СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы, с целью формирования метапредметных результатов у младших школьников, а также диагностирования уровня овладения предметными знаниями по учебным дисциплинам. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»



Методическая рекомендация «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»











Красноярск, 2023

Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы, с целью формирования метапредметных результатов у младших школьников, а также диагностирования уровня овладения предметными знаниями по учебным дисциплинам. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».











Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Иванова М. В. – студентка группы 20П-2 отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших / Иванова М. В., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023.

Красноярск, 2023, с 62.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследований 11

1.2.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования 11

1.2.2. Типичные ошибки при выборе цели исследования 12

1.2.3. Типичные ошибки при выборе задач исследования 13

1.2.4. Типичные ошибки при выборе гипотезы исследования 13

1.2.5. Типичные ошибки при выборе методов исследования 14

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 17

1.4. Паспорта исследований 22

1.4.1. Паспорт исследования «Изготовление бумаги в домашних условиях» 22

1.4.2. Паспорт исследования «В какой реке вода чище: Мана или Кача?»…………………………………………………………………...28

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 33

2.2. Проектная задача 36

2.3. Проектная задача «Вершина фантазии» 37

2.4. Проектная задача «Школьная история» 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Приложение 1. 53

Приложение 2. 62





ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует требования не только к обеспечению качества знаний и формированию, соответственно, предметных результатов, но также и создание условий для достижения метапредметных результатов таких как: умение организовывать работы в группе и быть её участником, осуществлять информационный поиск, обобщать, систематизировать и классифицировать информацию и проч. [1]

Задачей каждого педагога является развитие всесторонней развитой личности, умеющей и желающей учиться, т. е. учить себя.

Организация проектно-исследовательской деятельности является одной из популярных технологий для становления и формирования универсальных учебных действий, а также импульсом к стимуляции познавательной активности младших школьников. Начинающим учителям начальных классов, не имеющим опыт организации проектной и исследовательской деятельностей, сложно разобраться в большом объеме информации и описанию педагогического опыта по данной тематике. По этой причине было решено создать данные методические рекомендации.

Цель разработки: систематизация знаний и обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

В результате работы представлены методические рекомендации, которые содержат специфику и назначение проектно-исследовательской деятельности, типичные ошибки ее организации, а также примеры паспортов исследования и проектных задач для младших школьников.



РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В современном мире объем информации удваивается каждый год, поэтому важно не только передать знания обучающимся, но и научить их самостоятельно находить нужную информацию и владеть различными видами деятельности. Этим и обусловлено внедрением исследовательской деятельности в образование.

С 1 сентября 2022 года во всех учебных заведениях в силу вступил обновлённый федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) и детская исследовательская деятельность отвечает требованиям обновлённого стандарта. ФГОС НОО от 31 мая 2021 г. № 286 устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, а именно к метапредметным, которые являются универсальными учебными действиями (далее УУД).

В обновлённом стандарте универсальные учебные действия классифицированы, более четко сформулированы и поделены на группы и подгруппы. Так, в познавательных УУД выделены 3 следующие подгруппы:

1) базовые логические;

2) базовые исследовательские действия;

3) работа с информацией.

Нас интересуют базовые исследовательские действия. К ним относятся следующие результаты:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях [1, с. 35].

Исследовательская деятельность в современном образовании рассматривается как один из путей формирования метапредметных результатов.

Рассмотрим понятие исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная, творческая деятельность учащихся, которая представляет собой поиск решения какой-либо проблемы, где ответ заранее неизвестен. В процессе исследовательской деятельности формируются базовые исследовательские действия.

И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова дают следующее определение: «Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».

Особенность исследовательской деятельности в начальной школе состоит в регулярной, систематической, побудительной корректирующей работе учителя. Учитель увлекает и «заражает» обучающихся, демонстрирует им важность их деятельности и побуждает уверенность в собственных силах. Также немаловажно в исследовательской деятельности привлекать родителей к участию в начинаниях своего ребенка.

В результате исследовательской деятельности происходит формирование общих и предметных умений, интереса к изучаемому материалу. Она является средством их активизации.

В современной школе заинтересовать школьников учебным предметом очень важно, но в то же время и сложно. Повысить мотивацию к обучению можно только через продуманную систему исследовательской деятельности.

Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);

  • создание положительной мотивации учения;

  • развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

Дети от природы любознательны. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, учителю нужно направить своих учеников в нужное и полезное для них русло. Обучающиеся ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований в библиотеке или интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в помощники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

При формировании исследовательских умений младших школьников нужно обратить особое внимание на следующие условия:

  • Мотивированность: необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.

  • Целенаправленность и систематичность: работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.

  • Творческая среда: учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

  • Психологический комфорт: одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

  • Учет возрастных особенностей: обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Перейдем к структуре исследовательской работы. Исследовательская работа учащихся состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист. На нем отражаются сведения об авторе работы, учебном заведении, периоде ее выполнения, руководителе работы, а также отражается тема исследования. Титульный лист имеет определенные правила оформления, которые должны быть строго соблюдены. Это отражение полного наименования образовательной организации, класса или курса обучения, ФИО учащегося и руководителя, год написания работы и город отражаются внизу страницы. Название работы, то есть тема исследования отражаются по центру страницы. Оно должна соответствовать содержанию работы. Вся информация должна быть умещена на одной странице.

  2. Содержание работы. Иными словами, это оглавление, т.е. перечень разделов работы. В нем указываются все компоненты исследовательской работы и страницы, на которых они размещены.

  3. Введение. Оно ориентировано на ознакомление читателей с сутью проведенного исследования. Происходит введение в структуру и сущность исследования. Основными компонентами введения являются:

  • Актуальность исследования, то есть пояснение, почему данное исследование было необходимо провести, причины изучения рассматриваемого вопроса.

  • Проблема исследования – пояснение, что именно подлежит исследованию, какой вопрос изучается.

  • Целевое назначение исследования – пояснение, на что оно ориентировано, каких итогов предполагается достичь по ходу исследования.

  • Задачи исследования. Они отражают действия автора, которые выполняются для достижения поставленной цели.

  • Гипотеза исследования – предположение, которое необходимо обосновать и доказать.

  • Объект и предмет исследования. Они отражают, что именно будет исследовано.

  • Методы исследования, то есть, какими способами будет реализовано исследование.

  • Практическая значимость исследования. Она отражает возможности применения результатов исследования в решении практических задач разного рода, в практике деятельности разных направлений.

  • Новизна исследования. Здесь отражаются факты, подтверждающие, что подобного исследования еще не проводилось, что нова тема или методы исследования, а может тема или гипотеза.

  • Краткий обзор исследования. Он дает краткое описание содержания исследования, направлений исследования и источников, используемых в работе.

  1. Основная часть работы. В ней отражаются главы, в которых проводится теоретическое и практическое исследование конкретной проблемы. Как правило, в первой главе рассматриваются параграфы теоретической части исследования, во второй главе – практическая часть исследования, а в третьей главе отражаются проблемы и перспективы развития рассматриваемого вопроса.

  2. Заключение. Оно отражает результаты исследования и ориентировано на подведение его итогов, то есть все то, что было рассмотрено в основном содержании исследования отражается в краткой, лаконичной форме – несколькими выводами. Также, отражается степень достижения целевого назначения исследования, результаты проверки гипотезы и перспективы развития конкретного научного вопроса и актуальности проведения дальнейших исследований по данной теме.

  3. Список использованной литературы. Здесь отражаются источники информации, использованные в работе, в виде алфавитного перечня с указанием авторов и библиографических ссылок [3].



1.2. Типичные ошибки при проведении исследований

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной деятельности, как дополнительная внеклассная, внеурочная деятельность. При организации исследования можно столкнуться с определенными трудностями.

1.2.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования

Исследовательская работа должна иметь конкретную тему, которую обучающийся будет разворачивать на протяжении всего исследования. Формулировать тему собственной исследовательской работы необходимо непосредственно самому ученику. Выбирая тему самостоятельно, ученик сам определяет интересную и увлекательную для себя область изучения. В этом случае исследовательская работа будет носить самостоятельный характер, так как в работе ученик выполняет главную роль в исследовании.

В связи с этим можно выделить типичные ошибки учителей при формулировании темы исследовательской работы:

1. Учитель самостоятельно формулирует тему исследовательской работы, принуждает исследовать определенную область: необходимо дать обучающемуся возможность самостоятельно определить для себя интересную тему исследования, не навязать собственное мнение обучающемуся, а помочь ему определиться с темой, задавая уточняющие вопросы.

2. Определена тема, которая не имеет элемент оригинальности: ученику необходимо определить тему, которая будет неожиданной и оригинальной, так как выбранная тема влияет на содержание исследовательской работы, вызывает удивление и мотивацию у обучающегося на дальнейшую работу по исследованию.

3. Учитель не учитывает способности и интересы обучающегося: необходимо натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

4. Выбрана очень емкая тема исследования: тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как при длительной работе у обучающегося утрачивается мотивация закончить исследовательскую работу.

Таким образом, чтобы исследовательская работа обучающегося имела самостоятельный характер, необходимо учитывать и не допускать ошибки при формулировании темы исследовательской работы, так как исследование – это самостоятельная деятельность обучающихся.

1.2.2. Типичные ошибки при выборе цели исследования

Поставить перед собой цель – это значит, сконцентрировать свое внимание и силы на том, чтобы ее достичь. Также цель исследовательской работы необходимо определить для того, чтобы ответить себе и другим на вопрос о том, зачем данное исследование проводится. Цель указывает на то, в каком направлении будет осуществляться деятельность.

Для того, чтобы достичь цель исследовательской работы, важно соблюдать следующие требования: цель должна быть измерима, достижима, конкретна.

Так как цель четко определяет направление деятельности, определены типичные ошибки при формулировании цели:

1) Цели исследования завышены. Цель должна быть краткосрочной, так как при ее формулировании необходимо опираться на такие параметры, как достижимость и измеримость.

2) Несоответствие цели теме и проблеме исследования. Правильно подобранная цель является успешным решением определенной исследователем проблемы.

3) Неясность, неточность формулировки целей. Цель должна быть четко и конкретно сформулирована, так как цель определяет, что должно быть достигнуто.

1.2.3. Типичные ошибки при выборе задач исследования

Условием для реализации цели является постановка задач исследования. Задачи описывают основные шаги исследователя. Как правило, конкретизированные или более частные цели.

Выделим некоторые ошибки при формулировании задач исследовательской работы, которые стоит избегать:

1) Сформулировано большое количество задач исследования. Как правило, задач исследовательской работы не должно превышать 4 – 5 штук.

2) Не определен верный порядок задач. Необходимо создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.

3) Задача дублирует цель исследовательской работы. Необходимо спланировать шаги достижения так, чтобы они отвечали цели исследования. Цель должна дробиться на более мелкие шаги для достижения результата.

1.2.4. Типичные ошибки при выборе гипотезы исследования

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Именно поэтому умение выдвигать гипотезу является одним из главных, базовых исследовательских умений.

Для того, чтобы верно сформулировать гипотезу исследования, стоит обратить внимание на типичные ошибки при формулировании гипотез:

1) Гипотеза не содержит предположение. Необходимо формулировать гипотезу так, чтобы она содержала в себе предположение, так как в исследовании она должна быть либо подтверждена, либо опровергнута.

2) Гипотеза включает в себя слишком много предположений. Как правило, гипотеза должна состоять из одного предположения, которое будет являться ответом на поставленную проблему.

3) Гипотеза сформулирована так, что ее невозможно проверить. Проверить гипотезу – значит, найти решение поставленной проблемы, именно поэтому важно формулировать гипотезу так, чтобы она была проверяема.

Таким образом, учитывая данные рекомендации по формулированию цели, задач и гипотезы исследовательской работы, то можно избежать вышеперечисленные ошибки, так как данные этапы являются важными компонентами в исследовательской работе и показателем успешности.

1.2.5. Типичные ошибки при выборе методов исследования

Этап выбора методов исследования – очень важный этап в исследовательской работе, так как правильный выбор метода повышает эффективность исследования. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.

Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:

1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.

2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.

3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является запись наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.

4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:

1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.

2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.

Таким образом, в этой главе мы выделили рекомендации по написанию синопсиса детской исследовательской работы и описали ряд типичных ошибок, которые чаще всего встречаются в текстах исследований младших школьников.



1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований

Любая исследовательская работа оценивается по определенному ряду требований, как к оформлению детской работы, так и к описанию хода исследовательской деятельности. В наших методических рекомендациях мы предлагаем вам ознакомиться с примером критериев оценки исследовательских работ.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы;

0 баллов - тема не соответствует содержанию работы.  


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы; 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет.


Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования.


Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования;

0 баллов - проблема исследования отсутствует.


Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и  соответствует теме исследования;

0 баллов - гипотеза не доказуема


Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект


Полнота цитируемых источников, ссылок 

2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники .


Четкость выводов 

Указан список используемой литературы (1 балл)

Практические методы исследованиями реализованы, представлены в виде: фотографий, видео (3 балла)

Представлены теоретические методы на основе анализа: литературы, энциклопедии и др.

Наличие продукта

Исследовательская работа соответствует заявленному возрасту

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы;

1 балл – выводы по работе имеются, но не соответствуют целям и задачам;

0 баллов – нет выводов. 


ИТОГО:

19 баллов



В качестве примера приведем детскую исследовательскую работу (см. Приложение 1) по теме: «Откуда берется радуга?» и таблицу результатов оценивания по приведенным выше критериям.

Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы: “Откуда берется радуга?”


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 

Тема соответствует содержанию работы. В теоретической и практической части описывается, как появляется радуга 

Актуальность темы

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет

Актуальность темы не обозначена в работе

Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой;

Достижение поставленной цели не занимает много времени, поэтому выяснить причины появление радуги и получить ее в домашних условиях возможно для ребенка

Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует

Проблема не обозначена, поэтому непонятно, почему же была выбрана данная тема

Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме 

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме 

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые были выбраны автором

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники 

В работе отсутствует цитирование

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления


Работа частично соответствует стандартам оформления, нарушена структура, а именно отсутствует практическая значимость и новизна работы

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

В выводе автор отталкивается от поставленной цели и задач

ИТОГО:

14 баллов




1.4. Паспорта исследований

В данной главе представлены примеры паспортов исследования. Их составителями являются студенты третьего курса специальности «Преподавание в начальных классах».

1.4.1. Паспорт исследования «Изготовление бумаги в домашних условиях»

В качестве примера приведем паспорт исследования по теме «Изготовление бумаги в домашних условиях». Автор Иванова Марина Владимировна.

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Иванова Марина Владимировна

Тема проекта/исследования

Изготовление бумаги в домашних условиях

Актуальность проекта/исследования

С каждым годом увеличивается потребность в бумаге, а запасы сырья (дерева), из которого непосредственно и создается бумага - уменьшаются. В 2022 году в городе Красноярск перестали на некоторое время выдавать бумажные чеки, в связи с тем, что в стране применили санкции и цена на бумагу возросла в несколько раз. Именно поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги - одно из важнейших решений данной проблемы. У каждого из нас скапливаются бумажные отходы (распечатанный материал, газеты, листовки, тетради). Было решено попробовать использовать отходы для вторичного получения бумаги.

Опрос, проведенный нами в ходе исследования, подтверждает, что на сегодняшний день бумага является дорогостоящим продуктом. У многих дома есть макулатура.

Эту бумагу можно использовать в качестве создания новой бумаги.

Проблема исследования

Возрастание цен на бумагу, в связи с уменьшением количества сырья, из которого она создается.

Объект исследования

Производство бумаги из вторичного сырья.


Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Для учащихся: изготовление бумаги в домашних условиях, с использованием бумажных отходов.

Задачи:

- изучить литературные источники по теме изготовления бумаги;

- изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья;

- провести опыт с окрашиванием изготовляемой бумаги;

- представить продукт.

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1.Изучение источников в сети интернет, поиск алгоритма вторичного создания бумаги из бумажных отходов.

2.Создание бумаги в домашних условиях, с использованием полученного алгоритма действий.

3.Окрашивание созданной бумаги в различные цвета.

4.Доказательство или опровержение выдвинутой гипотезы.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изготовление бумаги в домашних условиях, с использованием бумажных отходов.

Гипотеза исследования: в домашних условиях возможно изготовить бумагу разного цвета.

Методы исследования: опыт, опрос

Оборудование для проведения исследования: бумажные отходы, вода, блендер, красители, крахмал, клей

ПВА, чаша блендера, глубокая тарелка, тряпки, губки.

Ход исследования:

1. История возникновения бумаги.

В начале исследования учащиеся знакомятся с историей возникновения бумаги. Для выполнения проекта мы должны изучить историю возникновения бумаги и выяснили, что бумага существовала не всегда.

2. Анкетирование.

Проведем опрос среди учащихся, которое покажет, известно ли ребятам, из чего изготавливают бумагу и где её используют.

3. Практическая работа по изготовлению бумаги.

Опыт №1

Цель: получение бумаги из использованных газет (макулатуры).

Сначала надо измельчить бумагу ножницами и замочить её в воде, добавив 2 ложки крахмала и тюбик клея ПВА (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться).

Затем полученную массу измельчить блендером. Должна получиться смесь наподобие каши.

Через дуршлаг удалить излишки воды и выложить бумагу небольшими порциями на поверхность стола. Затем выровнять скалкой. Но такой «лист» получается серого цвета. Поэтому можно разложить нашу смесь в разные ёмкости и добавить гуашь для цвета.

Листы полученной бумаги можно накрыть тканью и просушить утюгом для быстрого получения результата.

Опыт №2

Цель: получение бумаги из использованных листов белой и тетрадной бумаги (макулатуры).

Сначала нарезаем бумагу как можно мельче и заливаем её водой. Спустя 3 часа полученную массу измельчаем в блендере. Полученную бумажную кашицу разбавляем в большом количестве воды. Далее используем заранее изготовленную рамочку с натянутой москитной сеткой. Опускаем в бумажный раствор на 1-2 секунды для того, чтобы мелкие бумажные частички осели на сетку и вынимаем рамочку. Даём воде стечь. Выкладываем полученный лист на ткань, осторожно перевернув рамочку. Лист не трогаем в течение 24 часов до полного высыхания.

Опыт №3

Цель: получение бумаги из рисовой муки.

Материалы: рисовая мука, вода, крахмал.

Смешиваем рисовую муку и крахмал. В полученную массу добавляем воду. Получается смесь похожая на тесто для блинчиков.

Затем полученную массу нужно распределить тонким слоем по форме. У меня это была маленькая тарелочка. И поставить в микроволновку на 1 минуту.

Осторожно перевернуть блюдце на поверхность стола. Получившийся лист не трогать до полного высыхания 5-6 часов.

Продукт проекта/исследования

Бумага, видеоролик

Перспектива проекта/исследования

Данная бумага не может быть использована для печати текстов на принтере, но ее можно использовать для рисования картин, записей, создания альбомов и много другого.



Данное исследование, паспорт которого представлен выше, провести не удалось, так как не было возможности работать с блендером в кабинете, а также приготовленная своими руками бумага должна сохнуть 24 часа. Было принято решение провести другое исследование на тему: ««Сколько в соке «Моя семья», «Любимый», «Сады придонья» сока?». В Приложении 2 вы можете ознакомиться с фотографиями, которые являются подтверждением проведения исследования в модельных условиях.

1.4.2. Паспорт исследования «В какой реке вода чище: Мана или Кача?»

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Липуновская Дарья Максимовна

2

Тема проекта

В какой реке вода чище: Мана или Кача?

3

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в том, что почти у каждого населенного пункта есть река. В нашем крае протекает множество рек, которые люди используют в своей обыденной жизни. Например, в деревнях часто берут воду для полива из ближайших рек. Но проблема в том, что не все задумываются, насколько чистые реки, которые протекают возле населенных пунктов. Есть ли в ней примеси или микроорганизмы, вредные для живых существ. Поэтому необходимо знать, в какой реке вода чище.

4

Объект исследования

Вода из рек Мана и Кача

5

Цель проекта

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме " В какой реке вода чище: Мана или Кача?"

Для учащихся: исследование воды из рек Мана и Кача для выяснения, какая из них чище

Задачи

  1. Изучить теоретический материал о загрязнении рек.

  2. Провести опыты по выяснению, какая вода в реке чище: Мана или Кача.

  3. Подвести итоги по тому, какая вода из рек чище: Мана или Кача и создать видеоролик.

6

Тип проекта

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 1-2 урока, весной.

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание


  1. Подготовительный этап

Проведение опроса о реке Мана и Кача, о том, знают ли учащиеся, где протекают эти реки, насколько они чистые. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Учитель делит детей на группы.

  1. Исследовательский

Изучение теоретического материала о реках Мана и Кача, о том, где протекают эти реки, о загрязнении рек.

Постановка гипотезы учащимися. Учитель организует проведение опытов группами, дает инструкцию по пользованию микроскопом. Учащиеся изучают образцы под микроскопом, визуально сравнивают чистоту воды, фильтруют ее с помощью ватных дисков. Группы фиксируют полученные результаты в таблицу, которая заполняется в ходе исследования

Учащиеся делают выводы, исходя из полученных результатов, опровергают или подтверждают гипотезу. На основе полученных результатов готовят и представляют видеоролик о том, какая вода чище: из реки Мана или Кача.

  1. Итоговый

Учащиеся оценивают не только свою деятельность, но и деятельность группы, какой вклад они внесли в работу. Учитель проводит повторный опрос о реке Мана и Кача, чтобы увидеть, улучшили ли учащиеся свой результат.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)


Цель исследования: выяснить, в какой реке вода чище: Мана или Кача

Гипотеза исследования: предположим, что вода из реки Мана чище, чем из реки Кача.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, опрос

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование: вода из рек, микроскоп, пипетка, ватные диски, салфетки

Ход исследования:

В начале исследования учащиеся ставят гипотезу, исходя из работы с теоретическим материалом. На каждую группу выдается свой образец воды из рек.

Для начала учащимся предлагается визуально сравнить выданные образцы. Группы выделяют отличия и фиксируют их в таблицу, выделяя первый критерии.

Далее учащимся необходимо с помощью пипетки взять немного воды и посмотреть на нее под микроскопом. Перед работой учитель проводит инструктаж по пользованию микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе посередине парты на 5-10 см от края стола.
2. Зрительную трубку опустите вниз на расстояние 1-2 см от предметного столика.
3. Направьте свет при помощи зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нём готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не достигнете четкого изображения.

Полученные результаты учащиеся фиксируют в таблицу, выделяя второй критерий.

В последнем опыте учащиеся с помощью ватных дисков фильтруют воду и проверяют, насколько она была грязной. Полученные результаты фиксируются в таблицу, выделяя третий критерий.

При анализе результатов учащиеся делают вывод, из какой реки вода чище.

Критерии

Кача

Мана

Внешний вид



Микроорганизмы



Загрязненность воды





Источник: https://naukatv.ru/articles/500



9

Продукты проекта

Видеоролик на тему: “В какой реке вода чище: Мана или Кача?”

10

Перспектива проекта

Проверить чистоту других рек.



Подведем итоги по первому разделу. В данном разделе были раскрыты понятие, специфика и структура организации детской исследовательской работы, а также представлены типичные ошибки. Исследовательская деятельность способствует формированию различных познавательных компетенций и познавательного интереса. Обучающийся получает возможность почувствовать себя в роли ученого и совершать открытия в разных областях науки.



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

А. Б.  Воронцов определяет проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата [2].

Проектная деятельность содержит следующие основные этапы:

– анализ проблемы;

– постановка цели и задач проекта;

– выбор средств ее достижения;

– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

– оценка полученных результатов и выводов. Основные признаки проекта:

– координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

– уникальность;

– временный характер, ограниченность во времени с четко обозначенным началом и концом; – конкретность целей, задач и результатов;

– постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;

– наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта;

– последовательная разработка;

– координация группы (команды участников) и наставником.

Виды проектов классифицируются по различным признакам (рис. 1).

(рис.1 Классификация учебных проектов)

Существует ряд типов проектов. Рассмотрим ту классификацию, которую предлагает И. С. Сергеев [4]:

  • По комплексности (по предметно-содержательной области):

  1. Монопроекты. Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

  2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  • По продолжительности:

        1. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

        2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

        3. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.).

        4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В структуру проекта входит паспорт, который включает в себя [4]:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9. Заказчик проекта.

10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11. Задачи проекта (2-4 задачи).

12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта).

13. Необходимое оборудование.

14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Паспорт помещается в папку проекта, которая предъявляется к презентации (защите) проектной работы.

2.2. Проектная задача

Проектная задача – это система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального, до этого неизвестного обучающимся, продукта.

Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным. Среди представленных в сети проектных задач не встречается продолжительных по времени работы (обычно один или несколько уроков).

Выделяются отличительные особенности проектных задач:

• учащиеся сами выбирают способы решения проблемы и изначально не представляют, каким будет конечный результат работы;

• проектная задача не ориентирует учащихся на определённые учебные темы;

• проектная задача имеет большой объём разнородного материала.

Таким образом, проектная задача - некий прообраз проектной деятельности. И он интересен именно тем, что даёт возможность воспитать у ребят интерес к проектной работе, развить умения применять известные способы действий в новой ситуации. На мой взгляд, проектная задача - это более изящное явление, чем учебный проект, но не менее структурированное и чётко продуманное. Введение проектных задач в учебный процесс формирует у учащихся основные навыки, необходимые для успешного проведения учебных проектов.



2.3. Проектная задача «Вершина фантазии»

Межпредметная задача для 2 класса

«Вершина фантазии»


Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое.

А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.

Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.

Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаю вам успеха!

https://youtu.be/ee6XyU

Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Получают Маша и Саша письмо почте от Кота из вершины Фантазии. Не поняли ничего Маша и Саша и обратились к вам за помощью, чтобы расшифровать сообщение.


Задание 1.

Разделите запись на слова. Определите границы предложений. Расшифруйте сообщение кота учёного. Маша и Саша решили как можно скорее отправиться в путешествие.

Задание 2.

Начать свои поиски кота ребята решили от дуба, вокруг которого ходил кот. Но дети забыли, как выглядит это дерево. Найдите его по описанию и соедините с соответствующим изображением.

Это крупное дерево, достигающее в высоту 30 м. Листья у него красивые, фигурные. Во все времена года он хорош, но особенно красив и приметен он осенью, когда его разные листья окрашиваются в разные цвета.

У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Это дерево чаще всего растет в лесу. Из коры этого дерева делают различные поделки.

Это листопадное дерево, растущее не больше 50 метров в высоту. У дерева красивая обширная несомкнутая крона. Листья его перистолопастные, которые расположены на коротких черешках. Кора этого дерева темно-серого цвет, сильно растрескивающаяся. Плоды этого

дерева – орехи, которые в народе

Маша и Саша, как и многие люди на нашей планете, любят путешествовать. Наверняка вы тоже уже имеете опыт путешественника: ходили с родителями либо в поход, либо за грибами или ездили отдыхать в незнакомую местность. Самое главное, когда человек оказывается на незнакомой территории, – не заблудиться. Важно уметь ориентироваться в пространстве. А любое ориентирование начинается с определения сторон горизонта. Определите сторону горизонта по стрелке компаса.

Задание 3.

Вам нужно найди дорогу в дубу. Ваша задача проста: определите, в каком направлении нужно идти от места, где вы находитесь (точка А) до дуба (точка Д). Выберите из четырех вариантов ответа.

1) На северо-восток.

2) На юго-запад.

3) На северо-запад.

4) На юго-восток.

Для справки. Чтобы правильно определить направление по карте (плану) необходимо знать, где на плане находится север. Если это будет известно, то все остальные стороны горизонта можно легко восстановить.

Идут Маша и Саша по лесу. Дошли до полянки, а на ней грибов видимо – невидимо! Решили ребята грибы собрать, да не знают какие. Помогите им разобраться.

Задание 4.

Перед вами изображения грибов. Покажите стрелками, какие вы положите в корзину.



  1. Какие грибы не попали в корзину?

___________________________________________________________

  1. Назовите эти грибы одним словом.

___________________________________________________________

3) В каком ряду все слова являются однокоренными?

А) Грибы, грибной, грибник, грибочки.

Б) Молчаливый, молчать, молчание, молчанка.

В) Поляна, полянка, поле, пол.

Долго ли, коротко, но ребята практически добрались. Для того, чтобы было веселее путешествовать, Маша и Саше стали задавать друг другу задачки. Попробуйте и вы их решить.

Задание 5.

1) Дуб – богатырь вырастает за 10 лет на 1 метр. Сколько ему понадобится, чтобы вырасти на 5 метров? 10 метров?

2) Саша с Машей в лес пошли, много там грибов нашли. Принесли по семь маслят, и по тридцать пять опят. Сколько же всего грибов? У тебя ответ готов?

Задание 6.

Помогите Маше и Саше вспомнить дорогу домой. Для этого вам необходимо составить карту передвижения в виде изображения, используя все маршруты и иллюстрируя свою деятельность на каждом из пройденных маршрутов.



2.4. Проектная задача «Школьная история»

Межпредметная проектная задача для 4 класса

«Школьная история»

Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

1108 − х = 12 × 10

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =


1460

1980

139

1600

488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294

у

е

н

и

ж

е

ч

к

н

о

е

и

н


Ознакомьтесь с историей возникновения первой школы, вставьте недостающую информацию.

год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием

« ». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.

2 задание.

Ознакомьтесь с информацией и ответьте на вопросы после текста.

Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.

Вопросы:

1. Какой был основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России?

___________________________________________________________

2. Почему у девушек была более облегченная программа?

__________________________________________________________

3. Назовите главную цель образования того времени?

___________________________________________________________

4. Какой основной образ в образовании был у мальчиков и девушек?

___________________________________________________________

3 здание.

Прочитайте информацию о современной школе.

Воспользуйтесь информацией с предыдущих заданий, сравните и выпишите различия первых школ от современных.

Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 задание.

А одной из современных школ является наша 7 гимназия.

Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии.

«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где

произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

Гордостью школы были цветники, превратившие двор школы в оранжерею и сегодня учителя биологии кропотливо вместе с ребятами, украшают наш школьный двор. При школе был опытный участок, где производились эксперименты по скрещиванию растений. Перед фасадом гимназии пятьдесят лет назад был фонтан, в который весной запускали рыбок. Примечательной особенностью был в кабинете биологии живой уголок, где жили лисичка, заяц, птички, мышки, рыбки. При новом директоре Медведеве Евгении Васильевиче в конце 50-х годов было завершено строительство спортивного зала и школьных мастерских. За достижения в учебе, работе и спорте школа была награждена грамотами Министерства просвещения СССР. В 1962 году нашу школу принимает Елизавета Ефремовна, в те годы большой популярностью пользовались вечера «За честь школы», «За честь класса». До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, и в конце учебного года подводятся итоги. Самые лучшие ученики получают почетный значок «за честь класса», «За честь Гимназии». Запомнились поезда «Здоровье», когда вся школа выезжала в лес на отдых.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию

№7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является Литвинцева Люция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска.

Ответьте на вопросы.

Ответьте на вопросы:

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

________________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

________________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

________________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления (открытки, плакаты, текстовое поздравление).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данных методических рекомендациях была рассмотрена организация исследовательской работы учащихся начальной школы и организация проектной деятельности учащихся начальной школы.

Все рекомендуемые разработки направлены на реализацию требований обновленного ФГОСС НОО. Методические рекомендации в данной работе предназначены как для работы учителей начальных классов, так и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.01.2023).

2. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608

3. Методические рекомендации по написанию исследовательской работы [Электронный ресурс] URL : https://педпроект.рф/лебедева-и-и-публикация/

4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ. 2003.

Приложение 1.

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №1» города Сосновоборска









Учебно - исследовательская работа



«Откуда берется радуга?»






Выполнила:

Руководитель:










Сосновоборск, 2019

Введение

Тема моей исследовательской работы – «Откуда берётся радуга?». Я много раз видела радугу на небе, и всегда это явление приводило меня в восторг. И каждый раз я взрослым задавала много вопросов: «Что такое радуга?»,

«Почему появляется радуга?», «А можно ли потрогать радугу?», «А можно ли на ней прокатиться?» «А где еще можно увидеть радугу?».

Таким образом, мне захотелось провести свое исследование и ответить на интересующие меня вопросы.

Цель работы – выяснение причин появления радуги и возможности ее получения в домашних условиях.

Задачи исследования:
  • изучить научную литературу по данной теме;

  • объяснить – явление радуга;

  • выяснить, при каких условиях можно увидеть радугу;

  • попробовать получить радугу в домашних условиях различными способами.

Объект исследования - радуга.

Предмет исследования – процесс появления радуги.

В своей работе буду использовать следующие методы исследования:

  • изучение научной литературы и материалов в сети Интернет;

  • постановка опытов;

  • наблюдение, выводы.

Гипотеза исследования:

Предположим, что радуга появляется в солнечную погоду во время дождя и ее можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

Основное содержание

Теоретическая часть.

Меня очень интересовал вопрос, почему самое красивое природное явление назвали радугой. Чтобы ответить на интересующий меня вопрос, я изучила научную литературу.

Согласно, этимологического словаря Успенского Л.В., есть два правдоподобных объяснения: либо «РаДуга» сложилась из «радъ» («весёлый») и «дуга» (в народе радугу называли веселуха). Либо же в прошлом слово это звучало как «РайДуга», «Рай» переводится как пёстрый, получается, что радуга – это «пёстрая дуга». Другая группа учёных связывает происхождение этого слова с именем Бога Солнца Ра. РаДуга – это дуга Бога солнца Ра.

В Толковом словаре Ожегова, радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Каждый человек, в детстве хотел дотянуться до радуги, потрогать её или скатиться, как с горки. Но, к сожалению, с точки зрения физики всё это совершенно невозможно. А чтобы понять, что же такое радуга, нужно разобраться, как устроен свет. Белый свет, состоит из нескольких цветов. Первым это продемонстрировал английский физик Иссак Ньютон (1642- 1727) в 1672г [1, стр.53]. Он пропустил через небольшое отверстие в ставне окна солнечный свет, направил его на треугольную стеклянную призму [2,стр. 67]. Солнечный луч, падая в темной комнате на призму, преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с ярким радужным чередованием цветов (рис. 1). Ньютон выделил семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый [3, стр.170].









Рис.1 – Опыт Ньютона по разложению белого света.

Что бы запомнить цвета радуги, люди придумали поговорку, в которой первая буква каждого слова совпадает с первой буквой названия цвета соответствующих полос радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» [4, стр.44] .

Получается, что радуга образуется, когда дождевая туча удаляется от нас, над нами уже светит солнце, а вдали ещё идёт дождь, т.е. в воздухе находится много маленьких капелек воды. [1, стр.56]. Солнечный луч проходит через дождевые капли, как сквозь призму, он преломляется и отражается на другой стороне неба в виде большой разноцветной дуги [4, стр. 44]. При этом с земли радуга кажется нам в форме арки, на самом деле она имеет круглую форму. Целиком её можно увидеть только с самолёта или находясь на высокой горе.

В ходе изучения литературы, я узнала, что на земле бывают разные радуги [5], но чаще всего наблюдается Солнечная радуга. Радуга бывает лунная (ночная), туманная, огненная, зимняя, двойная, тройная.

Практическая часть

Для проверки своих предположений, о том, что радуга появляется в солнечную погоду, а так же о том, что радугу можно получить в домашних условиях я провела несколько опытов.

Опыт первый.

Для первого опыта мне понадобился пульверизатор. В солнечный день, когда солнца светило в мою комнату, я стала разбрызгивать из пульверизатора воду на солнечный луч света, в результате чего у меня в комнате появилась радуга, а если хорошо присмотреться, то можно увидеть эффект двойной радуги (рис.2).

Так же, я решила провести данный опыт с пульверизатором в пасмурный день, в результате чего, радуга не появилась.

Данный опыт подтвердил, что для получения радуги нужен солнечный свет и вода.











Рис. 2.

Опыт второй.

Для второго опыта мне понадобился стеклянный бокал, вода, лист белой бумаги и солнечный день.

В солнечный день, на подоконник, я поставила бокал наполненный водой. Регулируя бокал и белый лист бумаги, мне удалось увидеть радугу.




Рис. 3.

Полученные фотографии опыта очень наглядно показывают, как солнечные лучи света, проходят через бокал с водой и в результате преломления образуют радугу на белом листе бумаги.

Опыт третий.

Однажды, я обратила внимание, что когда солнце светит в мою комнату, то при попадании солнечных лучей на зеркало шкафа, на противоположной стороне от него образуется радуга (рис.4).

Первые три опыта доказывают, что радугу можно получить и в домашних условиях с использованием лучей солнца.




Рис 4.

Теперь я решила получить радугу, используя искусственный источник света.

Опыт четвертый.

Для данного опыта мне понадобился cd-диск, светильник и фонарик.

В начале, я расположила диск под включенным светильником, в результате чего, на диске мы наблюдали очень красивую радугу (рис. 5).




Рис. 5.

Затем, я взяла диск и посвятила на него фонариком, поймав им свет, направила его на стену и получилась вот такая радуга (рис.6).



Рис. 6.

Опыт пятый.

Данный опыт, я решила провести в ванной комнате, используя зеркальце и фонарик.

В ванну, я набрала немного воды. Затем опустила в воду зеркальце и осветила его фонариком. Подвигая зеркало, нашла такое положение, при котором на стенках ванны образовалась радуга (рис.7).



Рис. 7.

Четвертый и пятый опыт показали, что радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.

Опыт шестой.

Мне захотелось сделать радугу при помощи красок. Для данного опыта, мне понадобились 6 стаканов, вода, краска акварельная, бумажные салфетки.

Первый, третий, пятый стаканы наполнила водой и закрасила красками. Затем, бумажные салфетки, скрученные в трубочку, опустила в стаканы, через час я обнаружила, что цвета смешались, и получилась вот такая радуга (рис.8).

Рис 8.



В ходе данного опыта, я показала, что радугу можно получить при помощи воды и всего трех цветов (красный, желтый и синий).

Проделанные мною опыты показали, что и в домашних условиях можно получить радугу.

Опыт седьмой.

Чтобы убедиться, что белый свет состоит из семи цветов, дома с родителями провела такой опыт. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к палочке и раскрутили (рис. 9).



Рис. 9.

Мы увидели, как разноцветный круг стал превращаться в белый. После этого мы убедились, что свет состоит из семи цветов.




Выводы.

За время работы над темой «Откуда появляется радуга», я достигла цели моей исследовательской работы: узнала, как появляется такое удивительное природное явление, как радуга. Выяснила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги. А так же получила радугу в домашних условиях.

В ходе данной исследовательской работы я узнала много нового о радуге. Работала с дополнительной литературой, расширила свой кругозор.

Училась проводить эксперименты, анализировала полученные результаты.

Из истории изучения радуги я, так же, узнала, что природу этого явления раскрыл Исаак Ньютон.

Проведенные мною опыты показали, что эффект радуги можно получить и в домашних условиях при помощи солнечного света или фонарика.

Выдвинутые мной гипотезы подтвердились. Я пришла к выводу, что радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется, вследствие, преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Спасибо за внимание!

Список литературы, используемой для написания работы.

Загадки оптики. Занимательная физика/ Сергей и Юлия Рыжиковы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.

Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч. 2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц/ Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000. - 432 с.: ил.

Удивительная физика/Гулиа Н.В. – М.: ЭНАС, 2008,- 416 с.

Первая детская энциклопедия обо всём на свете/Т.В.Скиба. – Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. 160с.– 127, [1] c.: ил.- (Серия «Занимательная наука»).

https://awesomeworld.ru/prirodnye-yavleniya/kak-obrazuetsya-raduga.html



Приложение 2.

31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!