СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «История» Тема: «Политические партии России: история и современность».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме: «Политические партии России: история и современность»,  посвящённого памятной дате в российской истории - 100-летию Великой Октябрьской революции. Данное мероприятие может быть проведено в группах всех специальностей и профессий среднего профессионального образования, а также в рамках декады по истории. Мероприятие проводится с использованием игровых и информационных технологий,  в групповой форме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «История» Тема: «Политические партии России: история и современность».»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»













Методическая разработка

внеклассного мероприятия по дисциплине ОУД.04 «История»

Тема: «Политические партии России: история и современность».











Подготовила: преподаватель общественных дисциплин

Рубец Наталья Александровна



Белгород, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Основная часть

Заключение

Список, использованных Интернет-источников

Приложение



Пояснительная записка

Методическая разработка  представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме: «Политические партии России: история и современность», посвящённого памятной дате в российской истории - 100-летию Великой Октябрьской революции. Данное мероприятие может быть проведено в группах всех специальностей и профессий среднего профессионального образования, а также в рамках декады по истории. Мероприятие проводится с использованием игровых и информационных технологий, в групповой форме.

Внеклассное мероприятие было разработано с целью расширения знаний учащихся о процессе формирования в начале XX века политических партий в России, социального состава партий, их программой деятельности, партийных лидерах. Данное мероприятие способствует развитию интереса к истории России в целом, к истории Великой Октябрьской революции, в частности.

Мероприятие способствует развитию общепрофессиональных компетенций обучающихся колледжа:

- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные цели мероприятия соответствуют развитию компетенции:

- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Разработка мероприятия снабжена презентацией, которая помогает визуализировать материал, повышать интерес к теме мероприятия.




Конспект открытого внеклассного мероприятия по истории: «Политические партии России: история и современность».


Оформление:

♦ парты в кабинете расставлены по количеству партий в России в начале XX века, на парте стоит табличка с названием партии

♦ презентация на тему: «Политические партии России: история и современность».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные: формировать  знания об особенностях процесса образования политических партий в России на рубеже XIX – XX вв., показать тенденции развития политических партий.

Развивающие: продолжить формирование аналитического мышления, умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; развивать самостоятельность и инициативность, умение работать в команде.

Воспитательные: способствовать гражданскому, патриотическому воспитанию обучающихся, формировать отношение к политическим партиям и их роли в жизни общества на разных этапах.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном памятной дате в российской истории - 100-летию Великой Октябрьской революции. Тема мероприятия: «Политические партии России: история и современность». Сегодня мы ещё раз вспомним партии, принимавшие активное участие в ходе революций, проходивших в России в начале 20 века, заслушаем сообщения ребят о политических лидерах партий, вспомним программы партий, социальный состав, цели их деятельности.

В современном мире тема политики активно звучит по телевидению, мы слышим по радио и в Интернете высказывания разных политических лидеров о складывающейся обстановке и в мире, и в стране. Посмотрите, пожалуйста, на эти портреты современных политических лидеров и подумайте, по какому принципу они объединены. (слайд 1)

Ученики: Они представители одной партии «Единая Россия» (слайд 2)

Учитель: Ребята, вспомните и назовите основные современные политические партии.

Ученики: КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и т.д.

Учитель: А вот сегодняшнее мероприятие мы посвятим истории образования партий в России. В конце XIX – начале XX в. происходило образование политических партий вследствие модернизационных процессов в России.

По идейно-теоретическим и программным принципам партии можно разделить на три большие группы: социалистические (революционные), либеральные, консервативные (монархические).

Особенностью образования политических партий в России являлось то, что в нашей стране отсутствовали правовые условия для их нормальной деятельности, поэтому в отличие от стран Европы в России первыми возникли не либеральные и консервативные, а революционные партии, опиравшиеся на нелегальные революционные организации.

Чтец 1: В 1898 году возникла Российская социально-демократическая партия (РСДРП), которая в 1903 году раскололась на большевиков во главе с В.И Лениным и меньшевиков во главе с Ю.О. Мартовым. Социал-демократы опирались на марксистскую идеологию и считали главной силой революционного движения пролетариат, а основным способом установления социальной справедливости социальную революцию.

Основные положения программы социал-демократов:

  • замена самодержавия демократической республикой;

  • восьмичасовой рабочий день и другие меры по улучшению положения рабочих;

  • возвращение крестьянам отрезков, муниципализация земли;

  • провозглашение лозунга о праве наций на самоопределение.

Между большевиками и меньшевиками существовали разногласия, которые касались устава партии и методов борьбы. Большевики занимали более радикальные позиции. Они признавали обязательным революционный путь преобразований и необходимость установления диктатуры пролетариата.

Их объединяло нега­тивное отношение к капиталистическому строю. Идеал — общество без эксплуатации человека че­ловеком, т. е. социализм.

Меньшевики по численности почти всегда превосходили большевиков (так, в 1907 г. насчитывалось порядка 100 тыс. меньшевиков и 50—60 тыс. большевиков). Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспек­тив построения социализма в России — считали, что в России нет для этого экономических пред­посылок и необходим длительный путь капита­листического развития, поэтому во время рево­люции 1905—1907 гг. выступали за союз с бур­жуазными партиями, против самостоятельной роли социал-демократов. Партия прекратила существовать к сере­дине 1920-х гг.

Большевики название получили из-за того, что сторонники В. И. Ленина получили боль­шинство голосов на выборах в руководящие орга­ны партии на II съезде. Лидер — В. И. Ленин. Социальный состав: интеллигенция, рабочие.

Программные цели:

программа-минимум — буржуазно-демократическая революция и свер­жение царизма, установление демократической республики,

программа-максимум — социа­листическая революция и установление дик­татуры пролетариата.

Считали, что, хотя в Рос­сии и нет экономических предпосылок для пере­хода к социализму, их можно искусственно создать. Для этого социал-демократы должны выступить как самостоятельная сила, захватить власть и, установив диктатуру пролетариата, провести «сверху» необходимые преобразования.

Методы борьбы — насильственные, вооруженное восстание. С октября 1917 г. — пар­тия власти.

Учитель: В октябре 1917года большевики во главе с В.И. Лениным пришли к власти, необходимо остановиться на личности лидера партии большевиков.

Чтец 2: Ленин (настоящая фамилия - Ульянов) Владимир Ильич – крупнейший русский советский политический, государственный деятель, публицист, марксист, основоположник марксизма-ленинизма, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, основатель коммунистической партии, создатель первого социалистического государства, Коммунистического интернационала, один из лидеров международного коммунистического движения. Ульянов был родом из Симбирска, где родился 22 апреля 1870 г. Отцом его был чиновник, инспектор народных училищ. В период 1879-1887 гг. Владимир Ульянов успешно занимался в местной гимназии, которую окончил с золотой медалью. До 16 лет, будучи крещеным православным, входил в симбирское религиозное Общество преподобного Сергия Радонежского.

Переломным моментом в биографии В. Ленина считается казнь в 1887 г. старшего брата, Александра, принимавшего участие в подготовке покушения на Александра III. Хотя между братьями не было особенно близких отношений, это событие произвело на всю семью огромное впечатление. В 1887 г. Владимир становится студентом Казанского университета (юридический факультет), но участие в студенческих беспорядках обернулось отчислением и ссылкой в Кокушкино, имение матери.

Окончив в 1891 г. экстерном юрфак Санкт-Петербургского университета, Ленин в 1893 г. переезжает в этот город, работает на должности помощника присяжного поверенного.

В 1895 г. при самом активном участии Ленина создается Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». За это его в декабре арестовывают и затем больше чем через год высылают на три года в Сибирь, село Шушенское. Находясь в ссылке, в июле 1898 г. он венчается с Надеждой Константиновной Крупской. Всю оставшуюся жизнь эта женщина была его верной спутницей, соратницей и помощницей.

В 1900 г. В. Ленин уехал за границу, жил в Германии, Англии, Швейцарии. Там вместе с Г.В. Плехановым, который сыграл немаловажную роль в его жизни, им начато издание «Искры» - первой общерусской нелегальной марксистской газеты. На II съезде российских социал-демократов, проходившем в 1903 г. и ознаменовавшемся расколом на большевиков и меньшевиков, возглавил первых, впоследствии создав большевистскую партию. Революцию 1905 г. застал в Швейцарии, в ноябре этого же года под чужой фамилией нелегально приехал в Санкт-Петербург, где проживал до декабря 1907 г., взяв на себя руководство Центральным и Петербургским комитетами большевиков.

В годы Первой мировой войны В. И. Лениным, находившимся в то время в Швейцарии, был выдвинут лозунг о необходимости поражения правительства с превращением империалистической войны в гражданскую. Узнав из газет новости о Февральской революции, стал готовиться к возвращению на родину.

В апреле 1917 г. Ленин приезжает в Петроград, и уже на следующий день по приезду предлагает программу перехода буржуазно-демократической революции к социалистической, провозглашает лозунг «Вся власть Советам!». Уже в октябре он выступает одним из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания.

Октябрьская революция, репрессивные первые шаги правительства, возглавляемого Лениным, обернулись длившейся до 1922 г. кровопролитной Гражданской войной.

В декабре 1922 г. В. Ленин выступил создателем СССР - государства нового типа, не имевшего прецедента в мировой истории.

Этот же год ознаменовался серьезным ухудшением здоровья, заставившим главу страны Советов свернуть активную деятельность на политической арене. В мае 1923 г. он переселился в подмосковное имение Горки, где и умер 21 января 1924 г.

Учитель: Вторая революционная партия, партия социалистов-революционеров - эсеров, образовалась в 1902 году на базе народнической идеологии.

Чтец 3: Лидером эсеровской партии стал В.М. Чернов.

Главную революционную силу эсеры видели в крестьянстве. Их программа предусматривала подготовку социальной революции, которая приведет к замене самодержавия федеративной демократической республикой. Важное место в программе эсеров занимало требование социализации земли, т.е. отмены частной собственности на землю и переход ее в общенародное достояние.

Среди методов революционной борьбы эсеры важное место отводили террору. При ЦК партии эсеров была создана Боевая организация, отвечавшая за проведение террора.

Чтец 4: Ви́ктор Миха́йлович Черно́в — русский политический деятель, мыслитель и революционер, один из основателей партии социалистов-революционеров и её основной теоретик. Первый и последний председатель Учредительного собрания.

Виктор Михайлович Чернов родился в 1873 году в городе Хвалынске Саратовской губернии. Семья проживала сначала в Новоузенске, а затем в Саратове, Хвалынске и Камышине. После смерти матери, наступившей в 1875 году, Виктор с сёстрами воспитывался мачехой. Всё свободное время проводил на Волге среди босяков. В 1882 году Виктор поступил в подготовительный класс Первой саратовской гимназии, в следующем году успешно сдал вступительные экзамены в первый класс. В 1890 году Чернов был арестован. После этого он оказался под подозрением и был поставлен под особый надзор. По ходатайству отца в 1891 году был отчислен из саратовской гимназии и отправлен учиться в Дерпт.

Проживая в Дерпте, Чернов под влиянием старшего брата оказался в среде демократического студенчества. Посещал собрания студенческих кружков и был свидетелем споров между марксистами и народниками. Во время каникул побывал в Петербурге, где оказался уже на собрании нелегального кружка петербургской «Группы народовольцев». В Петербурге Чернов впервые познакомился с марксистами — Мартовым и Струве, выступавшими в роли оппонентов народовольцев. Молодой человек стремительно втягивался в революционное движение. В 1892 году Чернов успешно закончил Дерптскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Обучаясь в университете, Чернов принял активное участие в деятельности «Союза московских объединённых землячеств», созданного для взаимопомощи его членов, и входил в состав его Совета. В апреле 1894 года за причастность к нелегальной деятельности партии Чернов был арестован и привлечён к дознанию. После выплаты залога был выслан в Камышин, а затем в Саратов и в Тамбов.

В мае 1899 года Чернов вместе с молодой женой выехал за границу. Целью поездки было продолжить своё образование, ознакомиться с достижениями мировой социалистической мысли и установить связи с представителями революционной эмиграции.

После Манифеста 17 октября 1905 года Чернов через территорию Финляндии возвратился в Россию. По возвращении принял участие в издании первой легальной газеты партии эсеров «Сын отечества». Первый съезд партии эсеров состоялся в декабре 1905 года в Иматре. Чернов был главным докладчиком на съезде. Съезд завершился расколом и отделением от партии её правого и левого крыла. Правые образовали Партию народных социалистов, а левые — Партию эсеров-максималистов. На съезде было решено бойкотировать выборы в Государственную Думу. В итоге во Вторую Думу было избрано 37 эсеров. Чернов жил в России на нелегальном положении. После первой революции 1905-1907 гг. тысячи эсеров были отправлены на каторгу или ссылку, сотни расстреляны. В этих условиях было решено, что Чернов отправится в Лондон на конференцию партии и останется за границей. Так началась вторая эмиграция, продлившаяся до 1917 года.

Вернувшись в Россию после Февральской революции, занимал пост министра земледелия в первом и втором коалиционных составах Временного правительства. На выборах в Учредительное собрание партия эсеров получила большинство голосов, и Чернов был избран председателем Учредительного собрания.

После роспуска Учредительного собрания в 1918 году участвовал в борьбе с большевистской властью.

Учитель: Либеральные партии появились в России после издания Манифеста 17 октября 1905 года. Историческое значение Манифеста заключалось в распределении прежде единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности.

В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

Чтец 5: Ведущей либеральной партией в начале XX века являлась конституционно-демократическая партия (кадеты). Лидером кадетов стал П.Н. Милюков.

Чтец 6: Милюков Павел Николаевич (1859— 1943), российский политический деятель, лидер кадетской партии, историк и публицист.

Родился 27 января 1859 г. в Москве в семье преподавателя художественного училища.

В 1877—1882 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании которого работал на кафедре русской истории. В 1894 г. за связь со студенческим движением Милюков был выслан в Рязань. В 1897 г. уехал за границу, преподавал в Софийском университете и сотрудничал в русском литературно-буржуазном журнале «Освобождение».

В 1903—1905 гг. путешествовал по Европе и США, читал лекции, встречался с русскими эмигрантами. В 1905 г. приехал в Россию, где стал председателем либеральной политической организации «Союз Союзов» и одним из создателей партии кадетов (конституционных демократов).

Милюков полагал, что Россия, получив конституцию, сможет обеспечить гражданам политические права и либеральный путь развития. Депутат 3-й и 4-й Государственной думы, Милюков был лидером партии кадетов.

В феврале 1917 г. его назначили министром иностранных дел Временного правительства. В период Первой мировой войны он выступал за продолжение войны «до победного конца»; являлся сторонником сохранения монархии. После правительственного кризиса в апреле 1917 г. Павел Николаевич вышел в отставку; он занял антибольшевистскую позицию, поддержал мятеж Л. Г. Корнилова.

Когда большевики взяли власть, уехал на Дон, там написал текст декларации Добровольческой белой армии.

С конца 1918 г. Милюков находился за границей, а в 1920 г. поселился во Франции, где стал редактором газеты «Последние новости» и одним из организаторов Русского народного университета, вернулся к научной и преподавательской работе.

Милюков являлся приверженцем «новой тактики» борьбы против советской власти, рассчитанной на перерождение диктатуры пролетариата и подрыв её изнутри. В 1922 г. монархисты совершили на него неудачное покушение.

В годы Второй мировой войны Милюков выступал против сотрудничества русской эмиграции с фашистами и приветствовал успехи Красной армии.

Милюкову принадлежат труды по истории России XVIII—XIX вв., Гражданской войны, книга «Воспоминания».

Умер 31 марта 1943 г. в городке Экс-ле-Бель (Франция).

Чтец 5: Партия образовалась в октябре 1905 г. на основе объединения «Союза освобож­дения» и левого крыла «Союза земцев-конститу­ционалистов». Социальный состав: интеллиген­ция. Максимальная численность — 100 тыс. в 1907 г. Программные цели: установление конс­титуционного строя, введение демократических свобод — слова, совести, собраний, равенство пе­ред законом и т. д., наделение крестьян землей за счет отчуждения за плату частновладельче­ских земель, отмена выкупных платежей, введе­ние 8-часового рабочего дня, свобода стачек, сою­зов, собраний, культурная автономия всех наро­дов России. Методы борьбы — парламентские, допускали гражданское неповиновение. Особым влиянием кадеты пользовались в I и II Государст­венной думе, затем их влияние несколько упало, численность партии снизилась. Вновь активизи­ровались в IV Думе: инициаторы создания «Про­грессивного блока». В марте — апреле 1917 г. — партия власти. Кадетская партия прекратила су­ществование в начале 1920-х гг.

Учитель: Другой крупной либеральной партией был Союз 17 Октября, который в основном объединял представителей земского движения и крупной буржуазии.

Чтец 7: Партия октябристов («Союз 17 октября») образовалась в ноябре 1905 г., названа в честь Манифеста 17 октября. Лидер — А. И. Гучков.

Чтец 8: Гучков Александр Иванович (1862 - 1936) - основатель партии октябристов. Родился в старинной купеческой семье. В 1881 окончил гимназию и, имея склонность к гуманитарным наукам, в 1885 успешно окончил историко-филологический факультет Московского университета, а затем слушал лекции по истории и философии в Берлинском и Гейдельбергском университетах. Несмотря на серьезные занятия историей, научная карьера Гучкова не состоялась. Отдавшись общественной деятельности, Гучков неоднократно избирался почетным мировым судьей, был членом городской управы, гласным городской Думы. Однако отчаянная смелость, взрывной темперамент, жажда острых ощущений толкали его на рискованные предприятия. В 1895 совершил опасное путешествие по охваченным антиармянскими выступлениями землям Оттоманской империи. В 1897 поступил на службу офицером-охранником Китайско-Восточной железной дороги, в 1899 был уволен за дуэль. В этом же году отправился волонтером в Южную Африку и сражался на стороне буров против англичан, получил ранение, попал в плен и был отпущен "под честное слово". В 1903, накануне собственной свадьбы, уехал драться в Македонию, где началось антитурецкое восстание. Состоявшаяся впоследствии женитьба не изменила характер Гучкова.

Истинным делом жизни Гучкова, его стихией была политика. Вернувшись в Россию во время революционных событий, Гучков принял активное участие в съездах земских и городских деятелей. Он принадлежал к умеренному крылу либералов. Считая необходимым сохранить историческую преемственность власти, этот сторонник конституционной монархии после Манифеста 17 октября 1905 года стал одним из основателей партии октябристов, выступавших "против увлечений безудержного радикализма и против социалистических экспериментов". Гучков полагал, что монархия в единстве с народом через Думу и конституцию будет способствовать общественному прогрессу. Выступая за равенство перед законом, гарантии прав личности и введение гражданских и политических, свобод, октябристы не ставили вопросе ликвидации помещичьего землевладения и поддерживали реформы П.А. Столыпина. Сторонник "единой и неделимой империи", Гучков признавал некоторые элементы автономии только за Финляндией и считал допустимым лишь для отдельных народов право на культурную автономию. В 1907 Гучков был избран в III Государственную думу, а с марта 1910 по март 1911 был ее председателем, был членом Государственного совета, военным и морским министром Временного правительства(1917).

Чтец 7: Социальный состав: крупные пред­приниматели, интеллигенция. Максимальная численность — 60 тыс. человек в 1907 г. Про­граммные цели: дальнейшее развитие политиче­ских свобод, дарованных Манифестом 17 октяб­ря, идеал — ограниченная конституционная монархия. Методы борьбы — только парламент­ские. Выступали за свободу предпринимательст­ва, отказ от мелочной опеки со стороны государ­ства, против введения 8-часового рабочего дня. Поддержали столыпинскую аграрную реформу. Особым влиянием партия пользовалась в III Ду­ме. После 1917 г. прекратила существование.

Учитель: В ходе революции возникли и консервативные партии, среди которых выделялись Союз русского народа во главе с А.Н. Дубровиным и Союз Михаила Архангела во главе с В.М. Пуришкевичем. Ещё эти партии были известны как черносотенцы. Термин «черная сотня» имел исторический контекст. На Руси в Средние века так называлось податное население. В начале XX в. это название стало относиться к ревнителям самодержавных устоев, участникам патриотических манифестаций. Основу их идеологии составляли официальная монархическая доктрина («теория официальной народности») и национализм. Они объявляли себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и использовали для этого типично антигуманные методы: пропаганду антисемитизма, погромы, террор и т. п.

Ребята расскажут о лидере партии «Союз русского народа» - Александре Дубровине.

Чтец 9: Александр Дубровин родился в семье офицера полиции. Окончил курс Военно-медицинской академии в 1879 году, служил военным врачом.

В 1905 году вместе с художником Аполлоном Майковым основал «Союз русского народа». А. Дубровин был избран председателем главного совета Союза русского народа. Помимо этого, Дубровин был издателем и редактором партийной газеты «Русское знамя», на страницах которой пропагандировались монархические идеи, критиковалась деятельность Государственной думы и т.д. «Краткая еврейская энциклопедия» называет Дубровина известным антисемитом.

Уже в первые годы существования СРН Дубровин утверждал:

«Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти. Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. «Союз русского народа» употреблял и будет употреблять все усилия для недопущения погромов».

21-е декабря 1906 года произошло покушение на жизнь Дубровина. Неизвестный выстрелил в Дубровина из револьвера, но, промахнувшись, скрылся.

В 1911 году, после раскола в СРН, Дубровин оставил пост председателя главного совета и создал со своими сторонниками «Всероссийский Дубровинский союз русского народа». В течение 1911 и последующих годов Дубровин несколько раз приговаривался судом к штрафу и к кратковременному аресту за клевету по адресу как правительственных лиц (например, архангельского губернатора), так и членов думы (Гучкова, Каменского).

После Февральской революции, 28 февраля 1917 года Дубровин был арестован и препровождён в Думу, откуда был в тот же день освобождён с охранными свидетельствами, данными ему лично и его имуществу. Но, выходя из Думы, он встретился с Керенским, по приказу которого Дубровина вновь арестовали. Чрезвычайная следственная комиссия временного правительства допрашивала Дубровина на протяжении марта — мая 1917 года. 14 октября 1917 года Дубровин был освобождён из-под стражи в связи с состоянием здоровья.

С 12 декабря 1917 года Дубровин жил в Москве, работал врачом в 1-й Лефортовской советской амбулатории. Арестован Всероссийской чрезвычайной комиссией 21 октября 1920 года. 29 декабря 1920 года приговорён к расстрелу Коллегией ВЧК «осуждён за организацию убийств и погромов».

Чтец 10: Социальный состав был очень пестрым, в ос­новном преобладали представители мелкой бур­жуазии — лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т. д., но среди монархистов встреча­лись и дворяне, крестьяне, рабочие. Максималь­ная численность — 100 тыс. человек в 1907г., однако фиксированного членства не было. Про­граммные цели: сохранение самодержавия, борь­ба с революцией. В качестве методов их достиже­ния допускали насилие и террор, погромы. Обви­няли во всех бедах инородцев, и прежде всего евреев, выдвигали крайне националистические, антисемитские лозунги: «Россия для русских», «Бей жидов — спасай Россию». В этих лозун­гах — сущность этих партий, опиравшихся на низменные инстинкты толпы.

Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государственной думе. К 1917 г. они фактически распались на более мелкие политические образования, после Февра­ля 1917 г. прекратили существование. Практически сразу после Февральской революции 1917 года почти все монархические организации были запрещены, а против руководителей Союза возбуждены процессы. Монархическая деятельность в стране была почти полностью парализована. Последовавшая затем Октябрьская революция и Красный террор привели к гибели большинства лидеров Союза русского народа. Многие бывшие «союзники» приняли участие в Белом движении.

Учитель: Таким образом, в начале XX века в России сложилось более 50 партий, но это не привело к развитию многопартийности и демократии, т.к. большая часть партий, выступавших за демократические преобразования, не могла действовать легально и носила внесистемный характер.

В результате Великой Октябрьской революции монархия в стране была свергнута, к власти пришла партия большевиков.

А теперь, давайте проверим, как вы запомнили материал, выясним мы это в ходе викторины.

Вопросы викторины:

  1. Какими партиями представлено социалистическое (революционное) направление политических партий? (РСДРП, партия эсеров)

  2. В каком году возникла Российская социально-демократическая партия? (в 1898 году)

  3. Назовите лидера партии большевиков. ( В.И Ленин)

  4. Назовите лидера партии меньшевиков. (Ю.О. Мартов)

  5. В 1900 г. В. Ленин уехал за границу, жил в Германии, Англии, Швейцарии. Там вместе с Г.В. Плехановым им начато издание «Искры». Что это такое? (первая общерусская нелегальная марксистская газета)

  6. Как сложилась судьба партии меньшевиков? (партия прекратила существовать к сере­дине 1920-х гг.)

  7. В каком году умер Ленин? (1924)

  8. Кто был лидером партии эсеров? (Лидером эсеровской партии стал В.М. Чернов)

  9. Партия октябристов образовалась в ноябре 1905 г., в честь какого документа была так названа? (в честь Манифеста 17 октября)

  10. Кто был лидером кадетской партии? (Милюков Павел Николаевич)

  11. Лидер одной из партий занял антибольшевистскую позицию, поддержал мятеж Л. Г. Корнилова. Кто это? (Милюков Павел Николаевич)

  12. Как ещё называли консервативные (монархические) партии? (черносотенцами)

  13. Назовите партию, про­граммными целями которой были: сохранение самодержавия, борь­ба с революцией. (Союз русского народа)

  14. Какая партия пришла к власти в результате Великой Октябрьской революции? (партия большевиков)



Заключение

Данная методическая разработка была опробована на группе первого курса, цели, поставленные в ней, были полностью реализованы. Это мероприятие может оказать помощь в становлении чёткой гражданской позиции у обучающихся, формировании компетенций гражданина РФ, правовой культуры. Одним из условий  правовой культуры, неотъемлемой частью общей культуры является сформированное политическое сознание граждан. Мероприятие способствовало формированию  знаний об особенностях процесса образования политических партий в России на рубеже XIX – XX вв., показало тенденции развития политических партий.

На мероприятии ребята проявили активность, были открыты для общения, с интересом готовились к мероприятию.  Считаю, что такие формы внеклассной работы необходимы преподавателю истории и обществознания, так как они способствуют развитию интереса к истории страны, к политической системе государства.





























Список, использованных Интернет-источников:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki Союз русского народа

  2. http://historyteacher.ru/istoriya/9i/politicheskie-partii-v-rossii-v-nachale-xx-veka/

  3. http://www.telenir.net/istorija/otechestvennaja_istorija_konspekt_lekcii/p14.php http://www.wisdoms.ru/avt/b124.html

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Манифест 17 октября 1905 г.

  5. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-pavla-milyukova

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!