ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.
УРОК 1. РОССИЯ И МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.
ЦЕЛИ:
Подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне;
Познакомить учащихся с основными военными операциями;
Продолжить формирование умений работать с исторической картой;
Закреплять умения самостоятельно формулировать и записывать в тетрадь главное из рассказа учителя.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Определять причинно-следственные связи;
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости исторических процессов и явлений.
Высказывать и аргументировать собственные суждения;
Прогнозировать значение исторических процессов и явлений;
Актуализировать знания из курса всеобщей истории;
На основе систематизации знаний давать общую характеристику государства;
Давать обоснование собственной позиции;
Анализировать статистические данные , применяя метод сравнительного анализа;
Выстраивать логическую цепочку рассуждений;
Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами;
Использовать метод сравнительного анализа, уметь объяснять полученные результаты;
Высказывать аргументированные собственные суждения;
Использовать историческую карту как источник информации;
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Давайте с вами вспомним, что представляла собой Российская империя накануне Первой мировой войны.
- Что представляла собой политическая организация Российской империи в начале XX века? (Император- Правительствующий Сенат- Государственный Совет- Комитет министров - Святейший Синод)
- Какая форма правления была в Российской империи? ( Монархия)
- Какой сектор экономики был лидирующим? (Аграрный сектор)
- Какие отрасли промышленности развивались? (Металлургия, машиностроение, легкая, пищевая и др.)
- Какие виды транспорта были развиты в России? (Железные дороги, речной транспорт, гужевой транспорт)
- Какие виды собственности преобладали? (Государственная, частная)
- Что представляла собой социальная структура? ( Одновременно существовали сословия и классы)
Мотивационно-целевой этап.
Тема нашего урока « Россия и мир накануне Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне».
ПЛАН УРОКА.
Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.
Военно-политические блоки.
Причины и начало войны. Планы сторон.
Ход военных действий.
Итоги войны, последствия.
Работа по теме урока.
Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.
Работа с текстом. Учащиеся работают с текстом п.1 § 1.
- Вспомните, чем завершилось международное соперничество на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX в.?
- Охарактеризуйте состояние Османской империи к началу XX в.
Военно-политические блоки.
К началу XX века сложились два военно-политических блока: «Тройственный союз» (с 1882 г)- Германия, Австро-Венгрия, Италия, и Антанта (с 1907 г)- Франция. Англия. Россия.
Мощную силу представляла коалиция центральных держав – Германии и Австро-Венгрии.
Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией, начитает активный диалог с Англией. В 1904 г Англия и Франция заключили соглашение о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии,
В 1907 г Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась новая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.
Формирование системы союзов в Европе в основном завершилось. Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к европейской и мировой войне.
- Назовите причины формирования Тройственного союза.
- Как вы думаете, кому из стран — Франции или России — был более выгоден заключённый в 1893 г. союз?
Причины и начало войны. Планы сторон.
Работа с картой. Найдите на карте ведущие страны мира накануне Первой мировой войны. Используя карту, назовите союзников Германии в начале Первой мировой войны.
Главным районом нестабильности были Балканы- «пороховой погреб Европы». В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причиной разногласия между ними.
Работа с картой. Опираясь на карту, изложите планы противоборствующих сторон.
Англия- сохранить колонии, ослабить Германию;
Франция- стремление заполучить Эльзас и Лотарингию, приобрести Саарский угольный бассейн;
Россия- усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;
Германия- стремление к переделу английских и французских колоний, к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению у России Украины, Прибалтики, Белоруссии.
Работа с тестом. Учащиеся работают с текстом п.5 § 1, определяют, что явилось поводом к войне.
Ход военных действий.
Работа с исторической картой и текстом учебника. Учащиеся работают с текстом п.1-3 и картой с. 20-21.
Итоги войны, последствия.
Итоги Первой мировой войны:
Россия потеряла в войне 2 млн. человек, ранено было 5 млн. человек;
Ухудшилось экономическое положение страны: резко снизилось производство металла, добыча угля, в тяжелом состоянии находились железные дороги;
Сократился валовый сбор зерновых культур; в деревне не хватало рабочих рук, лошадей;
Вводятся карточки для получения продуктов питания;
Солдаты не хотели больше воевать, участилось дезертирство из армии;
Власть переживает кризис. За 1915-1916 гг сменилось 4 представителя Совета министров, 6 министров внутренних дел.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить §1. 2, ответить на вопросы, подготовиться к опросу.
4