СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме «Определение координат центра тяжести сложных фигур» для учебной дисциплине Техническая механика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке рассмотрена методика определения центра тяжести площади сложных фигур на занятиях общепрофессиональной учебной дисциплины «Техническая механика» для обучающихся по специальностям «Бурение нефтяных и газовых скважин» и «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

Для мотивирования обучающихся на деятельность во время занятий применяются учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Применение ЭОР также способствует повышению информативности, наглядности, привлекательности учебного материала. Наибольшая степень наглядности обеспечивается применением компьютерного (динамического и имитационного) моделирования изучаемого материала. Также уделено большое внимание принципам развивающего обучения: создание проблемных ситуаций по решению задания с рядом неизвестных позиций для обучающихся (связь темы данного урока со следующей темой урока).  

Содержание методической разработки представлено планом урока, технологической картой, хронокартой, конспектом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Определение координат центра тяжести сложных фигур» для учебной дисциплине Техническая механика»













ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






Методическая разработка

урока по теме

«Определение КООРДИНАТ центра тяжести сложных фигур»







Шабалин вадим сергеевич













Томск - 2022




Рассмотрено на заседании ЦМК

Общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ______

«_____» ________ 20___ г.

Председатель ЦМК

_______________О.П. Седюкевич

Одобрено и рекомендовано к

использованию методическим

советом техникума

«_____»_______________20___г.

И.о. Зам. директора по УМР

______________О.В.Ягодкина



«Определение координат центра тяжести сложных фигур»: Методическая разработка урока. – Томск: ТПТ, 2022. – 14 с.



Разработал: Шабалин В.С., преподаватель первой квалификационной категории ОГБПОУ «ТПТ».


В методической разработке рассмотрена методика определения центра тяжести площади сложных фигур на занятиях общепрофессиональной учебной дисциплины «Техническая механика» для обучающихся по специальностям «Бурение нефтяных и газовых скважин» и «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

Для мотивирования обучающихся на деятельность во время занятий применяются учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Применение ЭОР также способствует повышению информативности, наглядности, привлекательности учебного материала. Наибольшая степень наглядности обеспечивается применением компьютерного (динамического и имитационного) моделирования изучаемого материала. Также уделено большое внимание принципам развивающего обучения: создание проблемных ситуаций по решению задания с рядом неизвестных позиций для обучающихся (связь темы данного урока со следующей темой урока).

Содержание методической разработки представлено планом урока, технологической картой, хронокартой, конспектом.




План урока

Учебная дисциплина: Техническая механика

Специальность: 21.02.01, 21.02.02

Курс: 1-2 курсы

Тема занятия: Определение координат центра тяжести сложных фигур.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальный, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядный, проблемный, поисковый, практический.

Используемые технологии: кейс-технологии, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, развивающее обучение.

Используемые цифровые технологии: видеоролик.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, мел, меловая доска.

Цель урока: Изучить методику определения координат центра тяжести простых и сложных фигур.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • совершенствовать умения и навыки практического решения задач по технической механике через освоение темы «Определение координат центра тяжести сложных фигур»;

  • совершенствовать способность самостоятельно принимать решения при решении практических задач.

  1. Развивающие:

  • способствовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков;

  • развивать интерес к изучению технической механики как основа для ряда профессиональных дисциплин;

  • развивать умение систематизировать, обобщать, анализировать, сравнивать, извлекать нужную информацию из текста, делать выводы;

  • способствовать развитию навыков самостоятельной и индивидуальной работы с информацией;

  • способствовать развитию познавательного интереса к дисциплине.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению технической механике и повышать уровень мотивации к изучению дисциплины через коммуникацию;

  • воспитывать личностные качества обучающихся: самостоятельность, творчество, способность к сотрудничеству и умению общаться;

  • формировать умение сотрудничать при решении поставленных задач;

  • создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля.




Результаты освоения дисциплины по ФГОС

студент должен знать

студент должен уметь

- виды движений и преобразующие движения механизмы;

- виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условия обозначения на схемах;

- характер соединения основных сборочных единиц деталей;

- трение, его виды, роль трения в техникуме.

  • собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

  • читать кинематические схемы.


Время проведения урока: 90 минут

Место проведения: кабинет Технической механики и деталей машин

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие УД:

Обеспечиваемые УД/МДК:

Геометрия, Алгебра, ЕН.01. Математика

МДК.01.01. Разработка нефтяных и газовых, месторождений; МДК.01.02. Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; МДК.02.01. Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования; МДК.03.01. Основы организации и планирования производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях


Информационно-дидактический материал:

Технологическая карта урока

Упражнение на тему «Определение центра тяжести площади сложных фигур»

Ситуационные индивидуальные задачи для формирования новых знаний

Источники информации (для преподавателя):

1. Бабичева И.В. Техническая механика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. В. Бабичева. – М. : Русайнс, 2021. – 101 с. – (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа : https://book.ru/book/937045

2. Сербин, Е.П., Техническая механика : учебник / Е.П. Сербин. — Москва : КноРус, 2020. — 399 с. — ISBN 978-5-406-01476-9. — URL:https://book.ru/book/936144 (дата обращения: 25.10.2022). — Текст : электронный.

3. Опарин И. С. Основы технической механики : учебник / И.С. Опарин. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2012. - 142 с. : ил., цв. ил. ; 22 см. - (Начальное профессиональное образование . Общетехнические дисциплины). - (Соответствует ФГОС). - Библиогр.: с.141.

Хронокарта занятия

Этапы урока

Продолжительность этапа

Методы и формы работы

1.

Организационный момент

2 мин

Словесный метод. Приветствие, психологический настрой

2.

Изучение нового материала:

2.1. Просмотр видеоматериала

2.2. Ситуационный разговор

2.3. Самостоятельное изучение методических рекомендаций по выполнению расчетов

12 мин

Создание проблемной ситуации: просмотр видеоматериала

https://yandex.ru/video/preview/7542102845710468061

3.

Первичное закрепление изученного материала:

    1. Выполнение индивидуального задания в соответствии с образцом

    2. Обсуждение результатов

50 мин

Практический, анализ полученных данных в форме группового обсуждения

4.

Вторичное закрепление изученного материала:

4.1. Самостоятельная работа в группах

4.2. Представление результата

16 мин

Проблемный метод. Самостоятельная групповая работа

5.

Рефлексия:

5.1. Самоконтроль и самооценка

5.2. Подведение итогов работы

10 мин

Фронтальный опрос









Технологическая карта занятия

Наименование этапа

Цель этапа

Наименование подэтапа урока/ занятия

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студента

Формы обучения

Методы обучения

Средства обучения

Измерители

Организационный момент

Формирование культуры общения, культуры диалога, организация группы на предстоящую деятельность


Приветствует обучающихся, эмоционально настраивает на предстоящую деятельность

Самоорганизация

Фронтальная

Словесный

Вербальные

Визуальная оценка активности обучающихся

Изучение нового материала

Актуализация имеющегося кругозора студентов

Просмотр видеоматериала

Демонстрирует видеоматериал «Три простых способа определения центра тяжести круга»

Просматривают видеоматериал

Фронтальная

Проблемный

Видеоматериал

Внимательность и активность студентов

Ситуационный разговор

Задает вопросы для включения обучающихся в обсуждение представленного видеоматериала

Включаются в обсуждение

Фронтальная

Словесный

Вербальные

Визуальная оценка активности обучающихся

Самостоятельное изучение методических рекомендаций по выполнению расчетов

Наблюдает за деятельностью обучающихся, оказание помощи при обращении обучающихся

Изучают методические рекомендации по выполнению расчетов

Индивидуальная

Проблемный

Методические рекомендации

Визуальная оценка активности обучающихся

Первичное закрепление изученного материала

Создание творческой атмосферы в группах и осуществление контроля качества выполнения заданий

Выполнение индивидуального задания в соответствии с образцом

Инструктирует обучающихся по выполнению задания

Индивидуальное выполнение задания

Индивидуальная

Практический

проблемный

Лист задания (Л1)

Внимательность и активность студентов

Обсуждение результатов

Задает вопросы для включения обучающихся в обсуждение полученных результатов

Включаются в обсуждение

Фронтальная

Словесный

Вербальные

Визуальная оценка активности обучающихся

Вторичное закрепление изученного материала

Проверка Soft skills – компетенций студентов

Самостоятельная работа в микро-группах


Инструктирует обучающихся по выполнению задания

Групповое решение задания

Групповая

Практический

проблемный

Лист задания (Л2)

Внимательность и активность студентов

Представление результата

Задает вопросы для включения обучающихся в обсуждение полученных результатов

Включаются в обсуждение результатов

Групповая

Словесный

Вербальные

Активность студентов

Рефлексия

Проанализировать степень достижения цели, работу групп и отдельных обучающихся.

Дать возможность обучающимся описать свои ощущения, эмоции от проведенного урока


Предлагает студентам оценить свои внутренние ощущения от урока, по вопросу комфортности индивидуальной и совместной деятельности, проанализировать результаты урока.

Выявляет отношение обучающихся к данной теме и полезность полученных знаний для применения их на дальнейших занятиях и в профессиональной деятельности

Анализируют и высказывают свое отношение к уроку, делают выводы о полезности полученных знаний и умений

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Словесный

Вербальные

Активность студентов

Л1

1.Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:

1.1. Научиться рассчитывать центр тяжести простых и сложных фигур.

2. Обеспечивающие средства:

2.1. Методическое руководство по выполнению работы.

3. Требования к отчету:

    1. Номер практической работы, тема, цель работы.

    2. Выполнить задание в соответствии с данными своего варианта (см. таблица 1).

    3. Подготовить ответы на вопросы в устной форме.

4. Технология работы:

4.1. Внимательно изучите методические указания, предложенный теоретический материал.

4.2. В соответствие с вариантом, выполнить задание по методике представленной ниже.

4.3. Сделайте выводы о проделанной работе.

4.4. Ответить на контрольные вопросы.


Теоретический материал











Рисунок 1 – Определение центра тяжести площади тела


Центр тяжести площади определяется по формуле:

(1)


Аiэлементарная площадь

Сi – центр тяжести элементарной площади

хi уi – координаты центра тяжести площади Аi






Методика решения задач по определению координат центра тяжести площади


Для решения задач плоской системы параллельных сил и определения координат центра тяжести плоской фигуры сложной конфигурации применяем следующую методику:

  1. Сложную фигуру разбиваем на элементарные площади.

  2. В каждой элементарной площади определяем центр тяжести

  3. Выбираем оси координат

  4. Относительно этих осей координат определяем координаты центра тяжести каждой элементарной площади

  5. Составив уравнения, решаем задачу по определению центра тяжести сложной фигуры.

6. При решении задач необходимо помнить, если фигура имеет вырез, то в уравнениях для Xc Yc Sx Sy площадь выреза ставится со знаком «минус»


Сведения о координатах центра тяжести простейших фигур








Рисунок 2 – Схемы определение координат центра тяжести простейших фигур



Пример. Определить центр тяжести (Xc Yc) площади сложной фигуры (рисунок 3)










Рисунок 3 – Схема сложной фигуры




Решение.

  1. Разбиваем сложную фигура на простые фигуры, присваиваем индексы простых фигур:

  1. прямоугольник (достраиваем треугольник) – С1 1,Y1);

  2. треугольник – С2 2,Y2);

  3. круг – С3 3,Y3).

  1. Назначаем оси координат X; Y

  2. Определяем центры тяжести и площадь простых фигур.

С1 1= 57/2=28,5 мм; Y1 =25/2 = 12,5 мм); А1= а·b=57·25=1425 мм2;

С2 2=57- (57 - 43)/3=52,3 мм; Y2 =25 - (25-16)/3 = 22 мм; А2= (а·b)/2 = (57-43=14·(25-16=9))/2=63 мм2;

С3 3= 7,76 мм; Y3 =12,85 мм; А3=π·d2/4= 3,14 ·102/4 = 78,5 мм2).

  1. О пределяем центр тяжести всей фигуры








  1. На рисунке обозначаем координаты (Х1,2,3, У1,2,3) центров тяжести и центры тяжести (С1,2,3) простых фигур.

  2. На рисунке обозначаем координаты (Х с, Ус) центра тяжести и центр тяжести (С) сложной фигуры.

Пример обозначений на рисунке 4.

Рисунок 4 – Схема обозначения найденных координат центра тяжести площади сложной фигуры


5.Задания для выполнения работы

Определить центр тяжести площади сложной фигуры (Xc Yc). Данные для решения выбрать по таблице 1.


Таблица 1. Исходные данные

Вариант

Рисунок

а, мм

b, мм

c, мм

D, мм

l, мм

1

1

40

70

-

20

15

2

2

60

40

-

-

30

3

3

40

70

-

-

40

4

4

60

-

-

20

15

5

6

50

50

-

20

-

6

1

80

140

-

40

30

7

2

90

60

-

-

45

8

3

80

140

-

-

80

9

4

120

-

-

40

30

10

5

60

40

10

-

10

11

6

100

100

-

40

-

12

1

120

210

-

60

45

13

2

180

120

-

-

90

14

3

160

280

-

-

160

15

4

240

-

-

80

60

16

5

120

80

20

-

20

17

6

200

200

-

80

-

18

1

60

105

-

30

22

19

2

135

90

-

-

65

20

3

240

420

-

-

240

21

4

360

-

-

120

90

22

5

30

20

5

-

5

23

6

50

50

-

20

-

24

1

30

54

-

15

20

25

2

260

180

-

-

130

26

3

120

210

-

-

120

27

4

180

-

-

60

45

28

5

240

160

40

-

40

29

6

25

25

-

10

-


Рисунок 1


Рисунок 2

Рисунок 3


Рисунок 4


Рисунок 5


Рисунок 6

Л2

Решение задачи по нахождению центра тяжести сечений, составленных из сортамента


  1. Определить положение центра тяжести заданного поперечного сечения, составленного из приваренных друг к другу прокатных профилей и полосы размерами а=100 мм и δ=5 мм. Швеллер №18.


  1. Контрольные вопросы:


  1. О чем гласит теорема Вариньона?

  2. Как можно применить теорему Вариньона для определения центра тяжести площади фигуры?

  3. Запишите уравнение Вариньона для равнодействующей системы параллельных сил.

  4. Как найти центр тяжести прямоугольного


Список используемой литературы:

1. Бабичева И.В. Техническая механика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. В. Бабичева. – М. : Русайнс, 2021. – 101 с. – (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа : https://book.ru/book/937045

2. Сербин, Е.П., Техническая механика : учебник / Е.П. Сербин. — Москва : КноРус, 2020. — 399 с. — ISBN 978-5-406-01476-9. — URL:https://book.ru/book/936144 (дата обращения: 25.10.2022). — Текст : электронный.

3. Опарин И. С. Основы технической механики : учебник / И.С. Опарин. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2012. - 142 с. : ил., цв. ил. ; 22 см. - (Начальное профессиональное образование . Общетехнические дисциплины). - (Соответствует ФГОС). - Библиогр.: с.141.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!