Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Рассмотрено на заседании кафедры . УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
производственной работе
Протокол № _____ от «___» ___________ 201_ г.
_________Т.И.Смирнова
Заведующая кафедрой «____»__________201__г.
_________________ Константинова С.М.
Методические рекомендации для студентов
по производственной практике по профилю специальности
МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников»
ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
по специальности 050144 «Дошкольное образование»
Составитель Константинова С.М., преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
г. Опочка
2013 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование (углубленная подготовка) и на основе рабочей программы практики профессионального модуля ПМ 03 «ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Методические рекомендации содержат целевые ориентиры, описание видов предстоящей деятельности, формы подготовки рабочих и отчетных документов практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка_____________________________________________________
Объем практики___________________________________________________________
Содержание практики______________________________________________________
Обязанности студентов_____________________________________________________
Отчетная документация____________________________________________________
Приложение (схемы, формы(образцы))________________________________________
Пояснительная записка
Учебная практика по профилю специальности МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников» является одним из элементов по профилю специальности, обеспечивающей, наряду с теоретической подготовкой и готовность студентов к их практической деятельности.
Цель практики:
Разработка теоретических основ экологического образования дошкольников и определение условий его реализации в ДОУ.
Компетенции студентов формируемые в ходе прохождения производственной практики:
Профессиональные компетенции:
- формирование системы элементарных, научных, экологических знаний, доступных пониманию дошкольника;
- обладание мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности по формированию ценностных ориентаций общения ребенка с природой;
- готовность применять современные методики по формированию навыков рационального природопользования у дошкольников в повседневной жизни;
- способность использовать возможности образовательной среды по освоению элементарных норм поведения по отношению к природе дошкольников;
- способность организовывать сотрудничество воспитателей и воспитанников в заботливом отношении к миру природы.
Специальные компетенции:
- способность оперировать основными понятиями. Знаниями закономерностей и явлений в области экологического воспитания дошкольников;
- способность оперировать знаниями по уходу за живыми объектами природы в ДОУ;
- способность к анализу экологических мероприятий по заботливому отношению к миру природы.
Задачи производственной практики:
- выявить тенденции в экологическом образовании дошкольников;
- разработать концепцию экологического образования дошкольников, ожидаемые результаты по практике и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в ДОУ и выявить наиболее эффективные из них;
- определить условия реализации экологического образования в ДОУ;
- провести апробацию программ по экологическому воспитанию в ДОУ.
Студент должен иметь практический опыт
* наблюдать и анализировать педагогический процесс, направленный на познавательное развитие дошкольника;
* устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;
* организовывать деятельность в группах детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию и формированию у них представлений об объектах живой и неживой природы в повседневной жизни;
* самостоятельно проводить занятия по экологическому воспитанию детей;
* проявлять умения и навыки изготовления наглядно-предметного оборудования для организации познавательной деятельности детей;
* владеть элементарными средствами диагностики экологического развития детей.
Уметь :
- закрепить в практической деятельности теоретические знания о сущности практических методов в экологическом воспитании дошкольников;
- развивать способы деятельности с применением практических методов экологического обучения дошкольников;
- определять порядок деятельности детей в процессе наблюдений детей за сезонными явлениями в природе;
- составлять комплексы экологических занятий с применением метода наблюдений;
- разрабатывать задания для моделирования и проектирования в экологическом воспитании дошкольников;
- определять порядок деятельности детей в процессе реализации методов экологического воспитания с использованием методов моделирования и проектирования;
- формировать умение планировать и анализировать структурные элементы экологических занятий для дошкольников разных возрастных групп;
- осуществлять исследовательскую деятельность детей;
- формировать умение планировать экскурсии детей в природу; определять цели, этапы и задачи каждого этапа экскурсии;
- определять приемы работ со средствами обучения на разных этапах воспитательного процесса дошкольников по знакомству с объектами живой и неживой природы.
Знать:
- особенности методов экологического обучения дошкольников в ДОУ; особенности словесных и наглядных методов;
- сущность практических методов экологического воспитания дошкольников;
- дидактические функции метода наблюдения и его значение в экологическом обучении и воспитании дошкольников в ДОУ;
- сущность понятий «модель» и «моделирование»; методы моделирования и экологического проектирования в ДОУ;
- классификацию приемов по личностно – ориентированному воспитанию и обучению дошкольников на основе их знакомства с объектами живой и неживой природы;
- особенности экологических экскурсий как форм воспитания дошкольников.
Объем и виды практики
Виды практики | название | Семестр | Кол-во часов | Форма проведения |
Производственная практика | «Теория и методика экологического образования дошкольников» | 6 семестр 3 курс | 36 | Организация наблюдений с детьми за объектами природы; Проведение экологических занятий, игр, практических опытов, экскурсий в природу; Создание экологических проектов. анализ Организация экологического воспитания и образования в ДОУ |
Место проведения практики:
дошкольно - образовательные учреждения Псковской области.
Объекты практики:
дети дошкольного возраста (разных возрастных групп).
Результаты практики:
- дошкольники имеют представление о взаимосвязи человека с природой;
- способность ребенка в конкретной ситуации выбирать линию поведения с учетом последствий своего влияния на окружающую среду;
- формирование умений у дошкольников оказывать помощь живым объектам природы;
- экологизация различных видов деятельности ребенка за счет экологического компонента и интегрированного подхода.
Примерные виды работ
- включение дошкольников в технологию экологического воспитания;
- использование системы методов и технологий экологического воспитания при организации наблюдений, игровой и проектной деятельности с дошкольниками;
- создание эколого-развивающей среды, позволяющей организовать систематический эколого-педагогический процесс – содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;
- организация наблюдений за стационарными объектами природы в ДОУ;
- обследование материалов, экспериментов по экологическому воспитанию детей в ДОУ;
- создание комплекса экологических моделей для детей разных возрастных групп;
- руководство наблюдениями в природе по выделению признаков объектов природы;
- организация экскурсий в разных возрастных группах детей (по сезонам года);
- создание экологических площадок в виде модели экологической тропы в ДОУ;
- создание банка сюжетно-ролевых, дидактических игр с экологической направленностью для дошкольников разных возрастных групп;
- проведение экологических мероприятий на основе практической познавательной деятельности дошкольников об объектах природы;
- использование интегрированного подхода и исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с объектами природы;
- проведение занятий с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира;
- создание экологических проектов для дошкольников разных возрастных групп.
Содержание практики в соответствии с видами работ:
№ п/п | Темы производственной практики | Общая труд-ть (часы) | Форма контроля |
1 | Цели и задачи производственной практики по методике экологического образования дошкольников | 2 | Оформление записей в дневнике; Анализ программ экологического образования дошкольников в ДОУ. |
2 | Условия реализации экологического образования в ДОУ. | 3 | Составление педагогических моделей организации экологического образования дошкольников в ДОУ на основе моделей»Эколог» и «Воспитатель». |
3 | Системы работы по экологическому образованию в ДОУ. | 5 | Оформление записей в дневнике; Составление планов – конспектов наблюдений за объектом живой и неживой природы для разных возрастных групп дошкольников; Создание макета экологического пространства в ДОУ; Создание макета лаборатории природы в ДОУ; Составление экологического паспорта ДОУ. |
4 | Экологизация видов деятельности ребенка | 5 | Разработать циклы экспериментирования с природным материалом(водой, глиной, песком, почвой) для дошкольников разных возрастных групп; Разработать цикл занятий по природному материалу с использованием эксперимента и творческих заданий для дошкольников старшей и подготовительной группы; Создать комплекс экологических игр с использованием природного материала; Анализ учебно-методического комплекта дидактических игр с использованием природных объектов для старших и средних дошкольных групп ДОУ. |
5 | Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ. | 4 | Создание проекта «Экологическая тропа» для дошкольников разных возрастных групп; Создание мини-макета (метеоплощадки) с перечнем метео оборудования для старших дошкольников; Составление циклов наблюдений в уголке природы в ДОУ по наблюдению за объектами природы для всех возрастных групп дошкольников; Составление и анализ этапов наблюдения за объектами живой природы в ДОУ для дошкольников разных возрастных групп. |
6 | Экологическое проектирование в ДОУ. | 4 | Разработка экологических проектов для дошкольников разных возрастных групп по знакомству с миром растений и животных. |
7 | Организация предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологической работы с детьми. | 4 | Составление конспектов наблюдений по темам: «Какое время года?», «Времена года», «Посадки на грядках», «Какими летом стали деревья и кустарники» для детей младшей. Средней и старшей групп ДОУ; Составление конспектов организации опытнической деятельности для дошкольников разных возрастных групп по теме: «Что увидим через воду», «Наблюдения за сосульками». |
8 | Моделирование в экологическом образовании дошкольников | 4 | Оформление записей в дневнике; Создание моделей: «Экосистема водоема», «Экосистема луга», «Экосистема леса»; Разработка и создание графических моделей календарей наблюдений за погодой; за ростом и развитием растений; за птицами; Изготовление моделей: «Дикие животные», «Домашние животные», «Термометр», «Живой организм», «Жизненные формы растений» для детей разных возрастных групп. |
9 | Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми | 5 | Оформление записей в дневнике; Составление планов-конспектов экскурсий в природу по сезонам года. Экскурсии по теме: «Весна», «Осень», «Зима» для детей разных возрастных групп. |
По окончании практики студентам выставляется дифференцированный зачет.
Обязанности практиканта:
отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития;
определить дозировку и сочетание разных задач;
подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;
выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично- ознакомительное, углубленно – познавательное, обобщающее, комплексное.).
определить дидактические средства;
продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;
продумать начало занятия, его ход и окончание;
сформулировать задания и вопросы детям;
предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;
продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;
предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии.
Отчетность студентов по практике:
дневник, заверенный методистом ДОУ;
отчет по практике по форме;
выступление за круглым столом;
выполнение заданий по темам практики.
Виды заданий по основным разделам и содержанию
производственной практики.
№ п/п | Темы по производственной практике | Перечень видов выполняемой работы |
1 | Условия реализации экологического образования в ДОУ | Составить модель «Эколог» по экологическому образованию дошкольников с основными рекомендациями в экологической среде. |
2 | Системы работы по экологическому образованию в ДОУ | Составить план-макет уголка природы в ДОУ с описаниями стационарных растительных и животных объектов. Составить план-макет «экологического пространства» на участке ДОУ (для разных возрастных групп). Составить методику организации дежурств в уголке (комнате) природы для детей различных возрастных групп (описать совместную деятельность воспитателя и детей). |
3 | Экологизация видов деятельности ребенка. | Составить и провести 3 цикла наблюдений за стационарными объектами природы (в уголке природы; на участке в ДОУ) для детей разных возрастных групп. Составить и провести 3 цикла для детей разных возрастных групп по экспериментированию с природным материалом (водой; глиной; песком; почвой) в виде практических опытов. Изготовить календарь за сезонными явлениями природы с использованием графических изображений объектов природы. Разработать и провести 2 экологические игры с использованием природного материала и элементов практической деятельности дошкольников. Разработать и провести 3 дидактические игры с использованием природных объектов, а также объектов находящихся на участке в ДОУ. Разработать и провести экологическую экскурсию в природу по изучению сезонных изменений объектов природы (зима; весна) для детей разных возрастных групп. |
4 | Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ. | Разработка и проведение проекта «Экологическая тропа» для дошкольников старшей и подготовительной возрастных групп. Разработка мини-макета (метеоплощадки) с перечнем метеооборудования для наблюдений за объектами живой и неживой природы (для старших дошкольников). Разработка и проведение 3 практических занятий по наблюдению за объектами живой и неживой природы (для старшей и средней возрастной группы дошкольников) по тематике сезонов года. |
5 | Экологическое проектирование в ДОУ. | Разработать один экологический проект с использованием элементов практической деятельности дошкольников по ознакомлению с миром растений или миром животных. |
6 | Организация предметно-пространственной развивающей среды для решения экологической работы с детьми. | Разработать и провести наблюдения в старшей возрастной группе по темам: - «Какое время года?»; - «Времена года»; - «Посадки на грядках»; - Какими стали деревья и кустарники летом?». Разработать и провести 3 конспекта занятия с элементами опытнической деятельности для дошкольников разных возрастных групп по темам: - «Что увидим через воду?»; - «Наблюдения за сосульками». |
7 | Моделирование в экологическом образовании дошкольников. | Разработать модели «Экосистема водоема»; «Экосистема леса»; «Экосистема луга»; для старшей возрастной группы. Изготовить модели по тематическому направлению: «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Термометр»; «Живой организм»; «Жизненные формы растений» для дошкольников разных возрастных групп. |
8 | Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми. | Разработать и провести 2 экскурсии в природу по темам: «Зима» и «Весна» для дошкольников разных возрастных групп. |
Виды заданий по 8 основным темам практики оформляются в виде портфолио с разработанными материалами по рубрикам основных тем.
В каждом разделе портфолио указывается тема, и предоставляются материалы, предусмотренные в задании данного вида практики.
Структура портфолио
1 блок – Аттестационный лист и характеристика об итогах прохождения практики.
2 блок – Организационный аспект практики(Дневник по производственной практике).
3 блок – Система работы по экологическому образованию в ДОУ.
4 блок – Экологизация видов деятельности ребенка.
5 блок – Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.
6 блок – Экологическое проектирование в ДОУ.
7 блок – Организация предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологической работы с детьми.
8 блок – Моделирование в экологическом образовании дошкольников.
9 блок – Экскурсия как форма организации экологической работы с детьми.
10 блок – Используемая литература при составлении портфолио.
Аттестационный лист по практике
_________________________________________________________________________________________________________________________________(название ПМ, МДК модуля)
1.ФИО студента, № группы, отделения, специальности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Место проведения практики(организации), наименование, юридический адрес:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Время проведения практики___________________________________________________
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила
Практика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата Подписи:
Руководитель практики_______________________
МП. Заведующая ДОУ____________________________