СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»




4




Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Автор: Матюшко Л.В.




Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»




М етодические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Матюшко Л.В. - студентка 21П-3 группы отделения «Преподавание в начальных классах»



Аннотация

В методических рекомендациях представлены способы и методы организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, представлены рекомендации для того, чтобы избежать типичных ошибок при разработке исследовательских работ.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».







СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4

1.2. Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы 7

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 8

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования 11

1.5. Паспорт исследования 13

1.5.1 Паспорт исследования «Создание бумаги в домашних условиях» 13

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 18

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 18

2.2. Проектная задача 22

2.2.1 Проектная задача #за_экологию 22

Заключение 26

Список рекомендуемой литературы 27







Пояснительная записка

В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.

Цель организации проектно-исследовательской деятельности: раскрытие личностного потенциала ученика и вооружение его инструментами познания. Проектно-исследовательская деятельность предполагает творческое развитие личности ученика делает его способным и компетентным, повышает его собственную значимость. Например, ученик плохо учится, но прекрасно владеет знаниями о том, что его интересует. Проект помогает ему проявить себя, заинтересовать одноклассников своими знаниями и исследованиями, как результат – ему и дальше хочется быть успешным.





1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.

В исследовательской работе определена своя структура:

  • Проблем – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.



Для того чтобы каждый пункт в структуре выполнялся, учитель должен этим всем руководить, а именно, подбирать приёмы, которые подходят для данного этапа. Так, на этапе определения проблемы учитель проводит сравнительный анализ. После организуется мозговой штурм, на котором дети приходят к определению темы. После этого нужно понять актуальность заявленной темы. Её можно показать в виде видео, если это дети возраста 7-8 лет, или же можно дать ученикам текст с пропусками, а они должны его восстановить и прочитать (детям в возрасте 9-10 лет).

Далее нужно определить цель и задачи, где можно использовать приём «Продолжи предложение». А при определении гипотезы подойдёт приём «Помоги герою», где нужно помочь персонажу составить гипотезу или же определить, какая подходит больше.

В литературном обзоре дети определяют уровень того, что им известно, а над чем нужно ещё работать.

И в результате, у обучающихся должен получиться итоговый продукт, который они представляют (к своём или параллельном классе, в школе, в городе и т.д.)

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.



1.2. Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы

Каждая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы —ответственный и важный момент. При подборе темы нужно избегать следующих ошибок:

  1. Когда учитель «навязывает» свою тему ученику. Нужно, чтобы у ученика возник интерес и желание к исследовательской деятельности. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе

  2. Не оригинальность темы исследования. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность – это способность найти нечто необычное; способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

  3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося. При формулировании темы нужно ориентироваться на возрастные особенности учащихся.

  4. Определена тема, которая требует долгого исследования. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена.

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.



    1. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

После определения темы и проблемы нужно сформулировать цель, задачи и гипотезу.

Цель — это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  1. Когда цель не соответствует теме и проблеме исследования.

При формулировании цели нужно целиком и полностью ориентироваться на тему и проблему исследования. Цель должна отражать общее направление предполагаемой деятельности.

  1. Когда цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

Все определения в вашей работе направлены на описание темы исследования и объяснения, что именно изучается. Нужно увидеть ключевые слова и использовать их в разных формах.

  1. Постановка нереалистичной цели.

Нужно уметь определять уровень того, что сможет сделать ученик. Не стоит ставить грандиозные цели, которых будет очень трудно или вовсе невозможно добиться.

После определения цели её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как это сделать.

Так же существуют некоторые ошибки в постановке задач:

  1. Задачи не отражают цель исследования.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель.

  1. Задачи сформулированы крупнее цели или повторяют ее.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

После написания целей и задач, экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.

Рассмотрим ошибки при формулировании гипотезы:

  1. Гипотеза не имеет научной новизны и давно имеет теоретическое обоснование.

При формулировке гипотезы нужно придумать собственную идею, свое виденье решения проблемы.

  1. Гипотеза формулируется тогда, когда уже получены результаты исследования.

  2. Гипотезы должны разрабатываться и формулироваться на начальном этапе работы, когда ученик имеет только некие теоретические знания по выбранной проблеме исследования. Формулирование гипотезы – исключительно творческий процесс.

  3. Гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению.

Если ваша гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению, то напишите еще одну гипотезу, которая будет абсолютно противоположна первой.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется сказать, что цель, задачи и гипотеза очень важны в исследовательской работе. При их формулировании следует избегать описанных выше ошибок, чтобы работа получилась эффективной.





1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования

Этап выбора методов исследования – очень важный этап в исследовательской работе, так как правильный выбор метода повышает эффективность исследования. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.

Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:

1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.

2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.

3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.

4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:

1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.

2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.



1.5. Паспорт исследования 1.5.1 Паспорт исследования «Создание бумаги в домашних условиях»



Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Матюшко Лидия Владимировна

Тема проекта/исследования

Изготовление бумаги в домашних условиях

Актуальность проекта/исследования

С каждым годом увеличивается потребность в бумаге, а запасы сырья (дерева), из которого непосредственно и

создается бумага - уменьшаются. В 2022 году в городе

Красноярск перестали на некоторое время выдавать

бумажные чеки, в связи с тем, что в стране применили

санкции и цена на бумагу возросла в несколько раз. Именно

поэтому использование вторичного сырья для получения

бумаги - одно из важнейших решений данной проблемы. У

каждого из нас скапливаются бумажные отходы

(распечатанный материал, газеты, листовки, тетради). Было

решено попробовать использовать отходы для вторичного

получения бумаги.

Опрос, проведенный нами в ходе исследования,

подтверждает, что на сегодняшний день бумага является

дорогостоящим продуктом. У многих дома есть макулатура.

Эту бумагу можно использовать в качестве создания новой

бумаги.

Проблема исследования

Возрастание цен на бумагу, в связи с уменьшением

количества сырья, из которого она создается.

Объект исследования

Производство бумаги из вторичного сырья.


Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Для учащихся: изготовление бумаги в домашних условиях, с использованием бумажных отходов.

Задачи:

- изучить литературные источники по теме изготовления

бумаги;

- изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного

сырья;

- провести опыт с окрашиванием изготовляемой бумаги;

- представить продукт.

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1.Изучение источников в сети интернет, поиск алгоритма

вторичного создания бумаги из бумажных отходов.

2.Создание бумаги в домашних условиях, с использованием

полученного алгоритма действий.

3.Окрашивание созданной бумаги в различные цвета.

4.Доказательство или опровержение выдвинутой гипотезы.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изготовление бумаги в домашних условиях, с использованием бумажных отходов.

Гипотеза исследования: в домашних условиях возможно изготовить бумагу разного цвета.

Методы исследования: опыт, опрос

Оборудование для проведения исследования: бумажные отходы, вода, блендер, красители, крахмал, клей

ПВА, чаша блендера, глубокая тарелка, тряпки, губки.

Ход исследования:

1. История возникновения бумаги.

В начале исследования учащиеся знакомятся с историей возникновения бумаги. Для выполнения проекта мы должны изучить историю возникновения бумаги и выяснили, что бумага существовала не всегда.

2. Анкетирование.

Проведем опрос среди учащихся, которое покажет, известно ли ребятам, из чего изготавливают бумагу и где её используют.

3. Практическая работа по изготовлению бумаги.

Опыт №1

Цель: получение бумаги из использованных газет (макулатуры).

Сначала надо измельчить бумагу ножницами и замочить её в воде, добавив 2 ложки крахмала и тюбик клея ПВА (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться).

Затем полученную массу измельчить блендером. Должна получиться смесь наподобие каши.

Через дуршлаг удалить излишки воды и выложить бумагу небольшими порциями на поверхность стола. Затем выровнять скалкой. Но такой «лист» получается серого цвета. Поэтому можно разложить нашу смесь в разные ёмкости и добавить гуашь для цвета.

Листы полученной бумаги можно накрыть тканью и просушить утюгом для быстрого получения результата.

Опыт №2

Цель: получение бумаги из использованных листов белой и тетрадной бумаги (макулатуры).

Сначала нарезаем бумагу как можно мельче и заливаем её водой. Спустя 3 часа полученную массу измельчаем в блендере. Полученную бумажную кашицу разбавляем в большом количестве воды. Далее используем заранее изготовленную рамочку с натянутой москитной сеткой. Опускаем в бумажный раствор на 1-2 секунды для того, чтобы мелкие бумажные частички осели на сетку и вынимаем рамочку. Даём воде стечь. Выкладываем полученный лист на ткань, осторожно перевернув рамочку. Лист не трогаем в течение 24 часов до полного высыхания.

Опыт №3

Цель: получение бумаги из рисовой муки.

Материалы: рисовая мука, вода, крахмал.

Смешиваем рисовую муку и крахмал. В полученную массу добавляем воду. Получается смесь похожая на тесто для блинчиков.

Затем полученную массу нужно распределить тонким слоем по форме. У меня это была маленькая тарелочка. И поставить в микроволновку на 1 минуту.

Осторожно перевернуть блюдце на поверхность стола. Получившийся лист не трогать до полного высыхания 5-6 часов.

Продукт проекта/исследования

Бумага, видеоролик

Перспектива проекта/исследования

Данная бумага не может быть использована для печати текстов на принтере, но ее можно использовать для рисования картин, записей, создания альбомов и много другого.

































2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Проектная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения (1-4 класс). Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Разработка проекта – это творческое дело, но зависит творчество от многих внешних обстоятельств.

Для написания проекта необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) – исследовательской, информационной, практической. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • описание исследования;

  • заключение (результаты исследования)

Введение должно содержать:

- описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

- описание проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

- обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

- цель и задачи для проведения исследования;

- гипотезу исследования;

- перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

- план этапов выполнения исследовательской работы;

- описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска;

- собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности)

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.

После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.





2.2. Проектная задача

2.2.1 Проектная задача #за_экологию

Наверное, вы слышали такие слова как экодом, экомаркет, экопродукты и даже экотехника. Что же значит эта приставка “эко”? Здесь “эко” - это экологичность. Сейчас многие люди стремятся беречь себя, и, конечно же, экологию. 

Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Что же такое экология?


Экология – это состояние окружающей среды, наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы. И это состояние ухудшается каждый день.

Рост городов и удовлетворение их потребностей также оказывают влияние на загрязнение окружающей среды. Перенаселение городов, наплыв автомобилей и предприятий вредного производства оказывают очень неблагоприятное влияние на природу. Выходит, что города — главные очаги загрязнения окружающей среды и накопления мусора.

Тема загрязнения природы актуальна как никогда. Каждый житель Земли так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. Любые изменения окружающей среды, связанные с деятельностью человека, вызывающие загрязнения и заболевания, вызывают экологические проблемы

Помните, что если мы продолжим засорять землю и варварски относиться к природе, то через несколько сотен лет, и человечество погибнет. Давайте не обижать нашу планету, а наоборот заботиться о ней, чтобы она в ответ позаботилась о нас!


Задание №1. Выберите правильное определение понятию “экология”:

  1. Экология - комплексная наука о природе;

  2. Экология - это наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы;

  3. Экология -  наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания.

  4. Экология - это наука о природе.

Задание № 2. Что является главным очагом загрязнения окружающей среды? 

________________________________________________________________

На основании текста и личного опыта объясни почему. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

У одного блогера в социальной сети Майя прочитала пост: 

Майя решила последовать совету блогера и поучаствовать в защите экологии. Она нарисовала плакат на тему “Как можно защитить экологию” и опубликовала его в соцсетях с хештегом #школьники_за_экологию. 

А какие действия из этого списка можешь совершить ты? 

Прямо сейчас ты можешь нарисовать рисунок с одним из действий по защите и выложить его в сеть с таким же хештегом, тем самым, ты привлечешь внимание других людей. Возможно, именно твой рисунок напомнит о важности экологии и побудит других к её защите. 



Задание № 4. 


Майя решила ещё что-то сделать для защиты экологии. Она решила осветить эту тему в своем блоге, а именно - написать пост об одной из экологических проблем:

  • загрязнение морей, озер и рек;

  • загрязнение воздуха;

  • лесные пожары и уничтожение лесов;

  • угроза исчезновения отдельных видов животных и растений. 

Помоги Майе написать пост, придерживаясь правил написания текстов для социальных сетей, представленный ниже. 


Правила написания текстов для соцсетей

  • Начнем с основных правил написания текстов для соцсетей, которых нужно придерживаться, формируя контент:

  • 1 пост = 1 мысль – не путайте пользователя, помещая в один пост все и сразу, так вы рассеиваете его внимание и уводите от главной мысли.

  • 200-300 знаков с пробелами или 5-6 предложений – не пишите длинные посты.

  • Разбивайте на абзацы – пост будет легче читать, если вы оставите между абзацами пустую строчку.

  • Не злоупотребляйте эмодзи, хештегами, «!!», «!?!» и пр. – это неэффективно и не модно.

  • Каждый элемент поста должен быть осмысленным – будь то предложение или отдельное слово, картинка или ссылка. Не нужно вставлять модное слово или мем, только потому что это модно. Главное, чтобы они подходили к тематике вашего паблика.

Задание №5. 

Настало время применить полученные знания, твоя работа была проделана не напрасно!
Запиши полезный видеоролик на изученную тему, подойди к делу творчески.
Пришли видео на почту [email protected]




Заключение

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.



Список рекомендуемой литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2011.               

  3. Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  5. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с

  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

  7. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в обучении/ Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!