СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по предмету «Слушание музыки» для 2 класса «Зима в творчестве композиторов, художников, поэтов»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема природы – это вечная тема в творчестве поэтов, художников и музыкантов. Человек - часть природы, и ему свойственно размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы проявлялась в стихах поэтов, картинах художников, в музыке. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. 

Осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету «Слушание музыки» для 2 класса «Зима в творчестве композиторов, художников, поэтов»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Александров-Гай»
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области

Методическая разработка урока
по предмету «Слушание музыки» для 2 класса

«Зима в произведениях творчестве композиторов, художников, поэтов»

Разработчик: Бутова Светлана Александровна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО «ДШИ с. Александров-Гай»

с. Александров-Гай
2020 г.





Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

  2. Дать понять, что музыка, литература и живопись не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, литературе и изобразительном искусстве;

  2. Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

  3. Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;

  4. Использование впечатлений от прослушанной музыки в собственной художественной деятельности.

Воспитательные:

  1. Пробуждать интерес к произведениям музыкального, литературного и изобразительного искусства;

  2. Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;

  3. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты для обучающегося:

Личностные:

  • Сформированность мотивации к изучению музыкального, литературного и изобразительного искусства.

  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль музыки, литературы и изобразительного искусства в жизни человека.

Предметные:

  • Научатся использовать новые музыкальные термины, основы изобразительной грамоты, специфику образного языка.

  • Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

  • Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.

  • Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.



Материал.

  • Иллюстрации, изображающие зимние пейзажи, мольберт.

  • Мультипликационный фильм «Снежная королева» (видеофрагмент).

  • Фрагмент из мультипликационного фильма «Снежная королева» по сказке Г.Х. Андерсена

  • Фонограмма «Метель»

  • Вивальди А. «Времена года. Зима». Часть I (фрагмент)

  • Стихотворение С.Я. Маршака «Вьюга снежная – пурга…».

  • Презентации «Зимняя вьюга»

  • Репродукция картины А. Саврасова «Зимний пейзаж».

  • Вивальди А. «Времена года. Зима». Часть II (фрагмент)



Ход урока.

Организационный момент.

Тема природы – это вечная тема в творчестве поэтов, художников и музыкантов. Человек - часть природы, и ему свойственно размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы проявлялась в стихах поэтов, картинах художников, в музыке. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Александр Сергеевич Пушкин


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.



"Лыжники" Б.Кустадиев

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег. 







Ребята, посмотрите на фотографии. Какое время года на них изображено?

Дети. _______________

Какие признаки зимы вы знаете?

Дети. _______________

Предлагаю вам разгадать загадки:

Сам не бежит,

А стоят не велит.

(Мороз)


Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки!

(Зима)


Лечу, кручу,

На весь мир ворчу.

(Вьюга)



Кто знает, что такое метель? (Дети высказывают свои предположения). Метель – это зимнее явление природы, как будто кто-то невидимый по земле метет метелкой пушистый снег. Иногда такое явление называют поземка, потому что снег стелется по земле. Послушайте, как поэт Сергей Есенин писал про метель:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

А знаете ли вы, ребята, как зовут «родную сестру» метелицы? С помощью своего студеного братца-ветра она поднимает вверх белые клубы снега и вьет из них зимнее покрывало? Догадались, как ее зовут? Да, это вьюга. Она получила свое название от того, что завивает снег. Ее действия сопровождаются свистом и воем.

Она летает, как стая белых птиц, только без крыльев; свищет, как разбойник, да без головы; воет, как белый волк, да не укусит; стучит в окна, как незнакомец, да в дом не зовут; заносит дороги, как белый песок, да больно холоден. Так чем же отличается метель от вьюги?

Дети. ____________

А что делает вьюга?

Дети. ______________

Когда вьюга очень сильно злится, тогда она превращается в неистовую и жуткую снежную бурю. Послушайте стихи про такую бурю А.С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.


Я думаю, что теперь вы легко отгадаете мои загадки:

В поле снежную постель

Стелет зайчикам…

(Метель)

Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

(Вьюга)

Давайте посмотрим фрагмент из мультипликационного фильма «Снежная королева» по сказке Г.Х. Андерсена и подумаем, какую преграду на пути девочки Герды выставила Снежная королева – метелицу, вьюгу или снежную бурю?

Ребята, как вы думаете, какие зимние природные явления можно предать в музыке: короткий день, холодную температуру, завывания ветра, летящий снег, звенящие на морозе льдинки? А теперь определите, чей это голос? («Метель. Фонограмма»).

Дети. ______________

Педагог. Конечно, это вьюга. Кто из вас помнит, с кем сравнил ее голос поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении?

Дети. _____________

Педагог. Обратите внимание, вьюга то воет, то плачет, а это значит, что у нее неожиданно меняется настроение, смена которого отражается в ее голосе. Ему свойственны резкие перепады: то мы слышим грозный гул, то жалобный плач. Итальянский композитор А. Вивальди никогда не был в холодных краях, где завывают вьюги и метели, но в своем музыкальном сочинении «Зима» он очень точно передал особенности этого времени года. Послушайте отрывок из этого сочинения и подумайте, в чем проявляются эти особенности.

Педагог совместно с детьми делает вывод после прослушивания: резкая смена звучностей (то громкой, то тихой музыки) очень напоминают порывы ветра, который всегда сопутствует вьюге. А в самом начале ритмичная пульсация музыки создает впечатление звенящих на холоде льдинок.

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака:

Вьюга снежная – пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.


Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.


Потрудись, кузнец-мороз,

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берез

К ночи новогодней.



Вопросы по содержанию стихотворения:

  • О каких природных зимних явлениях говорится в стихотворении?

  • Какие слова подобрал автор для характеристики вьюги?

  • Почему С.Я. Маршак сравнивает работу метели с работой ткача?

  • Что прядут вихри и метели в этих стихах?

  • Обратите внимание какое красивое выражение использовал поэт для описания снега, лежащего на ветках елей, как вы думаете, почему он сравнил его с «радужной парчой»?

  • Что означает выражение «сковать ожерелье для берез», из чего его сделает «кузнец-мороз»?





Ребята, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации (Презентация «Зимняя вьюга») и разделить их на три группы в зависимости от состояния зимней природы.

(С помощью преподавателя дети выделяют следующие группы: «Узоры на стекле» [слайды №5 – 10], «Снежная буря» [слайды №12,14,16], «Сон зимнего леса» [слайды №30 – 35]). Итак, у нас получилось три группы, которые мы назвали «Узоры на стекле», «Снежная буря», «Сон зимнего леса». Скажите, какое состояние природы – покой или движение – отражено в группе слайдов «Узоры на стекле»?

Дети. ______________________

А есть ли движение в группе слайдов «Снежная буря»?

Дети. ____________________

А какое движение в группе слайдов «Сон зимнего леса»?

Дети. _____________________

Сейчас мы «оживим» эти картины с помощью волшебной музыки А. Вивальди. В ней вы услышите, как звенят от мороза снежные узоры на стекле, как внезапно срываются снежные вихри и гнут к земле голые деревья, как внезапно затихает снежная вьюга, и как на все это смотрят молчаливые седые ели. (Слушание музыки в режиме слайд-шоу).

Посмотрите на репродукцию картины. Какое время года на ней изображено? Почему вы так решили?

Дети. ______________________

Что изображено на первом плане картины?

Дети. _____________________

Ребята, что можно сказать про домик: из чего он построен, старый он или новый, живут в нем люди или нет и как об этом можно догадаться?

Дети. ______________________

Послушайте, какие строки из стихотворения П. Образцова мне припомнились, глядя на этот зимний пейзаж:

МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ

Трещит мороз. Застыли речки.

Дрожат березки у реки.

У нас тепло. В горячей печке

Потрескивают огоньки.

Сгорят они, и скоро, скоро

В уютном комнатном тепле

Растают тонкие узоры

На разрисованном стекле.

Совпадает ли настроение картины с настроением, переданным в стихах?

Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что нередко, перед тем как взяться за карандаш и бумагу, перед тем как выразить в рисунке свое настроение, мы прибегали к помощи музыки: сначала мы слушали, а потом рисовали. Это происходит потому, что разные искусства очень тесно связаны между собой. Картина нам помогает лучше представить пейзаж, музыка дает возможность почувствовать настроение пейзажа, а в стихах мы встречаем необычное вѝдение самых обычных предметов и явлений. Вспомните, например, такие поэтические сравнения: снег, как пух лебяжий, мороз – кузнец, лед, как ожерелье. Однако композиторы иногда тоже обращаются к помощи поэзии, т.е. к стихам, чтобы слушатель смог глубже прочувствовать музыкальную картину. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которым композитор А. Вивальди открывает II часть своей «музыкальной картины» «Времена года. Зима» (напоминаю, что I часть мы слушали на прошлом занятии):

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

(Программа к концерту А. Вивальди «Зима»).


Уют, покой, тепло, тишина – вот какие слова «укроют» путника «от злой непогоды». Давайте послушаем это произведение, а затем поговорим о его настроении.

Вопросы после прослушивания:

  • Совпадает ли настроение «музыкальной картины» с настроением, переданным в стихах?

  • Как музыка передает настроение «покоя, уюта, тепла и тишины»?

  • В чем отличие характера II части Концерта «Зима» от I части?



Ребята, давайте еще раз рассмотрим картину А. Саврасова «Зимний пейзаж» и, глядя на нее, пофантазируем под музыку А. Вивальди. Например, можно придумать рассказ, начало которого может быть таким:

Наступил морозный зимний вечер. На улице очень холодно, от мороза трещат деревья, бледная луна заглядывает в окно. В избушке старого лесника затопили печь. Внук лесника Ваня лежит на печи и смотрит, как разлетаются искорки огня. Лесник латает валенки, бабушка прядет пряжу, чтобы связать внуку носочки. Дрова потрескивают в печке, как будто рассказывают сказочные новогодние истории…

Ребята, давайте эти новогодние истории изобразим в своих рисунках.

Покажите друг другу свои работы. Посмотрите, насколько они разнообразны и прекрасны.

Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до до человеческой души, рождает в ней мелодию или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины зимы очень разной, а художники-свои картины зимы. Но они очень близки порой по настроению. Можно услышать живопись и увидеть музыку.

Спасибо за активную работу! До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!