СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему: "Лексика. Фразеология"7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: "Лексика. Фразеология"7 класс»

Методическая разработка урока по русскому языку

7 класс

Учитель русского языка и литературы Л.П. Булатова

Тема урока: «Лексика. Фразеологизмы»

Цели урока:

углубить и расширить знания о лексике и фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.

Задачи урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о разнообразии русского языка, о лексическом значении слов, о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употреблен ия фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Коррекционная направленность урока:

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- развитие умений строить предложение и выражать свои мысли;

Тип урока: повторение и закрепление

Оборудование урока: тетради, учебник «Русский язык. 7 класс» А. Ладыженская. Тростенцова, В. Баранов – М: «Просвещение» 2015, раздаточный материал, ноутбук, «Школьный фразеологический словарь русского языка» .

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Все русские писатели хорошо понимали, насколько богат и красив русский язык, насколько он выразителен и точен. Вспомним некоторые высказывания русских писателей о русском языке:

«… для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий» (К. Г. Паустовский)

«Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн)

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой» (Л. Н. Толстой)

На слайде 1 Народ – властитель тайны слова

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века. Это строки из стихотворения современной поэтессы Марии Комиссаровой.

- Сегодня на уроке мы убедимся, что язык русского народа действительно богат и разнообразен

Задание на карточках и на слайде 2

Сп__сать текст, не сп__шить при списывании, зап__вать песню, зап__вать водой, скр__пить листочки, скр__петь от ветра, пос__деть от старости, пос__деть на скамейке.

Что вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм?

(Лексическое значение)

Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слова?

Лексикология Слайд 3, 4 (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Прочитаем высказывание слайд 6, 7

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. ( А.Н. Толстой).

1.     Обладающий большим имуществом.

2.     Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3.     Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

4.     Содержащий много ценных качеств ( переносное)

- В каком значении употреблено слово «богатый»? в переносном

Послушайте выражения:

Языку учиться– всегда пригодится. (перен.)

 Я больно прикусила язык. (прямое)

Так вкусно, что язык проглотишь. ( перен.)

- Как вы понимаете значение данных выражений?

-Какое слово повторятся в этих предложениях? (язык)

Что такое прямое значение ? Ответ: это основное лексическое значение слова.

3. Что такое переносное значение? Ответ: это вторичное лексическое значение.

Слайд 9 /10 Печаль, Яма, Мысль - глубокая; Зуб. Ключик, характер – золотой

Слайд 12 нить-волосы золотые Слайды 13. 14, 15 антонимы, синонимы

Задание: слушаем стихотворение и подбираем нужные слова (антонимы) Стихотворение С. Палтоновой.

Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты
Ответишь……… (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты
Ответишь……..(близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь……..(пол).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты……..(храбрец)
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай……….(конец).

Задание: (из домашнего задания) ОПРЕДЕЛИТЕ лексическое значение СЛОВ:

брадобрей, трактир, сюртук, ежели, брошюра, антракт, финал, аккомпанемент,

трактир - закусочная

 Учитель. Угадайте  слово по его лексическому значению (зачитывает)

Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.)

Как называются эти слова? Заимствованные

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

-Какой раздел науки о языке изучает эти выражения?

Слайд 19 фразеология - Во многих фразеологизмах называются животные

20 слайд волк, заяц,…….- узнай фразеологизм 21, 22.23.слайды

II. Актуализация знаний

Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини-тест)

Вопросы теста.

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.

3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.

4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в) профессионализмами.

5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:

а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.

7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в) диалектизмы.

8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы .

12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы

III. Формирование новых понятий и способов действия

На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. (Фразе созвучно слову фраза, выражение. Корень –лог- известен вам: наука. Как же теперь объясните значение непонятного слова?).

Заглянем в учебник, чтоб проверить правильность нашего вывода.

Задание Соедините разбросанные части фразеологизмов

«Денег куры не клюют» - неимоверно много, даже с избытком

«Как кот наплакал» - очень мало

«После дождичка в четверг» - неизвестно когда исполнится.

«Знать назубок» - превосходно выучить что-либо

«Где раки зимуют» - проучить, жестоко наказать кого-либо.

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг». Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

- Откуда можно узнать о происхождении фразеологизма? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.

Выборочный диктант

Выписать фразеологизмы со значением «бездельничать», «обманывать», «быстро»

СЛАЙД 14 Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух

Зоопарк (слайд 15) ( на экране появляются изображения животных).

Зоологическая страничка (слайд 16). Вы сможете узнать, о ком идет речь, если дополните следующие фразеологизмы:

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями :

Хитёр как лиса

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

Аудирование.

Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы. (слайд 18) ( Текст читается сначала весь, затем – медленно по четверостишиям.

Не вешай нос в любой беде

И не криви душой трусливо!

Пусть эти правила везде

С тобой пребудут, друг мой милый!

Как говорят, держи в узде

Ты чувств своих поток горячий,

Но нелегко жить на земле

С душой холодной и незрячей.

Будь скромен, добр, трудолюбив,

Не чти копейку больше жизни!

Свою гордыню усмирив,

Служи с достоинством Отчизне!

(Не вешай нос, не криви душой, держи в узде, усмирив гордыню).

V. Этап информации о Д\З (на выбор)

1.Написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив данные фразеологизмы.

Собака на сене.

Умный не по годам

Делать из мухи слона

2. Подготовить сообщение о происхождении фразеологизма (на выбор)

Мамай прошёл, всемирный потоп, прописать ижицу , кричать на всю ивановскую , поставить в тупик ,бить баклуши.

VI. Этап рефлексии

Оценки за урок

- Чему был посвящен наш урок?

- Что такое фразеологизмы?

Для чего нужно знать фразеологизмы?

Заключение урока: Фразеологизмы – своего рода «кладезь премудрости» народа, сохраняющий и воспроизводящий его культуру от поколения к поколению. Фразеологические единицы – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный состав человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.




























Скачать

© 2019, 4191 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!