Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие
листьев по форме и размерам»
Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков
исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления
с внешним строением листа.
Задачи:
ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего
строения, типами жилкования листьев;
формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;
формировать умение проводить описание и сравнение листьев;
формировать навыки распознавания листьев по морфологическим
критериям.
Тип урока: комбинированный, с элементами игры-путешествия.
Оборудование: комнатные растения (пеларгония, алоэ), гербарии растений с
различными типами листовых пластинок и жилкованием,
таблица «Внешнее строение листа».
Ход урока.
I. Организационный этап – проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (работа над понятиями)
Тест: «Побег. Его строение и значение».
Побег – это:
А – вегетативный орган растения;
Б – генеративный орган растения;
В – побег может быть вегетативным или генеративным;
Г – все ответы не верны.
Побег состоит из:
А – стебля с расположенными на нем цветами;
Б – стебля с расположенными на нем листьями и почками;
В – корня и стебля;
Г – узлов и междоузлий.
Участок стебля, на котором развивается лист, называют:
А – междоузлием;
Б – пазухой листа;
В – листовым рубцом;
Г – узлом.
Береза и липа имеют:
А – очередное листорасположение;
Б – супротивное листорасположение;
В – мутовчатое листорасположение;
Г – очередное или супротивное листорасположение.
Мутовчатое листорасположение имеют:
А – вегетативный орган растения;
Б – генеративный орган растения;
В – побег может быть вегетативным или генеративным;
Г – все ответы не верны.
Вегетативные почки растений состоят из:
А – зачаточного стебля и зачаточных листьев;
Б – зачаточного стебля и зачаточных почек;
В – зачаточного стебля, зачаточных листьев и зачаточных почек;
Г – зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек и цветков.
Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:
А – верхушечными;
Б – придаточными;
В – пазушными;
Г – спящими.
Верхушечный рост растений происходит за счет деления клеток:
А – междоузлий;
Б – узлов;
В – конуса нарастания;
Г – промежуточных клеток.
Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А;
5 – В; 6 – В; 7 – А; 8 – В.
III. Изучение нового материала (целеполагание, определение темы,
знакомство с новой информацией)
здравствуйте, ребята, на предыдущем уроке мы начали с вами изучать побег. Назовите составные части побега (стебель, почки, листья). Что такое почка, какие виды почек бывают, какое строение они имеют всё это, вы уже знаете. А сегодня мы поговорим о самом главном органе растений.
Едва ли о каком органе растения существуют такие неполные и ложные понятия в среде людей, незнакомых с наукой, как о листе. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал лист.
В течение веков, до конца 19-го столетия, человек упорно отказывался видеть в нем прямую пользу. Тогда как польза корня как органа питания, цветка и семени как органов размножения была неоспоримо признана за ними с незапамятных времён, лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А между тем, как мы вскоре увидим, лист один из самых главных органов растения.
Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.
2. Познавательная задача.
Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорга-
нических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.
Лист – один из основных органов зеленого растения.
Какое он занимает положение на стебле?
- боковое, располагаясь в узлах стебля.
Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных рас-
тений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.
Сообщение учащегося о растении виктория амазонская.
Продолжительность жизни листьев разная. У большинства растений сред-
ней полосы листья живут всего несколько месяцев. Но у нашей обыкновенной ели они могут жить от 7 до 12 лет. Это уже довольно долго. Есть растения, у которых всего два листа длиной 3 м, которые живут более 100 лет и они отходят от твердого ствола высотой сантиметров 30, - это африканская вельвичия.
По каким признакам мы определяем то или иное растение?
Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или раз-
мерам его листьев. Но как ни разнообразны листья, для них характерно, что они в большинстве плоские и с сильно развитыми поверхностями.
Какое это имеет значение?
- больше соприкасаются с воздухом и на них больше падает солнечных
лучей.
Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?
Лист – это плоский зеленый орган побега.
Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.
В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые
общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.46). Работа с учебником.
Какое строение имеет лист?
- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластин-
чатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).
Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.
Следующая часть листа – это черешок.
Какова роль черешка?
- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним ме-
няет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.
На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, бе-
резы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.
Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.
Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.
Проблемный вопрос:
Сколько листьев изображено на рисунке?
Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.
Л истья
Черешковые Сидячие
(есть черешок) (нет черешка)
Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ
Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.
Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?
- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).
Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству
листовых пластинок.
По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:
Л истья
Простые Сложные
(на одном черешке – (на одном черешке -
одна листовая пластинка) несколько листовых пластинок)
Клен Каштан, шиповник
У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.
Тройчатосложные Пальчатосложные Перистосложные
(3 листовых пластинки (несколько листовых (листочки прикрепляются по
на 1 черешке) пластинок, выходящих всей длине черешка в 2 ряда)
З емляника, клевер из одной точки)
Конский каштан, люпин
Непарноперистые Парноперистые
(оканчиваются одним листочком) (оканчиваются парой листочков)
Рябина, малина Желтая акация, горох
Ребята, отгадайте загадку, к какой группе листьев относится это растение?
Кислит, а не щавель
В тени, а не ель
Листья – тройняшки
Нежней промокашки. (кислица, тройчатосложный лист)
Работа с листьями комнатных растений.
Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?
(Четко выраженные жилки.)
Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность,
прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.
Расположение жилок на листе называется жилкованием.
Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.
Ж илкование
Сетчатое Параллельное Дуговое
(жилки многократно (жилки расположены (жилки расположены
ветвятся, образуя сеть) параллельно друг другу) по дуге)
Дуб, пеларгония Пшеница, лук Ландыш
Класс двудольные Класс однодольные
(исключение подорожник - (исключение вороний глаз – сетчатое)
дуговое)
Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных
объектов.
Пеларгония – получила свое название за сходство плодов с клювом аиста.
Само слово «пеларгония» в переводе с греческого языка означает «аист».
Традесканция – одно из самых распространенных комнатных растений ро-
дом из Америки, нетребовательна к условиям среды. Род назван в честь английских садоводов и ботаников XVIII века – отца и сына Традескантов.
Я предлагаю вам всем совершить увлекательное путешествие в удивительный город под необычным названием « Лист». Знакомство с его жителями и особенностями архитектуры позволит нам лучше понять значение листьев в жизни растений. Путешествие будет многодневным и очень увлекательным.
А чтобы не заблудится в этом удивительном городе, каждой группе я предлагаю воспользоваться маршрутным листом, включающем в себя четыре этапа. ( Основные этапы путешествия висят на доске)
Итак, ребята, будьте внимательны, мы отправляемся по маршруту
« Внешнее строение листа».
1 – остановка-« Строение листа».
Учащиеся работают по группам, с предложенными им заданиями,
(слайд № 2) затем эти задания обсуждаются (слайд № 3, 4, 5, 6) . Делаются записи в тетрадь (со слайда № 7).
2- остановка-« Форма листовой пластинки»
Работа по группам с гербарными листами, обсуждение, зарисовка в тетради и на доске (слайды № 8, 9).
3-остановка - «Форма края листа».
Ребята работают по заданию со слайда(№10) , дополняют свои знания по теме « Форма края листа» с помощью слайда № 11
4-остановка - «Виды листьев».
Предварительное обсуждение вопросов со слайда № 12
Выполнение заданий (слайд № 13)
Работа с гербарными листами.
Каждой группе даётся шесть гербариев с простыми и
сложными листьями. Задание обсуждается в группе, а потом с
классом. Делаются записи в тетрадь. Определение вида листьев у растений со слайда(№ 14)
5-я остановка- «Жилкование»
Выполнение заданий (слайд № 15).
Учащиеся работают с учебником.
Находят, что такое жилкование.
Разбирают по учебнику, какие виды жилкования бывают. Работают с живыми объектами (комнатные растения), гербариями. Делаются записи в
тетрадь. Определяют тип жилкования у растений со слайда (№ 16. 17. 18, 19).Пополняют свои знания о типах жилкования с помощью слайда № 20
Наш первый день путешествия заканчивается, и я предлагаю подвести итог. Что же мы с вами узнали о внешнем строении листьев?
Листья бывают большие и маленькие (примеры).
Форма листьев и форма края листа тоже очень
разнообразны (примеры).
Черты сходства - наличие листовой пластинки, цвет
листьев, наличие жилок.
Ребята, всё путешествие с нами был корреспондент школьной газеты
« Зелёный патруль», он делал какие-то записи, рисунки, фотографии. Давайте посмотрим.
Выполнение обобщающих заданий:
Дайте характеристику листа. (По рисунку) слайд № 21
Лишняя картинка (слайд № 22).
Объясните смысл поговорок (слайд № 23)
(Не от добра дерево лист роняет. И на дереве лист на лист не приходится. После листьев падает дерево.)
Физкультминутка
Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним практическую ра-
боту. Возьмите инструктивную карточку, по которой необходимо описать лист по плану.
IV. Закрепление знаний и умений
Практическая работа «Описание листа» (работа в группах)
Цель – дать характеристику листьям по плану.
Оборудование: конверт с листьями, схема (приложение № 1).
Задание:
Описать по плану лист:
а) простой или сложный;
б) черешковый или сидячий;
в) жилкование;
г) форма листовой пластинки;
д) расчленение листовой пластинки;
е) форма края листовой пластинки.
Приложение №1
Дуб – ценная порода в лесном хозяйстве
а) простой;
б) черешковый;
в) сетчатое (перистое);
г) продолговато-обратнояйцевидная;
д) перистолопастная;
е) край цельный.
Береза – пионер леса, первой заселяет вырубки, гари.
а) простой;
б) черешковый;
в) сетчатое (перистое);
г) яйцевидная;
д) цельная;
е) край внизу цельный, а вверху двоякопильчатый
К какому классу – Однодольные или двудольные принадлежат эти
растения?
3. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок.
Проверочный тест (проверка степени усвоения знаний)
«Внешнее строение листа»
Лист – это часть:
а) корня;
б) побега;
в) растения.
Листья березы:
а) сложные черешковые;
б) простые сидячие;
в) простые черешковые.
Листья имеют черешок:
а) у большинства видов растений;
б) у меньшей части видов растений;
в) только у цветковых растений.
Сложные листья на общем черешке могут иметь:
а) не более 8 листочков;
б) от 3 и более листочков;
в) 1-2 листочка.
Дуговое и параллельное жилкование характерно:
а) для двудольных растений;
б) для однодольных растений.
Листья пшеницы имеют жилкование:
а) параллельное;
б) сетчатое;
в) дуговое.
Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а.
V. Рефлексия, коррекция
Подведение итогов, выставление оценок в листок учета.
VI. Домашнее задание (ДДЗ):
Что надо выполнить дома по минимуму:
§ 18, знать термины, самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.
Что надо выполнить по желанию:
Творческое задание – отгадать кроссворд. Приложение №2
Задание для учеников, интересующихся биологией: назвать любимые растения всех географов, туристов и путешественников (компасные растения). Листья расположены в направлении с севера на юг (латук, эвкалипт).
Листок учета уровня обученности
по теме «Внешнее строение листа»
Ф.И. учащегося ______________________________________
№ п/п | Содержание задания (работы) | Оценка |
«5» - нет ошибок | «4» - 1-2 ошибки | «3» - 3-4 ошибки |
1 | Вводный тест. | | | |
2 | Практическая работа. | | | |
3 | Работа на уроке: - устный ответ; - взаимопомощь. | | | |
4 | Закрепление (тест). | | | |
5 | Итоговая оценка (средний балл). | |
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация урока. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. |
2. Актуализация знаний учащихся о строении растений. | Работа над понятиями. | Выполнение теста «Побег, его строение и значение» |
3. Изучение нового материала. 3.1 Целеполагание 3.2 Определение темы (результат совместной деятельности). 3.3 Знакомство с новой информацией, осмысление связей и отношений в объекте изучения. 3.4 Физкультминутка. | Учитель задает шараду. Обобщает высказывания учеников и озвучивает цели и задачи урока в обобщенном виде. Учитель ставит познавательную задачу. Рассказ с элементами беседы, демонстрация фотографии листа Виктории амазонской, разнообразных размеров листьев. Фронтальное изучение материала с выходом на основные понятия. Учитель предлагает представить ученикам: что они маленькие росточки Росточки тянутся вверх. Выглянуло солнышко, маленькие растения развернули свои листья. Подул ветерок, листочки зашелестели. Наступила осень, листочки пожелтели и опали. | Отвечают на вопросы. Записывают тему урока в тетради, задают интересующие их вопросы. Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника, заполняют схемы, делают выводы. Ученики приседают. Ученики поднимают руки вверх. Ученики выполняют наклоны. Ученики опустили руки и сели за парты. |
4. Закрепление знаний и умений. | Учитель строит работу по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в определении хода исследования. | Выполняют практическую работу «Описание листа», работают в группе. |
5. Рефлексия, коррекция. | Учитель выставляет оценки и комментирует их. Учитель предлагает учащимся оценить урок хлопками в ладоши: два хлопка – довольны уроком; один хлопок – не совсем довольны; без хлопков – урок оказался трудным. | Учащиеся заполняют листок учета уровня обученности и дают по команде учителя оценку урока хлопками. |
6. Домашнее задание (определение и разъяснение ДДЗ). | Учитель поясняет, что надо сделать дома по минимуму, а что можно сделать по желанию. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Литература
Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Графф, 2002.
Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М. Вако, 2003.
Школьникам о лесе. Изд. 2-е, дополн. Зорина Т.Г. «Лесная промышленность», 1971 г.
Энциклопедия для детей. Биология. Под редакцией М. Аксенова, Г.Вильчек, И. Кудрявцева, «Аванта», 2004.
Полная энциклопедия комнатных растений / Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ.2008.
10