Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области |
Методическая разработка урока по предмету «Слушание музыки» для 2 класса «Зима в произведениях творчестве композиторов, художников, поэтов» |
Разработчик: Бутова Светлана Александровна преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ с. Александров-Гай» |
с. Александров-Гай 2020 г. |
Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.
Задачи урока:
Образовательные:
Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
Дать понять, что музыка, литература и живопись не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, литературе и изобразительном искусстве;
Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
Использование впечатлений от прослушанной музыки в собственной художественной деятельности.
Воспитательные:
Пробуждать интерес к произведениям музыкального, литературного и изобразительного искусства;
Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Планируемые результаты для обучающегося:
Личностные:
Сформированность мотивации к изучению музыкального, литературного и изобразительного искусства.
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль музыки, литературы и изобразительного искусства в жизни человека.
Предметные:
Научатся использовать новые музыкальные термины, основы изобразительной грамоты, специфику образного языка.
Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,
Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Материал.
Иллюстрации, изображающие зимние пейзажи, мольберт.
Мультипликационный фильм «Снежная королева» (видеофрагмент).
Фрагмент из мультипликационного фильма «Снежная королева» по сказке Г.Х. Андерсена
Фонограмма «Метель»
Вивальди А. «Времена года. Зима». Часть I (фрагмент)
Стихотворение С.Я. Маршака «Вьюга снежная – пурга…».
Презентации «Зимняя вьюга»
Репродукция картины А. Саврасова «Зимний пейзаж».
Вивальди А. «Времена года. Зима». Часть II (фрагмент)
Ход урока.
Организационный момент.
Тема природы – это вечная тема в творчестве поэтов, художников и музыкантов. Человек - часть природы, и ему свойственно размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы проявлялась в стихах поэтов, картинах художников, в музыке. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Александр Сергеевич Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
"Лыжники" Б.Кустадиев
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Ребята, посмотрите на фотографии. Какое время года на них изображено?
Дети. _______________
Какие признаки зимы вы знаете?
Дети. _______________
Предлагаю вам разгадать загадки:
Сам не бежит,
А стоят не велит.
(Мороз)
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки!
(Зима)
Лечу, кручу,
На весь мир ворчу.
(Вьюга)
Кто знает, что такое метель? (Дети высказывают свои предположения). Метель – это зимнее явление природы, как будто кто-то невидимый по земле метет метелкой пушистый снег. Иногда такое явление называют поземка, потому что снег стелется по земле. Послушайте, как поэт Сергей Есенин писал про метель:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
А знаете ли вы, ребята, как зовут «родную сестру» метелицы? С помощью своего студеного братца-ветра она поднимает вверх белые клубы снега и вьет из них зимнее покрывало? Догадались, как ее зовут? Да, это вьюга. Она получила свое название от того, что завивает снег. Ее действия сопровождаются свистом и воем.
Она летает, как стая белых птиц, только без крыльев; свищет, как разбойник, да без головы; воет, как белый волк, да не укусит; стучит в окна, как незнакомец, да в дом не зовут; заносит дороги, как белый песок, да больно холоден. Так чем же отличается метель от вьюги?
Дети. ____________
А что делает вьюга?
Дети. ______________
Когда вьюга очень сильно злится, тогда она превращается в неистовую и жуткую снежную бурю. Послушайте стихи про такую бурю А.С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Я думаю, что теперь вы легко отгадаете мои загадки:
В поле снежную постель
Стелет зайчикам…
(Метель)
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
(Вьюга)
Давайте посмотрим фрагмент из мультипликационного фильма «Снежная королева» по сказке Г.Х. Андерсена и подумаем, какую преграду на пути девочки Герды выставила Снежная королева – метелицу, вьюгу или снежную бурю?
Ребята, как вы думаете, какие зимние природные явления можно предать в музыке: короткий день, холодную температуру, завывания ветра, летящий снег, звенящие на морозе льдинки? А теперь определите, чей это голос? («Метель. Фонограмма»).
Дети. ______________
Педагог. Конечно, это вьюга. Кто из вас помнит, с кем сравнил ее голос поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении?
Дети. _____________
Педагог. Обратите внимание, вьюга то воет, то плачет, а это значит, что у нее неожиданно меняется настроение, смена которого отражается в ее голосе. Ему свойственны резкие перепады: то мы слышим грозный гул, то жалобный плач. Итальянский композитор А. Вивальди никогда не был в холодных краях, где завывают вьюги и метели, но в своем музыкальном сочинении «Зима» он очень точно передал особенности этого времени года. Послушайте отрывок из этого сочинения и подумайте, в чем проявляются эти особенности.
Педагог совместно с детьми делает вывод после прослушивания: резкая смена звучностей (то громкой, то тихой музыки) очень напоминают порывы ветра, который всегда сопутствует вьюге. А в самом начале ритмичная пульсация музыки создает впечатление звенящих на холоде льдинок.
Послушайте стихотворение С.Я. Маршака:
Вьюга снежная – пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берез
К ночи новогодней.
Вопросы по содержанию стихотворения:
О каких природных зимних явлениях говорится в стихотворении?
Какие слова подобрал автор для характеристики вьюги?
Почему С.Я. Маршак сравнивает работу метели с работой ткача?
Что прядут вихри и метели в этих стихах?
Обратите внимание какое красивое выражение использовал поэт для описания снега, лежащего на ветках елей, как вы думаете, почему он сравнил его с «радужной парчой»?
Что означает выражение «сковать ожерелье для берез», из чего его сделает «кузнец-мороз»?
Ребята, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации (Презентация «Зимняя вьюга») и разделить их на три группы в зависимости от состояния зимней природы.
(С помощью преподавателя дети выделяют следующие группы: «Узоры на стекле» [слайды №5 – 10], «Снежная буря» [слайды №12,14,16], «Сон зимнего леса» [слайды №30 – 35]). Итак, у нас получилось три группы, которые мы назвали «Узоры на стекле», «Снежная буря», «Сон зимнего леса». Скажите, какое состояние природы – покой или движение – отражено в группе слайдов «Узоры на стекле»?
Дети. ______________________
А есть ли движение в группе слайдов «Снежная буря»?
Дети. ____________________
А какое движение в группе слайдов «Сон зимнего леса»?
Дети. _____________________
Сейчас мы «оживим» эти картины с помощью волшебной музыки А. Вивальди. В ней вы услышите, как звенят от мороза снежные узоры на стекле, как внезапно срываются снежные вихри и гнут к земле голые деревья, как внезапно затихает снежная вьюга, и как на все это смотрят молчаливые седые ели. (Слушание музыки в режиме слайд-шоу).
Посмотрите на репродукцию картины. Какое время года на ней изображено? Почему вы так решили?
Дети. ______________________
Что изображено на первом плане картины?
Дети. _____________________
Ребята, что можно сказать про домик: из чего он построен, старый он или новый, живут в нем люди или нет и как об этом можно догадаться?
Дети. ______________________
Послушайте, какие строки из стихотворения П. Образцова мне припомнились, глядя на этот зимний пейзаж:
МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ
Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат березки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают огоньки.
Сгорят они, и скоро, скоро
В уютном комнатном тепле
Растают тонкие узоры
На разрисованном стекле.
Совпадает ли настроение картины с настроением, переданным в стихах?
Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что нередко, перед тем как взяться за карандаш и бумагу, перед тем как выразить в рисунке свое настроение, мы прибегали к помощи музыки: сначала мы слушали, а потом рисовали. Это происходит потому, что разные искусства очень тесно связаны между собой. Картина нам помогает лучше представить пейзаж, музыка дает возможность почувствовать настроение пейзажа, а в стихах мы встречаем необычное вѝдение самых обычных предметов и явлений. Вспомните, например, такие поэтические сравнения: снег, как пух лебяжий, мороз – кузнец, лед, как ожерелье. Однако композиторы иногда тоже обращаются к помощи поэзии, т.е. к стихам, чтобы слушатель смог глубже прочувствовать музыкальную картину. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которым композитор А. Вивальди открывает II часть своей «музыкальной картины» «Времена года. Зима» (напоминаю, что I часть мы слушали на прошлом занятии):
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
(Программа к концерту А. Вивальди «Зима»).
Уют, покой, тепло, тишина – вот какие слова «укроют» путника «от злой непогоды». Давайте послушаем это произведение, а затем поговорим о его настроении.
Вопросы после прослушивания:
Совпадает ли настроение «музыкальной картины» с настроением, переданным в стихах?
Как музыка передает настроение «покоя, уюта, тепла и тишины»?
В чем отличие характера II части Концерта «Зима» от I части?
Ребята, давайте еще раз рассмотрим картину А. Саврасова «Зимний пейзаж» и, глядя на нее, пофантазируем под музыку А. Вивальди. Например, можно придумать рассказ, начало которого может быть таким:
Наступил морозный зимний вечер. На улице очень холодно, от мороза трещат деревья, бледная луна заглядывает в окно. В избушке старого лесника затопили печь. Внук лесника Ваня лежит на печи и смотрит, как разлетаются искорки огня. Лесник латает валенки, бабушка прядет пряжу, чтобы связать внуку носочки. Дрова потрескивают в печке, как будто рассказывают сказочные новогодние истории…
Ребята, давайте эти новогодние истории изобразим в своих рисунках.
Покажите друг другу свои работы. Посмотрите, насколько они разнообразны и прекрасны.
Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до до человеческой души, рождает в ней мелодию или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины зимы очень разной, а художники-свои картины зимы. Но они очень близки порой по настроению. Можно услышать живопись и увидеть музыку.
Спасибо за активную работу! До свидания!