СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Партерная (балетная) гимнастика, как основа хореографической подготовки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации (как пример одного занятия), разработаны для педагогов хореографов, которые в младших группах своих коллективов используют партерную гимнастику, как основу хореографической подготовки, для развития и усовершенствования хореографических навыков,  балетных данных, устранения психологического дискомфорта и физических недостатков.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Партерная (балетная) гимнастика, как основа хореографической подготовки"»

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Партерная (балетная) гимнастика,

как основа хореографической подготовки”

(для первого года обучения)










Составитель: Туркина Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

ГБНОУ ДУМ СПБ

Ансамбль танца “Невская Акварель”









Санкт-Петербург

2020






СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение

  2. Актуальность, цель и задачи партерной гимнастики

  3. Комплекс упражнений партерной гимнастики для первого класса

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Упражнения на развитие голеностопного сустава

Упражнения на укрепление осанки

Упражнения для развития тазобедренного сустава

Упражнения для развития амплитуды шага

  1. Результаты, диагностика

  2. .Литература



























  1. Введение

Данные методические рекомендации (как пример одного занятия), разработаны для педагогов хореографов, которые в младших группах своих коллективов используют партерную гимнастику, как основу хореографической подготовки, и которая представляет собой особую систему упражнений, которые призваны уже в раннем возрасте укреплять и развивать силу мышц спины и живота, гибкость позвоночника, придавая, связкам и мышцам эластичность, улучшать подвижность суставов, развивать выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопного, гармонично формировать мышечную массу, амплитуду шага, выработать точность координации движения и музыкального исполнения. В ходе выполнения упражнений особое внимание уделяется дыхательной системе, что улучшает кровообращение и является источником энергии для человеческого тела.

Система занятий партерной гимнастикой была изобретена Борисом Князевым (1900-1975) воспитанником русской балетной школы, и основана на базовых упражнениях классического танца. Партерная гимнастика Бориса Князева направлена на развитие эластичности связок, укрепления мышц нижних конечностей, красивой осанки, устойчивости, хорошей координации движений. Эти новшества практиковались в собственных балетных школах, первую из которых он открыл в 1937 году в Париже. В его системе выворотные положения ног чередовались с невыворотными, благодаря чему родился современный танец. Начиная с 60-х годов, система Князева стала привлекать внимание многих хореографов и обогащаться элементами оздоровительной йоги, дыхательными практиками, приёмами из акробатики и художественной гимнастики. Теперь не один хореографический коллектив не обходится без занятий по партерной гимнастике. И в младших и в старших классах эти занятия пользуются большим успехом.

  1. Актуальность, цель и задачи партерной гимнастики

Партерная гимнастика эффективна с первых шагов обучения. Уже при наборе и формировании группы первого года обучения в Ансамбль танца “Невская Акварель” обнаруживаются различные дефекты у детей: избыточный вес, сутулость, признаки сколиоза, плоскостопие, отсутствие координации, сухие, неэластичные связки. Актуальность занятий по партерной гимнастике со своими специфическими упражнениями состоит в том, что они помогают устранить многие из перечисленных недостатков, укрепляя здоровье. В результате таких занятий исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Выполнение движений и в статике и в динамике, с напряжением, растяжением и расслаблением мышц развивает мышечный контроль, вырабатывает навыки памяти тела. Таким образом, занимаясь партерной гимнастикой, ребенок готовит свое тело к освоению более сложных движений на занятиях по классическому танцу - следующего этапа освоения хореографии.

Опираясь на общеобразовательную общеразвивающую программу Ансамбля танца “Невская Акварель”, методики Б. Князева данные методические рекомендации составлены для первого года обучения из упражнений для развития и усовершенствования хореографических навыков, балетных данных, устранения психологического дискомфорта и физических недостатков. Это и является целью этой разработки. Комплекс упражнений выполняется на полу (сидя, лежа, на боку). В этом случае снимается нагрузка на спину и на опорную ногу, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на суставы и дает возможность сосредоточить внимание на работе определенной группы мышц. И, даже начиная заниматься классическим экзерсисом у станка, очень полезно отрабатывать движения, прорабатывать работу мышц рабочей ноги без нагрузки на опорную, лежа на полу. Партерная классика хорошо работает над пластикой тела и вызывает большой интерес у детей, так как это своего рода “релакс”, но тем не менее в процессе занятий улучшается выворотность, формируется правильная осанка, воспитываются стопы, улучшается растяжка, амплитуда “шага”, вырабатывается работоспособность, сила воли, умение претерпевать болезненные ощущения. А осознанное исполнение ускоряет выработку мышечных ощущений (напряжение, расслабление), а также закрепляет теоретическое понимание и практические навыки и умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала. Мышцы и суставы подготавливаются к классическому и народному экзерсису у станка, требующим высокого напряжения. В процессе обучения детей основам танца партерная гимнастика с первых дней оказывается в числе важнейших и ее задача - создание твердой физической базы (силовая подготовка телесного аппарата учащихся), психологического равновесия, духовного развития, профессиональной подготовки, сохраняя и улучшая здоровье ребенка. А главная задача педагога – создать условия для вовлечения обучающихся в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.

III. Комплекс упражнений партерной гимнастики для первого года обучения.

Итак, для обучения учащихся в Ансамбле танца “Невская Акварель” в младших классах используется комплекс упражнений, в который входят упражнения на напряжение и расслабление мышц, на развитие голеностопного сустава, на укрепление осанки и проработке мышц спины, развитие тазобедренного сустава, выворотности ног, для развития величины шага, растяжки поперечных паховых связок.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц -

Исходное положение: расслабленное положение, лежа на спине. Исполнение: на четыре счета надо вытянуть ноги и пальцы ног; напрячь все мышцы тела, затем на четыре счета полностью расслабиться. Также можно исполнить упражнение, лежа на животе, ладони на полу под подбородком. Соединить пятки, сильно вытянуть ноги и затем расслабиться. Дыхание ровное.

Эти упражнения способствует растягиванию подколенных связок, укрепляет все группы мышц ног, ягодичных мышц, приучает к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.

Упражнения на развитие голеностопного сустава и укрепления стопы

Исходное положение: сидя на полу с сильно вытянутыми ногами и стопами, руки - слегка разведены в сторону, средний палец кисти слегка касается пола (или лежа на полу)

Исполнение: на два счета натягиваем стопу на себя, на два счета вытягиваем подъем. Комбинируем с разведением стоп в сторону и круговым движением в разные стороны.

Это упражнение способствует укреплению осанки, качественной работе голеностопного сустава, а также растяжке подколенных связок.

Упражнения на укрепление осанки-

(Упражнений на гибкость корпуса назад много, но необходимо помнить, что во всех упражнениях должна быть правильная дозировка)

1.“Лодочка”

Исходное положение: лежа на животе, ноги выпрямлены, стопы вытянуты, руки вытянуты вперед на уровне головы. Удерживаем положение на весу.

2. “Дракон”

Исходное положение: тоже, руки согнуты в локтях, ладони на полу под подбородком. Вытягивая локти, поднимаем корпус на вытянутые руки, сильно сжимая пятки. Голова может держаться прямо, поворачиваться налево или направо, а также сильно отклоняться назад.

3. “Кораблик”

Исходное положение: лежа на животе, обхватить ладонями стопы ног снаружи. Держать на весу, высоко подняв ноги, корпус и голову.

4. “Рыбка”

Исходное положение: лежа на животе. Сильно прогнуться назад, отталкиваясь руками от пола, ноги в коленях сгибаются и пальцами ног касаются лба.

5. “Бабочка и тюльпан”

Исходное положение: сидя на полу в позе “бабочки” ( выворотное положение ног), руки поднять наверх в положение “тюльпан”. Закрепить позу, удерживая ее, а затем разнообразить движение наклонами в сторону и разворотами корпуса направо и налево, заложив руки ладонями за голову, локти в сторону.

6. Наклоны корпуса вперед

а) Исходное положение: сидя на полу с сильно вытянутыми ногами вперед, стопы сильно натянуты на себя, руки за головой. Активными движениями наклоняемся вниз к ногам на четыре счета, обхватывая ноги за пятки, на следующие четыре счета поднимаемся и удерживаем исходное положение. Комбинируем по счету, по задержке положения внизу в паузе.

б) Исходное положение: сидя на полу с сильно вытянутыми ногами в сторону, стопы сильно вытянуты или натянуты на себя. Наклоны корпуса боком к ноге, противоположная рука в III позиции или лицом вниз к ноге, обе руки в III позиции.

в) Исходное положение: сидя на полу с сильно вытянутыми ногами в сторону, стопы сильно вытянуты или натянуты на себя. Наклоны вперед между ног, руки в III позиции.

Эти упражнения способствует укреплению осанки, мышц спины, гибкости и растяжке мышц позвоночника.

Упражнения для развития тазобедренного сустава (выворотность)-

1. “Лягушка”

Исходное положение: лежа на животе. ноги сильно согнуты в коленях, стопы соединены или с сильно вытянутыми подъемами. Руки согнуты в локтях, ладони на полу и под подбородком. В этом положении лежать как можно дольше, ровно дыша и расслабляя паховые связки.

2. “Паучок”

Исходное положение: из положения “лягушка” сильно натянутые на себя стопы разводятся до положения буквы “П” или положение “plie по II выворотной позиции”. Для усложнения движения - поднять корпус на сильно вытянутые руки, оставляя корпус на полу.

3. “Полшпагата”

Исходное положение: стоя на коленях, открыть ногу в сторону на ребро стопы. Аккуратно начинаем разъезжаться в сторону вытянутой ноги, уводя центр тяжести с опорной ноги. Руки, согнутые в локтях, опускаются на предплечье ( на локти). От колена согнутой ноги до подъема вытянутой ноги - прямая линия. Буква “Г”. Затем движение исполняется с другой ноги.

4. “Поперечная растяжка в воздухе”

Исходное положение: лежа на спине, руки ладонями в пол. Медленно поднимаем сильно натянутые ноги наверх, медленно разводим ноги в стороны, удерживаем поперечное положение, медленно собираем ноги вместе и медленно опускаем в исходное положение.

Эти упражнения способствуют растяжке поперечных паховых связок и мышц, укреплению мышц пресса, выравниванию позвоночника и укреплению мышц спины.

Упражнения для развития амплитуды шага -

  1. Grand battement вперед

Исходное положение: лежа на спине, руки в сторону ладонями в пол. На два счета активный, легкий бросок сильно натянутой ногой вверх (по отношению к корпусу - вперед). И на два счета сдержанное и сильное опускание ноги вниз. Исполняется по восемь раз с каждой ноги. Неработающая нога также сильно вытягивается во время исполнения.

  1. Grand battement в сторону

Исходное положение: лежа на боку, нижняя рука вытянута вверх вдоль пола, верхняя рука согнута в локте, ладонью упирается в пол на уровне груди. Бросок исполняется выворотно за плечевой сустав. Исполняется по восемь раз с каждой ноги. Неработающая нога может быть вытянута на полу или согнута в колене.

  1. Grand battement назад

Исходное положение: стоя на коленях с упором на ладони рук, нога сильно вытянута назад носком в пол. Бросок назад-наверх, возвращение в исходное положение. Во время исполнения для увеличения амплитуды можно прогнуть спину.

  1. “Солнышко”

Исходное положение: лежа на животе, руки ладонями на полу под подбородком. Активно из исходного положения, разводя ноги в сторону по полу, переходим в поперечный шпагат и далее сводя ноги по полу вперед, приходим в положение сидя, ноги вместе-вперед, руки разведены в сторону, средним пальцем касаясь пола.Таким же образом происходит обратное движение. Исполняем от четырех до восьми раз.


IV. Результаты, диагностика

Выполняя комплекс партерной балетной гимнастики, обучающиеся младшего класса к концу учебного года имеют навыки самостоятельной работы, понятие культуры движений, сочетания музыки и пластики тела, и самое главное крепкую осанку, растянутый плечевой пояс, крепкие стопы, хорошую растяжку, гибкий позвоночник, а также силу воли, что приводит в итоге к хорошим результатам в создании твердой физической базы и к уверенному продвижению вперед, к освоению основ классического танца.

В самом начале работы необходимо провести диагностику знаний и качеств учащихся в виде анкетирования, диагностической таблицы, фото и видео материалов, а затем сравнить с итоговыми результатами. В этом процессе активно участвуют родители, и на этом возрастном этапе взаимодействие педагога, родителей и ребенка приводит к более лучшим результатам и мотивации занятий. Обязательно на занятии наличие хореографической формы, коврика и музыкального сопровождения, что дает сочетание дисциплины, комфорта и творчества. А также в младших классах на занятиях по партерной гимнастике не помешает педагогу не только пользоваться профессиональной терминологией, но подключить и воображение (например - сочинить сказку и разучивать движения благодаря ассоциациям, сказочным героям или повадкам зверей). Такой стиль приводит к дружескому и творческому отношению в сочетании с требовательностью педагога и отдачей обучающегося. А во время дистанционного обучения именно занятия партерной гимнастикой являются наиболее эффективными и результативными для поддержания детей в хорошей физической форме, стремлении совершенствоваться и самостоятельно работать над своим телом для дальнейшего хореографического образования.


V.Литература:

1.Ваганова А.Я.: “Основы классического танца” Лань, 2000 г.

2.Полятков С.С.: “Основы современного танца” Феникс. 2006 г.

3.Васильева Т.И.: “Балетная осанка”. М., Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993 г.

4.Уроки партерной гимнастики: Современный театр

https://vk.com/wall-50334704_106203

5.Партерная гимнастика Князева - Портал РАМН https://portalramn.ru/

6.Свами Вишнудэвананда “Йога для начинающих” София. 2018 г.

7.Общеобразовательная и общеразвивающая программа Ансамбля Танца “Невская Акварель” ГБНОУ ДУМ СПб









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!