СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: Виды опор воздушных линий электропередач

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена обучению специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» -теме монтажа и ремонта воздушных линий электропередач.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: Виды опор воздушных линий электропередач»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ







Методическая разработка
урока теоретического обучения по МДК.03.01.Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций. Профессия

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

по теме: Виды опор воздушных линий электропередач


























Составитель: Ведехин
Алексей Анатольевич

преподаватель




2024 г.

Содержание








1.Введение

2.Методическое обоснование темы урока

3.Методические рекомендации к проведению урока

4.План урока.

5. Объяснение нового материала.

6.Список литературы.








Введение



Методическая разработка посвящена обучению специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» -теме монтажа и ремонта воздушных линий электропередач.

Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь преподавателю спец.дисциплин по проведению урока теоретического обучения по темам связанным, с электрическими воздушными линиями.

Чтобы обучающиеся смогли быстрее усвоить, что представляют собой воздушные линии мною разработан и предложен урок теоретического обучения по теме: «Виды опор воздушных линий электропередач».

Предложенный урок позволяет обучающимся не только быстрее понять данную тему, но и в дальнейшем помогает легче и быстрее переходить на новый уровень обучения.









Методическое обоснование темы урока.




В ходе уроков теоретического обучения обучающимся бывает сложно разобраться с различными типами опор воздушных линий электропередач.

Преподавателю необходимо как можно доходчивее донести до обучающих эти моменты. Задачей данного урока теоретического обучения является сформировать понятие о устройстве опор воздушных линий.

Сформировать умения анализировать и мыслить.

Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности.

Для ускорения понимания этой темы, мною разработан урок теоретического обучения.

В процессе начале урока теоретического обучения создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.

Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
























Методические рекомендации по проведению урока



Планируя урок, я исхожу из того, что определенные знания о устройстве воздушных линий электропередач у обучающихся уже есть. Ведение урока позволяет обучающимся лучше понять данную тему и поможет быстрее перейти к изучению монтажа воздушных ЛЭП.

В начале урока повторяем и закрепляем предыдущий материал о устройстве трансформатора напряжения.

Акцентирую внимание обучающихся на том, что электроснабжение промышленных, городских и сельских потребителей осуществляется от трансформаторных подстанций, основным элементом которых является трансформатор, преобразующий электроэнергию одного напряжения в электрическую энергию другого, а затем при помощи линий электропередач электроэнергия поступает потребителям. После чего перехожу к объяснению нового материала.

Для более глубокого формирования теоретических взглядов я демонстрирую видеофильм о электрических воздушных линиях, видах опор воздушных линий, какие материалы применяются для изготовления опор. Останавливаю просмотр на непродолжительное время для объяснения показанного материала.

Интересуюсь, есть ли вопросы, что не поняли? Провожу фронтальный опрос для закрепления полученных знаний. Оцениваю работу обучающихся и выставляю оценки. Даю оценку занятию и благодарю за работу на уроке.

Выдаю домашнее задание.





План урока теоретического обучения


по предмету: МДК 03.01. «Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций»




Тема 2 Монтаж и ремонт воздушных линий электропередач.

Урок 14: Виды опор.


Количество часов:2


Цели урока:  
1. Обучающая – сформировать понятие о видах опор воздушных линий электропередач.

2. Развивающая - содействовать в ходе урока развитию навыков работы с учебной литературой, анализировать и делать выводы.

3.Воспитательная -

Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, 

Тип, вид урока: Урок освоения новых знаний, лекция.


Методы обучения:

Объяснительно-иллюстрированный; наглядный (демонстрация видео); диалогово-словесный(беседа, устное объяснение);


Межпредметная связь: УП-03. Учебная практика.



Учебно - методическое оснащение урока:


1. В.М. Нестеренко, Технология электромонтажных работ, учебное пособие для учреждений нач. проф. образования, М., Академия, 2014 г.


2. Б.И. Иванов, Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования, 3-издание Ростов ООО Феникс 2011г.

3. Дидактический материал: видеофильм (Опоры воздушных линий электропередач).


Материально-техническое оснащение урока:


1. Стенды с электрооборудованием.

2. Плакаты, схемы.

3. Телевизор.

4. Тетради для конспектов, ручки, карандаши.




Ход урока:

Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Примечания по методике

1. Подготовительный этап (15мин)

1.1 Оргмомент

1.Приветствует
2.Проверка явки.
3. Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют
2. Готовятся к уроку

Диалогово –

словесный метод (беседа)

1.2Целевая установка

1.Сообщает тему урока
2.Совместно с учащимися формулирует цель урока

1. Воспринимают и записывают тему
2.Участвуют в формулировке целей

Объяснение,

Беседа, дискуссия

1.3Актуализация опорных знаний и опыта учащихся.

Организует работу по повторению и закреплению изученного материала. Вопросы: 1Каково назначение трансформаторов напряжения? 2. Каково устройство магнитного трансформатора напряжения? 3.Как трансформаторы напряжения включаются в цепь? 4.Что служит охлаждающей средой в трансформатора напряжения?

Отвечают на вопросы.


2. Основной этап (60мин)

2.1 Объяснение нового материала

 Последовательно излагает новый материал.

1. Воспринимают, ведут записи в конспектах.

2.Изучают материал самостоятельно.

Словесный метод. Самостоятельна работа с книгой.

2.2 Показ видеофильма.   

 1.Формулирует тему и сообщает целевую установку просмотра фильма.

2.Демонстрирует фильм.

 Воспринимают видеоматериал.

Объяснительно-иллюстрированный метод.

2.3 Закрепление знаний.

Комментирует видеоматериал применительно к новому материалу. Отвечает на вопросы.

Обсуждают.

Диалогово-словесный метод.

3.Заключительный этап (15мин)

3.1Подведение итогов

1.Сообщает о достижении поставленных целей.

2.Оценивает работу обучающихся и сообщает оценки.

3.Даёт оценку занятию и благодарит обучающихся за работу на уроке.

 Проводят само и взаимоконтроль

Диалогово-словесный метод

3.2 Выдача домашнего задания

Сообщает домашнее задание

 Обсуждают, задают вопросы.

Диалогово-словесный метод
















Объяснение нового материала


Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).

Опоры служат для подвески проводов на определенной (в зависимости от напряжения) высоте над уровнем земли и воды. Опоры выполняются деревянными, металлическими или железобетонными.

По конструктивному исполнению опор наиболее распространены одно- и двухцепные ВЛ. На трассе линии могут сооружаться до четырех цепей. Трасса линии - полоса земли, на которой сооружается линия. Одна цепь высоковольтной ВЛ объединяет три провода (комплекта проводов) трехфазной линии, в низковольтной - от трех до пяти проводов. В целом конструктивная часть ВЛ (рисунок 1.1) характеризуется типом опор, длинами пролетов, габаритными размерами, конструкцией фаз, количеством изоляторов.





а) 1 - анкерная опора, 2 - промежуточная опора, б) основные характеристики габаритных пролетов ВЛ

Рисунок 1.1 - Конструктивная схема одноцепной воздушной линии

 

Длины пролетов ВЛ выбирают по экономическим соображениям, т. к. с увеличением длины пролетов возрастает провис проводов, необходимо увеличить высоту опор Н, чтобы не нарушить допустимый габарит линии h (рис. 1.1, б)при этом уменьшится количество опор и изоляторов на линии.

Габарит линии -наименьшее расстояние от нижней точки провода до земли (воды, полотна дорога) - должен быть таким, чтобы обеспечить безопасность движения людей и транспорта под линией.

В зависимости от назначения и размещения на трассе ВЛ опоры подразделяются на промежуточные, анкерные, угловые и специальные. В зависимости от материала они бывают деревянные, железобетонные и металлические.

Промежуточные опоры служат для поддерживания проводов на прямых участках линии. Они встречаются наиболее часто, предназначены для поддерживания проводов на прямых участках трассы. Провода к ним крепятся с помощью поддерживающих (подвесных) гирлянд изоляторов или штыревых изоляторов. Промежуточные опоры в нормальном режиме испытывают нагрузку в основном от собственного веса проводов, тросов и изоляторов, подвесных гирлянды изоляторов свисают вертикально. В аварийном режиме промежуточные опоры должны выдерживать напряжения, возникающие при обрыве одного провода или троса. Расстояние между двумя соседними промежуточными опорами называется промежуточным пролетом.

Угловые опоры могут быть промежуточными и анкерными. Промежуточные угловые опоры применяют обычно при небольших углах поворота трассы. Устанавливаются анкерные или промежуточные угловые опоры на участках трассы линии, где меняется ее направление. Промежуточные угловые опоры в нормальном режиме, кроме нагрузок, действующих на обычные промежуточные опоры, воспринимают суммарные усилия от тяжелых проводов и тросов в смежных пролетах, приложенные в точках их подвеса на опоре по биссектрисе угла поворота линии. Число анкерных угловых опор составляет обычно небольшой процент от общего числа опор на линии (10-15%).

Анкерные опоры устанавливают в местах жесткого крепления проводов; они делятся на концевые, угловые, промежуточные и специальные. Концевые и угловые опоры, устанавливаются в конце или на повороте линии. Промежуточные анкерные, устанавливаются на протяженных прямых участках и рассчитываются на одностороннее натяжение, которое может возникнуть при обрыве части проводов в примыкающем к опоре пролете. В аварийном режиме анкерные опоры должны выдерживать обрыв двух проводов или тросов. Расстояние между двумя соседними анкерными опорами называют анкерным пролетом.

Специальные опоры бывают следующих типов: переходные – для больших пролетов пересечения рек, ущелий; ответвительные – для выполнения ответвлений от основной линии; транспозиционные – для изменения порядка расположения проводов на опоре. Концевые опоры устанавливаются в начале и конце воздушной линии. Они воспринимают направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов. Для воздушных линий применяются также анкерные опоры, имеющие повышенную по сравнению с перечисленными выше типами опор прочность и более сложную конструкцию.

а - промежуточная 0,38-10 кВ; б - промежуточная 0,38-35 кВ; в - угловая промежуточная 6-35 кВ; г - промежуточная 35 кВ; д - промежуточная свободно стоящая на 35-220кВ

Рисунок 1.1 - Применение деревянных опор и типов опор:



Деревянные опоры (рисунок 1.1) изготавливают из сосны или лиственницы и применяют на линиях напряжением до 110 кВ в лесных районах, но все реже. Основными элементами опор являются пасынки (приставки) 1, стойки 2, траверсы 3, раскосы 4, подтраверсные брусья 6 и ригели 5. Опоры просты в изготовлении, дешевы, удобны в транспортировке. Основной их недостаток - недолговечность из-за гниения древесины, несмотря на ее обработку антисептиком. Применение железобетонных пасынков (приставок) увеличивает срок службы опор до 20...25 лет.

Железобетонные опоры (рисунок 1.2) широко применяются на линиях напряжением до 750 кВ. Они могут быть свободностоящими (промежуточными) и с оттяжками (анкерными). Железобетонные опоры долговечнее деревянных, просты в эксплуатации, дешевле металлических.

а - промежуточная 6-10 кВ; б - угловая промежуточная 6-35 кВ; в - анкерно-угловая одноцепная на оттяжках 35-220 кВ; г - промежуточная двухцепная на 110-220 кВ; д - промежуточная одноцепная портальная на 330-500кВ

Рисунок 1.2 - Применение железобетонных опор на ВЛ и типов опор:

а - промежуточная одноцепная башенного типа на 35-330 кВ; б - промежуточная двухцепная башенного типа на 35-330 кВ; в - промежуточная одноцепная на оттяжках 110-330 кВ; г - промежуточная портальная на оттяжках на 330-500 кВ; д - промежуточная свободно стоящая (типа "рюмка") на 500-750 кВ; е - промежуточная на оттяжках типа "набла" 750 кВ;

Металлические (стальные) опоры (рисунок 1.3) применяют на линиях напряжением 35 кВ и выше. К основным элементам относятся стойки 1, траверсы 2, тросостойки 3, оттяжки 4 и фундамент 5. Они прочны и надежны, но достаточно металлоемкие, занимают большую площадь, требуют для установки сооружения специальных железобетонных фундаментов и в процессе эксплуатации должны окрашиваться для предохранения от коррозии.

токи 100, 250, 400 и 630 А, обладают токоограничивающим действием и высокой разрывной способностью.

 

Список литературы






1. В.М. Нестеренко. Технология электромонтажных работ, учебное пособие для учреждений нач. проф. образования, М., Академия, 2014 г.

2. Б.И. Иванов. Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования. 3-издание Ростов ООО Феникс 2011г.


3. Ю.Д. Сибикин. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий-книга-2, М., Академия, 2010 г.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!