СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «РОССИЙСКАЯ И СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА В ГОДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть использована для проведения занятия по истории в СПО, специальность 34.02.01 сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «РОССИЙСКАЯ И СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА В ГОДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «Российская и советская ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА В ГОДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

дисциплина: ОУД.03 История

специальность: 34.02.01 Сестринское дело













разработал: Проскурякова Елена Николаевна



















Краснокамск, 2024

Пояснительная записка


Дисциплина: История


Тема: Российская и советская военная медицина в годы Первой и Второй мировой войны


Форма занятия: Урок повторения и обобщения изученного материала


Цель занятия: Повторить и обобщить изученный материал по теме: Российская и советская военная медицина


Задачи занятия:

Учебные:

  • Повторить особенности военной медицины в нашей стране во время Первой и Второй мировых войн;

  • Повторить достижения знаменитых российских и советских ученых-медиков

Развивающие:

  • Совершенствование навыков само- и взаимопроверки;

  • Совершенствование умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления;

  • Совершенствовать навыки развернуто и логично излагать свою точку зрения
    с использованием языковых средств;

Воспитательные:

  • Формировать коммуникативные навыки, уверенность в собственных силах;

  • Формировать интерес к выбранной специальности и чувство гордости за достижения в области российской и советской медицины.


Формируемые общие компетенции (по ФГОС специальности 34.02.01 Сестринское дело и примерной программе общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций):


ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения


Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбуки/смартфоны, Интернет, Браузер, ОС Windows, презентация, задание в гугл-форме, экспонаты для мини-выставки (фотографии, открытки, копии документов).

Педагогические технологии: практико-ориентированное обучение, элементы ИКТ-технологий, элемент приема «Живая история».


*Содержание материала имеет профессиональную направленность и связано с:
ПМ.01 Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи,

ПМ.04 оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях,

ПМ.05 Оказание медицинской помощи в экстренной форме




технологическая карта урока

Этап урока

Средства обучения

Деятельность преподавателя

Формы познавательной деятельности обучающихся

Формируемые ОК

Время

1. Организационный момент. Целеполагание. Мотивация

Мини-выставка

Презентация

(слайд 1-2)

беседа с обучающимися,

формулирование темы урока

обозначение целей и задач урока

Формулируют совместно с преподавателем тему,

знакомятся целью и задачами урока,

обсуждают с преподавателем значимость темы

ОК 01, ОК 05

8 мин

2. Повторение и обобщение изученного материала

1) выполнение задания 1.

Отметить термины, относящиеся к медицине Первой мировой войны



2) выполнение задания 2.

Определить по какому принципу организованы ряды




3) выполнение задания 3.

Соотнести медика-ученого, его открытые и факт из биографии




ноутбуки

Презентация

(слайд 3-4)




Презентация

(слайд 5-6)

Рабочий лист 1





Презентация

(слайд 7)

Рабочий лист 2


Организует выполнения обучающимися заданий на повторение и обобщение знаний и контроль выполненных заданий




Выполняют задание в гугл-форме,

выставляют себе оценку в контрольный лист в соответствии
с критериями оценки


выполняют задание на рабочем листе,

проверяют работу другого обучающегося и выставляют ему оценку в контрольный лист в соответствии с критериями оценки


выполняют задание на рабочем листе,

сдает на проверку преподавателю


ОК 01, ОК 05

5 мин









12 мин







10 мин

3. Подведение итогов. Рефлексия

Презентация

(слайд 2)

возвращение к цели и задачам урока.


организация рефлексии

обсуждают с преподавателем степень достижения цели и задач урока,

оценивают уровень своих знаний, используя контрольный лист

ОК 05, ОК 06

10 мин




Конспект занятия

Мотивационный этап:

Обучающимся предлагается ознакомиться с мини-выставкой (военные фотографии медиков, открытки, брошюры) и ответить на вопрос: Какой будет тема урока?

Предполагаемый ответ –

Российская и советская медицина периода Первой и Второй мировой войны


Знакомство с целью и задачами занятия.


Основной этап:

Вид деятельности – индивидуальное выполнение заданий. Применяются разные виды контроля: самопроверка, взаимопроверка, проверка преподавателем


Задание 1. Выбрать термины, относящиеся или появившиеся в годы Первой мировой войне.

Обучающиеся работают на ноутбуках/смартфоны, ответы дают, используя гугл-форму https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSePktPoR3LS1riZTfAwAcNf4E2CGA02Yiz0gpqpqnUdH0cViw/viewform?usp=sf_link).

/Проводиться самопроверка, в контрольный лист выставляется оценка/


Вопросы в задании:

  1. Полковой лазарет

  2. Сестры милосердия

  3. Контузия

  4. «Окопная нога»

  5. Эвакуационный госпиталь

  6. Пластическая хирургия

  7. Медицинская сортировка

  8. «Войсковые санитарно-автомобильные отряды»

  9. «Первичная стерильность огнестрельной раны»

  10. Антибиотик

  11. Транспортировочные шины

  12. Медицинская вата

Задание 2. По какому принципу организованы ряды

  1. Лазареты, медсанбаты, полевые подвижные госпитали преимущественно хирургического профиля, медико-санитарные роты, полковые госпитали, эвакуационные госпитали

(типы военных медицинских учреждений)

  1. раны, подлежащие активной хирургической обработке (они составляют около 80%), и раны, не требующие никаких вмешательств ни в самой ране, ни по ее поводу, за исключением туалета окружающей кожи по типу обработки операционного поля для уменьшения опасности вторичного микробного загрязнения

(основные группы боевых ранений)

  1. перовое - укомплектование военных медицинских учреждений хирургическими кадрами; второе - необходимость активной хирургической деятельности при огнестрельных ранах с широким применением профилактических операций на передовых этапах хирургической помощи; третье - сортировка раненых по срочности оказания медицинской помощи и показаниям к эвакуации

(Положения Н.И. Пирогова об организации хирургической работы в боевой обстановке)

  1. Оппель В.А, Бурденко Н.Н., Вельяминов Н.А., Чистович Н.Я, Петров Н.Н.

(практикующие медики-ученые в годы Первой мировой войны)

  1. Куприянов П.А., Банайтис С.И., Ахутин М.Н., Левит B.C., Шамов В.Н.,
    Еланский Н.Н. 

(медики-ученные, создавшие руководства и работы по теории и практике военно-полевой хирургии во время Великой Отечественной войны)

  1. Переливание крови, массовые вакцинации, использование индивидуальных защитных средств (противогазы, защитные маски), использование рентгеновских снимков, применение методов санаторно-курортного лечения для восстановления раненных

(методы, которые начали использовать в России в Первую мировую войну)

  1. Модестов В.К., Парин Б.В., Соколов А.П., Григорьев Н.И., Фенелонов А.Л.

(ученые-медики, работавшие в годы Великой Отечественной войны в Перми)

( медицинские препараты и вакцины, созданные и усовершенствованные в годы Великой Отечественной войны советскими учеными-медиками)



















(медицинские приборы и изделия, использующиеся в годы Первой мировой войны)



























(средства эвакуации раненых в годы войны)

/Взаимопроверка/ студенты проверяют работы друг друга и выставляют оценки в контрольный лист



Задание 3. Соотнести ФИО медика-ученого, его открытые и факт из биографии

/Проверка преподавателем/

ФИО, фото

Открытие

Факт из биографии

1.

Бурденко Николай Нилович






А

первый отечественный антибиотик — пенициллин-крустозин, давший возможность миллионам выздоравливающих избежать осложнений





I

Советский учёный-микробиолог и эпидемиолог, одна из родоначальниц современной отечественной микробиологии.

В юном возрасте, рискуя жизнью, сделала открытие, победившее холеру.

Исследуя пути заражения, она сумела выделить из водопроводной воды холероподобные вибрионы. Чтобы понять, способны ли они вызвать холеру, она провела опыт на себе. Выпила воду с растворёнными в ней микробами — спустя несколько часов она тяжело заболела и едва не умерла. Таким образом, 24-летняя девушка сделала открытие — светящиеся холероподобные вибрионы впоследствии стали носить её имя. На основании опытов микробиолога были созданы санитарные нормы хлорирования воды, которые используются до сих пор.

Синтезировала антибиотик.

С 1952 года и до конца жизни возглавляла кафедру микробиологии и лабораторию новых антибиотиков Центрального Института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования). Также она основала и редактировала журнал «Антибиотики».

Опубликовала около 500 научных работ и 6 монографий

2.

Вишневский Александр Васильевич




Б

Вёл в клиническую практику хирургию центральной и периферической нервной системы.

Исследовал причину возникновения и методы лечения шока.

Внёс большой вклад в изучение процессов, возникающих в центральной и периферической нервной системе в связи с оперативным вмешательством, при острых травмах.

Разработал бульботомию — операцию в верхнем отделе спинного мозга.

Произвёл революцию в лечении мозговых опухолей, разработав более простые методы проведения этих операций



II

Русский врач, академик медицины, профессор Императорской Военно-медицинской академии, директор Максимилиановской клиники, издатель журнала «Русский хирургический архив».

Состоял инспектором хирургического дела в действующей армии при Верховном главнокомандующем великом, объехав с инспекциями все действующие армии. Кроме того, на протяжении всей войны принимал участие в работе Главного управления Красного Креста


3.

Ермольева Зоя Виссарионовна



В

Создал классификацию ран и термических поражений.

Впервые в нашей стране ввел обязательные практические занятия по общей хирургии.

Изучал закономерностей раневого процесса и заживления ран при хирургической патологии.

Разработал методику ряда оригинальных хирургических операций при свежих переломах длинных трубчатых костей, привычном вывихе плечевого сустава

III

Участник Гражданской войны, боёв на реке Халхин-Гол, советско-финской войны 1939-1940 гг. и накопленные материалы о современных методах первичной хирургической обработки публикует в 1932 г. в «Учебнике по военно-полевой хирургии», на основе которого готовили врачей для Красной армии

Опубликовал более 140 научных трудов по проблемам общей, военно-полевой и торакальной хирургии, нейрохирургии, хирургической эндокринологии, онкологии, комбустиологии.
Участвовал в создании руководств по общей, частной и военно-полевой хирургии и труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»

4.

Гирголав

С емён Семёнович







Г

внедрение антисептики
в армии, улучшение первой помощи, само - и
взаимопомощи, создание индивидуального
перевязочного пакета

IV

В годы первой мировой войны ведет практически без помощников два хирургических курса – хирургической патологии и госпитальной клиники, в то же время является старшим врачом госпиталя Казанского отдела Всероссийского земского союза, врачом лазарета Казанского учебного округа.

С 1923 по 1934 год опубликовал около 40 научных работ. Ему принадлежат экспериментально-физические исследования и многочисленные оригинальные работы по хирургии желчных путей, мочевой системы, грудной полости, по нейрохирургии, хирургии военных повреждений и гнойных процессов

С 1935 по 1947 год Вишневский возглавлял хирургическую клинику Центрального института усовершенствования врачей и Всесоюзного института экспериментальной медицины

5.

В ельяминов Николай Александрович




Д

методы местной анестезии, новокаиновых блокад, масляно-бальзамических повязок - стала эпохой в развитии советской хирургии, особенно военно-полевой

 создал новые методы лечения воспалительных процессов, гнойных ран, травматического шока (новокаиновый блок, вагосимнатический блок 



V

Основоположник советской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937—1946 годы, академик и первый президент АМН СССР (1944—1946), Герой Социалистического Труда (1943), генерал-полковник медицинской службы, участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн, Почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии


Ответ:

1-Б-V

2-Д-IV

3-А-I

4-В-III

5-Г-II



Выводы. Рефлексия.

Преподаватель и обучающиеся возвращаются к цели и задачам занятия и обсуждают их достижение.

Подводятся итоги и выставляются оценки по контрольным листам. Обучающиеся собирают пазл и сами анализируют «дефициты» в своих знаниях. Наличие серых и синих частей пазла говорит о пробелах в знаниях, наличие зеленого и красного цвета –
о достаточном уровне знания.









Приложение 1.

Контрольный лист

задания

Вид контроля

Критерии оценки

Оценка

1

Самопроверка

«5» - 11-12 правильных ответов

«4» - 8-10 правильных ответов

«3» - 5-7 правильных ответов

«2» - меньше 5 правильных ответов


2

Взаимопроверка

«5» - 9-10 правильных ответов

«4» - 7-8 правильных ответов

«3» - 4-6 правильных ответов

«2» - меньше 4 правильных ответов


3

Проверка преподавателем

«5» - Правильное соотнесение всех
3 компонентов по пяти ученым-медикам

«4» - Правильное соотнесение всех
3 компонентов по четырем-трем ученым-медикам

«3» - Правильное соотнесение всех
3 компонентов по двум ученым-медикам

«2» - неправильное соотнесение компонентов






















Приложение 2.

РАБОЧИЙ ЛИСТ (Задания для студентов)

Задание 1. Зайти в гугл-форму по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSePktPoR3LS1riZTfAwAcNf4E2CGA02Yiz0gpqpqnUdH0cViw/viewform?usp=sf_link).
Выбрать термины, относящиеся или появившиеся в годы Первой мировой войне. Проверить результат и выставить оценку в контрольный лист в соответствие с критериями.


Задание 2. Ответить письменно по какому принципу организованы ряды. Обменяться работой с другим студентом, проверить задание и выставить ему оценку в контрольный лист.

  1. Лазареты, медсанбаты, полевые подвижные госпитали преимущественно хирургического профиля, медико-санитарные роты, полковые госпитали, эвакуационные госпитали



  1. раны, подлежащие активной хирургической обработке (они составляют около 80%), и раны, не требующие никаких вмешательств ни в самой ране, ни по ее поводу, за исключением туалета окружающей кожи по типу обработки операционного поля для уменьшения опасности вторичного микробного загрязнения



  1. перовое - укомплектование военных медицинских учреждений хирургическими кадрами; второе - необходимость активной хирургической деятельности при огнестрельных ранах с широким применением профилактических операций на передовых этапах хирургической помощи; третье - сортировка раненых по срочности оказания медицинской помощи и показаниям к эвакуации



  1. Оппель В.А, Бурденко Н.Н., Вельяминов Н.А., Чистович Н.Я, Петров Н.Н.



  1. Куприянов П.А., Банайтис С.И., Ахутин М.Н., Левит B.C., Шамов В.Н.,
    Еланский Н.Н. 



  1. Переливание крови, массовые вакцинации, использование индивидуальных защитных средств (противогазы, защитные маски), использование рентгеновских снимков, применение методов санаторно-курортного лечения для восстановления раненных



  1. Модестов В.К., Парин Б.В., Соколов А.П., Григорьев Н.И., Фенелонов А.Л.























9)





















10)































Задание 3. Соотнести ФИО медика-ученого, его открытые и факт из биографии и отдать задание на проверку преподавателю

ФИО, фото

Открытие

Факт из биографии

1.

Бурденко Николай Нилович






А

первый отечественный антибиотик — пенициллин-крустозин, давший возможность миллионам выздоравливающих избежать осложнений





I

Советский учёный-микробиолог и эпидемиолог, одна из родоначальниц современной отечественной микробиологии.

В юном возрасте, рискуя жизнью, сделала открытие, победившее холеру.

Исследуя пути заражения, она сумела выделить из водопроводной воды холероподобные вибрионы. Чтобы понять, способны ли они вызвать холеру, она провела опыт на себе. Выпила воду с растворёнными в ней микробами — спустя несколько часов она тяжело заболела и едва не умерла. Таким образом, 24-летняя девушка сделала открытие — светящиеся холероподобные вибрионы впоследствии стали носить её имя. На основании опытов микробиолога были созданы санитарные нормы хлорирования воды, которые используются до сих пор.

Синтезировала антибиотик.

С 1952 года и до конца жизни возглавляла кафедру микробиологии и лабораторию новых антибиотиков Центрального Института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования). Также она основала и редактировала журнал «Антибиотики».

Опубликовала около 500 научных работ и 6 монографий

2.

Вишневский Александр Васильевич




Б

Вёл в клиническую практику хирургию центральной и периферической нервной системы.

Исследовал причину возникновения и методы лечения шока.

Внёс большой вклад в изучение процессов, возникающих в центральной и периферической нервной системе в связи с оперативным вмешательством, при острых травмах.

Разработал бульботомию — операцию в верхнем отделе спинного мозга.

Произвёл революцию в лечении мозговых опухолей, разработав более простые методы проведения этих операций



II

Русский врач, академик медицины, профессор Императорской Военно-медицинской академии, директор Максимилиановской клиники, издатель журнала «Русский хирургический архив».

Состоял инспектором хирургического дела в действующей армии при Верховном главнокомандующем великом, объехав с инспекциями все действующие армии. Кроме того, на протяжении всей войны принимал участие в работе Главного управления Красного Креста


3.

Ермольева Зоя Виссарионовна



В

Создал классификацию ран и термических поражений.

Впервые в нашей стране ввел обязательные практические занятия по общей хирургии.

Изучал закономерностей раневого процесса и заживления ран при хирургической патологии.

Разработал методику ряда оригинальных хирургических операций при свежих переломах длинных трубчатых костей, привычном вывихе плечевого сустава

III

Участник Гражданской войны, боёв на реке Халхин-Гол, советско-финской войны 1939-1940 гг. и накопленные материалы о современных методах первичной хирургической обработки публикует в 1932 г. в «Учебнике по военно-полевой хирургии», на основе которого готовили врачей для Красной армии

Опубликовал более 140 научных трудов по проблемам общей, военно-полевой и торакальной хирургии, нейрохирургии, хирургической эндокринологии, онкологии, комбустиологии.
Участвовал в создании руководств по общей, частной и военно-полевой хирургии и труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»

4.

Гирголав

С емён Семёнович







Г

внедрение антисептики
в армии, улучшение первой помощи, само - и
взаимопомощи, создание индивидуального
перевязочного пакета

IV

В годы первой мировой войны ведет практически без помощников два хирургических курса – хирургической патологии и госпитальной клиники, в то же время является старшим врачом госпиталя Казанского отдела Всероссийского земского союза, врачом лазарета Казанского учебного округа.

С 1923 по 1934 год опубликовал около 40 научных работ. Ему принадлежат экспериментально-физические исследования и многочисленные оригинальные работы по хирургии желчных путей, мочевой системы, грудной полости, по нейрохирургии, хирургии военных повреждений и гнойных процессов

С 1935 по 1947 год Вишневский возглавлял хирургическую клинику Центрального института усовершенствования врачей и Всесоюзного института экспериментальной медицины

5.

В ельяминов Николай Александрович




Д

методы местной анестезии, новокаиновых блокад, масляно-бальзамических повязок - стала эпохой в развитии советской хирургии, особенно военно-полевой

 создал новые методы лечения воспалительных процессов, гнойных ран, травматического шока (новокаиновый блок, вагосимнатический блок 



V

Основоположник советской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937—1946 годы, академик и первый президент АМН СССР (1944—1946), Герой Социалистического Труда (1943), генерал-полковник медицинской службы, участник русско-японской, Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн, Почётный член Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии




Приложение 3.

Пазл для рефлексии. Предлагается составить пазл из 3 частей, по количеству заданий. Обучающиеся берут тот цвет для пазла, который соответствует их оценке за задание из контрольного листа:

«отлично» - красный цвет

«хорошо» - зеленый цвет

«удовлетворительно» - синий цвет

«неудовлетворительно» -серый цвет.







Картинка пазла
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!