СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по практике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения по специальности "Дошкольное образование."

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по практике»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж».





Рассмотрено на заседании кафедры . УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по
производственной работе

Протокол № _____ от «___» ___________ 201_ г.

_________Т.И.Смирнова

Заведующая кафедрой «____»__________201__г.

_________________ Константинова С.М.







Методические рекомендации для студентов

по производственной практике по профилю специальности

МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников»

ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

по специальности 050144 «Дошкольное образование»








Составитель Константинова С.М., преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»






г. Опочка

2013 г.








Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование (углубленная подготовка) и на основе рабочей программы практики профессионального модуля ПМ 03 «ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Методические рекомендации содержат целевые ориентиры, описание видов предстоящей деятельности, формы подготовки рабочих и отчетных документов практики.















СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка_____________________________________________________


Объем практики___________________________________________________________


Содержание практики______________________________________________________


Обязанности студентов_____________________________________________________


Отчетная документация____________________________________________________


Приложение (схемы, формы(образцы))________________________________________














Пояснительная записка


Учебная практика по профилю специальности МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников» является одним из элементов по профилю специальности, обеспечивающей, наряду с теоретической подготовкой и готовность студентов к их практической деятельности.


Цель практики:

Разработка теоретических основ экологического образования дошкольников и определение условий его реализации в ДОУ.

Компетенции студентов формируемые в ходе прохождения производственной практики:

Профессиональные компетенции:

- формирование системы элементарных, научных, экологических знаний, доступных пониманию дошкольника;

- обладание мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности по формированию ценностных ориентаций общения ребенка с природой;

- готовность применять современные методики по формированию навыков рационального природопользования у дошкольников в повседневной жизни;

- способность использовать возможности образовательной среды по освоению элементарных норм поведения по отношению к природе дошкольников;

- способность организовывать сотрудничество воспитателей и воспитанников в заботливом отношении к миру природы.

Специальные компетенции:

- способность оперировать основными понятиями. Знаниями закономерностей и явлений в области экологического воспитания дошкольников;

- способность оперировать знаниями по уходу за живыми объектами природы в ДОУ;

- способность к анализу экологических мероприятий по заботливому отношению к миру природы.

Задачи производственной практики:

- выявить тенденции в экологическом образовании дошкольников;

- разработать концепцию экологического образования дошкольников, ожидаемые результаты по практике и варианты диагностики результатов;

- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в ДОУ и выявить наиболее эффективные из них;

- определить условия реализации экологического образования в ДОУ;

- провести апробацию программ по экологическому воспитанию в ДОУ.



Студент должен иметь практический опыт

* наблюдать и анализировать педагогический процесс, направленный на познавательное развитие дошкольника;

* устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;

* организовывать деятельность в группах детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию и формированию у них представлений об объектах живой и неживой природы в повседневной жизни;

* самостоятельно проводить занятия по экологическому воспитанию детей;

* проявлять умения и навыки изготовления наглядно-предметного оборудования для организации познавательной деятельности детей;

* владеть элементарными средствами диагностики экологического развития детей.


Уметь :

- закрепить в практической деятельности теоретические знания о сущности практических методов в экологическом воспитании дошкольников;

- развивать способы деятельности с применением практических методов экологического обучения дошкольников;

- определять порядок деятельности детей в процессе наблюдений детей за сезонными явлениями в природе;

- составлять комплексы экологических занятий с применением метода наблюдений;

- разрабатывать задания для моделирования и проектирования в экологическом воспитании дошкольников;

- определять порядок деятельности детей в процессе реализации методов экологического воспитания с использованием методов моделирования и проектирования;

- формировать умение планировать и анализировать структурные элементы экологических занятий для дошкольников разных возрастных групп;

- осуществлять исследовательскую деятельность детей;

- формировать умение планировать экскурсии детей в природу; определять цели, этапы и задачи каждого этапа экскурсии;

- определять приемы работ со средствами обучения на разных этапах воспитательного процесса дошкольников по знакомству с объектами живой и неживой природы.


Знать:

- особенности методов экологического обучения дошкольников в ДОУ; особенности словесных и наглядных методов;

- сущность практических методов экологического воспитания дошкольников;

- дидактические функции метода наблюдения и его значение в экологическом обучении и воспитании дошкольников в ДОУ;

- сущность понятий «модель» и «моделирование»; методы моделирования и экологического проектирования в ДОУ;

- классификацию приемов по личностно – ориентированному воспитанию и обучению дошкольников на основе их знакомства с объектами живой и неживой природы;

- особенности экологических экскурсий как форм воспитания дошкольников.








Объем и виды практики


Виды практики

название

Семестр

Кол-во

часов

Форма

проведения

  1. Производственная

практика

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

6 семестр

3 курс

36

Организация наблюдений с детьми за объектами природы;

Проведение экологических занятий, игр, практических опытов, экскурсий в природу;

Создание экологических проектов.

анализ

Организация экологического воспитания и образования в ДОУ


Место проведения практики:

дошкольно - образовательные учреждения Псковской области.

Объекты практики:

дети дошкольного возраста (разных возрастных групп).

Результаты практики:

- дошкольники имеют представление о взаимосвязи человека с природой;

- способность ребенка в конкретной ситуации выбирать линию поведения с учетом последствий своего влияния на окружающую среду;

- формирование умений у дошкольников оказывать помощь живым объектам природы;

- экологизация различных видов деятельности ребенка за счет экологического компонента и интегрированного подхода.

Примерные виды работ

- включение дошкольников в технологию экологического воспитания;

- использование системы методов и технологий экологического воспитания при организации наблюдений, игровой и проектной деятельности с дошкольниками;

- создание эколого-развивающей среды, позволяющей организовать систематический эколого-педагогический процесс – содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;

- организация наблюдений за стационарными объектами природы в ДОУ;

- обследование материалов, экспериментов по экологическому воспитанию детей в ДОУ;

- создание комплекса экологических моделей для детей разных возрастных групп;

- руководство наблюдениями в природе по выделению признаков объектов природы;

- организация экскурсий в разных возрастных группах детей (по сезонам года);

- создание экологических площадок в виде модели экологической тропы в ДОУ;

- создание банка сюжетно-ролевых, дидактических игр с экологической направленностью для дошкольников разных возрастных групп;

- проведение экологических мероприятий на основе практической познавательной деятельности дошкольников об объектах природы;

- использование интегрированного подхода и исследовательской деятельности дошкольников при ознакомлении с объектами природы;

- проведение занятий с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира;

- создание экологических проектов для дошкольников разных возрастных групп.



Содержание практики в соответствии с видами работ:


п/п

Темы производственной практики

Общая

труд-ть

(часы)

Форма контроля

1

Цели и задачи производственной практики по методике экологического образования дошкольников


2

Оформление записей в дневнике;

Анализ программ экологического образования дошкольников в ДОУ.

2

Условия реализации экологического образования в ДОУ.


3

Составление педагогических моделей организации экологического образования дошкольников в ДОУ на основе моделей»Эколог» и «Воспитатель».

3

Системы работы по экологическому образованию в ДОУ.


5

Оформление записей в дневнике;

Составление планов – конспектов наблюдений за объектом живой и неживой природы для разных возрастных групп дошкольников;

Создание макета экологического пространства в ДОУ;

Создание макета лаборатории природы в ДОУ;

Составление экологического паспорта ДОУ.


4

Экологизация видов деятельности ребенка


5

Разработать циклы экспериментирования с природным материалом(водой, глиной, песком, почвой) для дошкольников разных возрастных групп;

Разработать цикл занятий по природному материалу с использованием эксперимента и творческих заданий для дошкольников старшей и подготовительной группы;

Создать комплекс экологических игр с использованием природного материала;

Анализ учебно-методического комплекта дидактических игр с использованием природных объектов для старших и средних дошкольных групп ДОУ.

5

Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.

4

Создание проекта «Экологическая тропа» для дошкольников разных возрастных групп;

Создание мини-макета (метеоплощадки) с перечнем метео оборудования для старших дошкольников;

Составление циклов наблюдений в уголке природы в ДОУ по наблюдению за объектами природы для всех возрастных групп дошкольников;

Составление и анализ этапов наблюдения за объектами живой природы в ДОУ для дошкольников разных возрастных групп.

6

Экологическое проектирование в ДОУ.


4

Разработка экологических проектов для дошкольников разных возрастных групп по знакомству с миром растений и животных.

7

Организация предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологической работы с детьми.


4

Составление конспектов наблюдений по темам: «Какое время года?», «Времена года», «Посадки на грядках», «Какими летом стали деревья и кустарники» для детей младшей. Средней и старшей групп ДОУ;

Составление конспектов организации опытнической деятельности для дошкольников разных возрастных групп по теме: «Что увидим через воду», «Наблюдения за сосульками».

8

Моделирование в экологическом образовании дошкольников


4

Оформление записей в дневнике;

Создание моделей: «Экосистема водоема», «Экосистема луга», «Экосистема леса»;

Разработка и создание графических моделей календарей наблюдений за погодой; за ростом и развитием растений; за птицами;

Изготовление моделей: «Дикие животные», «Домашние животные», «Термометр», «Живой организм», «Жизненные формы растений» для детей разных возрастных групп.

9

Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми


5


Оформление записей в дневнике;

Составление планов-конспектов экскурсий в природу по сезонам года. Экскурсии по теме: «Весна», «Осень», «Зима» для детей разных возрастных групп.



По окончании практики студентам выставляется дифференцированный зачет.

Обязанности практиканта:

  1. отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития;

  2. определить дозировку и сочетание разных задач;

  3. подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;

  4. выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично- ознакомительное, углубленно – познавательное, обобщающее, комплексное.).

  5. определить дидактические средства;

  6. продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;

  7. продумать начало занятия, его ход и окончание;

  8. сформулировать задания и вопросы детям;

  9. предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;

  10. продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;

  11. предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии.


Отчетность студентов по практике:

  • дневник, заверенный методистом ДОУ;

  • отчет по практике по форме;

  • выступление за круглым столом;

  • выполнение заданий по темам практики.







Виды заданий по основным разделам и содержанию

производственной практики.

п/п

Темы по

производственной практике

Перечень видов выполняемой работы


1

Условия реализации экологического образования в ДОУ

Составить модель «Эколог» по экологическому образованию дошкольников с основными рекомендациями в экологической среде.

2

Системы работы по экологическому образованию в ДОУ

Составить план-макет уголка природы в ДОУ с описаниями стационарных растительных и животных объектов.

Составить план-макет «экологического пространства»

на участке ДОУ (для разных возрастных групп).

Составить методику организации дежурств в уголке (комнате) природы для детей различных возрастных групп (описать совместную деятельность воспитателя и детей).

3

Экологизация видов деятельности ребенка.

Составить и провести 3 цикла наблюдений за стационарными объектами природы (в уголке природы; на участке в ДОУ) для детей разных возрастных групп.

Составить и провести 3 цикла для детей разных возрастных групп по экспериментированию с природным материалом (водой; глиной; песком; почвой) в виде практических опытов.

Изготовить календарь за сезонными явлениями природы с использованием графических изображений объектов природы.

Разработать и провести 2 экологические игры с использованием природного материала и элементов практической деятельности дошкольников.

Разработать и провести 3 дидактические игры с использованием природных объектов, а также объектов находящихся на участке в ДОУ.

Разработать и провести экологическую экскурсию в природу по изучению сезонных изменений объектов природы (зима; весна) для детей разных возрастных групп.

4

Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.

Разработка и проведение проекта «Экологическая тропа» для дошкольников старшей и подготовительной возрастных групп.

Разработка мини-макета (метеоплощадки) с перечнем метеооборудования для наблюдений за объектами живой и неживой природы (для старших дошкольников).

Разработка и проведение 3 практических занятий по наблюдению за объектами живой и неживой природы (для старшей и средней возрастной группы дошкольников) по тематике сезонов года.

5

Экологическое проектирование в ДОУ.

Разработать один экологический проект с использованием элементов практической деятельности дошкольников по ознакомлению с миром растений или миром животных.

6

Организация предметно-пространственной развивающей среды для решения экологической работы с детьми.

Разработать и провести наблюдения в старшей возрастной группе по темам:

- «Какое время года?»;

- «Времена года»;

- «Посадки на грядках»;

- Какими стали деревья и кустарники летом?».

Разработать и провести 3 конспекта занятия с элементами опытнической деятельности для дошкольников разных возрастных групп по темам:

- «Что увидим через воду?»;

- «Наблюдения за сосульками».

7

Моделирование в экологическом образовании дошкольников.

Разработать модели «Экосистема водоема»; «Экосистема леса»; «Экосистема луга»; для старшей возрастной группы.

Изготовить модели по тематическому направлению:

«Дикие животные»;

«Домашние животные»;

«Термометр»;

«Живой организм»;

«Жизненные формы растений» для дошкольников разных возрастных групп.


8

Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми.

Разработать и провести 2 экскурсии в природу по темам: «Зима» и «Весна» для дошкольников разных возрастных групп.



Виды заданий по 8 основным темам практики оформляются в виде портфолио с разработанными материалами по рубрикам основных тем.

В каждом разделе портфолио указывается тема, и предоставляются материалы, предусмотренные в задании данного вида практики.


Структура портфолио


1 блок – Аттестационный лист и характеристика об итогах прохождения практики.

2 блок – Организационный аспект практики(Дневник по производственной практике).

3 блок – Система работы по экологическому образованию в ДОУ.

4 блок – Экологизация видов деятельности ребенка.

5 блок – Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ.

6 блок – Экологическое проектирование в ДОУ.

7 блок – Организация предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологической работы с детьми.

8 блок – Моделирование в экологическом образовании дошкольников.

9 блок – Экскурсия как форма организации экологической работы с детьми.

10 блок – Используемая литература при составлении портфолио.







































Аттестационный лист по практике


_________________________________________________________________________________________________________________________________(название ПМ, МДК модуля)

1.ФИО студента, № группы, отделения, специальности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Место проведения практики(организации), наименование, юридический адрес:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Время проведения практики___________________________________________________

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила

Практика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Дата Подписи:


Руководитель практики_______________________


МП. Заведующая ДОУ____________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!