СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов «Особенности реализации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для педагогов «Особенности реализации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов «Особенности реализации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский технический колледж»


педагог-психолог

Касич Ксения Викторовна


Методические рекомендации для педагогов «Особенности реализации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»


1.Принимая во внимание особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью, мы не можем использовать в работе проекты, предназначенные для старшей школы. Нам больше подойдут проекты для дошкольников и начальной школы.

2.Анализируя виды проектов можно сделать вывод, что при работе с данной категорией детей разумным будет использование:

Игровых проектов, которые способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.

Практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении класса (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

Отсутствие целенаправленных приемов - анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий делает исследовательские проекты не актуальными в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость.

Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями (экстернальная интеграция) так как некоторые роли сложны для учащихся классов «Особый ребенок» в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

3. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

4.Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый класс.

Учитывая небольшое количество учащихся в классе, целесообразно использование групповых проектов (между классами, а также в группах детей с разными возможностями).

5. И, наконец, по продолжительности проведения проект может быть

средней продолжительности (от недели до месяца), либо долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Это обуславливается низким уровнем познавательных возможностей, трудностями организации деятельности, нарушением моторики. А также особенностями личности: отсутствием инициативы и самостоятельности. Дети характеризуются косностью психики, они с трудом переключаются на новую деятельность.

6.Задачи, которые решает проектная деятельность, разной направленности.

Проекты помогают:

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

7.Использование проектной деятельности в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью будет способствовать развитию разных направлений, а самое главное социализации детей с умеренной умственной отсталостью.

8.Работа педагога важна на всех этапах проекта и является ведущей.

Педагог должен:

- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,

- донести ее до детей,

- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

- заинтересовать каждого ребенка,

- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

- использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,

- использовать индивидуально- личностный подход,

- оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

- информировать о его реализации.

Деятельность на различных этапах проектирования.

Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя, учащихся и родителей:

Этапы работы над проектом


Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и их социальную значимость.

Побуждает у

учащихся интерес к теме проекта.

Формулирует:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Побуждает учащихся к созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Выбирают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта.

Формулируют (с помощью учителя) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.


2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов.

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе (с помощью учителя);

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.



Учавствуют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Организует промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Выполняют запланированные действия, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс оформления.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

С учителем оформляют проект,

изготавливают продукт,

участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

выполненную работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.


Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.





























6.Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!