СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается два направления деятельности обучающихся: исследовательская и проектная деятельность в начальной школе; даны рекомендации по организации детских исследовательских и проектных работ; выделены типичные ошибки, которые зачастую совершают ученики при формулировке цели, задач, паспорта исследования; представлены примерные работы исследования и проекта.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

г. Красноярск

2023 г.


Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Составители: Стремужевская В.С. - студентка 31 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно исследовательской работы учащихся начальной школы / Стремужевская В.С., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 20

Красноярск, 2023,

Аннотация

Методические рекомендации созданы для организации исследовательской работы в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы и рекомендации, позволяющие успешно разрабатывать содержание исследовательской деятельности, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».





Оглавление

Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 2

Как важно правильно определить название исследования 5

Постановка цели исследовательской работы 6

Задачи исследовательской работы 6

Гипотеза исследовательской работы 7

Паспорт проекта 8

Культура презентации исследования 11

Критерии оценивания публичного выступления: 12

Как организовать исследовательскую работу младших школьников 12

Проектная деятельность младших школьников 16

Типология проектов 17

Этапы проектной деятельности 17

Критерии оценки проектной деятельности 18

Библиографический список 19































Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать. [4]

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне. [4]

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Для эффективной организации и проведения исследовательских работ необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося - осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции. [4]

Основными задачами проведения исследовательских работ школьниками являются расширение, углубление, систематизация знаний и получение необходимых навыков проведения самостоятельного исследования.

Проведение научно-исследовательских работ учащимися включает в себя поисковые работы, практические или теоретические исследования и рефлексию проведенных работ.

Цель исследовательской работы: развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников 1-4 классов через совершенствование навыков исследовательского поведения. [3]

Задачи исследовательской работы:

• стимулирование у детей 1-4 классов интереса к исследовательской деятельности;

• приобщение детей к изучению природы, культурного, исторического наследия и традиций Красноярского края;

• приобретение опыта группового интеллектуального действия (группового исследования). [3]

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. [3] В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.

Следует помнить, что главным результатом организации и проведения исследовательской работы обучающихся является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате проведенного исследования в школе.

Как важно правильно определить название исследования

Научно-исследовательская работа учащегося является одной из важнейших форм учебного процесса и направлена преимущественно на подготовку к практической деятельности школьника.

Исследовательская работа учащихся организуется со следующими целями:

а) закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания по школьному курсу;

б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации.

Для того, чтобы исследовательская работа достигла данных целей необходимо, прежде всего, правильно определить тему исследования и ее название. [3]

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Поэтому выбор темы исследовательской работы является ответственным и порою весьма трудным этапом для начинающего исследователя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы. [3]

Разберем на примерах удачные и неудачные формулировки тем.

Неудачные названия получаются, потому что учителя не учитывают тот факт, что некоторые темы разбираются на уроках по окружающему миру, на классных часах, что делает тему не актуальной. Например, темы: «Почему листья осенью меняют цвет?», «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?».

Чтобы тема звучала грамотно, была удачной и актуальной она должна отражать обращение к научно-понятийному аппарату, учет возрастных особенностей обучающихся, личную заинтересованность, оригинальность, учет возможностей обучающихся. Например, темы: «Кока-кола. Польза или вред?», «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?», «Откуда берется радуга?». [3]

Постановка цели исследовательской работы

Научиться ребенку грамотно формулировать цель исследовательской работы или проекта очень важно, так как это позволит школьнику в дальнейшем четко и в нескольких предложениях ставить перед собой различные цели и достигать их, за какое бы дело он не взялся.

Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. В ходе проведения научно-исследовательской работы описываются действия, направленные на реализацию поставленной цели. Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями! [3]

Простая схема составления цели исследовательской работы

1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете:

изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).

Например: Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды. [3]

Задачи исследовательской работы

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследовательской работы при проведении экспериментов, опытов, наблюдений или изучения объекта исследования согласно выбранной теме.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели. [3]


Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или "Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?" В отличие от цели, задач научно-исследовательской работы может быть несколько.

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели и могут нумероваться по порядку или перечисляться.

Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п. [3]

Гипотеза исследовательской работы

Гипотеза исследовательской работы сопровождает весь процесс исследования от начала и до конца. Во введении дается формулировка гипотезы, которая доказывается или опровергается в ходе анализа теоретических сведений и фактов по теме, собранных в первой главе и находит положительное или отрицательное отражение в результате проведённых опытов и исследований, выполненных расчётов во втором разделе. [3]

План работы с гипотезой исследовательской работы

  1. Определение фактов и предположений, не выраженных ни в одной известной теории по выбранной теме и вызывающих споры в обществе, требующие объяснения, доказательства или опровержения.

  2. Формулировка гипотезы исследовательской работы учащегося школы.

  3. Сбор теоретической информации, имеющей отношение к гипотезе, в справочной и научной литературе.

  4. Сравнительный анализ изученной теоретической базы по теме с личными представлениями. [3]

Проведение практических работ и опытов с целью доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Анализ результатов и подготовка демонстрационного материала.

Сравнение полученных результатов экспериментальной части исследования с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Паспорт проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

Стремужевская Валентина Сергеевна

2.

Тема проекта

Секреты почвы.

3.

Актуальность проекта

Что такое почва, всем известно еще с малых лет. С самого раннего возраста дети играют на улице и имеют возможность организовать игру с почвой, а именно в песочнице. Но все ли нам известно о почве? Проблема заключается в том, что на разных участках земли находится абсолютно разна почва. На одном участке она плодородная и благоприятная для выращивания различных растений, а на другой наоборот. И в разной почве, растения цветут, развиваются и дают урожай совсем по-разному. В связи с этим актуально было бы изучить состав почвы и выявить достоинства и недостатки для выращивания растений.

4.

Объект исследования

Почва

5.

Цель проекта

Цель учителя: развитие исследовательских умений и навыков обучающихся.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести исследование, для определения состава почвы.

3. Зафиксировать полученные результаты, сделать выводы, представить продукт.

Цель ученика: Изучение почвы на территории нашего города.

6.

Тип проекта

Краткосрочный (3 дня), исследовательский, групповой.

7.

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое описание

Подготовительный

Показ видеоролика о том, что на разных территориях нашей страны растут определённые растения. Далее идет обсуждение, с чем это может быть связанно. Какие растения растут, например, в пустыне, что характерно для их роста и развития.

Происходит разделение на группы.

Исследовательский

Изучение литературы по данной теме, проведение экспериментов с почвой, которую мы совместно с обучающимися соберем с различных участков нашего города: с огорода на даче, в центре города, и с клумбы на территории нашей школы.

Итоговый

Заполнение памятки садоводу о том, где лучше брать почву для выращивания растений, какая почва самая плодородная., представление своего продукта (памятка садоводу) остальным группам и сделанные выводы.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить состав почвы, который влияет на плодородие.

Гипотеза исследования: предположим, что в составе почвы содержатся компоненты, которые влияют на плодородие.

Оборудование для проведения исследования: почва, собранная с участка нашей школы, лупа, горелка, пробирка, вода, стакан.

Ход исследования:

Изучить литературу о том, какая почва находится на территории нашего города и что необходимо, чтобы почва была плодородной.

Далее идёт организация экспериментов с почвой. Каждая группа будет проводить эксперимент, и записывать ход, наблюдения и выводы в дневник исследователя.

Для того, чтобы приступить к проведению экспериментов, необходимо проговорить правила поведения:

1. Для начала нужно убрать все посторонние предметы.

2. Следуем строго той инструкции, которую диктует учитель.

3. Во время проведения экспериментов друг друга не толкаем, друг другу не мешаем, с приборами для экспериментов не играем, не ломаем, на вкус ничего не пробуем.

1 эксперимент.

Оборудование: почва, проборка, горелка.

Необходимо насыпать одну чайную ложку почвы в пробирку. Нагреть пробирку горелкой. Наблюдать.

Вывод: стекло, которое находится над почвой, начинает\не начинает запотевать, и на нижней стороне стекла появятся капельки. Если запотевает, следовательно, в почве содержится вода.

2 эксперимент.

Оборудование: почва, вода, стакан.

Налить воды в стакан до половины. Бросить комок сухой почвы. Наблюдать.

Вывод: из почвы начали\не начали выходить пузырьки. Если пузырьки начали выходить, значит, в почве содержится воздух.

3 эксперимент.

Оборудование: стакан, вода, почва.

Налить в стакан воды до половины. Засыпать 2 чайные ложки почвы. Наблюдаем.

Вывод: появляется\не появляется осадок. Внизу осадок состоит из песка, над песком мелкие частицы глины. Если осадок появляется, значит, почва состоит из песка и глины.

Далее необходимо сделать вывод о том, какая почва более благоприятная (плодородная) для выращивания растений.

9.

Продукт проекта

Памятка садоводу о том, где лучше брать почву для выращивания растений, какая почва самая плодородная.

10.

Перспектива проекта

Дальнейшее развитие исследования. Сравнить покупную почву (производителя (фирма), состав, для каких растений предназначено и тд.), создать свой сайт или журнал для всех тех, кто занимается выращиванием растений, и поместить туда всю важную и необходимую информацию, чтобы результат выращивания мог порадовать каждого.


Культура презентации исследования

Мало просто хорошо изучить проблему и провести исследование. Необходимо донести его ценность до экспертов, которые будут смотреть работу, слушать доклад и делать заключение о его качестве.

Именно поэтому важным этапом исследовательской деятельности является представление и защита своей работы на конференции в форме публичного выступления.

Выступление рекомендуется строить по следующему плану:

1. Обращение-приветствие и представление работы: ответы на вопросы «Почему выбрана данная тема?», «Чем эта тема актуальна, интересна лично вам?», «С какой целью проводились исследования и какие задачи ставились?»

2. Сообщение об использованных методах сбора материала (известные ранее, усовершенствованные вами или оригинальные; встречи со специалистами; работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала и т.д.).

3. Краткое изложение основных идей. Докладчик излагает свои мысли, наблюдения, выводы, положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст исследовательской работы. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Описывает процесс работы, полученные результаты, дает их краткий анализ согласно задачам исследования. Ни в коем случаи не пересказывает основное содержание!

4. Заключение и выводы (вывод по цели исследования, их практическая значимость, выводы, личные открытия, прогнозы).

Психологи утверждают, что человек, четко представляющий себе ситуацию и продумывающий свое поведение в ней, перестает бояться и сомневаться в своих силах. Уверенность в подаче материала такого человека (защищающегося) не оставляет места сомнениям в его профессиональной компетенции.

Критерии оценивания публичного выступления:

Критерии оценки

Количество баллов

Выдержан регламент 7-10 минут


Речь не дублирует информацию со слайда


Грамотность письменной/устной речи


Логика выступления


Использование вспомогательного (фото/видео/таблицы/диаграммы) материала


Аргументированные ответы на вопросы


Культура презентации


Обоснованность выводов


Свободное владение материалом


0 – критерий не соблюдён;

1 – критерий соблюдён частично;

2 – критерий соблюдён в полной мере.

Как организовать исследовательскую работу младших школьников

Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих. [3]

В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей).

Учитель в данном случае выступает в роли тьютора - тьютор-учитель является одновременно организатором, консультантом и наставником. Его задача – помочь ребенку найти собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать. Главной задачей тьютора является сопровождение, а основной инструмент – вопрос. К РЕБЕНКУ – НЕ С ОТВЕТОМ, А С ВОПРОСОМ!

Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность.

На всех этапах тьютор-учитель выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

– консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

– мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом-исследованием;

– помогает. Помощь учащимся выражается не в передаче знаний и умений, которые учащийся должен был усвоить на уроках, другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

– наблюдает. Создает своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему и дальше хотелось заниматься работой. [3]

Осуществление самостоятельной исследовательской работы учеником возможно в том случае, если он владеет базовыми знаниями по исследуемой теме и имеет представление о ходе проведения поисково-исследовательской деятельности.

Приобретение навыков и умений проведения исследовательских работ способствует повышению образовательного уровня школьника и является трамплином для его успешного обучения в ВУЗе в будущем.

Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему своего исследования и обосновывают ее актуальность исследования.

Определение задач и области исследования. Этот этап работы подразумевает формулирование учащимися вопросов, на которые они хотят получить ответы в процессе исследования. [3]

Выбор темы исследования. Тема должна быть интересной, звучать необычно и соответствовать уровню знаний и интересам ребенка.

Установление гипотезы исследования. Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

Организация проведения исследования и методика его проведения. На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.

Для проведения исследовательского проектирования учащимися ставится творческая задача, решение которой им предстоит найти в ходе своей исследовательской деятельности.

Для точности полученного результата процесс творческого исследования осуществляется под руководством педагога, таким образом, приобретаемые учеником знания являются достоверными и хорошо уясняются. [3]

Задачей проведения исследовательской деятельности среди учащихся школы является развитие у учеников творческих способностей и навыков исследования, воспитание целеустремленности. В ходе проведения поисково-исследовательских работ у ребенка формируется аналитическое, логическое и критическое мышление, формируется представление о будущей профессии.

План проведения исследовательской деятельности

1. Выбор темы, выделение проблемы и формирование задач исследования .

2. Изучение теоретической информации по проблематике своего исследования в библиографических источниках.

3. Выдвижение и проверка гипотез исследования.

4. Применение на практике разных методик исследования.

5. Сбор, анализ и обобщение своего материала, полученного в результате опытов.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности

7. Оформление исследовательской работы в письменном виде.

8. Публичное выступление с докладом о проведенной исследовательской деятельности.

Проведение исследовательской деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций является современным методом образования, позволяющего развить личностные и исследовательские способности ученика, выработать у него мотивацию к саморазвитию и стремление к приобретению новых знаний. [4]
















Проектная деятельность младших школьников

Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами. [1]

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы. [4]

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. [2]

Цели проектной деятельности

формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;

переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;

формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения; развитие психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);

воспитание у детей ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;

эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся. [2]

Типология проектов

По числу участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству учебных предметов

Личностные

Кратковременный

Творческий

Монопроект

Парные

Средней продолжительности

Исследовательский

Межпредметный проект

Групповые

Долгосрочный

Игрово-ролевой;

Практико-ориентированный;

Информационный



Этапы проектной деятельности

мотивационный (руководитель проекта создает положительный мотивационный настрой; учащиеся обсуждают темы, проблемы, предлагают собственные идеи);

подготовительно-планирующий (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, определяется группа участников, распределяются роли, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (исследовательско-технологический) (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют свои проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, руководитель проекта заполняет журнал, дети оформляют дневник проекта). [2]

Критерии оценки проектной деятельности
  • Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

  • Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

  • Качество проекта, его оригинальность.

  • Уровень творчества, оригинальность воплощения и представления проекта.

  • Качество и полнота в оформлении записей. Критерии оценивания защиты проектов:

  • Качество доклада, презентации: полнота, последовательность представления работы, аргументированность и убеждённость.

  • Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

  • Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

  • Деловые и волевые качества: ответственное отношение, изобретательность, инициативность, самокритичность, аккуратность, доброжелательность, контактность. [2]






Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 19.02.2023).

  2. Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС : [сайт]. – URL: https://eduportal44.ru/chuhloma/Ved/1/orlovat/SiteAssets/SitePages/Проектная%20деятельность/Проектная%20деятельность%20в%20начальной%20школе%20при%20реализации%20ФГОС.pdf (дата обращения: 15.02.2023).

  3. Обучонок | Обучающие программы и исследовательские работы учащихся: официальный сайт. –URL: http:// https://obuchonok.ru/ (дата обращения 16.01.2023).

  4. Водневская П, С. Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» : электронный сайт. – URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsiia-proekt-2.html . Дата публикации: 24 января 2022.
























Скачать

© 2023 131 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!