СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Екатерина Великая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Екатерина Великая"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Екатерина Великая"»



Екатерина Великая

Методическая разработка урока

Автор: Карельская Е.Н., учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова»



Класс: 4

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Тип урока: урок изучения новых знаний

Тема: Екатерина Великая

Цель: создание условий для изучения жизни в России во времена правления Екатерины II через организацию работы с различными источниками информации.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II;

  • иметь представление о положении разных слоёв российского общества;

  • кратко рассказывать о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва;

  • иметь представление о деятельности А.В.Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

Метапредметные:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

  • развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

  • создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками;

  • извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к учению;

  • проявлять основы гражданской идентичности- чувство гордости за российский народ и историю России;

  • определять личностный смысл учения.

Образовательные технологии (элементы): технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникационные технологии.

Форма организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оборудование: аудио и видеофайлы; дидактический материал; раздаточный материал для обучающихся.

Техническое оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерные колонки.

Информационные источники:

1. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 кл.: учебник для общеобраз. организаций: в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2019.

2. Екатерина Великая – Видеоурок. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/video

Приложения










План-конспект урока


Этапы урока/ Продолжитель ность

(45 минут)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания (наглядные пособия, слайды)

1. Организационный момент.

Мотивация к деятельности

(2 мин)

Девиз урока: «Ученье и труд к успеху ведут!».

- Как вы понимаете данные слова?

Свои успехи будете отмечать в оценочных листах.


Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы

Настраиваются на работу


Слайд Оценочный лист

2. Актуализация знаний (5 мин)

Покажем знания при выполнении графического диктанта. Если высказывание верное, то на листочках вы ставите знак «+», неверное – знак «-».

1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.

2. В 11–12 лет М.В. Ломоносов стал учить грамоту.

3. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.

4. В это время английский язык был международным языком науки.

5. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Германию.


- Возьмите оценочный лист и поставьте «+» или «-» в первом кружке.

Индивидуальная работа





Сверка с эталоном: – + – – +



Слайд


Оценочный лист


3.

Этап постановки цели, определения плана урока

(8 мин)

- О ком пойдёт речь на этом уроке? Это нам предстоит сейчас узнать.








1

*













2





*















3



*
















4


*












5

*








6







*
















7

*
















8


*

















9

*











Вопросы к кроссворду:

  1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников?

  2. Кто был его первым учителем?

  3. Кем был его отец?

  4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину?

  5. В какой стране за границей учился Ломоносов?

  6. Неподалёку от какого города родился Ломоносов?

  7. Ломоносов был выдающимся … .

  8. Он открыл атмосферу на планете … .

  9. Судно Ломоносова.


- Какое слово получилось в выделенных клетках?

- Тема нашего урока Екатерина Великая.

- А почему великая? Мы сразу сможем ответить на этот вопрос?

- Какую цель на уроке тогда мы поставим?

- Но чтобы ее достичь, мы должны с вами решить 3 задачи. Попробуйте их сформулировать с помощью слов-помощников: изучить, выяснить, познакомиться.

- Эти задачи будут служить нам планом нашего урока.


Фронтальная работа

Отгадывают кроссворд

Отвечают на вопросы

Определяют тему и цель урока








Ответы:

1. Петербург.

2. Дьячок.

3. Рыбак.

4. Петербургской.

5. Германия.

6. Холмогоры.

7. Химик, физик.

8. Венера.

9. Чайка.

Ключевое слово: Екатерина

1. Изучить биографию Екатерины Великой.

2. Выяснить, какие изменения произошли в годы ее правления.

3. Познакомиться с выдающимися личностями того времени.

Слайд

Карточка «Подумай сам»





Слайд





Слайд

4. Создание ситуации выхода из затруднений

(2 мин)

- Где мы можем найти информацию, чтобы ответить на этот вопрос?


Отвечают: «Обратиться к учебнику, другу, книгам: справочник, энциклопедия».

На доске карточки: «Подумай сам», «Информация от учителя», «Информация от ученика» «Прочитай текст», «Посмотри видео»

5. Реализация построенного проекта Формирование новых знаний

(20 мин)


- Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая. В 1744 году четырнадцатилетней девочкой её, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию, где крестили по христианскому обычаю и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича, с которым она обвенчалась в 1745 году. Екатерина была умна, трудолюбива и имела сильный характер. Занималась самообразованием. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она правила 34 года. Так же как и Петра, её называли Великой.

- А что сделала Екатерина Великая для своей страны, вы узнаете, прочитав страницы учебника 71 (со слов «Страна нуждалась…») - 72.


- Чем же прославилась Екатерина Великая?

- Давайте проверим, как вы запомнили материал, выполнив первое задание в парах.

- Вам нужно соединить стрелочками, в какой период произошли данные события.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Возьмите оценочный лист и поставьте «+» или «–» во втором кружке.


- При Екатерине Великой лучше всего жилось русским дворянам. Нас с этим определением познакомит наш библиограф.

- Дворяне могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.

- Библиограф расскажет нам, и кто такие «крепостные крестьяне».

- Ребята, а как вы думаете, отличался ли быт дворян и крестьян?

- Почему?

- Давайте попробуем узнать, какими предметами пользовались дворяне, а какими – крестьяне, для этого выполните следующее задание на карточке.

- Работать будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Приступайте к заданию.


- Проверим как вы выполнили задание.

- Возьмите оценочный лист и поставьте «+» или «–» в третьем кружке.



- Богат XVIII век и на военные сражения. Сейчас познакомимся с выдающимися военачальниками того времени: Александром Васильевичем Суворовым и Федором Федоровичем Ушаковым. Посмотрим видеофайл.

- А теперь ответьте на вопросы при помощи сигнальных карточек:

1. А.В. Суворов был:

а) офицером, б) флотоводцем;

2. А.В. Суворов известен:

а) разгромом флота Франции, б) взятием крепости Измаил;

3. Ф.Ф. Ушакову принадлежит звание:

а) генералиссимуса, б) контр-адмирала;

4. Какая победа принадлежит Ф.Ф. Ушакову?

а) разгром турецкого флота в сражениях близ Керченского пролива,

б) взятие крепости на Дунае.


- Возьмите оценочный лист и поставьте «+» или «–» в четвёртом кружке.


Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задания








Работа в рабочих тетрадях

Работа в парах

Взаимопроверка/ взаимооценка


Библиограф 1

Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения.

Библиограф 2

Крепостные крестьяне – это крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой крестьянина.

Работа в группах. Повторяют правила работы в группах

Самопроверка/самооценка




Индивидуальная работа

Изучают информацию

Выполняют задание







Самопроверка/самооценка


Слайд

Карточка «Информация от учителя»

Карточка «Прочитай текст»



Оценочный лист

Карточка «Информация от ученика»

Слайд

Фамильный герб, усадьба, веер, прялка, изба, корыто, чугун, ожерелье

Оценочный лист

Слайд

Карточка «Посмотри видео»

Сигнальные карточки

Оценочный лист


6. Первичное закрепление

(5 мин)

Выполнение теста по теме:

1. Какой город был столицей России при Екатерине Великой?

  1) Москва; 2) Киев; 3) Новгород; 4) Санкт-Петербург.

2. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?

  1) 15 лет;      2) 34 года;       3) 30 лет;      4) 24 года.

3. Какой полководец прославился победой над крепостью  Измаил?

  1) А. В. Суворов;    2) Ф. Ф. Ушаков;    3) М. И. Кутузов; 4) Д. М. Пожарский.

4. Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II?

  1) А. В. Суворов;   2) Емельян Пугачёв; 3 Степан Разин); 4) Кузьма Минин.

5. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?

  1) трусость; 2) лень; 3) злость; 4) любовь к развлечениям

5) ум;  6) сильный характер;  7) трудолюбие.


- Возьмите оценочный лист и поставьте «+» или «–» в пятом кружке.


Выполняют задания теста

Проверка: 4. 2, 1, 2, 5, 6, 7 – МОЛОДЦЫ!



Слайд

Карточки с цифрами и буквами





Оценочный лист


7. Рефлексия

(3 мин)

- Почему Екатерину Вторую называют Великой?

- Какие задачи ставили?

- Решили их?

- Достигли ли цели?

- Покажите свои оценочные листы.

- У кого 5 «+»?

- Молодцы!

- Кто испытывал затруднения?

- Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне понравилось…

Мне было трудно…


+


Оценочные листы





Приложения











Информация от учителя

Информация от ученика

Посмотри видео

Подумай сам

Прочитай текст

Узнай в энциклопедии





+




+




+




+




+




+




+




+




+




+




+




+




+




+




+





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!