2 сл
Георгий Свиридов "Вальс". Большой симфонический оркестр
Контрабас – это смычковый музыкальный инструмент с 4-мя струнами. Его размеры впечатляют: высота некоторых экземпляров достигает 2-х метров с учётом нижнего шпиля.
Документально подтверждено первое внедрение контрабаса в оркестр произошло в Италии.
Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.
Звучание контрабаса - густое, плотное, сочное, а тон его даже иногда напоминает голос человека. Звук этого инструмента самый низкий среди всех оркестровых струнных.
Виолончель (итал. violoncello, сокр. Cello) – струнный смычковый музыкальный инструмент, используемый в сольной игре, симфонических оркестрах и струнных ансамблях. Название связано с уменьшительной формой от наименования контрабаса – violonе. Виолончель зачастую используется для выражения лирического настроения, печали и чтобы подчеркнуть трагичность момента. Для нее существует огромный репертуар: сонаты, концерты, отдельные пьесы.
Звук образуется при соприкосновении волоса смычка со струнами. Место касания называют игровой точкой. Звук зависит от ее расположения, скорости перемещения и наклона смычка, а также силы надавливания им. От постановки пальцев левой руки зависит интонация звучания.
Альт. На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание.
Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки, но гораздо теплее и мягче.
Скрипка имеет четыре струны и играется с помощью смычка. Смычок – это длинная тонкая палочка, которую музыкант держит в руке и перемещает по струнам, чтобы создавать звуки.
Ее мягкий тембр напоминает виртуозный и выразительный человеческий голос. Издаваемые звуки могут вызвать улыбку и слезы, пробудить в душе слушателей скрытые или давно забытые чувства.
История скрипки началась много веков назад в Индии. Там были изобретены струнные смычковые инструменты, которые со временем превратились в современную скрипку.
Труба — медный духовой инструмент, который состоит из трубки с раструбом в конце. В верхней части трубы помещается мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух в инструмент.
Ясный, выразительный, блестящий, иногда даже пронзительный - так можно описать голос трубы. Она имеет характерный насыщенный тембр, который придает звучанию оркестра величественность и патетичность. Также звук трубы применяется для придания музыке драматического характера, когда внутреннее напряжение достигает своей кульминации. Голос этого инструмента создает героические, волевые и мужественные образы, он умеет звучать очень тихо и мягко, но в то же время и удивительно мощно, когда озвучивает сцены сражений.
Тромбон. Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой, но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису. Тромбон имеет большое значение в содружестве латунных инструментов. Он очень разносторонний: ему подвластна и певучая любовная лирика, и победные возгласы фанфары.
Тромбон занимает одно из почетных мест в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко пронизывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск.
Тембр тромбона в среднем и высоком регистрах светлый, мужественный, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он может звучать как ораторская речь, полная пафоса.
Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы, ведь в переводе его название означает «маленькая труба». Родина кларнета – Германия.
Флейта. Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Трубочки делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика.
Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.
Гобой (французское слово, означающее «высокое дерево)– удивительный в своем роде музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
Подобными язычковыми инструментами пользовались в древние времена начиная с Египта.
Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки.
Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Фагот появился в 19 веке в Италии. Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти.
Ксилофон – ударный музыкальный инструмент с диапазоном в 3 октавы. Появился в глубокой древности, за свою многовековую историю претерпел множество внешних и структурных изменений. Первые образцы ксилофона появились еще в глубокой древности в Африке.
Звучать ксилофон может по-разному. Он способен выдавать множество вариаций звуков: от пронзительного щелчка до глухого стука. Этот инструмент часто используют в театральных постановках, при записи аудиокниг. Он помогает отразить глубину переживаний и чувств героев, становится проводником слушателя по сюжету произведения.
Литавры в отличии от барабанов имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.
Еще одно важное отличие литавр от барабанов – это то, что они имеют звуковысотность, то есть на них можно сыграть ноты.
Тембровая окраска у инструмента необычайно широкая – от грозного звучания до еле слышного шороха. При этом влиять на нее можно при помощи палочек, достаточно использовать наконечники разного размера и материала: кожи, дерева, войлока.
Колокольчики – ударный оркестровый инструмент, сонорика которого занимает промежуточное место между перезвоном колоколов и мелодией ксилофона. Родиной колокольчиков считается Китай.
Треугольником называется музыкальный инструмент с палочкой в комплекте, который относится к числу самых элементарных ударных. Своё название он получил из-за своей формы в виде равностороннего треугольника. В народе на Руси его называли не иначе как «трензель», однако столь необычное название в оркестре не прижилось.
Бубен – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, поэтому ритмический рисунок, исполняемый на бубне, записывается на одной линейке. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.
Считается, что первые бубны появились на территории Азии во II – III веках, когда шаманы первобытных племен использовали их в своих магических ритуалах. Бубен представлял собой деревянный обод с обтянутой мембраной, которую вырезали из кожи животных. С внутренней стороны были приделаны поперечные прутья, на которые крепились небольшие колокольчики, погремушки и даже изображения духов. Звук от такого бубна был слышен на десятки метров при каждом его движении.
Тарелки – это музыкальный инструмент, относящийся к группе ударных и часто состоящий из двух частей. Тарелки уникальны тем, что не имеют фиксированного значения высоты извлекаемого из них звука. То, насколько низким или высоким он будет, зависит от мастерства музыканта, обращающегося с инструментом. При наличии у него высокого профессионализма возможно получение звуков любой тональности.
Упомянутые ударные музыкальные инструменты появились ещё в древнейшие времена. Их аналоги были найдены на территории древнего Китая, Индонезии, Японии, Индии.
Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.
Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.
Звук арфы мягкий, негромкий.
Фортепиано – музыкальный ударно-клавишный струнный инструмент. Несколько столетий назад был известен клавир – это старинное название фортепиано. Сменившее его наименование фортепиано происходит от соединения итальянских терминов “форте”, что обозначает “быстро”, и пиано – “тихо”. Его назвали так за возможность регулирования высоты звучания.