СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителя начальных классов "Как помочь школьнику с нарушением фонематического слуха". I часть.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов, используя данные методические рекомендации и разработки, сможет самостоятельно оказать необходимую помощь ученикам с нарушением фонематического слуха по преодолению акустической дисграфии. В методических рекомендациях для коррекции предложены смешиваемые звуки [С] и [Ш]. По аналогии можно выстроить коррекционную работу с любыми оппозиционными звуками. I часть. Автоматизация "С".

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителя начальных классов "Как помочь школьнику с нарушением фонематического слуха". I часть.»

Как помочь ученику с нарушением фонематического слуха?

Методические рекомендации логопеда учителю начальных классов.

I часть. Автоматизация «С».

Диагностика письменных работ учащихся 1-4 классов нередко свидетельствует о недостаточной сформированности фонематических процессов: слуха и восприятия, которая проявляется в специфических дисграфических ошибках у школьников на письме (ошибки не на орфографические правила). Это может быть связано с дефектным произношением звуков и как следствие нарушением фонематического слуха, или же звукопроизношение может оставаться в норме, а нарушенными окажутся только фонематические слух и восприятие. В тетрадях таких учащихся встречаются акустические замены букв по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости; свистящие – шипящие; соноры р – л; заднеязычные – переднеязычные. Например:

- заПава – забава, поШарный – пожарный, поКраничник – пограничник, поТарок – подарок;

- берОза – берёза, клУч – ключ, колАска – коляска;

- тиСина – тишина, реЗет – режет;

- сРон – слон, Лябина – рябина;

- леКний – летний, вреГный – вредный.

Обучающимся в начальной школе дисграфикам необходимо своевременно оказать помощь по ликвидации «ошибок не на правило». Такие ошибки снижают общее качество письменных работ, а соответственно снижают и оценку (успеваемость). Помочь ученику, испытывающему трудности, может не только логопед, но и учитель начальных классов. С чего начать работу?

  1. Необходимо выявить оппозиционные, смешиваемые звуки.

  2. Провести коррекционную работу сначала по автоматизации каждого звука в отдельности.

  3. Провести коррекционную работу по дифференциации оппозиционных фонем.

Данные методические рекомендации относятся к тем случаям, когда у школьника нет нарушения звукопроизношения, и имеет место только недоразвитие фонематических процессов. В помощь педагогу предлагается примерный практический материал по теме «Дифференциация свистящих и шипящих согласных: С - Ш». Материал дан в определённой системе и последовательности, порядок выполнения очень важно соблюдать, потому что в этом случае работает один из основных дидактических принципов – от простого к сложному. Учитель может проводить на уроках по обучению грамоте (1 класс) или на уроках русского языка (2-3 класс) логопедические минутки. Целью выполнения таких заданий и упражнений станет формирование навыка дифференциации свистящих и шипящих согласных на письме и развитие фонематического слуха.

Для примера рассмотрим пару смешиваемых оппозиционных согласных С – Ш.

Первый этап предполагает усвоение каждой пары свистящих и шипящих согласных в отдельности (это важно!). Этот этап называется «Автоматизация звука (буквы)». Работу необходимо начинать с более простого согласного. В нашем случае это звук и буква «С». При отборе речевого материала на этапе автоматизации звука «С» нельзя использовать слова, содержащие звук «Ш».

Основные направления коррекционной работы (последовательность строго соблюдать):

  1. Знакомство с артикуляцией звука «С». Это важно!

Ученик при написании диктанта на слух будет внимательно следить за правильной артикуляцией учителя, для него это опора и подсказка, поэтому он и сам будет стараться правильно проговаривать звуки. Разобраться в артикуляции поможет логопедический профиль звука «С», а также собственное проговаривание и самоконтроль с применением зеркала.

- губы похожи на улыбку

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята и выгнута

- голосовые связки не работают

- воздушная струя тонкая, холодная, центральная

После уточнения артикуляции, необходимо назвать признаки звука «С»: согласный, глухой, твёрдый (мягкий), свистящий. А также соотнести с буквой.

  1. Автоматизация звука «С» изолированно.

А) Сначала предлагаются различные игры на звукоподражание (для наглядности можно использовать картинки):

- накачиваем колёса при помощи насоса, воздух свистит с-с-с-с-с-с

- чайник закипает, свисток свистит с-с-с-с-с-с

- ветер в трубе свистит с-с-с-с-с-с

Б) Затем можно выполнить задания по узнаванию и выделению звука «С» из ряда различных звуков. Учитель, прикрыв экраном рот, произносит ряд звуков – а д С м з С С з в С ч щ С. Ученик должен узнать звук «С» и обозначить его, например, хлопком.

На следующем этапе, более сложном, звук «С» выделяется в слогах. Учитель, прикрыв экраном рот, произносит ряд слогов – да СЫ бо за СА ро та СУ ло зо СО СЭ що ва. Ученик должен узнать слог со звуком «С» и обозначить его, например, хлопком.

На следующем этапе, ещё более сложном, звук «С» выделяется в словах. Учитель, прикрыв экраном рот, произносит ряд слов – САПОГИ ведро забор пещера СОК НОС коза радуга КОСА облако РАСТЕНИЕ . Ученик должен узнать слово со звуком «С» и обозначить его, например, хлопком.

В) Задания на определение места звука «С» в слове ( в начале, в середине или в конце слова). Например:

  1. Автоматизация звука «С» в чистоговорках и слогах.

А) Чистоговорки.

СА-СА-СА – ой, ой, ой летит оса

СО-СО-СО – покатилось колесо

СУ-СУ-СУ – мы живём в лесу

СЫ-СЫ-СЫ – у меня усы

Б) На этом этапе можно предложить ученику написать слоги разных типов под диктовку (прямые, обратные, со стечением согласных, закрытые) и прочитать их. Например:

Са, ас, со, ос, су, ус, сы, ыс, ска, сто, сос, ост, ска, сты.

Ещё можно предложить разбить слова на слоги, а записать только слоги со звуком «С», прочитать их. Например: сова, коса, усы, сапоги, доска, рисунок, посылка, столы, насос, санки. Соответственно будут записаны слоги: со, са, сы, са, дос, су, сыл, сто, сос, сан.

В) Повторить разные комбинации слоговых рядов:

СА-СЫ-СО СО-СА-СУ СУ-СО-СЫ СЫ-СА-СЭ СО-СЭ-СУ СТА-СТО-СТУ

  1. Автоматизация звука «С» в словах.

А) Назвать предметы, двигаясь по стрелкам, правильно произнося звук «С», потом записать слова в тетрадь.

Б) Отгадать и вписать слова в кроссворд.

В) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в тетрадь.

- Гладишь – ласкается. - Что за чудо – длинный дом!

Дразнишь – кусается. (Собака) Пассажиров много в нём.

- Пошла муха на базар, Носит обувь из резины

И купила … (Самовар) И питается бензином. (Автобус)

- Я над речкою лежу, - Сперва с горы летишь на них

Оба берега держу. (Мост) А после в гору тянешь их. (Санки)

Г) Наложенные предметы: узнать по контуру, какие предметы перемешались. Названия записать в тетрадь.

  1. Автоматизация звука «С» в предложениях.

А) Выучить наизусть, записать по памяти.

- Сама садик я садила, сама буду поливать.

- Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

- На кокосы, на кокосы, налетели мы как осы.

- На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.

- Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.

Б) Работа с деформированным предложением.

- сидела, на, Соня, скамейке

- лисы, искала, следы, собака

- ловко, на, Настя, скакалке, прыгала

  1. Автоматизация звука «С» в тексте.

- Составить рассказ по серии сюжетных картинок. Рассказ записать в тетрадь.





Подведём итог:

  1. на этапе автоматизации отдельного звука (буквы) занятия должны выстраиваться в логике от простого к сложному (изолированно – различные типы слогов – слова – словосочетания – предложения – текст);

  2. на этапе автоматизации отдельного звука (буквы) обязательно разбирается артикуляция данного звука с опорой на профиль и даётся его характеристика;

  3. на этапе автоматизации отдельного звука (буквы) на занятиях исключается речевой материал с оппозиционным звуком.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!