкрустирование

5.

Назовите драгоценный камень органического происхожде­ния.

А – янтарь

Б - жемчуг

В - алмаз

6.

Искусственный камень, не имеющий природных аналогов.

А – фианит

Б – апатит

В - корунд

7.

Какой основной вид огранки применяется для прозрачных ювелирных камней

А - кабошон

Б – бриллиантовая

В - фацетная

8.

Вид оправы, в центре которой находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.

А – кармезиновая

Б – корнерная

В - крапановая

9.

Что обозначает на клейме ювелирных изделий голова женщины в кокошнике

А – шифр Государственной инспекции

пробирного надзора

Б – знак пробирного удостоверения

В – именник предприятия-изготовителя

10.

Подлежат ли обмену новые, с не поврежденной пломбой ювелирные товары

А – подлежат только в течение

14 дней со дня

покупки

Б – подлежат

В – не подлежат




Приложение 3

Тестовое задание № 2

п/п

ВОПРОСЫ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

1.

Самый легкоплавкий драгоценный металл

А - серебро

Б - платина

В - палладий

2.

Сплав меди, никеля и цинка

А - латунь

Б - нейзильбер

В - мельхиор

3.

Какая проба опре­делялась числом золотников драгоценного металла в фунте спла­ва

А – метрическая

Б - числовая

В - золотниковая

4.

Заполнение глубоко гравированного рисунка сплавами соединений различных химических элементов, придающих рисунку темный цвет с синеватым отливом.

А – гравировка

Б - чернение

В - инкрустирование

5.

Назовите драгоценный камень минерального происхожде­ния

А – агат

Б - жемчуг

В - рубин

6.

К полудрагоценным ювелирным камням относятся

А – гранат, топаз, яшма

Б – топаз, бирюза, сердолик

В – бирюза, гранат, янтарь

7.

Какой основной вид огранки применяется для непрозрачных ювелирных камней

А - кабошон

Б – бриллиантовая

В - фацетная

8.

Закрепка ювелирных вставок производится маленькими столбиками, сформированными из металла, окружающего камень.

А – кармезиновая

Б – крапановая

В - корнерная

9.

Что обозначает на клейме ювелирных изделий буква латинского алфавита в левом углу

А – шифр Государственной инспекции

пробирного надзора

Б – знак пробирного удостоверения

В – именник предприятия-изготовителя

10.

Подлежат ли возврату новые, с не поврежденной пломбой ювелирные товары

А – подлежат только в течение 14 дней

со дня покупки

Б – не подлежат

В - подлежат





Приложение № 4

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание № 1

Задание № 2

1 – Б

1 – А

2 – В

2 – Б

3 – А

3 – В

4 – В

4 – Б

5 – Б

5 – В

6 – А

6 – В

7 – Б

7 – А

8 – В

8 – В

9 – Б

9 – А

10 - В

10 – Б



Критерии оценок

9 – 10 правильных ответов

5

7 - 8

4

5 - 6

3

менее 5

2





Опорный конспект Приложение 5.




____________________________________________

________________________________________________________________

Классификация ювелирных изделий

Ювелирные камни минерального и органического происхождения

Металлы и сплавы, применяемые в ювелирном производстве













































Приложение 6.

Образец заполнения опорного конспекта

По видам

По конструкции

По отделке

По комплектности

По характеру производства

Классификация ювелирных изделий

Агат

Малахит

Нефрит

Яшма

Аквамарин

Александрит

Аметист

Опал

Гранат

Янтарь

Горный хрусталь

Бирюза

Топаз

Кораллы

поделочные

драгоценные

полудрагоценные

Ювелирные камни минерального и органического происхождения

сталь

серебро

платина

золото

черные

цветные

драгоценные

Металлы и сплавы, применяемые в ювелирном производстве




Сплавы меди

Латунь, мельхиор, нейзильбер













Алмаз

Изумруд

Сапфир

Рубин

Жемчуг














По назначению


В зависимости от применяемого материала



Для украшения

Для головы

Для шеи и платья

Для рук

Предметы туалета

Принадлежности для часов

Предметы сервировки стола

Предметы украшения интерьера

Принадлежности для курения

Сувениры



Корона, тиара, диадема, серьги


Бусы, цепочки, колье, медальоны, кулоны, броши



Кольца обручальные и декоративные, браслеты


Запонки, пряжки, пудреницы, зажимы для галстуков, шкатулки


Браслеты, цепочки



Посуда столовая


Вазы, панно, картины и т.д.












Значки, брелоки









































Пепельницы, портсигары, зажигалки



2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!