Управление образования и молодежной политики администрации Большемурашкинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Методическая разработка занятия
«Пейзаж «Весна»
Разработана
педагогом дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Дреминой Надеждой Александровной
р.п.Большое Мурашкино
2023 год
Введение
Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник чувств и эмоционального восхищения! Обращая внимание на красоту, человек учится наблюдать и замечать все прелести, данные природой. Когда мы учим детей изображать в работах окружающий нас мир, мы формируем основу личности ребенка, правильного отношения к природе, а также развиваем воображение, мышление, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Как хорошо уметь передавать в рисунках красоту нашей природы, ее состояние в разное время года и дня! Пейзаж – один из любимых жанров изобразительного искусства у детей, но успех занятия зависит не только от умения, а и от подбора материала, т.е. красок, кистей, бумаги. Для каждого времени года необходима своя цветовая палитра, свой диапазон и интенсивность яркости. В учебном плане объединения немало прогулок и экскурсий, где дети не только наблюдают за переменами в природе, но и учатся распознавать краски и их оттенки, замечать красоту в окружающем нас мире.
При выполнении пейзажа следует учитывать последовательность работы: выбор сюжета, определение техники, составление композиции, подбор цветовой гаммы.
Для реализации задач занятия предлагаю провести его как репродуктивно-деятельностное, т.к. на занятии преобладает деятельность по написанию пейзажа в соответствии с предложенным образцом, однако присутствуют элементы творчества.
Занятие является частью раздела «Изобразительное творчество» программы «В мире искусств» и проводится с детьми 7-10 лет, второго года обучения. На занятии дети совершенствуют навыки по работе с гуашью, научатся различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; правильно компоновать сюжет в рисунке, научатся технике лессировка, выполнят работу «Пейзаж «Весна».
Цель: Совершенствование навыков работы с гуашью;
Задачи:
- учить рисовать на заданную тему в технике «лессировк»;
- развивать фантазию и воображение, умение замечать изменения в природе; - познакомить детей с картиной «Грачи прилетели» художника А.К. Саврасова;
- воспитывать любовь к окружающей природе.
Ожидаемые результаты:
По окончании занятия обучающиеся должны:
Форма обучения: комплексное занятие, включающее в себя навыки изобразительного творчества, литературные, музыкальные, ритмические элементы.
Тема занятия. Пейзаж «Весна».
Раздел: Изобразительное творчество.
Тема раздела: Пейзаж.
Тип занятия: репродуктивно-деятельностный.
Структура занятия:
Организационный момент. Психологический настрой. 2 мин.
Сообщение темы занятия. 3 мин.
Анализ образца. 7 мин.
Практическая работа. Первый этап. 10 мин.
Физкультминутка. Танцевальная пауза. 2 мин.
Практическая работа. Второй этап. 15 мин.
Подведение итогов. 2 мин.
Уборка рабочего места. 4 мин.
Оборудование и материалы:
Для педагога: Компьютер, мольберт, кисти, палитра, гуашевые краски, белая бумага для рисования формата А4;
Для обучающихся: белая бумага для рисования формата А4, простые карандаши, кисти, палитра, гуашевые краски, баночки для воды, мягкая тряпочка, влажные салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой. Словесный метод. 2 мин.
Звучит «Апрель. Подснежник» из ф/ц «Времена года» П.И.Чайковского.
Педагог зачитывает отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева
"Весна":
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!...
- О чем это стихотворение? Правильно о весне.
- А как вы догадались, что речь идет о весне? Весна — это время года,
когда природа пробуждается. Потихоньку тает снег, всё теплее становятся
солнечные лучи, которые согревают землю, деревья и воздух. На деревьях
появляются первые зелёные листочки.
Сообщение темы занятия. Словесный метод. Наглядно-слуховой метод. 5 мин.
- Природа преображается день ото дня! Давайте запечетлим картину наступающей весны в работах.
- Красоту природы и её перемены весной особенно чувствуют
художники.
Педагог показывает репродукцию картины Алексея Саврасова "Грачи
прилетели".
- Все вы, наверное, видели и знаете эту картину.
- Давайте вспомним, как она называется и кто её написал. ("Грачи
прилетели"А. Саврасов)
- На картине художник передал наступление весны и прилет первых
птиц — грачей.
- Рассмотрим картину внимательней.
- Кажется, что художник нарисовал зиму, но если рассмотреть детали
становиться понятно, что это ранняя весна.
- Посмотрите на снег, какого он цвета? (Снег потерял свою белизну и
стал грязный и серый.)
- На картине с правой стороны видна проталина с водой, на ней уже
растаял лёд.
- Лучи солнца освещают всю картину.
- На переднем плане несколько голых кривых берез, на ветках которых
сидят грачи. Грачи - перелетные птицы и если они прилетели, значит, весна
точно пришла.
Понравилась вам картина?
3. Практическая работа. 1 этап. Рисование неба, речки и земли.
Метод программного обучения, создание творческой работы. 15 мин.
Педагог раздаёт детям листы А4, гуашь, палитру, кисти.
- Дайте и мы нарисуем приход весны, нарисуем голубое небо, яркое тёплое солнце, деревья и первую травку.
- Располагаем лист А4 горизонтально.
Сначала сделаем набросок простым карандашом.
- нарисуем горизонтальную линию чуть выше середины листа.
Она так и называется линия горизонта. Под линией горизонта, то есть на земле рисуем маленькую извилистую речку.
- Берём широкую кисть, смачиваем её в воде и смешиваем на палитре
белую и синюю гуашь, для получения светло-голубого оттенка.
- Закрашиваем горизонтальными мазками кисти небо полностью
голубым цветом широкой кистью.
- Берём кисть среднего размера и гуашь синего цвета.
- Начинаем рисовать речку от середины линии горизонта вниз к
нижнему краю листа волнистой линией.
- Какого цвета будем рисовать траву под снегом? Трава не будет ярко
зелёного цвета, так как ещё не пришло лето, она будет иметь желтовато
охристый оттенок.
- Смешиваем на палитре охру и зелёную гуашь и полученным цветом
закрашиваем пространство вокруг речки — землю.
Можно закрасить землю только цветом охра.
Рисунок должен высохнуть.
Физкультминутка. Динамическая пауза. «Речка». 1 мин.
Дети становятся в круг и выполняют
движения в соответствии с текстом.
К речке быстро мы спустились (шаг на месте)
Наклонились и умылись (имитируем движения)
Раз, два, три, четыре (хлопаем на каждый счет в ладоши)
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно (делаем плавательные движения)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс (одновременное движение руками в стиле
«брасс»)
Одной, другой, это кроль (попеременные движения руками).
Все, как один, плывём, как дельфин (идём по кругу, делая плавающие
движения)
Вышли на берег крутой (шаг на месте)
И отправились домой!
4. Практическая работа. 2 этап. Рисование деревьев и снега.
Метод программного обучения, создание творческой работы. 10 мин.
- Продолжаем работу над пейзажем.
- Теперь нарисуем деревья вокруг речки — с правой и с левой стороны.
- Берём кисть среднего размера и сначала рисуем ствол дерева.
- Начинаем рисовать ствол дерева отступив от нижнего края листа пару
сантиметров. Помним, что у основания дерево толще и шире чем у макушки.
Рисуем высокое дерево.
- Берём тонкую кисть и от середины ствола рисуем тонкие веточки в
разные стороны.
Педагог помогает детям при необходимости.
- Так как мы рисуем приход весны, то нужно кое где на земле
нарисовать снег, который ещё не успел растаять под тёплыми лучами
весеннего солнца.
- Какого цвета будем рисовать снег? Правильно серого.
- Берём кисть среднего размера и смешиваем на палитре белую и
черную гуашь, для получения светло-серого оттенка.
- Полученным цветом рисуем небольшие сугробы оставшегося снега
под деревьями и вдалеке около речки.
- Так же на самой речке нарисуем маленькие льдинки, которые тоже
ещё не успели растаять.
- На переднем плане давайте нарисуем первую свежую зелёную травку.
- Берём тонкую кисть и гуашь зелёного цвета. Рисуем травку
вертикальными короткими мазками кисти.
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Рыбки». 1 мин.
Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)
В чистой тепленькой воде (Двигаем вместе сложенными ладошками),
То сожмутся, разожмутся (Сжимаем ручки в кулочки и разжимаем),
То зароются в песке (делаем «замок»)
5. Практическая работа. 3 этап. Рисование облаков, солнца и листьев на деревьях. Метод программного обучения, создание творческой работы. 9 мин.
- На небе нарисуем белые облака и яркое желтое солнышко.
- Так тепло стало от яркого солнышка, что на деревьях начали
распускаться первые листочки.
Давайте их нарисуем.
- Берём тонкую кисть и зелёную гуашь. Рисуем листики на веточках,
примакивая кисть плоской стороной к листу.
- Вот и нарисовали мы приход весны!
Итог занятия. Рефлексия. Словесный метод. 2 мин.
Педагог хвалит детей за красивые рисунки. После задает наводящие вопросы.
- Картину какого художника мы сегодня рассматривали и как она называлась? ("Грачи прилетели "А. Саврасов)
Педагог с детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт:
Мы чудесно занимались,
Все играли, все старались,
Новой встречи будем ждать,
И пейзажи рисовать!