СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории России 10 класс "Россия и мир накануне первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока включает в себя самостоятельную работу учащихся в текстом параграфа. работу с картой и историческим документтом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории России 10 класс "Россия и мир накануне первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне"»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.

УРОК 1. РОССИЯ И МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.

ЦЕЛИ:

  • Подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне;

  • Познакомить учащихся с основными военными операциями;

  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой;

  • Закреплять умения самостоятельно формулировать и записывать в тетрадь главное из рассказа учителя.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  • Определять причинно-следственные связи;

  • Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости исторических процессов и явлений.

  • Высказывать и аргументировать собственные суждения;

  • Прогнозировать значение исторических процессов и явлений;

  • Актуализировать знания из курса всеобщей истории;

  • На основе систематизации знаний давать общую характеристику государства;

  • Давать обоснование собственной позиции;

  • Анализировать статистические данные , применяя метод сравнительного анализа;

  • Выстраивать логическую цепочку рассуждений;

  • Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами;

  • Использовать метод сравнительного анализа, уметь объяснять полученные результаты;

  • Высказывать аргументированные собственные суждения;

  • Использовать историческую карту как источник информации;

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Давайте с вами вспомним, что представляла собой Российская империя накануне Первой мировой войны.

- Что представляла собой политическая организация Российской империи в начале XX века? (Император- Правительствующий Сенат- Государственный Совет- Комитет министров - Святейший Синод)

- Какая форма правления была в Российской империи? ( Монархия)

- Какой сектор экономики был лидирующим? (Аграрный сектор)

- Какие отрасли промышленности развивались? (Металлургия, машиностроение, легкая, пищевая и др.)

- Какие виды транспорта были развиты в России? (Железные дороги, речной транспорт, гужевой транспорт)

- Какие виды собственности преобладали? (Государственная, частная)

- Что представляла собой социальная структура? ( Одновременно существовали сословия и классы)


  1. Мотивационно-целевой этап.

Тема нашего урока « Россия и мир накануне Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне».

ПЛАН УРОКА.

  1. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.

  2. Военно-политические блоки.

  3. Причины и начало войны. Планы сторон.

  4. Ход военных действий.

  5. Итоги войны, последствия.


  1. Работа по теме урока.

  1. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.

Работа с текстом. Учащиеся работают с текстом п.1 § 1.

- Вспомните, чем завершилось международное соперничество на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX в.?

- Охарактеризуйте состояние Османской империи к началу XX в.

  1. Военно-политические блоки.

К началу XX века сложились два военно-политических блока: «Тройственный союз» (с 1882 г)- Германия, Австро-Венгрия, Италия, и Антанта (с 1907 г)- Франция. Англия. Россия.

Мощную силу представляла коалиция центральных держав – Германии и Австро-Венгрии.

Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией, начитает активный диалог с Англией. В 1904 г Англия и Франция заключили соглашение о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии,

В 1907 г Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась новая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.

Формирование системы союзов в Европе в основном завершилось. Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к европейской и мировой войне.

- Назовите причины формирования Тройственного союза.

- Как вы думаете, кому из стран — Франции или России — был более выгоден заключённый в 1893 г. союз?

  1. Причины и начало войны. Планы сторон.

Работа с картой. Найдите на карте ведущие страны мира накануне Первой мировой войны. Используя карту, назовите союзников Германии в начале Первой мировой войны.

Главным районом нестабильности были Балканы- «пороховой погреб Европы». В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причиной разногласия между ними.

Работа с картой. Опираясь на карту, изложите планы противоборствующих сторон.

Англия- сохранить колонии, ослабить Германию;

Франция- стремление заполучить Эльзас и Лотарингию, приобрести Саарский угольный бассейн;

Россия- усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;

Германия- стремление к переделу английских и французских колоний, к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению у России Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Работа с тестом. Учащиеся работают с текстом п.5 § 1, определяют, что явилось поводом к войне.

  1. Ход военных действий.

Работа с исторической картой и текстом учебника. Учащиеся работают с текстом п.1-3 и картой с. 20-21.

  1. Итоги войны, последствия.

Итоги Первой мировой войны:

  1. Россия потеряла в войне 2 млн. человек, ранено было 5 млн. человек;

  2. Ухудшилось экономическое положение страны: резко снизилось производство металла, добыча угля, в тяжелом состоянии находились железные дороги;

  3. Сократился валовый сбор зерновых культур; в деревне не хватало рабочих рук, лошадей;

  4. Вводятся карточки для получения продуктов питания;

  5. Солдаты не хотели больше воевать, участилось дезертирство из армии;

  6. Власть переживает кризис. За 1915-1916 гг сменилось 4 представителя Совета министров, 6 министров внутренних дел.


  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Выучить §1. 2, ответить на вопросы, подготовиться к опросу.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!