СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»


М инистерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования [1].

Составитель: Мутовина В.А. – студентка группы 21П-5 отделения

«Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Мутовина В.А./ Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 44 стр.

































Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся. Из них к личностным результатам относится сформированность мотивации к обучению и познанию. Следуя современной концепции деятельностного подхода, учителю важно вводить в процесс обучения и воспитания новые формы и методы. В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах» [1].































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 8

Примеры ошибок в детских исследовательских работах. 10

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 12

1.4. Паспорт исследования №1 «Необычное свойство воздуха» 14

1.5. Паспорт исследования №2 «Питание и дыхание растений» 17

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 21

2.2. Проектная задача №1 «Праздник мам и бабушек» для обучающихся 2 класса 27

2.3. Проектная задача № 2 «В поисках подснежников» для обучающихся 4 класса. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44

















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование – процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

Исследовательская деятельность – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская практика ребенка – путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

ФГОС НОО устанавливает требования к усвоению метапредметных результатов освоения программы начального общего образования, которые должны отражать 42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [1].

Цель исследовательской деятельности в начальной школе – формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [5].

Задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Виды исследований:

  • Экспресс-исследование;

  • Долговременное исследование.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Исследовательские умения получает ученик, внося свой вклад в общую работу, это приучает его работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Роль учителя заключается в том, чтобы ученики сами находили ответы на свои вопросы, создать обстановку, чтобы ученики не боялись задать вопрос. Таким образом, ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Родители могут выступать одновременно в разных ролях для того, чтобы помочь своему ребенку в исследовательской работе:

  • консультант;

  • может отслеживать выполнение плана;

  • решать оперативные вопросы вместе с ребенком;

  • помогать в предварительной оценке проекта;

  • участвовать в подготовке презентации;

  • обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания [12].

Таким образом, чтобы ребенку было самому интересно заниматься исследовательской деятельностью, нужно, прежде всего, раскрыть ему свой творческий, интеллектуальный потенциала.

Непременным качеством каждого ученика является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определенной вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель как учителя, организовавшего условия для исследовательской работы в школе достигнута [3], [11].



1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Тему исследования можно выбрать, исходя из трех пунктов:

из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, систему вопросов;

из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Содержание тем для исследования можно условно объединить в три группы, и отсюда уже отталкиваться из более понравившегося варианта.

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные, эмпирические – темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Нередко ученики сталкиваются с типичными ошибками при выборе своей темы для исследования.

Существуют ошибки при выборе и формулировании названия

темы: тема не должна быть широкой («Птицы»);

не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами

название («Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете, господин

позвоночник?»).

Автор рекомендует выбирать узкую и конкретную тему, хорошо, если

формулировка начинается со слов «изучение», «сравнение», «исследование»,

«выявление».

Тема не должна быть чрезвычайно сложной. Она может быть основана на имеющихся наработках, тема должна представлять

интерес для ученика и педагога-помощника, предпочтительно выбирать узкую, а не масштабную тему, не рекомендуется брать темы глобальные, хорошо изученные и уже представленные одноклассниками.

Для того, чтобы написать свою исследовательскую работу, нужно поставить цель и задачи для ее достижения. Так как же поставить цели и задачи?

Цель исследования должна быть конкретна, определять результат деятельности. Формулировка цели должна начинаться с глагола в

неопределённой форме (например, создать,

сформулировать), быть достижимой, измеримой, контролируемой, в отдельных случаях диагностируемой. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задачи – это маленькие шаги к достижению цели. Существует несколько классов задач.

  • Связанные с изучением теории:

  • изучить состояние проблемы…,

  • провести анализ…


  • Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета

исследования:

  • охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и

  • место…


  • Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений:



  • разработать…,

  • классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…,

  • подготовить.


  • Связанные с экспериментом:

  • экспериментально проверить, изучить…


  • Разработанные на протяжении всего исследования методические

рекомендательные материалы:

  • рекомендации по использованию..,

  • комплекс заданий…

Типичные ошибки, встречающиеся при постановке цели и задач:

неточный выбор слов при написании цели, что может привести к несоответствию между целью и продуктом исследования. Отсутствие конкретики.

Примеры: неточный выбор слов.

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика

автора).

Отсутствие конкретики.

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование [8].

Как сформулировать гипотезу? Требования к гипотезе следующие. Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Типичные ошибки при формулировании гипотезы:

1 ошибка. Избран ошибочный стиль при формулировке. Гипотезы формулируются в вопросительной форме. Например, начинаются со слов: «Верно ли…». Гипотеза должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак».

Примеры: «Верно ли, что зайцы становятся белыми только зимой?», «Правда ли, что слон за раз может съесть всю листву большого дерева?».

2 ошибка. Формулируется избыточное множество гипотез.

Примеры: «почки распускаются только весной, и ручьи бегут тоже только весной», «взрослый человек способен пройти пешком не останавливаясь 5 часов, а шесть не способен».

3 ошибка. Не соответствует фактам по теме исследования.

Оформление исследовательской работы.

Необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят:

титульный лист;

содержание;

перечень условных обозначений (при необходимости);

введение;

основная часть;

заключение;

библиография (список литературы);

приложение (при необходимости).

Типичные ошибки при оформлении работ:

 проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

 отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

 оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям [7], [9].



1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Актуальность темы.

0-1

1 – тема актуальна.

0 – тема не актуальна.

2. Соответствие темы содержанию.

0-1

1 – тема соответствует содержанию.

0 – тема не соответствует содержанию.

3. Тема соответствует возрастным особенностям.

0-1

1 – тема соответствует возрастным особенностям.

0 – тема не соответствует возрастным особенностям.

4. Цель конкретна, достижима.

0-1

1 – цель имеет конкретику, достижима.

0 – цель неконкретна, не достижима.

5. Задачи соответствуют теме исследования. (от 3 до 5)

0-2

2 – задачи представлены от 3 до 5.

1 – задачи представлены от 1 до 2.

0 – задачи не представлены, или не соответствуют теме исследования.

6. Гипотеза сформулирована верно.

0-1

1 – гипотеза сформулирована верно.

0 – гипотеза отсутствует, или сформулирована неверно.

7. Гипотеза соответствует цели исследования.

0-1

1 – гипотеза соответствует цели исследования.

0 – гипотеза не соответствует цели исследования.

8. Литература подобрана в соответствии темы исследования.

0-1

1 – литература подобрана в соответствии темы исследования.

0 – литература отсутствует, или не подобрана в соответствии темы исследования.

9. Литература составлена не менее чем из 5 источников.

0-1

1 – литература составлена из 5 или больше источников.

0 – литература составлена менее, чем из 5 источников.

10. Методы исследования подобраны в соответствии с темой, соотносятся с возрастными особенностями.

0-1

1 – методы исследования подобраны в соответствии с темой, соотносятся с возрастными особенностями.

0 – методы исследования отсутствуют, или не подобраны в соответствии с возрастными особенностями.

11. Выдержана структура и логика в исследовании.

0-1

1 – в исследовании выдержана структура и логика в исследовании.

0 – в исследовании нарушена структура и логика.

12. Оформление работы соответствует техническим требованиям.

0-1

1 – оформление работы соответствует техническим требованиям.

0 – оформление работы не соответствует техническим требованиям.

13. Работа исследования представлена в определенных формах (рисунок, описание, схема, диаграмма).

0-2

2 – работа представлена в форме схемы, или диаграммы.

1 – работа представлена в форме описания, или рисунка.

0 – работа не содержит никакого вывода.

14. Грамотность (орфография, пунктуация)

0-1

1 – присутствует грамотность в написании исследования (соблюдены орфография и пунктуация).

0 – отсутствует грамотность в написании исследования (не соблюдены орфография и пунктуация).

Всего

16б




1.4. Паспорт исследования №1 «Необычное свойство воздуха».

Паспорт исследования

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Мутовина Вероника, Вяткин Олег.



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Необычное свойство воздуха

2

Актуальность исследования

Воздух – главный компонент в жизни людей, он обеспечивает кислородом всю планету.

У меня возник вопрос: если воздух – главный компонент в жизни живых организмов, то почему мы его не видим?

3

Проблема исследования

Мы не можем увидеть воздух. Есть ли доказательство его существования?

4

Объект исследования

Воздух.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений по теме «Необычное свойство воздуха».

Для ученика: узнать, что воздух существует.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1) подбор литературы по теме исследования «Необычное свойство воздуха».

2) провести опыты «Обнаружение воздуха».

3) зафиксировать полученные данные в дневник исследователя.

4) оформить выводы.

7

Гипотеза исследования

Если мы дышим воздухом, то он существует.

8

Методы исследования

Анализ литературы, наблюдение, опыты, анализ и обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подбор информации по теме исследования, подготовка оборудования, необходимых материалов,

2. Теоретический: изучение подобранной информации, выявление проблемы,

3. Практический: проведение опытов для проверки гипотезы. составление гипотезы.

4. Аналитический: фиксация полученных результатов в дневник исследователя.

5. Презентационный: показ/презентация своего хода работы, продукта перед аудиторией.

6. Рефлексивный: самоанализ проведенной работы, выявление успеха и трудностей.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Обнаружение воздуха.

Опыт № 1.

Цель исследования: увидеть, что воздух существует.

Ход исследования:

1. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.


2. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана, и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.


Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду.

11

Оборудование для проведения исследования

1. Веер.

2. Стакан. Вата, глубокая прозрачная чаша.

12

Продукт исследования

Дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Выступление перед учащимися других классов.

14

Используемые источники

1. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2011/11/23/issledovatelskiy-proekt-svoystva-vozdukha

































1.5. Паспорт исследования №2 «Питание и дыхание растений».

Паспорт исследования

Паспорт разработали:

ФИ студента: Мутовина Вероника.

Класс: 3.

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Питание и дыхание растений».

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Дыхание и питание растений.

2

Актуальность исследования

Растения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения вырабатывают кислород, который необходим для дыхания. Мне интересно, нужно ли питание и дыхание растениям.

3

Проблема исследования

Нуждаются ли растения в питании и дыхании?

4

Объект исследования

Растения.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений по теме «Дыхание и питание растений».

Для ученика: узнать, нужно ли дыхание и питание растениям.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1) подбор литературы по теме исследования «Дыхание и питание растений».

2) провести опыты на необходимость питания и дыхания растений.

3) зафиксировать полученные данные в дневник исследователя.

4) оформить выводы.

7

Гипотеза исследования

Если растения относятся к живой природе, то они могут дышать и питаться.

8

Методы исследования

Анализ литературы, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (1-3 дня).

По организационной форме: парная, групповая.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подбор информации по теме исследования, подготовка оборудования, необходимых материалов.

2. Теоретический: изучение подобранной информации, выявление проблемы, составление гипотезы.

3. Практический: проведение опытов для проверки гипотезы.

4. Аналитический: фиксация полученных результатов в дневник исследователя.

5. Презентационный: показ/презентация своего хода работы, продукта перед аудиторией.

6. Рефлексивный: самоанализ проведенной работы, выявление трудностей.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

1) Цель исследования: узнать, нужно ли растениям питание.

Ход.

Возьмем два стакана и наполним их водой. Поместим в два стакана растения. Во второй стакан нальем растительное масло так, чтобы оно покрыло пленкой воду.

Вывод: спустя некоторое время растение во втором стакане погибло, потому что через пленку масла к корням не поступал кислород.

2) Цель исследования: узнать, нужен ли растениям кислород.

Ход.

Возьмем три прозрачные емкости. В одну положим 30-40 прорастающих семян гороха. Во вторую положим корнеплод моркови. В третью поместим свежесрезанный стебель растения с листьями. Плотно закроем и поместим в теплое темное место. На следующий день опустим горящую лучинку и пронаблюдаем, что с ней произойдет.

Вывод: лучинки погасли, потому что в процессе дыхания растения поглотили кислород и выделили углекислый газ, который не поддерживает горение.

11

Оборудование для проведения исследования

1) два стакана с водой, два растения с корнями, растительное масло.

2) три прозрачные емкости, семена гороха, морковь, стебель растения, пищевая пленка, шкаф, спичка с огнем.

12

Продукт исследования

Дневник исследователя с описанием опытов и выводов.

13

Перспектива исследования

Выступление перед учащимися других классов.

14

Используемые источники

1. https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html

2. https://videouroki.net/video/8-dykhaniie-i-pitaniie-rastienii.html

















РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность учащихся

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность – совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [5, c. 43].

Таким образом, проект – это "пять П": проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др [10].





Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [9, c. 26].

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать. как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [2].



Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; атрибуты несуществующего государства; бизнес-план; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; действующая фирма; журнал; законопроект; игра; карта; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; пакет рекомендаций; письмо в ... ; праздник; прогноз; публикация; путеводитель; серия иллюстрации; система школьного самоуправления; сказка; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия.

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

  • деловая игра;

  • демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

  • диалог исторических или литературных персонажей;

  • защита на Ученом Совете;

  • игра с залом;

  • иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;

  • научная конференция;

  • отчет исследовательской экспедиции;

  • пресс-конференция; путешествие;

  • реклама;

  • ролевая игра;

  • соревнования;

  • спектакль;

  • спортивная игра;

  • телепередача;

  • экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений [13].





































2.2. Проектная задача № 1 «Праздник мам и бабушек» для обучающихся 2-го класса.

Паспорт проектной задачи.

Паспорт разработали:

ФИ студента: Мутовина Вероника.

Класс: 2.

Предмет: межпредметное содержание.

Тема: «Праздник мам и бабушек».

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, технология) проектная одновозрастная задача.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе, время проведения – до 2-х уроков.

Дидактические цели

- комплексное использование освоенных математических, языковых и технологических умений в нестандартной ситуации;

- проверка умений пользоваться технологической картой изготовления поделки и таблицами для поиска необходимой информации;

- формирование умения сотрудничать малых группах.

Предметные знания и умения и метапредметные действия на которые опирается задача

Предметные:

- применяют таблицу умножения и производят действия умножения в пределах 100;

- осуществляют арифметические действия с единицами времени;

- переводят единицы времени из мелких в более крупные и сравнивают их;

- находят периметр прямоугольника по заданным величинам сторон;

- читают технологическую карту изготовления поделки;

- орфографически верно восстанавливают пропуски букв в словах;

- дополняют исходный текст в соответствии с заданным жанром.

Метапредметные:

- анализируют информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирают существенную информацию из предложенного объема;

- восстанавливают причинно-следственные связи;

- анализируют информацию и переводят её в словесную форму;

- обобщают полученную информацию;

- читают, дополняют и самостоятельно составляют таблицы для решения поставленных задач;

- договариваются для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

- выбирают оптимальный вариант решения задачи;

- адекватно оценивают выполненную работу.

Планируемый педагогический результат

- демонстрация навыков усвоения предметного материала;

- умение применять предметные навыки в нестандартных условиях;

- умение создать конечный «продукт» — подготовить праздничное поздравление для мам и бабушек к 8 марта.

Критерии оценивания

- рефлексивные анкеты.



Содержание проектной задачи.

В преддверии праздника «8 Марта» мы в нашем классе сможем поздравить своих мам и бабушек.

Каждый ученик готовил сюрприз для мамы или бабушки своими руками. Для того чтобы подарок получился аккуратным, необходимо выполнять работу по инструкции.

Задание 1. Изучите этапы выполнения сюрприза, восстановите их последовательность. Какого действия, на ваш взгляд, не хватает? Составьте полную инструкцию по выполнению сюрприза, запишите ее.


     Э тапы выполнения сюрприза

Инструкция по выполнению сюрприза.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Чтобы все приглашенные пришли на праздник вовремя, то есть в указанный день и час, пишут пригласительные и заблаговременно вручают их гостям.

Задание 2. Прочтите начало приглашения, устранив все пропуски букв, и закончите его, не забыв указать важную для гостей информацию. Составленное приглашение оформляется на пригласительных открытках.

Милые мамоч..а и бабу…ка, приглашаю вас на наш праз…ник «Цв… ты для любимых с…рдец». Праз…ник состоится по адресу: улица …ности, горо…ской клуб «…ирасполь».

Задание 3. В киоске продавец предложила имеющиеся варианты пригласительных открыток. выберите соответствующий событию вариант пригласительной открытки. подсчитайте затраты на покупку с учетом того, что каждый ученик класса вручит одну пригласительную открытку дома, заполните таблицу «Цена. Количество. Стоимость покупки».







№ 1.

Цена – 1 руб.

№ 2.

Цена – 3 руб.

№ 3.

Цена – 5 руб.









№ 4.

Цена – 3 руб.

№ 5.

Цена – 2 руб.

№ 6.

Цена – 4 руб.



Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость покупки (руб.)






Были подготовлены следующие номера самодеятельности: 2 песни, 3 танца, выразительное чтение стихотворений, 2 конкурса и 1 игра. разнообразие номеров необходимо для того, чтобы учесть вкусы всех приглашенных гостей. с этой же целью обычно разные по жанру номера чередуют. продолжительность номеров указана в таблице.

Продолжительность номеров концертной программы.

Название номера

Продолжительность (мин)

«Мама» (песня из кинофильма «Мама»)

7

«Мамины глаза» (песня)

5

«Озорные ребята» (танец)

10

«вальс для бабушек» (танец)

8

«ручеек» (танец)

10

Л. Квитко. «Бабушкины руки» (стихотворение)

5

е. Благинина. «Мама спит…» (стихотворение)

4

«Мастер Заплетайкин» (командный конкурс для мальчиков и мам по заплетанию косичек)



15

«Мастер Убирайкин» (командный конкурс для девочек и пап по сбору разбросанных вещей)



15

Буриме на тему праздника (литературная игра)

15

общее время всех номеров

94



Задание 4. Установите очередность номеров таким образом, чтобы гости не устали от однообразия. предложите такую концертную программу, которая должна длиться не более 1 часа. Для удобства заполните таблицу ниже.

Концертная программа «Цветы для любимых сердец».

Название номера

Продолжительность (в мин)

1



2




















Длительность концертной программы




Самым волнительным моментом праздника станет вручение сделанного своими руками сюрприза для мамы или бабушки. обычно вручение подарка сопровождают теплыми словами, которые записывают или произносят устно.



Задание 5. составьте поздравление, которое сделает вручение подарка неповторимым, будет содержать заботу и любовь к родным людям.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________



В завершение праздника будет сделана общая фотография на память. Для того чтобы она пополнила классный альбом, для нее нужно оформить рамку. Для этого предлагается использовать атласную ленту и выполнить рамку своими руками.

Задание 6. Рассчитайте длину атласной ленты таким образом, чтобы из нее получилась рамка для фотографии, длина которой 27 см, а ширина 22 см.

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько этапов работы вы предлагаете, чтобы подготовить сюрприз?


Какой важной информацией вы дополнили приглашение?


Какую открытку вы выбрали из предложенных? объясните свой выбор


Какова общая стоимость покупки открыток?


Какова длительность концерта? Какие номера вошли в вашу концертную программу?

Презентация концертной программы

Что в вашем поздравлении говорит о заботе и любви к тому человеку, к которому адресовано поздравление?

Оглашение поздравительного адреса.

Ленту какой длины вы посоветуете взять для изготовления рамки: 90 см, 10 дм, 27 см, 1 м, 49 см, 98 см или100 см?

Обоснуйте ответ, представив свои расчеты.


Определите цель проектной задачи «Праздник для мам и бабушек».




Рефлексивная анкета (Заполняется каждым участником по окончании работы в малых группах).

Поставь галочку на оценочной шкале:

  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Праздник для мам и бабушек»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)

да нет

Почему? __________________________________________________________







2.3. Проектная задача № 2 «В поиске подснежников», для обучающихся 4 класса.

Паспорт проектной задачи.

Паспорт разработали:

ФИ студента: Гончар Семен.

Класс: 4.

Предмет: межпредметное содержание.

Тема: «В поиске подснежников».

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, математика)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 4 классе. Рекомендуемое время проведения – 1 урок.

Дидактические цели проектной задачи


1. Развитие навыков работы с различными источниками информации: анализ текста, пользование навигационными программами, принятие решений на основе данных.

2. Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества в малых группах для эффективного решения практических задач.

3. Повышение уровня математической грамотности и умения применять математические знания на практике в контексте путешествия.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

-Умение осуществлять поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий.

-Умение решения задач содержащих дроби.

-Владение навыками использования навигационных программ.

Метапредметные:

-Умение извлекать информацию, представленную в разных видах.

-Владение навыками структурирования информации.

-Умение разработки стратегии действий для выполнения задачи.

-Владение навыками взаимодействия с партнерами в группе для обмена информацией.

-Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

-Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемые результаты


-Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

-Умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

-Умение создать конечный «продукт» - разработать план реализации своей личной цели, продумывая все шаги, возможные трудности и тд.

Проектный продукт

План реализации своей личной цели, включающий себя планируемые взаимодействия, трудности и тд.

Критерии оценивания


-Правильность выполнения предметных заданий.

-Корректно составленный план реализации своей личной цели (на основе её реальности, подробности).



ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «В ПОИСКЕ ПОДСНЕЖНИКОВ»

Сегодня вы узнаете историю об одной любознательной девочке – Маше, из Красноярска. Недавно на уроке окружающего мира Маша прочитала занимательный текст о прекрасном явлении весны – подснежниках. Это её очень заинтересовало, и у неё в голове созрел план…

Задание 1. Прочитайте текст, который Маша изучила на уроке. Ответьте на вопросы после текста.

Подснежники - это нежные и прекрасные цветы, которые открывают свои белоснежные лепестки еще до того, как последний снег растает. Эти замечательные цветы символизируют начало весны и приносят радость своим появлением после долгой зимы.

Подснежники обычно растут в лесах, полях и садах, предпочитая влажные и тенистые места. Также подснежники можно встретить в городе, но в небольших количествах. Их невысокие и стройные стебли увенчаны изящными белыми цветками с желтой серединкой. Вид этих цветов напоминает нам о скором пробуждении природы после зимнего сна.

Подснежники появляются в начале весны, чаще всего в марте-апреле, когда еще холодно, но уже можно почувствовать весеннее тепло. Эти неприхотливые цветы часто можно увидеть в больших скоплениях, образуя настоящие ковры из белоснежных лепестков.

Интересный факт о подснежниках заключается в том, что они способны прорастать прямо сквозь снег, чтобы первыми радовать нас своим видом после зимы. Эти удивительные цветы также могут выдерживать холодные ночи и резкие перепады температуры, показывая свою выносливость и силу.

Таким образом, подснежники являются символом надежды, стойкости и красоты. Их нежные цветы напоминают нам о том, что даже в самый трудный период можно найти свет и радость, глядя на них в первые дни весны.

Вопросы:

1. Где обычно растут подснежники? ___________________________________________________

2. Какие цвета у подснежников? ______________________________________________________

3. Когда появляются подснежники? ___________________________________________________

4. Какие качества символизируют подснежники?________________________________________

Маша решает, во что бы то ни стало увидеть подснежники вживую. Она вспоминает, что когда-то с классом ездила в Дивногорск, тогда Маша понимает, что это прекрасное место для того, чтобы увидеть подснежники во всей красе.

Задание 2. Подумайте, как Маша может добраться из Красноярска в Дивногорск. Воспользуйтесь планшетом: откройте программу 2ГИС и простройте маршрут из точки А – г. Красноярск, ул. Ленина 28, до точки Б – г. Дивногорск, ул. Набережная 33в. Какие варианты маршрутов имеются? В ответе запишите каждый из маршрутов и время, которое нужно затратить для его прохождения. Как Маше быстрее всего добраться до точки Б?

Задание 3. Хорошо подумал, Маша решает отправиться в Дивногорск на машине. Обсудив всё с папой, они договорились о поездке. Прочитай текст и найди информацию о расстоянии от Красноярска до Дивногорска.

Дивногорск - живописный город на берегу реки Енисей в Красноярском крае. Этот уютный городок известен своими красивыми пейзажами, чистым воздухом и гостеприимными жителями. Путь от Красноярска до Дивногорска составляет около км.

Дивногорск окружен великолепной природой, что делает его привлекательным курортом для туристов и отдыхающих. Здесь можно с гордостью посмотреть на величественный Енисей, покататься на лодке или прогуляться по живописным набережным.

Задание 4. Для того, чтобы преодолеть расстояние в 40 км папе Маши нужно заправить Машину бензином. Папа всегда заправляет машину 92-ым бензином. Проанализируйте таблицу, в которой представлены цены на бензин и выберите самый выгодный вариант.

Название заправки/№ бензина

95

92

98

«Удачная дорога»

52.99/литр

55.15/литр

49.90/литр

«С ветерком!»

55.99/литр

44.39/литр

47.70/литр

«Черное золото»

60/литр

42.29/литр

70/литр

«От винта!»

40.99/литр

66/литр

50.55/литр



Ответ:____________________________________________________.

Задание 5. Рассчитайте, сколько бензина потребуется купить папе для поездки и какая будет финальная цена. Если средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. В ответе учитывайте, что покупать бензин можно только целыми литрами.

Маша с нетерпением ждала поездку с папой. Они отправились на дорогу ранним утром, и Маша с интересом наблюдала за проходящими мимо окнами лесами и горами. Расстояние от Красноярска до Дивногорска было не так уж и большим, и вскоре они прибыли в этот живописный городок на берегу Енисея.

В Дивногорске их ждали уютные домики и великолепные виды на реку. Они сделали прогулку по набережной, наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием этого места. И вдруг Маша увидела первые подснежники, уже проросшие сквозь траву. Они были такие нежные и красивые, словно послание о наступлении весны.

Маша и папа провели целый день на свежем воздухе, наслаждаясь природой Дивногорска и красотой подснежников. Этот день стал для них настоящим праздником природы и семейного тепла. А когда они вернулись домой вечером, Маша уже мечтала как она расскажет об этом своим одноклассникам. Это была прекрасная поездка, которая запомнится им обоим на долгие годы.

Подводя итог, подумай какой «путь» потребовалось преодолеть Маше, чтобы увидеть подснежники. Придумай свою цель (место которое хочешь посетить; явление которое хочешь увидеть или др.), дай ей название и составь план реализации этой цели. При составлении опирайся на «путь» Маши. Умести всё в 5-ти пунктах. Под таблицей развёрнуто напиши, какая помощь тебе может понадобиться и кто в силах её предоставить, также опиши возможные трудности.

Название «__________________»

1


2


3


4


5


Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Обведи на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «В поиске подснежников».

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________









































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в обучении младшего школьника, помогая не только сформировать метапредметные и личностные умения и навыки, но и обрести мотивацию к самостоятельному познанию окружающего мира.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования и содержат в себе теоретические и методические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Задача данных методических рекомендаций предложить наиболее эффективные и рациональные варианты организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, а также освятить необходимость использования проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Что ведет к воспитанию всесторонне развитой личности, которая обладает необходимыми навыками для жизни в современном динамично-изменяющемся мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. - М.: Просвещение, 2017 – 404 с.

  2. Аксенов С.И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А.С. Макаренко // Народное образование. – 2012 г. – 258 с.

  3. Дроговоз И.Г. Как организовать исследование и получить результат // Столичное образование. – 2011 г. – 51 с.

  4. Гусев Д.А., Аксюченко В.Н., Об оценке результатов детского исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2014 г.

  5. Зубова О.Е. Исследовательская деятельность в начальной школе // Образование и наука. – 2020 г.

  6. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся // Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru.

  7. Мастрюков А.В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» // Юный ученый. — 2017 г. – 94 с.

  8. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2014 г. – 148 с.

  9. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. – 2017 г. – 155 с.

  10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя // К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников // Учебная литература. – 2004 г. – 80 с.

  12. Смелова В.Г. Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1 // Составитель В. Г. Смелова. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 112 с.). – М., 2020.

  13. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. - М.: УЦ "Перспектива": 2015 г. - 88 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!