СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Пейзаж "Весна"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в разделе "Изобразительное творчество". Тема: Пейзаж "Весна"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Пейзаж "Весна"»

Управление образования и молодежной политики администрации Большемурашкинского муниципального округа

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»











Методическая разработка занятия

«Пейзаж «Весна»








Разработана

педагогом дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Дреминой Надеждой Александровной














р.п.Большое Мурашкино

2023 год

Введение


Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник чувств и эмоционального восхищения! Обращая внимание на красоту, человек учится наблюдать и замечать все прелести, данные природой. Когда мы учим детей изображать в работах окружающий нас мир, мы формируем основу личности ребенка, правильного отношения к природе, а также развиваем воображение, мышление, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Как хорошо уметь передавать в рисунках красоту нашей природы, ее состояние в разное время года и дня! Пейзаж – один из любимых жанров изобразительного искусства у детей, но успех занятия зависит не только от умения, а и от подбора материала, т.е. красок, кистей, бумаги. Для каждого времени года необходима своя цветовая палитра, свой диапазон и интенсивность яркости. В учебном плане объединения немало прогулок и экскурсий, где дети не только наблюдают за переменами в природе, но и учатся распознавать краски и их оттенки, замечать красоту в окружающем нас мире.

При выполнении пейзажа следует учитывать последовательность работы: выбор сюжета, определение техники, составление композиции, подбор цветовой гаммы.

Для реализации задач занятия предлагаю провести его как репродуктивно-деятельностное, т.к. на занятии преобладает деятельность по написанию пейзажа в соответствии с предложенным образцом, однако присутствуют элементы творчества.

Занятие является частью раздела «Изобразительное творчество» программы «В мире искусств» и проводится с детьми 7-10 лет, второго года обучения. На занятии дети совершенствуют навыки по работе с гуашью, научатся различать   и    передавать   в   рисунке   ближние   и   дальние предметы; правильно компоновать сюжет в рисунке, научатся технике лессировка, выполнят работу «Пейзаж «Весна».

Цель: Совершенствование навыков работы с гуашью;

Задачи:

- учить рисовать на заданную тему в технике «лессировк»;

- развивать фантазию и воображение, умение замечать изменения в природе; - познакомить детей с картиной «Грачи прилетели» художника А.К. Саврасова;

- воспитывать любовь к окружающей природе.

Ожидаемые результаты:

По окончании занятия обучающиеся должны:

  • совершенствовать навыки в технике «лессировка»;

  • приобрести знания и умения в составлении пейзажной композиции;

  • уметь подбирать материалы для работы;

  • научиться смешивать краски и правильно применять их в соответствии с сюжетом пейзажа.

Форма обучения: комплексное занятие, включающее в себя навыки изобразительного творчества, литературные, музыкальные, ритмические элементы.

Тема занятия. Пейзаж «Весна».

Раздел: Изобразительное творчество.

Тема раздела: Пейзаж.

Тип занятия: репродуктивно-деятельностный.





Структура занятия:

    1. Организационный момент. Психологический настрой. 2 мин.

    2. Сообщение темы занятия. 3 мин.

    3. Анализ образца. 7 мин.

    4. Практическая работа. Первый этап. 10 мин.

    5. Физкультминутка. Танцевальная пауза. 2 мин.

    6. Практическая работа. Второй этап. 15 мин.

    7. Подведение итогов. 2 мин.

    8. Уборка рабочего места. 4 мин.

Оборудование и материалы:

Для педагога: Компьютер, мольберт, кисти, палитра, гуашевые краски, белая бумага для рисования формата А4;

Для обучающихся: белая бумага для рисования формата А4, простые карандаши, кисти, палитра, гуашевые краски, баночки для воды, мягкая тряпочка, влажные салфетки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Словесный метод. 2 мин.

Звучит «Апрель. Подснежник» из ф/ц «Времена года» П.И.Чайковского.

Педагог зачитывает отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева

"Весна":

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!...

- О чем это стихотворение? Правильно о весне.

- А как вы догадались, что речь идет о весне? Весна — это время года,

когда природа пробуждается. Потихоньку тает снег, всё теплее становятся

солнечные лучи, которые согревают землю, деревья и воздух. На деревьях

появляются первые зелёные листочки.

  1. Сообщение темы занятия. Словесный метод. Наглядно-слуховой метод. 5 мин.

- Природа преображается день ото дня! Давайте запечетлим картину наступающей весны в работах.

- Красоту природы и её перемены весной особенно чувствуют

художники.

Педагог показывает репродукцию картины Алексея Саврасова "Грачи

прилетели".

- Все вы, наверное, видели и знаете эту картину.

- Давайте вспомним, как она называется и кто её написал. ("Грачи

прилетели"А. Саврасов)

- На картине художник передал наступление весны и прилет первых

птиц — грачей.

- Рассмотрим картину внимательней.

- Кажется, что художник нарисовал зиму, но если рассмотреть детали

становиться понятно, что это ранняя весна.

- Посмотрите на снег, какого он цвета? (Снег потерял свою белизну и

стал грязный и серый.)

- На картине с правой стороны видна проталина с водой, на ней уже

растаял лёд.

- Лучи солнца освещают всю картину.

- На переднем плане несколько голых кривых берез, на ветках которых

сидят грачи. Грачи - перелетные птицы и если они прилетели, значит, весна

точно пришла.

Понравилась вам картина?

3. Практическая работа. 1 этап. Рисование неба, речки и земли.

Метод программного обучения, создание творческой работы. 15 мин.

Педагог раздаёт детям листы А4, гуашь, палитру, кисти.

- Дайте и мы нарисуем приход весны, нарисуем голубое небо, яркое тёплое солнце, деревья и первую травку.

- Располагаем лист А4 горизонтально.

Сначала сделаем набросок простым карандашом.

- нарисуем горизонтальную линию чуть выше середины листа.

Она так и называется линия горизонта. Под линией горизонта, то есть на земле рисуем маленькую извилистую речку.

- Берём широкую кисть, смачиваем её в воде и смешиваем на палитре

белую и синюю гуашь, для получения светло-голубого оттенка.

- Закрашиваем горизонтальными мазками кисти небо полностью

голубым цветом широкой кистью.

- Берём кисть среднего размера и гуашь синего цвета.

- Начинаем рисовать речку от середины линии горизонта вниз к

нижнему краю листа волнистой линией.

- Какого цвета будем рисовать траву под снегом? Трава не будет ярко

зелёного цвета, так как ещё не пришло лето, она будет иметь желтовато

охристый оттенок.

- Смешиваем на палитре охру и зелёную гуашь и полученным цветом

закрашиваем пространство вокруг речки — землю.

Можно закрасить землю только цветом охра.

Рисунок должен высохнуть.

  1. Физкультминутка. Динамическая пауза. «Речка». 1 мин.

Дети становятся в круг и выполняют

движения в соответствии с текстом.

К речке быстро мы спустились (шаг на месте)

Наклонились и умылись (имитируем движения)

Раз, два, три, четыре (хлопаем на каждый счет в ладоши)

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно (делаем плавательные движения)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс (одновременное движение руками в стиле

«брасс»)

Одной, другой, это кроль (попеременные движения руками).

Все, как один, плывём, как дельфин (идём по кругу, делая плавающие

движения)

Вышли на берег крутой (шаг на месте)

И отправились домой!

4. Практическая работа. 2 этап. Рисование деревьев и снега.

Метод программного обучения, создание творческой работы. 10 мин.

- Продолжаем работу над пейзажем.

- Теперь нарисуем деревья вокруг речки — с правой и с левой стороны.

- Берём кисть среднего размера и сначала рисуем ствол дерева.

- Начинаем рисовать ствол дерева отступив от нижнего края листа пару

сантиметров. Помним, что у основания дерево толще и шире чем у макушки.

Рисуем высокое дерево.

- Берём тонкую кисть и от середины ствола рисуем тонкие веточки в

разные стороны.

Педагог помогает детям при необходимости.

- Так как мы рисуем приход весны, то нужно кое где на земле

нарисовать снег, который ещё не успел растаять под тёплыми лучами

весеннего солнца.

- Какого цвета будем рисовать снег? Правильно серого.

- Берём кисть среднего размера и смешиваем на палитре белую и

черную гуашь, для получения светло-серого оттенка.

- Полученным цветом рисуем небольшие сугробы оставшегося снега

под деревьями и вдалеке около речки.

- Так же на самой речке нарисуем маленькие льдинки, которые тоже

ещё не успели растаять.

- На переднем плане давайте нарисуем первую свежую зелёную травку.

- Берём тонкую кисть и гуашь зелёного цвета. Рисуем травку

вертикальными короткими мазками кисти.

  1. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Рыбки». 1 мин.

Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)

В чистой тепленькой воде (Двигаем вместе сложенными ладошками),

То сожмутся, разожмутся (Сжимаем ручки в кулочки и разжимаем),

То зароются в песке (делаем «замок»)

5. Практическая работа. 3 этап. Рисование облаков, солнца и листьев на деревьях. Метод программного обучения, создание творческой работы. 9 мин.

- На небе нарисуем белые облака и яркое желтое солнышко.

- Так тепло стало от яркого солнышка, что на деревьях начали

распускаться первые листочки.

Давайте их нарисуем.

- Берём тонкую кисть и зелёную гуашь. Рисуем листики на веточках,

примакивая кисть плоской стороной к листу.

- Вот и нарисовали мы приход весны!

  1. Итог занятия. Рефлексия. Словесный метод. 2 мин.

Педагог хвалит детей за красивые рисунки. После задает наводящие вопросы.

- Картину какого художника мы сегодня рассматривали и как она называлась? ("Грачи прилетели "А. Саврасов)

Педагог с детьми садятся в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают ладошами в такт:

Мы чудесно занимались,

Все играли, все старались,

Новой встречи будем ждать,

И пейзажи рисовать!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!