Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г.Нижнеудинск»
Методическая разработка урока производственного обучения с элементами функциональной грамотности
по теме «Супы»
Разработал: мастер производственного
обучения по профессии «Повар»
З.В.Горковенко
г.Нижнеудинск 2024 г
План – конспект открытого занятия производственного обучения
по профессии «Повар»
Класс: 11класс (второй год обучения)
Предмет «Производственное обучение».
Тема №2. Супы
Тема урока: Приобретение навыков приготовления блюда «Суп-лапша домашняя»
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.
Время проведения урока: 120 минут (2 часа)
Материально –техническое оснащение:
Оборудование: ПЭСМ-4, столы производственные, весы электронные, холодильное оборудование.
Инструменты, инвентарь, посуда:
Кастрюли, сковороды, шумовка, сотейник, скалки, ножи, разливные и столовые ложки, тарелки глубокие для первых блюд.
Сырье:
Набор продуктов согласно технологической карте.
Дидактический раздаточный материал:
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий ПОП. Технологические карты, рабочие тетради, калькуляторы для работы с технологическими картами.
Методы обучения:
-словесные (беседа)
-наглядно-демонстративные,(работа с технологической документацией, решение математических задач, показ трудовых приемов и технологических операций)
-практические (практическая самостоятельная работа)
-проблемные (проблемные вопросы и их решения)
Задачи урока:
-закрепить знания приготовления бульонов, правила варки супов;
-научить технологической последовательности приготовления супов ;
-объяснить правила хранения и отпуска блюд; - выявить ошибки при приготовлении блюда «суп-лапша домашняя» и способы их устранения.
Комплексные цели урока:
-способствовать формированию у обучающихся правильных трудовых приемов: закреплению основных технологических процессов через решения математических, читательских и креативных задач
-практических умений и навыков математической грамотности как индивидуально , так и командно.
-создавать условия для соблюдения обучающими безопасных приемов труда на рабочем месте, санитарных и гигиенических норм и точности в работе.
Обучающая;
-показать роль знания технологии приготовления блюд, для предотвращения брака,приготовление изделий соответствующих требований качества;
-научить обучающихся правильным трудовым приёмам и операциям
по приготовлению блюда «Суп –лапша домашняя»
-соблюдать правила безопасности труда, санитарии игигиены в работе.
-изучение норм закладки продуктов по Сборнику рецептур блюд.
-соблюдать последовательность в приготовлении блюда согласно технологическим картам, правил подачи и отпуска.
-научить применять полученные знания в жизни и на ПОП
Развивающие:
-способствовать развитию умения применять знания теории на практике,умению сравнивать.
-владеть приемами и навыками работы с оборудованием и инвентарем.
-способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, воли, настойчивости в достижении поставленной цели.
-развивать профессиональную интуицию и эстетический вкус;
Воспитательная;
-прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам практической работы;
-воспитывать способность к взаимопомощи;
-воспитание профессиональных компетенций у обучающихся, ответственного отношения к профессиональным обязанностям уверенности в себе, умения работать в группах ,уважения к труду, бережного отношения к оборудованию.
Межпредметные связи с теоретическим бучением:
Предмет «Организация производства предприятий общественного питания» тема «Организация рабочего места в горячем цехе». Предмет «Товароведение пищевых продуктов» тема « молочные товары, яйца, животные жиры ,мука» тема «Мясо и мясные продукты» тема «Овощи»
Материально –техническое оснащение:
Оборудование: ПЭСМ-4, столы производственные, весы электронные, холодильное оборудование .
Инструменты, инвентарь, посуда:
Кастрюли ,сковороды ,шумовка, сотейник, скалки, ножи, разливные и столовые ложки,тарелки для первых блюд.
Сырье:
Набор продуктов согласно технологической карте.
Дидактический раздаточный материал:
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий ПОП. Технологические карты, рабочие тетради.
Ход урока производственного обучения
1.Организационный момент (10минут)
-проверка обучающихся ;
-проверка внешнего вида и личной гигиены обучающихся:
-порядок работы обучающихсяв кабинете учебной лаборатории.
Мастер :
Добрый день ребята! Сегодняшнее занятие мы начнем с эпиграфа:
«Посуда в ресторане не обязательно должна быть серебряной, но повар должен быть золотым»
2.Вводный инструктаж (110минут)
Мастер:
Тема нашего сегодняшнего занятия , «Супы» (приобретение навыков приготовления блюда «Суп-лапша домашняя»).
Ознакомление с целями.
Соответственно, целью нашего занятия будет закрепление знаний, которые вы получили ранее на технологии (кулинарии). Предлагаю вам оживить в памяти пройденный материал по рецептуре и технологии приготовления бульонов .Освоить правильные трудовые приемы по замесу теста, решением задач, ответами на вопросы и варкибульонов. Вспомним с вами занятия по предмету«Основы физиологии питания, санитарии и гигиены», «Особенности детского питания».
Соблюдать санитарные нормы, правила личной гигиены и безопасные приемы труда на рабочем месте
(фронтальный вопрос по темам..
Мастер :
Тем, кто стремится быть первым и лучшим в наше время безумных скоростей и погони за новизной без креативного подхода не обойтись.
Задание№1
И так, задание первое. Разработайте креативное детское меню из трех блюд, на праздник «День защиты детей» из предоставленного вам списка, но при этом учитывая:
-его качество
-возраст от (5 до 7)
Выдаю карточки с примерным меню, но с не допустимыми блюдами (выделены в карточке) в детском питании.
(Для формирования креативности мышления в практическом обучении я использовала задания, которое позволит обучающимся на основе существующей информации- в данном задании, практиковаться в творчестве, создавая кулинарные меню , вызывать удивление, желание работать по профессии.
Поможет обучающимся участвовать в процессе оценки и совершенствования новых идей, новаторских, оригинальных, непривычных. Умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания . такое задание способствует развитию креативного мышления)
№ | Блюдо | гр |
1 | Салат «Крабика» (яйцо ,крабовые палочки,кукуруза,сметана.) | 50 |
2 | Паста бантики в виде пальмы (сыр,украшение фруктами ) | 100 |
3 | Пюре картофельное с бараниной , острым перцем и горчицей (лук, молоко, картофель, мясо баранины, масло сливочное, горчица, перец острый) | 250 |
4 | Сырники ушастики (творог, яйцо, сахар, фрукты и ягоды) | 75 |
5 | Горячее блюдо «Машинка молния» (куриное филе ,огурец свежий, пюре картофельное) | 100 |
6 | Салат «Куриный дворик» (курица, яйцо, огурец, картофель, сметана, горошек зеленый) | 50 |
7 | Салат китайский «Дракон» (острый соус чили, огурец свежий, лапша китайская) | 250 |
8 | Кофе крепкий с сахаром | 200 |
9 | Сок «Фаридо» (морс клюквенный с черноплодкой) | 100 |
10 | Десерт «Банана Мама» (банан, мороженое, молоко) | 100 |
11 | Коктейль «Тропик» (сок ананасовый , сок лимона) | 150 |
Мастер:
Молодцы! Успешно справились с заданием. Но,для того чтобы приготовить вкусное блюдо нашей практической работы, вам нужно будет из предоставленных вам продуктов выполнить правильную технологическую последовательность приготовления блюда «Суп- лапши домашняя». В этом блюде есть один секретный ингредиент , от которого суп приобретает приятный аромат. (это корень петрушки). В продуктовом наборе его нет. Для того чтобы его получить, вам нужно разделиться на группы по 4 человека и выбрать старших, для дальнейшей работы. Вам предстоит выполнить небольшое командное гастрономическое путешествие. Ваша задача прочитать и письменно ответить на
(вопросы-загадки.)
Та команда которая правильно выполнит задания и получит дополнительный продукт. Время на выполнение этого задания 10 минут.
Задание №2 Внимательно прочитайте, допишите правильные ответы и выделите вопросы с подвохом. ( Раздаю карточки с заданием .)
( В данном задании я использую читательскую грамотность – это базовый навык функциональной грамотности,способность к чтению и пониманию учебных текстов, вопросов , умение вникать извлекать информацию , в учебно-практических задач и в повседневной жизни.)
1.Как называется документ необходимый для получения лекарств в аптеке и способ приготовления блюда?..... (рецепт)
2.Что итальянцы поедают километрами?......( спагетти)
3.В названии этого блюда присутствует слово «сыр». Но основной продукт этого блюда –творог . О каком блюде идет речь ?........ (сырники)
4.Какое блюдо солят трижды?......( пельмени)
5.Какой овощ был привезен из Перу?.....( картофель)
6.В состав блюда «Суп-лапша домашняя» входит картофель?..... (нет)
7.Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую ?..... ( 5 минут)
8.Что нельзя съесть на завтрак? ….( обед и ужин)
9.Определите математическим подсчетом продажную цену 1 кг. моркови, если ее покупная цена была 60 руб.за 1 .кг, а торговая наценка при реализации будет на выше 20%.......
60+20%=72 р.
Мастер:
Ребята, время вышло.Старший группы сдают карточки. Давайте подведем итоги.( после подведения итогов). Выявляем победителей .
Задаю вопрос: Какой документ в нашей профессии, самый главный?Подскажите, какой документ я имею в виду ? (технологическая карта) .
Технологическая карта – это документ отображающий данные о составе блюда и алгоритм его приготовления.
То есть, вся важная информация о технологии приготовления блюда находится в карте.
-наименования блюда и область его применения.
-перечень сырья с указанием веса и соответствующих требований к качеству.
-способ его приготовления
-требования к подаче и оформлению
-время на его приготовления
-выход в( гр) одной порции
(Вопрос-ответ) словесная беседа в ходе проведения вычислений (обучающие выполняют технологические приемы и операции по заполнению карты приготовления «Суп –лапша домашняя».
Задание №3
Дополните технологическую карту пользуясь сборником рецептур 1998г. раскладка № 347 дописав в столбце «нетто» расхода сырья,( яйцо, лук репчатый, морковь, петрушка) . В столбце (масса нетто, кг на 10 порций) произведите расчеты сырья, требуемого для приготовления 10 порций «Суп –лапша домашняя».
Посчитайте и проанализируйте тот метод, которым Вы решали..
(Начинающий повар, молодой специалист, умением пользоваться технологической картой , сможет насколько возможно точно повторить блюдо. Использовать свою математическую грамотности, рассчитывая калькуляционные расчеты того или иного блюда .Технологические карты ,дают обучающимся возможность и понимание финансовых понятий, математических рассуждений, процедур, фактов. К тому же, показывают свои умения, работать с документацией .)
Технологическая карта №11
Приготовления блюда «Суп-лапша домашняя»
№ | Сырье | Масса на 1 порцию, г | Масса нетто ,кг на 10 порций |
брутто | нетто |
1 | Лапша : | | | |
2 | Мука пшеничная | 14 | 14 | 0,140 |
3 | Мука на подпыл | 6 | 6 | 0,60 |
4 | Вода | 2,8 | 2,8 | 0,280 |
5 | Соль | 0,4 | 0,4 | 0,004 |
6 | Яйцо | 1/10 | 4 | 0,4 |
7 | Масса сухой лапши | | 18 | 0,180 |
8 | Масса варенной лапши | | 40 | 0,400 |
9 | Лук репчатый | 5 | 4 | 0,40 |
10 | Морковь | 10 | 8 | 0,80 |
11 | Масло сливочное | 4 | 4 | 0,4 |
12 | Бульон готовый | 180 | 180 | 1,8 |
13 | Петрушка (корень) | 2,6 | 2 | 0,20 |
Выход 200 гр. на порцию
Технология приготовления.
Пшеничную муку просеивают, насыпают в виде горки, в середине ее делают углубление. В посуду разбивают яйца, наливают воду, кладут соль ,перемешивают и процеживают. Полученную смесь постепенно , при помешивании , наливают в углубление в муке и замешивают тесто. Сверху тесто посыпают мукой и оставляют на несколько минут(10-15).
Готовое тесто раскатывают на пластины длиной 35-45 мм, шириной 3-4мм, толщиной 1-1,5 мм)подсушивают. Перед использованием лапшу просеивают. Для того чтобы суп получился прозрачным.
Суп-лапшу рекомендуется готовить на курином бульоне. В кипящий бульон кладут морковь, нарезанную соломкой, припущенную со сливочным маслом, петрушку, бланшированный и слегка пассерованный репчатый лук, варят при слабом кипении 8-10 мин, а затем добавляют подготовленную домашнюю лапшу, соль, варят до готовности. За 2 мин до окончания варки добавляют рубленую зелень. Лапшу закладывают в кипящую подсоленную воду на 1—2 мин, откидывают, дают стечь воде (чтобы не замутить бульон в супе), а затем закладывают в бульон. Температура подачи 65 °С. Требования к качеству. Бульон прозрачный, янтарного цвета, лапша и овощи сохранили форму нарезки. Вкус и аромат продуктов, из которых приготовлен бульон, лапши и овощей. Консистенция лапши и овощей мягкая. (после заполнения )
Выполняют самоконтроль, взаимоконтроль, самопроверку.
Мастер :
Технологические карты готовы, приступим к практической части нашего урока. (Проверка спецодежды, мытье рук, обязательный инструктаж по технике безопасности).
Даю каждой команде установку, которая остается в том же составом на четкое выполнение действий по технологии приготовления блюда.
Операция №1.
Организация рабочего места(Текущий инструктаж.)
Операция №2
Приготовление лапши(Текущий инструктаж.)
Операция №3
Подготовка продуктов(Текущий инструктаж.)
Операция №4
Приготовление «супа-лапши домашней» (Текущий инструктаж.)
Мастер:
Наблюдаю заработой при необходимости помогаю.
Обучающие:( слуховое визуальное восприятие. Говорим о цели урока и обосновываем цельурока).
Операция №5
Уборка рабочего места (Текущий инструктаж.)
Мастер :
Прошу команды произвести подачу блюда и произвести органолептическую оценку готового блюда, правило подачи ( в подогретую до температуры 40 градусов С столовую тарелку кладут кусочек птицы , наливают суп, посыпают зеленью. Температура подачи 65 °С
Мастер :
Подводим итоги урока. Выдаю каждому индивидуальную карту для самооценки.
Критерии оценок при проведении занятий и выполнение практических заданий (от 1до 5) итого |
Организация рабочего места | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Последовательность технологических операций | | | | | | |
Правило личной гигиены и техники безопасность | | | | | | |
Выполнение ученических норм выработки | | | | | | |
Требование к качеству | | | | | | |
Правило подачи | | | | | | |
Косвенные показатели влияющие на оценку(проявление повышенного интереса к профессии , самостоятельное планирование предстоящей работы аккуратность и точность в работе | | | | | | |
Мастер :
(рефлексия всей работы на занятии . Принятие правильных решений по работе над ошибками. )
Слушаю мнение о проделанной работе от обучающихся.
Задаю вопросы: Можно ли считать, что цель нашего сегодняшней работы достигнута? Сможете ли Вы после этого занятия приготовить и определить расход сырья математическими расчетами это блюдо самостоятельно ?
Старший группы собирает карты самооценки. Озвучиваю оценки с комментариями.
Домашнее задание (записывают в дневниках по практике)
Повторить тему соусы. « Классификацию , ассортимент, значение в питании. Записать в рабочие тетради пользуясь сборником рецептур 1998г. раскладка № 359закладку сырья для приготовления соуса сметанного , который подается к 25 порциям мясных котлет»
Список литературы:
«Кулинария»; учебник для начального профессионального образования/Л.Г.Шалун.- 2-е издание .испр.-М.; Издательский центр «Академия» , 2008-320с. Комплект учебного пособия производственного обучения по профессии «Повар». В 4ч. Ч.3 Холодные блюда и закуски, рыбные и мясные горячие блюда. Механическая кулинарная обработка продуктов. /В.П.Андросов, Т.ВПыжова, Л.И.Федорченко.2012.-112с.Основы калькуляции и учета на предприятиях общественного питания. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий ПОП: А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко.-1999.-656 с.