Познакомить детей с понятием «динамо- машина». Закреплять умение пользоваться датчиком электричества цифровой лаборатории. Продолжать учить детей устанавливать причинно- следственные связи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека. | Игра-предположение: «Что случится, если не будет электричества?» (высказывания детей). Беседа. - Как электричество попадает к нам в квартиру? - Какими должны быть провода, чтобы электричества хватило для всех электроприборов? (картинки электроприборов). - Откуда в проводах появляется электричество? - Что такое электростанция? (станция по выработке электричества). Рассказ воспитателя: «На электростанциях стоят специальные машины, которые могут вырабатывать электричество, и называются они «динамо-машина». Воспитатель демонстрирует динамо-машину. Дети рассматривают ее и рассказывают, какие части они увидели. Воспитатель рассказывает о том, что, потянув за веревочку, мы приводим в движение моторчик, который вырабатывает электричество. Проблемное задание: «Как увеличить количество электричества в динамо-машине?» Вопрос-подсказка: что заставляет динамо- машину вырабатывать электричество? Значит, чем…(быстрее мы крутим колесо), тем больше электричества получаем. Работа в цифровой лаборатории. Урок №2 (задания на сравнительное измерение). Опыт: «Динамо-машина». Беседа по окончании работы в цифровой лаборатории. - Как вы думаете, какие динамо-машины стоят на электростанциях? (большие). - Почему? Проблемная ситуация. 1. Проблема: «Кто или что приводит в движение большие динамо-машины на электростанциях?» - Вспомните, есть ли рядом с нашим городом электростанция, которая дает электричество нашему городу. Воспитатель выставляет фотографию гидроэлектростанции имени В.И. Ленина на реке Волге. - Что изображено на этой фотографии? - Подумайте: если электростанция стоит на реке, значит, что помогает получить электричество? (вода). - Значит, вода может … (вращать колесо). - Подумайте, когда вода может приводить в движение колесо? (движется, падает). Дети льют воду на «мельницу» по-разному: тонкой струйкой, потоком; затем увеличивают/ уменьшают высоту падения воды. Вывод: колесо быстрее крутится, если вода падает с высоты, большим потоком. - Сможет ли такая скорость вращения колеса, привести в движение динамо-машину для выработки электричества. Рассматривание «Энциклопедии для детей» Дети знакомятся с другими видами электростанций (тепловая, атомная, солнечная). | Опыт «Динамо-машина». (В лаборатории выбран урок №2, задания на сравнительные измерения.) 1. - Что мы хотим узнать? (Получим ли мы больше электричества, если будем быстрее крутить колесо?) 2. - Как мы это можем сделать? (Подсоединить к датчику динамо-машину.) - Что нам для этого нужно? (С разной скоростью крутить колесо и следить за показаниями на экране.) 3. Воспитатель предлагает детям считалкой выбрать (двух-трех) детей для проведения опыта, остальным быть учеными- наблюдателями. Дети считалкой выбирают (двух-трех) детей для проведения опыта, остальные становятся учеными-наблюдателями. Воспитатель предлагает детям поочередно завести динамо-машину, а ученым- наблюдателям следить за изменениями на экране и фиксировать результаты в «Блокноты исследователей». Дети поочередно заводят динамо-машину, а ученые-наблюдатели следят за изменениями на экране и фиксируют результат в «Блокноты исследователей». 4. Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Чем быстрее крутится колесо динамо-машины, тем больше электричества она вырабатывает». | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, динамо-машина, картинки электроприборов, «Блокноты исследователей», карандаши, «мельницы», «Энциклопедия для детей» (от 6-ти до 9-ти), Марк Пеллоте, стр. 116-117. |