СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается два понятия: что такое исследование и проект в начальной школе; даны советы и рекомендации по организации детских исследований и проектов;выделены типичные ошибки, которые совершают при формулировке цели, задач, паспорта исследования;представлены примерные работы исследования и проекта.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов педагогических учреждений и родителей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»




Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

















































Красноярск, 2023

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Павлюченко Н. О. - студентка 20П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Павлюченко Н. О.

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023.

Красноярск, 2023















Аннотация

В данной работе описывается два понятия: что такое исследование и проект в начальной школе; даны советы и рекомендации по организации детских исследований и проектов; выделены типичные ошибки, которые совершают при формулировке цели, задач, паспорта исследования; представлены примерные работы исследования и проекта.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов педагогических учреждений и родителей учащихся.






Оглавление

Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 4

1.1 Как правильно определить название исследования 7

1.2 Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования 9

1.3 Культура защиты исследования 10

1.4 Паспорт исследования 12

1.5 Как провести исследование в классе 19

1.6 С чего начинать исследование. 19

Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 21

2.1 Отличительные характеристики проекта 21

2.2 Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе 21

2.3 Последовательность работы над проектом 22

2.4 Роль учителя (педагога) в выполнении проекта младшими школьниками 22

2.5 Чем отличается от исследования 23

Библиографический список 24













Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. [1]

Стремление новых открытий рождается ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции.

Исследовательская работа - это письменный отчет, о каком - либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.

Цель исследовательской работы - развитие самостоятельного, критического и логического мышления учащегося.

Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу. В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные. [2]

Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:

  • титульный лист;

Первой страницей работы является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором была написана исследовательская работа.

  • оглавление;

Далее составляется оглавление, представляющее собой указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

Напротив, всех заголовков в оглавлении исследовательской работы ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы (можно сделать автоматическое оглавление во вкладке «ссылки»). Заголовки в оглавлении исследовательской работы должны точно повторять заголовки в тексте.

  • введение;

Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; цель исследовательской работы;

объект, предмет исследования; задачи, гипотезу; методы исследования;

практическую значимость и новизну; краткий анализ изученной литературы.

  • основная часть (главы);

Согласно структуре, основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре, глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

  • заключение;

Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.

  • список использованной литературы;

После заключения размещается список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы).

  • приложения (при необходимости).

В приложении исследовательской работы учащихся помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. [3]

Таким образом ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

-умение видеть проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение задавать вопросы;

-умение давать определения понятиям;

-умение классифицировать;

-умение экспериментировать.

1.1. Как правильно определить название исследования

Исследовательская работа учащегося является одной из важнейших форм учебного процесса и направлена преимущественно на подготовку к практической деятельности школьника.

Исследовательская работа учащихся организуется со следующими целями:

а) закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания по школьному курсу;

б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации.

Для того, чтобы исследовательская работа достигла данных целей необходимо, прежде всего, правильно определить тему исследования и ее название.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Поэтому выбор темы исследовательской работы является ответственным и порою весьма трудным этапом для начинающего исследователя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы.

Разберем на примерах удачные и неудачные формулировки тем.

Неудачные названия получаются, потому что учителя не учитывают тот факт, что некоторые темы разбираются на уроках по окружающему миру, на классных часах, что делает тему не актуальной. Например, темы: «Почему листья осенью меняют цвет?», «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?».

Чтобы тема звучала грамотно, была удачной и актуальной она должна отражать обращение к научно-понятийному аппарату, учет возрастных особенностей обучающихся, личную заинтересованность, оригинальность, учет возможностей обучающихся. Например, темы: «Кока-кола. Польза или вред?», «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?», «Откуда берется радуга?».

В таблице можете ознакомиться с разными формулировками тем.

Таблица 1. Формулировка темы.

Удачные названия

Спорные названия

Неудачные названия

«Аквариум и его обитатели»

«Влияние отработанных батареек на растения»

«Все ли мы знаем о ежах?»

«Взаимоотношения кошки и собаки в семье»

«Зачем нужны дождевые черви в природе?»

«Выращивание кристалла в домашних условиях»

«-Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»

Как влияют разные марки мыла на кожу человека?

«Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»

«Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»

«Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»

«Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»

«Кока-кола. Польза или вред?»

Как развести костер в полевых условиях?

«Какие заповедники есть в Красноярском крае?»

«Откуда берется радуга?»

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»

«Особенности поведения и питания моей кошки Симки»

«Что такое плесень?»

«Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях»

«Отличительные особенности грача от черной вороны»


«Польза козьего молока»

«Почему листья осенью меняют цвет?»


«Почему говорят, что лук злой?»

«Почему мыло наш друг?»


«Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»

«Чем может загрязняться вода и как ее очистить?»



«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»


Не рекомендуется при формулировке темы:

-Слишком общее название, которое может ввести в заблуждение. Например, «Почему школьники не летают?»

-Выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Например, «Как поживаете, господин позвоночник?»

1.2. Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

-Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

-Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

-Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это шаги работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

1.3. Культура защиты исследования

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.

План доклада на защиту исследовательской работы (образец)

  1. Обоснование актуальности темы.

  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).

  3. Обзор и анализ существующих исследований по данной проблеме, их недостатки.

  4. Объект и предмет исследования.

  5. Цель, гипотеза и задачи исследования.

  6. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).

  7. Основные положения, выносимые на защиту.

  8. Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.

  9. Анализ достигнутых результатов, их новизна и практическая значимость исследования.

  10. Общее заключение и выводы.

Требования к выступлению на защите исследовательской работы

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и не эмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному.

3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

7) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

8) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают.

9) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика. [3]

Предлагаю критерии оценки к защите исследования:

Таблица 2. Критерии оценки к защите исследования.

Критерии оценки

Количество баллов

Выдержан регламент 7-10 минут

2 – критерий соблюдён в полной мере;

1 – критерий соблюдён частично;

0 – критерий не соблюдён.


Речь не дублирует информацию со слайда

Грамотность письменной/устной речи

Логика выступления

Целесообразное использование вспомогательного (фото/видео/таблицы/диаграммы) материала

Аргументированные ответы на вопросы

Культура презентации

Обоснованность выводов

Свободное владение материалом


1.4. Паспорт исследования

Чтобы планировать содержание исследования, воспользуйтесь моими рекомендациями и подготовьте паспорт.

1. Укажи тему учебного исследования, информацию об авторе(ах) исследования.

2. Напиши об актуальности исследования.

Актуальность означает важность, значимость, востребованность чего-либо в данный момент времени. Актуальность предполагает ответ на простой вопрос: «почему тема Вашей работы сейчас имеет значение?».

Актуальность можно формулировать с помощью следующих фраз:

«Изучаемая тема (тема исследования) актуальна по причине…»

«Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что…»

«На актуальность темы указывают такие факторы, как…»

«Актуальность работы заключается в...»

«Актуальность темы работы обусловлена...»

3.Сформулируй проблему.

Тебе надо понять, в чем разница между трудностями людей и способами, которые помогут решить эти трудности. Проблема – это не просто трудноразрешимая задача. Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием человека или общества.

4. Опиши объект исследования

Объект – определенное явление, которое становится полем научной деятельности, научного рассмотрения.

Объект – это часть объективной реальности, область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Т.е. это часть реальности, которую исследователь будет изучать.

5. Расскажи о цели исследования.

6. Продумай гипотезу.

Гипотеза – это предположение, как решить проблему.

7.Определи задачи.

Задачи – это конкретные способы достижения цели.

8.Сформулируй методы исследования.

Методы – конкретные технологические приемы и способы, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ при реализации проекта.

Методы исследования условно можно разделить на методы, используемые на каждом уровне исследований: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический.

Методы эмпирического уровня:

Наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет, измерение, сравнение

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент, лабораторный опыт, анализ, моделирование, исторический, логический, синтез, индукция, дедукция.

Методы теоретического уровня:

Изучение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция. [4]

8.Тип проекта

по продолжительности: мини-проект, краткосрочный проект, недельный проект, долгосрочный проект;

по количеству участников: индивидуальный, групповой, парный;

по широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

9.Перечисли результаты учебного исследования.

Учитывай, что результаты проектной и исследовательской деятельности делятся на внутренний результат и внешний результат (продукт).

Внутренний результат – это успешный опыт решения проблемы, это знания и способы действия, которые ты приобрел, это новые ценности, новая точка зрения.

Внешний результат (продукт) – это средство разрешить проблему, которая была причиной реализовать проект. Если проблем было много, то и продуктов может быть много.

10.Расскажи о практической значимости исследования.

Практическая значимость – это возможность решить проблему в быту, учебе, науке, производстве и т. п. [5]

Паспорт исследования оформляется в таблице:

Таблица 3. Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника


2

Тема проекта


3

Актуальность проекта


4

Объект исследования


5

Цель проекта

Для учителя:

Для ученика:

Задачи проекта:

6

Тип проекта


7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание


8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Гипотеза исследования:

Методы исследования: 

Оборудование для проведения исследования:

Ход исследования


9

Продукт проекта


10

Перспектива проекта



Существуют типичные ошибки при составлении паспорта исследования:

1.В актуальности описываете свою гипотезу так, что она становится очевидной и доказывать ее нет необходимости.

2.Слишком широкая тема проекта.

3.Формулировка цели для ученика предполагает лишь один из шагов задач.

4.Слишком коротко описываете этапы реализации проекта.

5.Путаете этапы, в исследовательском этапе описываете подготовительный или включаете в исследовательский и подготовительный и итоговый этапы.

6.Указываете в продукте дневник исследователя, лист наблюдений, но в этапах про него ничего не сказано.

7.Пишите в актуальности факты, которые сложно проверить и доказать.

8.Некорректно формулируете задачи проекта.

9.Включаете содержание, которое можно узнать, не делав исследование.

10.Указываете не перспективу проекта, а такую же в точности работу, только поменяв объект исследования.

Выделив типичные ошибки, я написала сама паспорт исследования по теме: «Фильтрация воды»

Таблица 4. Паспорт исследования по теме: «Фильтрация воды».

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Павлюченко Наталья Олеговна

2

Тема проекта

Фильтрация воды.

3

Актуальность проекта

В настоящее время существует проблема очистки питьевой воды. Так как мы живем в городе, вода, которую мы используем из крана содержит много хлора и ржавчину от водопроводных труб. У некоторых людей существует аллергия на хлор и им приходиться фильтровать воду, очищать ее. Да и вообще необходимо всем людям очищать «источник жизни», чтобы не навредить организму. Поэтому нам интересно узнать, способы фильтрации воды.

4

Объект исследования

Вода

5

Цель проекта

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию исследовательских умений по изучению способов фильтрации воды.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться со способами очистки воды.

  2. Провести опыты по фильтрации воды разными способами.

  3. Сделать выводы, заполнить дневник исследователя.

Для учащихся: изучить способы фильтрации воды

6

Тип проекта

По содержанию: исследовательский

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный (3 дня)

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание


1.Подготовительный (1 день)

Ученикам предлагается игра с целью актуализации знаний о воде. Посредством содержания игры учащиеся выходят на проблему очистки воды. Учитель знакомит со способами фильтрации (химические и механические). Оказывается, что ученики не со всеми способами знакомы. С помощью информационных источников мы узнаем необходимую информацию.

На этом этапе мы делимся на группы, чтобы в дальнейшем исследовании проводить опыты.

2.Исследовательский (2день)

Знакомство с дневником исследователя. Формулируем цель на наше исследование, и предполагаем гипотезу. Для того, чтобы работать последовательно и ничего не упустить мы восстанавливаем деформированный план.

Повторяем технику безопасности перед проведением опытов.

Сначала демонстрирует один опыт учитель с помощью воронки и бинта. Проводим опыты в группах. Результаты фиксируют в дневник исследователя.

После проведения всех опытов, ученики делают вывод, что воду можно очистить в домашних условиях.

Возвращаемся к гипотезе исследования: подтверждая или опровергая ее. Отмечают в дневнике.

3.Итоговый (3 день)

После проведения исследования ученики в группах подготавливают сообщения и выступают перед классом, знакомят остальных с тем, что они наблюдали. Изготавливают книжку для любознательных про каждый способ очистки в домашних условиях.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)


Цель исследования: узнать, какими способами можно очистить воду.

Гипотеза исследования: предположим, что воду можно очистить в домашних условиях.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, обобщение.

Практические: опыт, наблюдение.

Оборудование для проведения исследования: воронка, бинт, активированный уголь, стаканчики одноразовые, кремний, вода, йод, серебряная ложка, салфетки, банка, марля.

Ход исследования:

Вспоминаем проблему, которую мы определили на подготовительном этапе.

Происходит знакомство с дневником исследователя. Формулируем цель на наше исследование: узнать, какими способами можно очистить воду. Предполагаем гипотезу исследования, фиксируем в дневник.

Далее ученики восстанавливают деформированный план:

1.Провести опыт с воронкой и бинтом.

2.Провести опыты в группах с помощью: активированный уголь, йод, кремний, серебряная ложка.

3.Сделать выводы.

Повторяем технику безопасности перед проведением опытов.

Сначала демонстрирует один опыт учитель с помощью воронки и бинта.

Возьмем баночку, вставим воронку, в воронку положим бинт, и выльем «грязную воду» в воронку. Давайте сравним, чище ли стала вода. Вывод: вода, которую мы пропустили через воронку стала светлее. Фиксация в дневнике.

Далее ученики по группам проводят свои опыты. Учитель раздает им инструкцию.

1 группа – опыт с активированным углем.

Таблетки нужно размельчить, пересыпать в бинт и завязать. Это и есть фильтр. Вставляем воронку, помещаем шарик в воронку и вливаем воду. Делаем выводы. Фиксируем в дневнике.

2 группа – опыт с кремнием.

Кремень промыть. Поместить в банку и залить водой. Накрыть бинтом и убрать в темное место. К концу занятия посмотреть, что произойдет. Делаем выводы. Фиксируем в дневнике.

3 группа – опыт с йодом.

В банку с водой добавить 4 капли йода. После пропустить воду через воронку с бинтом. Делаем выводы. Фиксируем в дневнике.

4 группа - опыт с серебряной ложкой.

В банку налить воды и положить на дно серебряную ложку. К концу занятия посмотреть, что произойдет. Делаем выводы. Фиксируем в дневнике.


После проведения всех опытов, ученики делают вывод, что воду можно очистить в домашних условиях.

Возвращаемся к гипотезе исследования: подтверждая или опровергая ее. Отмечают в дневнике.

9

Продукты проекта

Дневник исследователя, книжка «Попробуй и ты».

10

Перспектива проекта

Продолжить проект, расширяя способы очистки воды не только в домашних условиях.


1.5. Как провести исследование в классе

Урок-исследование – один из типов нетрадиционных уроков.

Учебная задача на таких уроках – предложение заняться научной деятельностью.

Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно

соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания.

На уроке с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.


1.6. С чего начинать исследование.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т.е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг - выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать («Анализ данных показывает, что...»). В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Этапы:

Организационный

1) актуализация знаний;

Загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания.

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

Можно через проведение опроса, через проблемный вопрос.

Реализация (основной)

8) проверка гипотезы;

Проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.

Презентация (завершение работы)

9) защита работы;

10) сопоставление целей и результатов;

Рефлексивно - оценочный

11) вывод по результатам исследовательской работы;

12) подведение итогов урока. [6]


Существуют типичные ошибки при проведении исследования:

  1. Отсутствие гипотезы в исследовании.

  2. Нечеткие инструкции от учителя.

  3. Экспериментальный материал/оборудование учитель выставляет перед началом исследования.

  4. В конце исследования забывает вернуться к гипотезе.


В рамках занятия мною было разработано исследование по теме: «Секреты лимона». Мы исследовали есть ли воздух в лимоне.

Провели опыты:

-опустив лимон в воду, он всплыл;

-очистили лимон, повторили эксперимент, лимон утонул;

-рассмотрели кожуру лимона под увеличительным стеклом;

-опустили в воду кожуру.

Рис.1. Исследование «Секреты лимона»

В конце исследования наша гипотеза подтвердилась.


Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проект в начальной школе - это частично самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя. Базовая основа творческого проекта. (проектные качества и умения).

2.1. Отличительные характеристики проекта

• Временное ограничение

Любой проект имеет четкие сроки, временные рамки (это не относится к его результатам). В случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.

• Уникальные продукты, услуги, результаты.

Проект должен порождать значимые уникальные результаты, продукты; в противном случае – это текущая работа.

• Последовательная разработка

Любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы. [7]

2.2. Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

1.Творческий

Результат проекта - творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для спектакля. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель - разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о представлении.

2.Информационный

Результат проекта — база знаний.

Например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого - составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса.

3.Исследовательский

Результат проекта - выводы, полученные в ходе исследования.

Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека?

2.3. Последовательность работы над проектом

1 этап. Определение проблемы

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить.

2 этап. Поиск способов решения проблемы

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт.

3 этап. Подведение итогов

Важный этап работы над проектом - презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории - что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. [8]

2.4. Роль учителя (педагога) в выполнении проекта младшими школьниками

  • Мотивация учащихся на проектную деятельность.

  • Помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения.

  • Рекомендация источников информации.

  • Консультационная поддержка.

  • Помощь в подготовке защиты проекта.

  • Помощь в оценке результатов проектной деятельности. [7]

2.5. Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования.

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания.

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку - это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект - вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях.

Также хотелось бы проиллюстрировать пример проекта для 3 класса:

[7]

Рис.2. Проект для учеников 3 класса.













Библиографический список

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования: утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fominschool.uoirbitmo.ru/upload/files/ФГОС. (Дата обращения: 18.01.2023).

2.Положение о школьной научно - практической конференции (МБОУ СОШ №6, г.Красноярск).

3.Обучающие программы и исследовательские работы учащихся: официальный сайт - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://obuchonok.ru/ (Дата обращения: 18.01.2023).

4.Храмова, В. В. Составление паспорта исследовательского проекта. / Храмова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://infourok.ru/statya-sostavlenie-pasporta-issledovatelskogo-proekta (Дата обращения: 21.01.2023).

5. Емельянова, Н. С. Паспорт учебного проекта или исследования. / Емельянова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/pasport-uchebnogo-proekta-ili-issledovaniia (Дата обращения: 25.01.2023).

6. Чубова, В. В. Развитие исследовательской деятельности на уроках в начальной школе. / Чубова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://videouroki.net/razrabotki/razvitiie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie (Дата обращения: 26.01.2023).

7. Лутцева, Е. А. Проектная деятельность в начальной школе. / Лутцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/ (Дата обращения: 16.02.2023).

8.Миронова, А. Как организовать проектную деятельность в начальной школе? / Миронова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pedsovet.org/article/kak-organizovat-proektnuu-deatelnost-v-nacalnoj-skole (Дата обращения: 16.02.2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!