СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Человек на войне. Маленькие герои большой войны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного  внеклассного мероприятия   заключается в том, что наше поколение гордится людьми, которые ценой своей жизни победили врага, мы знаем громкие имена Великой России, а  героев своего края  мало кто знает.

Наша задача и заключается в том, чтобы о них узнали как можно больше людей. Когда-нибудь, это с сожалением стоит признать, наши потомки придут 9 Мая к Вечному огню, к мемориалам Славы, без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказать правду о войне. Мы считаем, что мы должны  донести до наших сверстников великую правду о той войне, о том героическом поколении, о котором мы сейчас судим  иногда только по документам, а фронтовые письма как раз и являются подлинным документом – нитью, связывающей прошлое с будущим, через которую молодые люди узнают о тех страшных годах

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Человек на войне. Маленькие герои большой войны»»









Методическая разработка внеклассного мероприятия


Тема: «Человек на войне. Маленькие герои большой войны»






.





























Уфа-2020

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………..…………………………….….3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА…………………………………..……4

ЭТАПЫ И ХРОНОМЕТРИЯ УРОКА…………………………………………....9

ХОД УРОКА……………………………………………………………............. 10

ПРИЛОЖЕНИЯ

1……………………………………………………...……………………………13

2……………………………………………………………..…………………….14























Пояснительная записка


Актуальность данного внеклассного мероприятия заключается в том, что наше поколение гордится людьми, которые ценой своей жизни победили врага, мы знаем громкие имена Великой России, а героев своего края мало кто знает.

Наша задача и заключается в том, чтобы о них узнали как можно больше людей. Когда-нибудь, это с сожалением стоит признать, наши потомки придут 9 Мая к Вечному огню, к мемориалам Славы, без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказать правду о войне. Мы считаем, что мы должны донести до наших сверстников великую правду о той войне, о том героическом поколении, о котором мы сейчас судим иногда только по документам, а фронтовые письма как раз и являются подлинным документом – нитью, связывающей прошлое с будущим, через которую молодые люди узнают о тех страшных годах.

Технологическая карта урока

Автор-разработчик

Гайсин Альфир Чулпанович

Специальность/Профессия

54.01.12 Художник миниатюрной живописи

Учебный цикл

Общеобразовательный

УД

ОУД. О3 История

Междисциплинарные связи

География, обществознание, литература

Цели учебного занятия

обучающая

развивающая

воспитательная

1. сформировать у учащихся представление об основных событиях Великой Отечественной войны;

2.раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне; постановка проблемы перед учащимися: влияние правды войны, ужасов войны на мышление человека, мораль и нравственные нормы.


1.развивать логическое мышление, расширять кругозор;

2.закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом, формирование у учащихся навыков работы с документами, мемуарными материалами, краеведческими материалами, а также с текстами художественных произведений;


1. показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

2. воспитывать информационную культуру;

3.воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий Великой Отечественной войны.



Учебная задача

познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа

Формируемые компетенции

Общие компетенции


Профессиональные компетенции


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ПК 5.5

Вести документацию установленного образца

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов е достижения, определенных руководителем




ОК.3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.



ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.



ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.



ОК.6

Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.



Требования к

результатам освоения УД


Умения для освоения

Знания для усвоения

У 1


Проводить поиск исторической информации в источниках

З 1

Основные факты, процессы, явления исторического развития

У 2

Анализировать историческую информацию в различных системах

З 2

Периодизация всемирной и отечественной истории

У 3

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

З 3

Современные версии и трактовки общественного процесса

У 4

Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам

З 4

Особенности исторического пути России и ее место в мировой истории

У 5

Уметь формировать собственную позицию по основным вопросам современного мира



У 6

Уметь работать с историческими картами, таблицами, схемами



Наименование и № раздела


РАЗДЕЛ № 1 История России ХХ века

Количество часов

__30____ час

Наименование и № темы

Тема: «Человек на войне. Маленькие герои большой войны»

__2____ часа

Тип учебного занятия


Вид учебного занятия


Место проведения учебного занятия

Аудитория № 2

Форма организации учебного занятия

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Фронтальная



Ресурсы учебного занятия

Материально-технические

1. Презентация, раздаточный материал


Основная литература

1.Артемов, Лубченков «История», Академия, 2017

Дополнительная литература

1. Н.И.Карамзин «История государства Российского»




Электронно-информационные

1. сайтvideuroki. Net


2. Выставка фоторепродукций картин А.И. Лактионова «Письмо с фронта», Н.Я.Бута «Письмо», Б.М.Неменского «О далёких и близких» (фоторепродукции)


2.Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В. История России с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, ФГОС, 2016, с.33

2.В.О.Ключевский «Очерки из истории Российского государства»

2. сайтinfourok. ru



3. Музыкальное вступление: песни о войне; аудиозаписи песен: «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача), «Эх, дороги…» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Письма отца» (муз. Е. Мартынова, сл. А. Дементьева)



3. сайтnsportal. ru


Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного

занятия

Фронтальный опрос, игровые методы контроля знаний и умений

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)

Подготовить письмо на фронт

Этапы и хронология учебного занятия

Этапы

время

содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1 этап. Мотивация деятельности

5

1. Постановка проблемных вопросов для определения темы.

2. Постановка целей урока

3. Знакомство с правилами работы в группах

4.Представление помощников преподавателя

1. Ответы на вопросы и формулировка при помощи преподавателя темы урока

2. Делятся на четыре группы

3. Знакомятся с правилами работы в группах (инструкции)


2 этап. Учебно-познавательная деятельность

20

1. Выдаются слова зашифрованные с помощью Азбуки Морзе.

2. Комментирует работу капитанов и команд

3.Задает наводящий вопрос для формулировки вывода

1. Студенты каждой команды по цепочке раскладывают карточки по порядку.

2. Капитан проверяет правильность и сообщает о готовности

3. Озвучивается вывод

3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность)

15

1. Задает наводящий вопрос для формулировки вывода


1.Задает наводящий вопрос для формулировки вывода и результат записывают в сравнительную таблицу

4 этап. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов

5

1.Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии.

2.Дает комментарий к дифференцированному домашнему заданию.

  • Обсуждает способы его выполнения;

1.Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

2.Называют основные позиции материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


ЭТАПЫ И ХРОНОМЕТРИЯ УРОКА



1. Организационная часть. (1 минута)

2. Сообщение темы мероприятия, его актуализация. (3 минуты)

3. Обобщение и систематизация знаний. (15 минут)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. (15 минут)

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по

изученному материалу. (10 минут)

6. Выдача и комментирование домашнего задания.(1 минута)























Ход урока

Эпиграф:

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все, от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом»

(Г.К.Жуков).


Учитель: - Посмотрите, с чем сегодня я к вам пришла? (орехи)

- У меня в руках орехи. В течение одной минуты надо внимательно рассмотреть его и запомнить особенности. Можно нанести на скорлупу небольшие пометки фломастером или ручкой (складывают орехи в одну корзину).

- А теперь Вам нужно найти свой орех среди других (выполняют).

- Что вам помогло найти свой орех? (обсуждение).

- Сначала все люди кажутся одинаковыми, как орехи, когда они лежат вместе. Чтобы разглядеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, гнилым, пустым, вкусным. Так и о человеке нельзя судить только по его внешнему виду. Все мы разные и неповторимые. Каждый человек – индивидуальность, личность.

- Какие особенности характерны для каждого из вас? (обсуждение).

- При каких обстоятельствах люди раскрываются? Каков человек – как узнать? Где он может проявить свои качества? (в счастье, в радости, в отношении к труду, на войне...).

В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
…Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята - герои родимой земли!
…И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна года боевые.
Славьтесь в веках, пионеры-герои!
Славьтесь, товарищи, вечно живые!

(Павел Железнов)

Учитель: - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

(пионеры- герои)

- Составьте тему из опорных слов (Маленькие герои большой войны)

- Цель нашего занятия- расширить знания о пионерах- героях.

-Каким образом мы это будем делать?

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»? (герой, патриот, солдат, защитник, оружие, бомба, вражда, страх, ненависть, горе, фашизм, смерть, страдание, расстрелы, гордость, подвиг, честь, освободители, отвага, победа и т.п.)

Учитель: - Когда началась Великая Отечественная война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту Родины поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам?

Попробуем найти ответ на эти вопросы.

(обучающиеся делятся на 4 группы и выполняют задания).

Кто же они «Пионеры-герои"?

(Учащимся необходимо ответить на вопросы о героях-пионерах.)

1. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. Кто она? (Зина Портнова).

2. Был в его жизни бой, который он вел один на один с фашистским генералом. Кто этот смелый герой? (Лёня Голиков.)

3. Он взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 г., когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, он попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у него осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку. (Марат Казей)

4. На его счету 6 взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. Был награжден орденом Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Валя Котик)

(По мере того как ребята называют имена, появляются портреты на слайде).

Какими же качествами характера обладали эти мальчишки и девчонки?

(учащимся выдаются слова зашифрованные с помощью Азбуки Морзе)

Ваша задача, используя Азбуку Морзе, расшифровать. (доблесть, отвага, подвиг мужество, героизм, смелость, храбрость).

Какими бы тяжелыми не были военные будни, и детям и взрослым всегда помогала песня.

Заполните пропуски в песне «Журавли».

В нашей республике по повести Мустая Карима «Радость нашего дома» был снят фильм «Сестренка», главный герой которого, маленький Ямиль, совершает подвиги. И пусть эти подвиги не на фронтах, они незначительные.

Но всеми своими делами, жизнью, эти люди приближали Победу.

- Великая Отечественная война – нравственный урок истории. В этом году мы торжественно отмечаем 75-ю годовщину Великой Победы нашего народа над фашизмом. Не случайно 2020 год был объявлен Годом Памяти и Славы. День Победы - это особый день воплотил в себе светлую память о народном подвиге в годы войны, стал символом национальной гордости и величия страны.

Война предъявила суровые требования – и героизм стал нормой жизни. Такой несгибаемой воли, какую проявил наш народ в борьбе против фашизма, история не знала.

Проходят годы, сменяются поколения, но в наших сердцах живёт память о беспримерном подвиге героев, отстоявших нашу Родину и спасших мир от нацизма. Их мужество, величие и сила духа всегда будут примером самопожертвования, верности Отчизне и долгу. В достижении Победы есть и вклад «маленьких героев большой войны». Эти ребята оказались крепкими орешками.

Рефлексия: Я Вам возвращаю орешки, чтобы и Вы были сильными, крепкими. А взяв в руки орешек, попрошу вас сказать, какие мысли и чувства вызвал у вас наш урок.

Домашнее задание: написать письмо на фронт.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

14 июль 1941 ел

Сәлам хат!

Нәгыймә!

Сиңа күңелемнең нечкә жирләреннән чыккан сагынычлы сәлам. Сәлам кызларыма Сәтирәгә һәм Илүзәгә аерым балалык сәламнәре.Сәлам әткәй –әнкәйләргә,Тәскирәгә,Нәзәхәткә, Сорур әбигә, Сәлман бабайларга йорт эчләре белән туганлык сәламнәрәе жибәрәм.

Үзебезнең хәлгә килгәндә без исән-саубыз, әлегә тазабыз. Бу да мәгълүм булсын. Иртәгә кием алабыз диеп торабыз.

Ә бүгенгә тазабыз дигәнгә аптырап калмагыз. Үзегез уйлап белерсез. Калганын кайткач ачыклап сөйләшербез.

Кичә бер хат салган идем, бардымы, юкмы? Хатны кайсы язырга ярый, кайсы ярамый ди.Кайсы дөрестер инде.

Хәзергә сау бул. Сәлам белән хат жибәрәм. Белеп булмый бит.

Әлегә берәбез 4әү. Юлда таралышырбыз инде.

(Тәскирәгә биргән әйберләрен бир,үзе рәтләр)

Исән –сау кайтуыбызны теләп хат яз!

Хат язучы иптәшең Зөлкәй.













Приложение № 2

Схема письма- треугольника


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!