СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию функциональной грамотности. час занимательной математики "курить - здоровью вредить"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Умение продлить жизнь- это, прежде всего умение  не сократить ее" -И.И.Павлов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию функциональной грамотности. час занимательной математики "курить - здоровью вредить"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Растегаевская основная школа»







Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по формированию

функциональной грамотности

Час занимательной математики

«Курить - здоровью вредить»












Автор: учитель математики

высшей квалификационной категории

Филюк Ольга Владимировна













2022



ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (6-7 класс)

«Умение продлить жизнь – это, прежде всего умение не сократить её».

И.П. Павлов









Цель мероприятия:

1) ПОКАЗАТЬ опасность табакокурения, которое губит здоровье людей;

2) СФОРМИРОВАТЬ представление о здоровом образе жизни;

3) ВЫРАБОТАТЬ твёрдую позицию каждого к этой проблеме

Задачи мероприятия:

Образовательная

  • повторить изученный ранее материал на продуктивном уровне;

  • формирование функциональной грамотности.

Воспитательная

  • Привить потребность в здоровом образе жизни.

  • Воспитать негативное отношение к табакокурению.

  • Показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.

  • Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни.

  • Добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи.

Развивающая

  • Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

  • Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование функциональной грамотности, формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к математике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, уменьшение числа курящих, укрепление дисциплины ученического коллектива, увеличение числа желающих заниматься в спортивных секциях и кружках, умение предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Ресурсы: доска, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft PowerPoint), раздаточный материал (по количеству обучающихся), выставка плакатов и рисунков о вреде курения, плакат с высказыванием И.П. Павлов о курении, карикатуры, рисунки о вреде курения, плакаты.

Тип занятия: час занимательной математики.

Форма организаций мероприятия: групповая.


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас важное мероприятие, в процессе которого ведущие и наши помощники, учащиеся 4-5 классов, постараются вам показать - ваше здоровье – в ваших руках.

( Учитель обращает внимание ребят на высказывание И.П. Павлова «Умение продлить жизнь – это, прежде всего умение не сократить её»).

Работа будет индивидуальной или парной, за правильные ответы ребята получают вознаграждение в виде баллов, которые будут фиксироваться в маршрутном листе (он находится перед вами).

2. Тема урока: А сейчас нам с вами предстоит узнать, о чем пойдет речь на мероприятии, т.е. тему нашего занятия, а для этого внимание на слайд 1.

(Слайд 2) И так, тема внеклассного мероприятия сформулирована. (Курить – здоровью вредить)

Ребята, а теперь с помощью карточек помощников, давайте попытаемся сформулировать цели нашего мероприятия исходя из темы урока (слайд 2)

Цели урока: (слайд 3)

ВЕДУЩИЙ 1:

Здоровье человека – самая важная жизненная ценность каждого человека и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, является курение. Современная молодежь подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжат курить и во взрослом возрасте.

К сожалению, курить начинают даже в детстве (7-9 лет), поэтому привитие младшим школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой. Так как желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашем занятии мы поговорим об этой несерьезной забаве через математические, исторические и литературные задачи.

3. МОТИВАЦИЯ

Появляются два школьника.

1-й школьник.

Что, закурим на дорожку,

Перед тем, как в класс войдём?

Не спеши, хотя б немножко,

Не сгорит здесь «Кошкин дом».

2-й школьник.

Не советую, однако,

Не курю – тебе не дам,

Обратись ко всем ребятам,

Каждый скажет: «Это срам!».

1-й школьник.

Ой, ля – ля, ты так уверен,

Что не курят пацаны?

Я курить пока намерен,

(обращается к ребятам класса)

А как думаете вы?

Учитель.

Не надейся, не поддержим,

Сам курить бросай скорей.

Мы сейчас тебе покажем,

Что куренье для людей.

Давайте выясним название страны, в которой впервые появился табак

Задание 1. (Слайд 4) Расшифруйте название страны, в которой впервые появился табак. ОТВЕТ: АМЕРИКА (Слайд 5)

ВЕДУЩИЙ 2: Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостя сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение, «петум» - так они его называли. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск.

Задание 2. Наказывают ли за курение (короткие сообщения ребят -домашнее задание. ( Мнение ребят)

ВЕДУЩИЙ 2: (возможные уточнения и дополнения)

1.В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курением. Оно было запрещено под страхом смертной казни.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

2. В Турции курение запрещалось законами Корана.

3. В Персии курильщикам отрезали носы и губы.

4. Мэрия Парижа борется с окурками. В 2006 году штраф за брошенный мимо урны бычок составляет 183 евро. Это наказание не зависит от того, житель это Парижа или турист.
5. В наше время издаются законы о запретах на курение в общественных местах (знакомство с Законом РФ об ограничении табакокурения)

Так 18 ноября – назван международным днём отказа от курения. (Слайд 6) Задание 3. (Слайд 7) Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом.

Учитель: (Слайд 8): А теперь ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Задание 4.
Посмотрите инсценировку стихотворению М.А. Оганова « Кроха-сын и отец» и запишите пагубное влияние курение на организм человека (выводы заядлого курильщика):

Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:

– Если я курить начну,

Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.

Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева

Почернее тучи.

Ну и ну!воскликнул сын. – 
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,



И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:

Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень.

Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:

Ты ведь куришь много лет,
И не умираешь?

Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед –
А вся глава седая.

Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,

Ну, я стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу,
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает отдышка.
Прошлым летом...
Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило,
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам – 
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил,
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет,
В бронхах оседает.
А угарный газ СО,
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов,
В связь с гемоглобином.

А курить, однако ж, не бросаешь!

Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить, раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли
.

Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.

Я бросал курить, раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли
.
– Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой. И смело,
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить,
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить,
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет,
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.

– Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей,
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!

И решили впредь еще,
И отец, и кроха:

– Будем делать хорошо,
И не будем плохо

ВЕДУЩИЙ 2: А теперь несколько слов о качествах человека, которые мешают или помогают справиться с вредными привычками.
Задание 5. (Слайд 9-10) Упражнение на классификацию.
На
Слайд-9 вы видите слова:
МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.
Первое задание: Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья. 
Второе задание : Какие качества мешают укреплению здоровья.  ВЕДУЩИЙ 1: К сожалению, ребята, не всем сразу удается избавиться от этой пагубной привычки. Вы установили качества человека, которые мешают избавиться от вредных привычек. Давайте посмотрим, что ждет новорожденного ребенка курящих родителей.

Задание 6. (Слайд 11)

ВЕДУЩИЙ 2: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Смертельная доза никотина (слайд 12)
Задача 2. (слайд 13)
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом. (СЛАЙД14) Л.Н. Толстой Математическая статистика (слайд 15)
Задача 3.
(слайд 16)
ВЕДУЩИЙ 1: ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! (слайд 17)
Задача 4. (слайд 18)
ВЕДУЩИЙ 1: Ребята, как вы думаете, какие изменения в организме вызывает недостаток витаминов? (обсуждение)
(Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение).
Задача 5. (слайд 19-21)

ВЕДУЩИЙ 2:

1. Никотин – здоровью враг, 3. Физкультурой занимайся

учат детей в школе. Чтоб  здоровье сохранять,

Дома папа курит так, И от лени постарайся

что взвоешь поневоле Побыстрее убежать.

2. Никотином травим всех, 4. Ты зарядкой занимайся,

тех, кто с нами рядом, если хочешь быть здоров.

Чтобы не было беды, Водой холодной обливайся-

курить бросить нам надо. позабудешь докторов.

(Слайд 22) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух, выше права курящего на курение».
Задача 6. (Слайд 23)
Задача 7. (Слайд 24)
Задача 8. (Слайд 25)
ВЕДУЩИЙ 1: (Слайд 26) Курение и спорт – несовместимы.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 27)
ВЕДУЩИЙ 2: Молодцы, ребята, справились с заданием.
ВЕДУЩИЙ 1: Подсчитано. (Слайд 28-31)
ВЕДУЩИЙ 1: (Слайд 32-33)
Курениеэто не только вредная привычка. Это в некоторых случаях административное нарушение. Согласно статье 18.1 Кодекса об административной ответственности – курение табака в общественных местах, (в городском и пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях, организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных для этого мест) влечет за собой предупреждение или штраф в размере 1\10 до 1\3 минимального размера оплаты труда.  Почему на ваш взгляд курение в перечисленных организациях запрещено? Каким может быть штраф?
Ответ детей: Потому, что это не только неприятно, но и вредно для окружающих. Особенно в организациях здравоохранения, где находятся больные люди, в образовательных учреждениях – где дети. (Минимальный размера оплаты труда - 13890 руб.(на 1 января 2022 года),значит штраф может быть 1389 руб. до 4630 руб.)
РЕФЛЕКСИЯ: (принцип «Микрофон») (Слайд 34)
«Для меня сегодняшнее мероприятие…»
Каждый учащийся получает карточку, с помощью которой он должен охарактеризовать мероприятие и свою работу на мероприятий.
Теперь наши младшие гости подведут итоги нишего мероприятия:
Звучит мелодия «Огней так много золотых на улице Саратова»; участники поют переделанный текст этой песни.

1.        Огней так много золотых

на островах Америки.

Колумб открыл их нам на грех,

но мы же не бездельники.

 2.        Табак завез он нам давно,

и все мы здесь отравлены.

Мы погибаем от него,

совсем им одурманены.

3.        Куда ни глянь - везде табак.

как от него избавится?

Не стану ни за что курить,

мне это так не нравится!


ВЕДУЩИЙ 2:

Идея бросить курить, так хороша и своевременна, что не стоит её откладывать! (Слайд 35-38)

УЧИТЕЛЬ: Наше мероприятие подошло к концу и надеюсь, что вы сделаете правильный выбор - курение или здоровье.   Будьте здоровы!

(Посчитайте, пожалуйста, баллы. Подведение итогов).





.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!