СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к проведению работы с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению работы с родителями»

Ясиноватская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней № 7

Администрации города Ясиноватая









Методические рекомендации

к проведению работы с родителями














Методические рекомендации

разработаны творческой группой

методического объединения

классных руководителей

ЯОШ 7 АГЯ

Руководитель творческой группы

Агапова В.С.










2017-2018 учебный год

Самое сложное в работе с детьми –

это работа с их родителями.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ


Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В основу данных рекомендаций положены следующие документы: Закон ДНР «Об образовании», Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, Конвенция о правах ребёнка, Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики; локальные школьные документы: Концепция патриотического воспитания детей и Программа воспитательной работы (Утверждено Педагогическим советом школы 31.08.2015г., протокол №1). В работе используются Положения о Школе полного дня и Индивидуальных образовательных маршрутах, в которых значительная роль отводится участию родителей в образовательном процессе.

При разработке данных рекомендаций была использована Программа педагогического всеобуча родителей учащихся начальных классов по обеспечению взаимосвязи школы и семьи на государственно- гражданской основе «Формирование общественной активности школьников в процессе сотрудничества школы и семьи» (разработана и утверждена на педсовете, протокол № 1 от 31.08.2013г.)

Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса, что является принципиальным в реализации открытой воспитательной системы как основы достижения интегративных целей для формирования личности обучающихся. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.

Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.

Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:

  • Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

  • Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

  • Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

  • Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

  • Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

  • Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и иметь огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов.


Реализация основных направлений по взаимодействию с семьёй.

Изучение семей учащихся.


Это направление деятельности отражается в воспитательных планах такими формами работы:

- ознакомление с условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье;

- определение уровня педагогической культуры родителей- использование различных методов изучения семьи;

- оказание коллективного, дифференциированного и индивидуального педагогического влияния на родителей на основе тщательного мониторинга;

- вовлечение родителей в организацию внешкольной работы;

- формирование банка данных о семье и семейном воспитании;

- работа с неблагополучными семьями;

- коррекция деятельности родителей во время адаптации детей к школе;

- стимуляция родителей, которые являются активными участниками в жизни школы.


Педагогическое просвещение родителей, повышения уровня их педагогической культуры.


Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование, и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Приняты такие формы работы с родителями:

общешкольные родительские собрания;

лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации;

педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе;

обзор популярной литературы для родителей;

обмен опытом воспитания детей в семье;

вечер вопросов и ответов;

День открытых дверей;

День семьи в школе;

родительский ринг;

круглый стол или педагогический треугольник;

собрания-диспуты;

проигрывание педагогических ситуаций;

совместные собрания вместе с детьми;

тематические и индивидуальные консультации;

деловая игра.

Общешкольные собрания рекомендуется проводить 2-3 раза в год по плану. Классные собрания – не реже 1 раза в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями. На родительском собрании идет обсуждение достижений учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Однако речь на собрании должна идти не об оценках учащихся, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые демонстрирует ученик. К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся.


Десять секретов успешного проведения

родительского собрания.


Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.


1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

 

Правила поведения классного руководителя

на родительском собрании:


1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.



Тематика родительских собраний

 

         Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения

 


Класс

Тема

1

I. Младший школьный возраст и его особенности.

  1. Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

  2. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

  3. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)

II. Как научить детей учиться.

  1. Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог).

  2. Содержание школьного образования в начальных классах.

  3. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

 

III. Физическое воспитание школьника в семье и дома.

  1. Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

  2. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

  3. Каждому занятию – определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу – время, а потехе – час».

 

IY. Игра и труд в жизни младших школьников.

  1. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.

  2. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.

  3. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся.

 

Y. Итоговое родительское собрание вместе с детьми.

  1. Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.

  2. Выставка рисунков, поделок и т.д.

  3. Награждения.

4. Концерт.

Другие темы (на выбор)

  • Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.

  • Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций.

  • Капризы ребенка и как с ними бороться.

  • Учеба и игра в жизни первоклассника.

  • Организация и проведение летних каникул

  • Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников. Общение в семье.

  • Особенности режима учебного труда и отдыха, гигиенических норм первоклассника. Элементарные знания правил дорожного движения

  • Роль сказки, книжек-малышек, мультфильмов и детских передач в эстетическом и экологическом воспитании первоклассника.

  • Роль игры в расширении кругозора учащихся.

2

2-й класс

 

I. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

  1. Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.

  2. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.

  3. Режим питания в школе и дома.

 

II. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

  1. Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.

  2. Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.

  3. Памятка детям «Как себя вести, чтобы и другим было приятнее и лучше жить».

 

III. Роль чтения в развитии младших школьников.

  1. Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

  2. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка.

  3. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.

 

IY. Секретный мир наших детей.

  1. Свободное время школьника. Анализ анкет.

  2. Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии).

  3. Как правильно организовать летний отдых детей.

 

Y. Итоговое праздничное собрание.

  1. Подведение итогов  года по учебной и внеклассной работе.

  2. Награждение учащихся и родителей.

  3. Концерт. Игры. Чаепитие.

Другие темы (на выбор)

  • Особенности учебной деятельности второклассников.

  • Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции.

  • Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.

  • О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов.

  • Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

  • Шалость и хулиганство – есть ли различия?

  • Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

  • Организация учебного труда школьника в процессе выполнения домашнего задания.

  • Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за свои поступки.

  • Закаливание младшего школьника.

  • Организация летнего отдыха детей.

3

общих проблем и задач воспитания.

3-й класс

 

I. Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.

  1. Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог).

  2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.

  3. Учебные цели и задачи на новый учебный год.

 

II. Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.

  1. Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

  2. Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг…», сочинений «Друг – это тот, кто…»

  3. Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

 

III. Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

  1. Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.

  2. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры).

  3. Памятка родителям «Заповеди для родителей».

 

IY. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

  1. Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.

  2. Поощрение и наказание.

  3. Педагогические ситуации (игра).

 

 

Y. Человек формируется с детств .

  1. Особенности формирования характера у младших школьников.

  2. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.

  3. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

 

YI. Эстетическое воспитание в семье и школе.

  1. Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

  2. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

  3. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.

Другие темы (на выбор)

  • Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.

  • Воспитание у школьника навыков самостоятельного учебного труда.

  • Домашняя библиотека, любимые книги. Школьная библиотека. Что читать третьекласснику? Забота о глазах. Упражнения для глаз.

  • Школьные традиции и праздники.

  • Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.

  • Роль семьи в формировании личности ребёнка.

  • В.А.Сухомлинский о нравственном воспитании в семье

  • Физкультурно-оздоровительная работа в семье и школе

  • Учить видеть прекрасное в жизни и природе. Пример родителей в эстетическом и экологическом воспитании младшего школьника.

4

4-й класс

 

I. Последний год обучения в начальной школе.

  1. Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.

  2. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.

  3. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

 

II. Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)

  1. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

  2. Нервные дети и их воспитание.

  3. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.

 

III. Отец и мать – первые воспитатели.

  1. Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.

  2. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.

  3. Самовоспитание родителей – важнейшее условие совершенствования их личности.

 

IY. Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я – дружная семья».

  1. Представление хобби родителей.

  2. Презентация фирменных семейных блюд.

  3. Совместные игры. Викторины. Чаепитие.

 

Y. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

  1. Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса.

  2. Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).

  3. На долгую память (Записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми).

Другие темы (на выбор)

  • Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.

  • Воспитание у школьника ответственного отношения к учению.

  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.

  • Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

  • Дети и деньги. Семейный бюджет и ребёнок.

  • Права и обязанности школьника.

  • Профилактика сколиоза, травматизма, близорукости в воспитании младшего школьника.

  • О координации совместной работы школы, семьи и общественности по эстетическому и экологическому воспитанию школьников.

5

5-й класс

 

I. Будем знакомы!

  1. Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и т.д.

  2. Слово школьному психологу:

а) Психологические особенности детей данного возраста.

б) Тестирование родителей.

  1. Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.

  1. Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.

 

II. Главное – здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.

  1. Здоровье наших детей – в наших делах. Итоги медосмотра.

  2. Результаты анкетирования.

  3. Памятка родителям о режиме дня учащихся.

 

III. Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.

  1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся и их родителей (по преемственности).

  2. «Без муки нет науки»:

а) Итоги II четверти.

б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)

  1. Памятка родителям «Как любить детей».

IY. Воспитание трудолюбия в семье и школе.

  1. Маленькое дело лучше большого безделья:

а) Результаты анкетирования родителей и ребят.

б) Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.

  1. Диспут «Труд – необходимость или обязанность? Проблема принуждения и поощрения».

  1. Как организовать летний отдых детей. Рекомендации родителям.

 

Y. Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое собрание с участием детей.

  1. «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое». Итоги успеваемости за год. Награждение отличников, хорошистов.

  2. Устный журнал «Страницы из жизни 5-го класса». Внеклассная работа. Награждение ребят и родителей.

  3. Концерт.

Другие темы (на выбор)

  • Первый раз в пятый класс. Как помочь ребенку успешно учиться. Психофизиологические особенности пятиклассников.

  • Организация учебного труда подростков в связи с введением новых учебных предметов.

  • Семейный климат. Семейные традиции (задачи, формы и методы семейного воспитания).

  • Поощрение и наказание. Умение прощать.

  • Роль игры и общения в жизни пятиклассников.

  • Честь и честность.

  • Роль трудовых объединений в правовом и нравственном воспитании.

  • Комплекс утренней физзарядки. Семейный спортивный инвентарь.

  • Роль детских кинофильмов, телепередач, художественной самодеятельности в эстетическом и нравственном воспитании детей.

  • Телевидение пятиклассник.

  • О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

6

6-й класс

 

I .«Школа вчера, сегодня, завтра».

  1. Школа глазами родителей (анализ анкет).

  2. Анализ работ учащихся. Сочинение на темы:

а) «За что я люблю (не люблю) свою школу».

б) «Если бы я был директором школы № 9, то…».

в) Рисунки на тему «Школа будущего».

  1. выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

  1. Выборы членов родительского комитета.

 

II. «Счастлив тот, кто счастлив дома».

  1. Слово учителя. Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой». Педагогические ситуации. Пути решения.

  2. Анализ сочинений учащихся «Отчего я плачу» и «Самый счастливый день в моей жизни».

  3. Хочешь быть счастливым – будь им! (Рекомендации «Как организовать семейный праздник».)

  4. Итоги четверти. Разное.

 

III. Самовоспитание – важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.

  1. Слово учителя. Программа самовоспитания учащихся 6-го класса – в действии. Первые результаты.

  2. Какие мы? Анализ анкет «Расскажи мне обо мне».

  3. Советы психологов «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка».

  4. Разное.

 

IY. «Папа может все, что угодно…».

  1. Слово учителя. Отец как воспитатель. Тест.

  2. Психолог. Роль отца в воспитании детей. (Причины устранения отца от воспитания детей.)

  3. Анализ анкет, рисунков, сочинений учащихся «Мой папа – самый…», «Я горжусь папой, потому что…».

  4. Шуточный концерт для пап, подготовленный детьми и мамами.

 

Y. Праздничное собрание совместно с детьми «Всему свое время».

  1. Итоги года. Награждение учащихся, активных родителей.

  2. Презентация фильма «В гостях у …».

  3. «Здравствуй, лето!» Памятка, как с пользой провести летние каникулы.

Другие темы ( на выбор)

  • Дисциплина и трудолюбие как составляющие успеха.

  • Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Гармоничность мышления (как учить ребенка мыслить)

  • Эстетическое воспитание в семье и школе.

  • Эстетическое воспитание в семье и школе.

  • Дисциплина и трудолюбие как составляющая успеха.

  • Развитие познавательной активности шестиклассника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, семье, общественных местах.

  • Особенности переходного возраста. Профилактика нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек.

  • Эстетика быта, поведения подростка в семье и общественных местах.

  • Компьютер в жизни школьника.

  • Первые проблемы подросткового возраста.

  • Положительные эмоции в жизни школьника.

7

 

7-й класс

 

I .«Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.

  1. Знание возрастных особенностей детей – необходимое условие их воспитания (психолог).

  2. Различия в развитии мальчиков и девочек (детский врач).

  3. Анализ анкеты «Какие мы сегодня» (классный руководитель).

 

II. Особенности учебной деятельности подростков.

  1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе.

  2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им.

  3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?

 

III. Отец и мать как воспитатели.

  1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.

  2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)

  3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

 

IY. Досуг подростков.

  1. Свободное время и его в формировании личности подростка.

  2. Подросток и ТВ.

  3. Подросток и улица.

Другие темы (на выбор)

  • Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

  • Убеждения, права и обязанности.

  • Трудовое воспитание в семье и школе.

  • Формирование установок толерантного сознания.

  • Формирование патриотизма в школе и дома.

  • Возможности дополнительного образования. Расширение кругозора школьника через внеклассную, кружковую, факультативную работу.

  • Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Здоровый образ жизни. Единый фронт борьбы против наркомании, алкоголизма, аморального поведения подростка.

  • Агрессия, её причины и последствия.

  • Поощрение и наказание детей в семье

8

8-й класс

 

I.Этот трудный возраст.

  1. Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков» (психолог).

  2. Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных» подростков (социальный педагог).

  3. Характер отношений и требований взрослых к подросткам.

 

II. Воспитание у подростков эстетической культуры.

  1. Эстетическое воспитание подростка – забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании учащихся.

  2. Форма и средства эстетического воспитания подростков в семье.

  3. Концерт художественной самодеятельности силами учащихся, занятых в школе искусств, ДК «Магистраль» и др.

 

III. Твое здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.

  1. Воспитание поколения здоровых людей – главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом (классный руководитель).

  2. Программа по физической культуре в школе (учитель физкультуры).

  3. Гигиена подростков (детский врач).

  4. Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые (учащиеся).

 

IY. Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.

  1. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек (мед. работник).

  2. Особенности дружбы между мальчиками и девочками.

  3. Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков.

Другие темы (на выбор)

  • Как научиться понимать и принимать подростка?

  • «Только влюбленный имеет право на звание человека» (воспитание чувств)

  • Как вести себя в конфликтных ситуациях.

  • Досуг подростков. Разговор о привычках.

  • Проблемы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

  • Участие школьников в спортивно-массовой работе, спортивных соревнованиях, турпоходах.

  • Эстетическое и экологическое воспитание в процессе экскурсий в природу, турпоходах, работы в трудовых объединениях.

  • О родительском авторитете.

  • Нравственные уроки моей мамы.

  • Книги и жизнь школьника. Отношение учениеа к учебной и художественной литературе.

  • Участие школьника в различных конкурсах, предметных олимпиадах как важнейший фактор развития интереса к знаниям и природных задатков и способностей.

9

9-й класс

 

I. Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.

  1. Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста (психолог).

  2. Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.

  3. Проблема «отцов и детей», перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.

 

II. Правовое воспитание подростков.

  1. Основные права и обязанности подростков (работник ОВД).

  2. Формирование у подростков ответственности за свои действия и поступки. «Если бы я знал…» Статистика правонарушений среди подростков.

  3. Роль в правовом воспитании подростков (классный руководитель).

 

III. Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков.

  1. Эмоции и чувства, их роль в жизни людей. Развитие чувств у подростков, особенности их выражения.

  2. Анализ анкет и итоги тестирования учащихся.

  3. Отношения между мальчиками и девочками. Дружба подростков.

 

IY. Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.

  1. Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе).

  2. Самооценка и оценка учащихся коллективом.

  3. Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

Другие темы (на выбор)

  • Психофизиологические особенности девятиклассников.

  • Как научиться детей распоряжаться деньгами.

  • Подготовка к выпускным экзаменам.

  • Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.

  • Досуг старших подростков.

  • Человек, которому я верю.

  • Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам..

  • Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка и взаимооценка своего поведения.

  • Режим учебного труда и отдыха в период подготовки и сдачи экзаменов.

  • Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению.

  • Жизненные цели подростка. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

  • Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

  • Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.

  • Психологический стресс подросток.





Развитие воспитательного потенциала коллектива родителей


Эта важная работа начинается по тем скупым сведениям из классного журнала, которыми располагает классный руководитель. Поэтому очень важно уже на первом родительском собрании найти точки соприкосновения с родителями.

В сентябре на первой учебной неделе учащимся раздаются анкеты для родителей примерно следующего содержания.


Анкета для родителей.


Уважаемые (имя, отчество мамы и папы, фамилия)!


Прошу Вас помочь в решении некоторых вопросов, организации общественной работы в классе.

Прошу предложить самим и/или выбрать из нижеперечисленного поручение или дело, выполнение которого не затруднит Вас.

Укажите, пожалуйста, время его выполнения.

  1. Руководство творческим объединением.

  2. Помощь в организации походов, экскурсий, в посещении театров, музеев.

  3. Содействие в создании материальной базы школы, класса.

  4. Выполнение оформительской работы.

  5. Подбор литературы для вечеров, дискотек, викторин, конкурсов и т. д.

  6. Музыкальное оформление.

  7. Проведение и подготовка лекториев для родителей и детей.

  8. Организация встреч с интересными людьми.

  9. Трудовое участие в оборудовании кабинетов.

  10. Что-то другое укажите ________________________________


Затем анкеты собираются и сортируются по делам. Такой метод даёт ощутимый результат, так как некоторые родители сами не решаются сказать при всех о своих возможностях или опасаются, что не смогут выполнить какое-либо поручение.

Анкета же объективно раскрывает «разнородность» воспитательной работы.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!