Как помочь ученику с нарушением фонематического слуха?
Методические рекомендации логопеда учителю начальных классов.
I часть. Автоматизация «С».
Диагностика письменных работ учащихся 1-4 классов нередко свидетельствует о недостаточной сформированности фонематических процессов: слуха и восприятия, которая проявляется в специфических дисграфических ошибках у школьников на письме (ошибки не на орфографические правила). Это может быть связано с дефектным произношением звуков и как следствие нарушением фонематического слуха, или же звукопроизношение может оставаться в норме, а нарушенными окажутся только фонематические слух и восприятие. В тетрадях таких учащихся встречаются акустические замены букв по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости; свистящие – шипящие; соноры р – л; заднеязычные – переднеязычные. Например:
- заПава – забава, поШарный – пожарный, поКраничник – пограничник, поТарок – подарок;
- берОза – берёза, клУч – ключ, колАска – коляска;
- тиСина – тишина, реЗет – режет;
- сРон – слон, Лябина – рябина;
- леКний – летний, вреГный – вредный.
Обучающимся в начальной школе дисграфикам необходимо своевременно оказать помощь по ликвидации «ошибок не на правило». Такие ошибки снижают общее качество письменных работ, а соответственно снижают и оценку (успеваемость). Помочь ученику, испытывающему трудности, может не только логопед, но и учитель начальных классов. С чего начать работу?
Необходимо выявить оппозиционные, смешиваемые звуки.
Провести коррекционную работу сначала по автоматизации каждого звука в отдельности.
Провести коррекционную работу по дифференциации оппозиционных фонем.
Данные методические рекомендации относятся к тем случаям, когда у школьника нет нарушения звукопроизношения, и имеет место только недоразвитие фонематических процессов. В помощь педагогу предлагается примерный практический материал по теме «Дифференциация свистящих и шипящих согласных: С - Ш». Материал дан в определённой системе и последовательности, порядок выполнения очень важно соблюдать, потому что в этом случае работает один из основных дидактических принципов – от простого к сложному. Учитель может проводить на уроках по обучению грамоте (1 класс) или на уроках русского языка (2-3 класс) логопедические минутки. Целью выполнения таких заданий и упражнений станет формирование навыка дифференциации свистящих и шипящих согласных на письме и развитие фонематического слуха.
Для примера рассмотрим пару смешиваемых оппозиционных согласных С – Ш.
Первый этап предполагает усвоение каждой пары свистящих и шипящих согласных в отдельности (это важно!). Этот этап называется «Автоматизация звука (буквы)». Работу необходимо начинать с более простого согласного. В нашем случае это звук и буква «С». При отборе речевого материала на этапе автоматизации звука «С» нельзя использовать слова, содержащие звук «Ш».
Основные направления коррекционной работы (последовательность строго соблюдать):
Знакомство с артикуляцией звука «С». Это важно!
Ученик при написании диктанта на слух будет внимательно следить за правильной артикуляцией учителя, для него это опора и подсказка, поэтому он и сам будет стараться правильно проговаривать звуки. Разобраться в артикуляции поможет логопедический профиль звука «С», а также собственное проговаривание и самоконтроль с применением зеркала.
- губы похожи на улыбку
- зубы сближены
- кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята и выгнута
- голосовые связки не работают
- воздушная струя тонкая, холодная, центральная
После уточнения артикуляции, необходимо назвать признаки звука «С»: согласный, глухой, твёрдый (мягкий), свистящий. А также соотнести с буквой.
Автоматизация звука «С» изолированно.
А) Сначала предлагаются различные игры на звукоподражание (для наглядности можно использовать картинки):
- накачиваем колёса при помощи насоса, воздух свистит с-с-с-с-с-с
- чайник закипает, свисток свистит с-с-с-с-с-с
- ветер в трубе свистит с-с-с-с-с-с
Б) Затем можно выполнить задания по узнаванию и выделению звука «С» из ряда различных звуков. Учитель, прикрыв экраном рот, произносит ряд звуков – а д С м з С С з в С ч щ С. Ученик должен узнать звук «С» и обозначить его, например, хлопком.
На следующем этапе, более сложном, звук «С» выделяется в слогах. Учитель, прикрыв экраном рот, произносит ряд слогов – да СЫ бо за СА ро та СУ ло зо СО СЭ що ва. Ученик должен узнать слог со звуком «С» и обозначить его, например, хлопком.
На следующем этапе, ещё более сложном, звук «С» выделяется в словах. Учитель, прикрыв экраном рот, произносит ряд слов – САПОГИ ведро забор пещера СОК НОС коза радуга КОСА облако РАСТЕНИЕ . Ученик должен узнать слово со звуком «С» и обозначить его, например, хлопком.
В) Задания на определение места звука «С» в слове ( в начале, в середине или в конце слова). Например:
Автоматизация звука «С» в чистоговорках и слогах.
А) Чистоговорки.
СА-СА-СА – ой, ой, ой летит оса
СО-СО-СО – покатилось колесо
СУ-СУ-СУ – мы живём в лесу
СЫ-СЫ-СЫ – у меня усы
Б) На этом этапе можно предложить ученику написать слоги разных типов под диктовку (прямые, обратные, со стечением согласных, закрытые) и прочитать их. Например:
Са, ас, со, ос, су, ус, сы, ыс, ска, сто, сос, ост, ска, сты.
Ещё можно предложить разбить слова на слоги, а записать только слоги со звуком «С», прочитать их. Например: сова, коса, усы, сапоги, доска, рисунок, посылка, столы, насос, санки. Соответственно будут записаны слоги: со, са, сы, са, дос, су, сыл, сто, сос, сан.
В) Повторить разные комбинации слоговых рядов:
СА-СЫ-СО СО-СА-СУ СУ-СО-СЫ СЫ-СА-СЭ СО-СЭ-СУ СТА-СТО-СТУ
Автоматизация звука «С» в словах.
А) Назвать предметы, двигаясь по стрелкам, правильно произнося звук «С», потом записать слова в тетрадь.
Б) Отгадать и вписать слова в кроссворд.
В) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в тетрадь.
- Гладишь – ласкается. - Что за чудо – длинный дом!
Дразнишь – кусается. (Собака) Пассажиров много в нём.
- Пошла муха на базар, Носит обувь из резины
И купила … (Самовар) И питается бензином. (Автобус)
- Я над речкою лежу, - Сперва с горы летишь на них
Оба берега держу. (Мост) А после в гору тянешь их. (Санки)
Г) Наложенные предметы: узнать по контуру, какие предметы перемешались. Названия записать в тетрадь.
Автоматизация звука «С» в предложениях.
А) Выучить наизусть, записать по памяти.
- Сама садик я садила, сама буду поливать.
- Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
- На кокосы, на кокосы, налетели мы как осы.
- На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.
- Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.
Б) Работа с деформированным предложением.
- сидела, на, Соня, скамейке
-
лисы, искала, следы, собака
- ловко, на, Настя, скакалке, прыгала
Автоматизация звука «С» в тексте.
- Составить рассказ по серии сюжетных картинок. Рассказ записать в тетрадь.
Подведём итог:
на этапе автоматизации отдельного звука (буквы) занятия должны выстраиваться в логике от простого к сложному (изолированно – различные типы слогов – слова – словосочетания – предложения – текст);
на этапе автоматизации отдельного звука (буквы) обязательно разбирается артикуляция данного звука с опорой на профиль и даётся его характеристика;
на этапе автоматизации отдельного звука (буквы) на занятиях исключается речевой материал с оппозиционным звуком.