Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по учебной практике по профилю специальности
МДК 01.01. «Медико-биологические и социальные основы здоровья»
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Составитель Константинова С.М.., преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
г. Опочка
2018 год
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование (углубленная подготовка) и на основе рабочей программы практики профессионального модуля ПМ 01 «Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития».
Методические рекомендации содержат целевые ориентиры, описание видов предстоящей деятельности, формы подготовки рабочих и отчетных документов практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка_____________________________________________________
Объем практики___________________________________________________________
Содержание практики______________________________________________________
Обязанности студентов_____________________________________________________
Отчетная документация____________________________________________________
Приложение (схемы, формы(образцы))________________________________________
Пояснительная записка
Учебная практика по профилю специальности МДК 01.01. «Медико-биологические и социальные основы здоровья» является одним из элементов в системе видов практик профилю специальности, обеспечивающей, наряду с теоретической подготовкой и готовность студентов к их практической деятельности.
Цель практики:
закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков по междисциплинарному курсу: «Медико-биологические и социальные основы здоровья».
Компетенции обучающегося в ходе прохождения учебной практики.
Процесс прохождения учебной практики по медико-биологическим и социальным основам здоровья направлен на формирование следующих компетенций.
Общекультурные компетенции:
- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;
- способен использовать знания о здоровье сберегающих технологиях в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования;
Профессиональные компетенции.
Обще-профессиональные:
- осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- владеет основами речевой профессиональной культуры;
В области педагогической деятельности:
- готовность применять современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени;
- способен использовать возможности образовательной среды;
- способен организовывать сотрудничество воспитателей и воспитанников.
Специальные компетенции:
- способность оперировать основными понятиями, знаниями закономерностей и явлений в области физкультурно-оздоровительной работы;
- способность оперировать знаниями по созданию здоровье сберегающей среды в ДОУ;
- способность к анализу оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста с учетом психологических и психофизиологических особенностей развития.
Задачи практики.
Задачами учебной практики являются:
- формировать знания об основных направлениях сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
- познакомиться с навыками здоровье сберегающих технологий по формированию у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья;
- формировать профессиональную позицию воспитателя, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни и ответственности за здоровье детей;
- повысить оздоровительную грамотность воспитателя по созданию здоровье сберегающей и развивающей среды в ДОУ;
- закрепить навыки осуществления закаливающих и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих, комфортное пребывание ребенка в детском саду в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- формулировать навыки проведения санитарно-гигиенических мероприятий для детей дошкольного возраста с учетом психологических и психофизиологических особенностей развития
- ознакомить с особенностями организации консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления детей.
Студент должен иметь практический опыт:
- внедрять научно-методические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей, созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
- формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
- создание программно-методического обеспечения учебного предмета по медико-биологическим и социальным основам здоровья.
Проведение комплексного исследования здоровья дошкольников.
- исследование состояния здоровья детей, выделение «групп риска», выявление функциональных нарушений у детей;
- отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ с целью динамичного наблюдения за их развитием;
- определение соответствия образовательной среды ДОУ состоянию здоровья ребенка и современное выявление факторов риска для его здоровья и развития.
Знать оздоровительную направленность воспитательного процесса в ДОУ.
- система эффективных закаливающих процедур и физкультурно - оздоровительных мероприятий;
- активизация двигательного режима дошкольников;
- реабилитационная и коррекционная работа с детьми( реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей, индивидуальная коррекционная работа с детьми имеющими отклонения в здоровье);
- консультативно-информационная работа( сотрудничество с участниками педагогического процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников).
Уметь:
- создавать педагогические условия проведения гигиенических мероприятий для дошкольников;
- проводить закаливающие мероприятия с учетом анатомо-физиологических особенностей и санитарно-гигиенических норм;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
- анализировать проведение режимных моментов и мероприятий двигательного режима для дошкольников.
Знать:
- особенности планирования различных моментов и мероприятий двигательного режима(закаливание);
- основы режима дня дошкольников разных возрастных групп;
- особенности детского травматизма и его профилактика;
- профилактику детских болезней;
- основы педагогического контроля за состоянием физического здоровья и психического благополучия детей;
- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
- особенности использования здоровье сберегающих технологий в ДОУ.
Владеть:
- основными медицинскими и физиологическими терминами;
-обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;
- методиками диагностики уровня здоровья и физического состояния дошкольников;
- методиками и средствами психической саморегуляции ребенка;
- валеологическими понятиями в области профилактики детских заболеваний;
- навыками организации оздоровительной физической тренировки для детей дошкольного возраста.
Объем и виды практики
Виды практики | Конкретизированное название | Семестр | Кол-во часов | Форма проведения |
Учебная практика | «Медико-биологические и социальные основы здоровья» | 1 семестр 1 курс | 12 | Разработка программ оздоровления дошкольников; Проведение мероприятий по ЗОЖ с детьми; Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (занятия-здоровья, тренинги). |
Виды деятельности студентов на учебной практике.
- разработка программ оздоровления дошкольников;
- разработка методических рекомендаций для педагогического персонала ДОУ по проблемам здоровья детей;
- проведение физкультминуток; Дня здоровья; недели здоровья; комплекса закаливающих мероприятий;
- проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения;
- проведение анализа здоровья детей с целью коррекции;
- проведение семинарских занятий по вопросам заболеваемости детей и ее профилактики;
- организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск сан.бюллетеней, оказание консультативной помощи);
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (аутотренинг; оказание элементарной медицинской помощи);
Структура и содержание учебной практики по медико-биологическим и социальным основам здоровья.
№ п/п | Темы учебной практики | Общая трудоемкость (количество часов) | Формы текущего контроля |
1. | Цели и задачи учебной практики по медико-биологическим и социальным основам здоровья. Влияние образовательной среды на здоровье воспитанников. | 1 | Оформление записей в дневниках; Анкетирование оценки уровня здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. |
2. | Валеологические основы психофизиологического развития и образ жизни дошкольника в различные возрастные периоды. Оценка физического развития дошкольника, определение биологического возраста ребенка. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление картосхем анализа диагностического исследования дошкольников. |
3. | Диагностика и оценка уровня здоровья дошкольника. Оценка морфофункциональной типологии ребенка и преобладающего его вегетативной регуляции. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление картосхем анализа диагностического исследования дошкольников. |
4. | Физическое воспитание и здоровье дошкольника. Принципы и методы проведения закаливающих процедур в ДОУ. Разработка индивидуальных программ оздоровительной физкультуры и закаливающих мероприятий в ДОУ. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление индивидуальных программ по закаливанию дошкольников в ДОУ. Составление индивидуальных программ оздоровительных физкультурных занятий для дошкольников. |
5. | Основы рационального питания дошкольников. Валеологические предпосылки рационального питания дошкольников в ДОУ. Анализ систем питания в ДОУ. Методические основы разработки комплексных программ по оздоровительному питанию дошкольников в ДОУ. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление комплексных программ(меню) полноценного питания дошкольников в ДОУ и дома. |
6. | Иммунитет и здоровье дошкольников. Предупреждение детских инфекционных заболеваний. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление практических рекомендаций в виде санитарных бюллетеней для родителей детей дошкольного возраста по профилактике инфекционных заболеваний. |
7. | Личная гигиена дошкольника. Гигиенические правила ухода за кожей, глазами, ушами. Волосами детей. Гигиена одежды и обуви дошкольников. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление практических рекомендаций по личной гигиене дошкольников. |
8. | Основы детской безопасности и профилактика травматизма среди детей. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление практических рекомендаций по предупреждению детского травматизма и оказанию первой помощи при ожогах, отморожениях, ушибах, растяжениях, укусах насекомых и животных, переломах, отравлениях. |
9. | Культура потребления медицинских услуг. Медицинское обслуживание и контроль в дошкольных образовательных учреждениях | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление карто-схем индивидуального осмотра детей в ДОУ. |
10. | Валеологические особенности режима дня дошкольников разных возрастных групп. Распределение режимных видов деятельности дошкольника дома и в ДОУ. | 1 | Оформление записей в дневниках; Составление схем режима дня для дошкольников разных возрастных групп. |
11. | Особенности здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ. Использование современных образовательных методик по здоровье сберегающим технологиям работы с детьми. | 1 | Оформление записей в дневниках; Разработка и анализ программ оздоровления детей в ДОУ. |
12. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. | 1 | Оформление записей в дневниках; Анализ консультативной помощи родителям в ДОУ; разработка сценария праздника «День здоровья. (с участием детей и родителей, персонала ДОЙ). |
Законодательно-нормативное обеспечение практики.
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция РФ, ст.38, 41, 42,43.
4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г. №124 –ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002 год)
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное правительством РФ от 01 июля 1995г. №677 ( с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями правительства РФ от 14 февраля 1997 года № 179,от 28 декабря 2002г. №919).
6. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 200г. №65/23-16.
7. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 04 апреля 2003 года № 1418.
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 года).
Место проведения практики:
дошкольно - образовательные учреждения Псковской области.
Объекты практики.
1.Дети дошкольного возраста.
2. Семьи детей, посещающих дошкольные учреждения.
Основные направления практики по медико-биологическим и социальным основам здоровья.
Валеологическое образование дошкольников.
Организованные виды деятельности с детьми направлены:
В младшем дошкольном возрасте - на развитие представлений о своем внешнем возрасте; - на развитие умений и навыков своей личной гигиены; - на развитие представлений о принадлежности к женскому и мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек; - на развитие положительного отношения к себе и своему имени. | В среднем дошкольном возрасте - на развитие представлений о своем теле: а) органы чувств; б) дыхательная и пищеварительная системы; - на развитие представлений о здоровом образе жизни себя и своей семьи. | В старшем дошкольном возрасте - на приобщение и нормам здорового образа жизни; - обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливаний. |
Обязанности практиканта :
подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям;
следить за строгим соблюдением правил техники безопасности, жизни и здоровья детей;
своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
заниматься самовоспитанием и самообразованием, соблюдать нормы педагогической этики, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду воспитателя;
своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчётность по практике руководителю.
Отчетность студентов по практике: (например)
дневник, заверенный методистом ДОУ;
информационная карта образовательного учреждения;
выступление за круглом столе;
отчет по практике по форме (в виде аттестационного листа)
Отчет по практике
МДК 01.01. «Медико-биологические и социальные основы здоровья»
студента(ки) ____ группы ____ГБОУ СПО ПО (полное название ОУ)
_____________________________________________________
Ф.И.О. (в родительном падеже)
Место прохождения практики:___________________________________________________
Время прохождения практики: ___________________________________________________
Руководитель практики: ________________________________________________________
За период учебной практики были реализованы следующие виды работ1:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В рамках практики наиболее удачными и результативными были следующие виды деятельности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В меньшей степени мне удалась следующая деятельность2: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики мне удалось узнать ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мной были приобретены следующие умения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения и рекомендации по организации практики:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ______________ Подписи практиканта(ки) ________________________________
Аттестационный лист по практике
_________________________________________________________________________________________________________________________________(название ПМ, МДК модуля)
1.ФИО студента, № группы, отделения, специальности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Место проведения практики(организации), наименование, юридический адрес:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Время проведения практики___________________________________________________
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила
Практика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата Подписи:
Руководитель практики_______________________
МП. Заведующая ДОУ____________________________
1
2