Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
Методические рекомендации для студентов
По учебной практике по профилю специальности
МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников»
ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Составитель Константинова С.М., преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Г. Опочка
2018 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование (углубленная подготовка) и на основе рабочей программы практики профессионального модуля ПМ 03 «ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Методические рекомендации содержат целевые ориентиры, описание видов предстоящей деятельности, формы подготовки рабочих и отчетных документов практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка_____________________________________________________
Объем практики___________________________________________________________
Содержание практики______________________________________________________
Обязанности студентов_____________________________________________________
Отчетная документация____________________________________________________
Приложение (схемы, формы(образцы))________________________________________
Пояснительная записка
Учебная практика по профилю специальности МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников» является одним из элементов по профилю специальности, обеспечивающей, наряду с теоретической подготовкой и готовность студентов к их практической деятельности.
Цель практики:
закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков полученных при изучении дисциплины «Теория и методика экологического образования дошкольников, развитие профессиональных качеств и подготовки воспитателей ДОУ».
Компетенции студентов в ходе прохождения учебной практики
Процесс прохождения учебной практики по методике экологического образования дошкольников направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;
Профессиональные компетенции:
общепрофессиональные:
– осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- владение основами профессиональной культуры.
В области педагогической деятельности:
- готовность применять современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени;
- способность использовать возможности образовательной среды;
- способность организовывать сотрудничество воспитателей и воспитанников.
Специальные компетенции:
- способность оперировать основными понятиями, знаниями закономерностей в области экологического образования дошкольников;
- способность оперировать знаниями по созданию экологосберегающей среды в ДОУ;
- способность к анализу экологических мероприятий для детей дошкольного возраста с учетом их психологического развития.
Задачами практики является:
- формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации задач экологического воспитания дошкольника;
- совершенствовать экологическую культуру будущих воспитателей;
- формировать у студентов установку на индивидуальный стиль педагогической деятельности;
- стимулировать у студентов потребность в самосовершенствовании;
Овладение средствами элементарной диагностики по экологическому развитию дошкольников;
- развивать у студентов способность выбирать педагогические технологии, адекватные задачам познавательного развития дошкольников;
- овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающим установление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Студент должен иметь практический опыт
* наблюдать и анализировать педагогический процесс, направленный на познавательное развитие дошкольника;
* устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;
* организовывать деятельность в группах детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию и формированию у них представлений об объектах живой и неживой природы в повседневной жизни;
* самостоятельно проводить занятия по экологическому воспитанию детей;
* проявлять умения и навыки изготовления наглядно-предметного оборудования для организации познавательной деятельности детей;
* владеть элементарными средствами диагностики экологического развития детей.
Уметь :
- закрепить в практической деятельности теоретические знания о сущности практических методов в экологическом воспитании дошкольников;
- развивать способы деятельности с применением практических методов экологического обучения дошкольников;
- определять порядок деятельности детей в процессе наблюдений детей за сезонными явлениями в природе;
- составлять комплексы экологических занятий с применением метода наблюдений;
- разрабатывать задания для моделирования и проектирования в экологическом воспитании дошкольников;
- определять порядок деятельности детей в процессе реализации методов экологического воспитания с использованием методов моделирования и проектирования;
- формировать умение планировать и анализировать структурные элементы экологических занятий для дошкольников разных возрастных групп;
- осуществлять исследовательскую деятельность детей;
- формировать умение планировать экскурсии детей в природу; определять цели, этапы и задачи каждого этапа экскурсии;
- определять приемы работ со средствами обучения на разных этапах воспитательного процесса дошкольников по знакомству с объектами живой и неживой природы.
Знать:
- особенности методов экологического обучения дошкольников в ДОУ; особенности словесных и наглядных методов;
- сущность практических методов экологического воспитания дошкольников;
- дидактические функции метода наблюдения и его значение в экологическом обучении и воспитании дошкольников в ДОУ;
- сущность понятий «модель» и «моделирование»; методы моделирования и экологического проектирования в ДОУ;
- классификацию приемов по личностно – ориентированному воспитанию и обучению дошкольников на основе их знакомства с объектами живой и неживой природы;
- особенности экологических экскурсий как форм воспитания дошкольников.
Объем и виды практики
Виды практики | название | Семестр | Кол-во часов | Форма проведения |
Учебная практика | «Теория и методика экологического образования дошкольников» | 5 семестр 3 курс | 8 | Наблюдение и анализ Организация экологического воспитания и образования в ДОУ |
Условия для прохождения практики:
- уголок природы;
- микроэкосистемы (уголок леса, поля, луга, сада, экологическая тропа);
- экологическая комната (ее обитатели и оборудование).
Место проведения практики:
дошкольно - образовательные учреждения Псковской области.
Объекты практики:
дети дошкольного возраста (разных возрастных групп).
Примерные виды работ
* Наблюдение и анализ содержания и организации природоохранительной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста в уголке природы в утренний отрезок времени;
* анализ предметно – развивающей среды в ДОУ, созданной для экологического воспитания;
* наблюдение и анализ занятий по экологическому воспитанию по одному из разделов: «Человек и окружающая природа», «Животное – живое существо», «Растение – живое существо», «Мы не одни живем на земле»;
* наблюдение и анализ различных форм работы в течение первой половины дня по развитию экологических представлений дошкольников;
* реализация принципов деятельностного подхода в развитии экологического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в подборе и использовании содержания материала, приемов и наглядных средств;
* самостоятельное проведение студентами индивидуальной или подгрупповой работы с детьми в повседневной жизни по формированию природоохранительных знаний и умений в форме дидактических игр, упражнений;
* самостоятельное проведение с детьми занятий по экологическому воспитанию;
* работа с документацией воспитателя по планированию познавательной деятельности детей.
Содержание практики в соответствии с видами работ:
№ п/п | Темы учебной практики | Общее кол-во часов | Формы текущего контроля |
1. | Цели и задачи практики по методике экологи-ческого образования дошкольников | 1 | - оформление записей в дневниках; - диагностика уровня развития экологической культуры у дошкольников разных возрастных групп. |
2. | Методы и приемы обучения экологическому образованию в ДОУ | 2 | - оформление записей в дневниках; - составление рассказа к фрагментам экологи- ческих занятий для старших дошкольников по теме: «Природа нашего края»; - составление инструктажа к практической работе по занятию: «Растения леса»; - составление перечня требований к проведению экологических наблюдений в ДОУ для дошкольников разных возрастных групп; - разработка проекта экологической тропы. |
3. | Система форм экологи- ческого обучения и вос-питания в ДОУ. | 3 | - составление тематических планов с элемен- тами экологического образования в ДОУ; - составление структурного занятия по теме: «Домашние животные» (для дошкольников средней возрастной группы); - разработка и анализ цикла занятий «Вода и ее свойства», «Развитие растения из семени» (для дошкольников подготовительной к школе группы); - разработка и анализ плана обобщающего типа Занятий по теме: «Животные и растения Красной Книги»; - знакомство с методикой проведения экологи- ческих экскурсий в ДОУ; - разработка рекомендаций проведения экскур- сий в природу для разных возрастных групп; - составление и анализ основных методических приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности детей во время проведения экскурсий; - оформление записей в дневниках. |
4. | Средства экологического обучения и воспитания дошкольников в ДОУ. | 2 | - разработка моделей (динамических таблиц) для дошкольников разных возрастных групп по сезонным явлениям в природе цикла: «Лето», «Зима», «Осень», «Весна»; - составление тематических комплексов средств обучения по темам: «Растительные сообщества»; - разработка экологических пособий для занятий с детьми разных возрастных групп; - разработка и анализ модели экологического уголка в ДОУ; - оформление записей в дневниках; - изучение и анализ средств экологического обучения дошкольников в ДОУ ( составление опорных конспектов) по данному тематическому направлению. |
По окончании практики студентам выставляется зачет.
Обязанности практиканта:
отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития;
определить дозировку и сочетание разных задач;
подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;
выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично- ознакомительное, углубленно – познавательное, обобщающее, комплексное.).
определить дидактические средства;
продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;
продумать начало занятия, его ход и окончание;
сформулировать задания и вопросы детям;
предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;
продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;
предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии.
Отчетность студентов по практике:
дневник, заверенный методистом ДОУ;
отчет по практике по форме;
выступление за круглым столом;
выполнение заданий по темам практики.
ТЕМА 1: «Методы и приемы обучения экологическому образованию в ДОУ».
Задание 1.
Выполните анализ и выявите положительные и отрицательные стороны каждого из словесных методов (лекция, рассказ, беседа, объяснение).
Определите развивающуюся роль словесных методов. Выберите форму предъявления
(схема, словесное описание или другое) и запишите результаты анализа.
Задание 2.
Выполните анализ и выявите положительные и отрицательные стороны наглядных методов (демонстрация натуральных объектов, опытов, изображение объектов и явлений).
Выберите форму предъявления и зафиксируйте результаты анализа.
Задание 3.
Заполните таблицу
Общее в роли наглядных пособий и словесных методов в деятельности | Отличие роли наглядных пособий в наглядных и словесных методах |
воспитанника | воспитателя | словесные | наглядные |
| | | |
Задание 4.
Составьте содержание рассказа воспитателя к фрагменту занятия для старших дошкольников по теме: «Природа нашего края».
Задание 5.
Составьте инструктаж к практической работе по занятию «Растения леса» с применением метода распознавания и определения признаков для подготовительной группы дошкольников.
Задание 6.
Составьте перечень требований к выполнению детьми наблюдений (средняя дошкольная группа).
Задание 7.
Разработайте проект экологической тропы. Выберите форму предъявления
Тема 2. Система форм экологического обучения и воспитания в ДОУ.
Задание 1.
Какова структура занятия для дошкольников средней возрастной группы по теме: «Домашние животные». Чем обусловлено выделение этих этапов занятия?
Задание 2.
Разработайте фрагменты занятий «Вода и ее свойства», «Развитие растения из семени» для подготовительной группы дошкольников. Содержание фрагментов – практические занятия.
Задание 3.
Разработайте план обобщающего занятия для дошкольников младшей возрастной группы по теме: «Эта удивительная природа».
Задание 4.
Определите задачи и оборудование зимней экскурсии в природу для младших дошкольников.
Задание 5.
Разработайте сценарий одного из видов массовой работы с дошкольниками старшей возрастной группы по теме: «Животные и растения Красной книги».
Тема 3. Средства экологического обучения и воспитания дошкольников.
Задание 1.
Разработайте модель экологического уголка в ДОУ. Подготовьте рекомендации к определению содержания уголка, его оформлению, объектами уголка.
Аттестационный лист по практике
_________________________________________________________________________________________________________________________________(название ПМ, МДК модуля)
1.ФИО студента, № группы, отделения, специальности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Место проведения практики(организации), наименование, юридический адрес:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Время проведения практики___________________________________________________
4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила
Практика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата Подписи:
Руководитель практики_______________________
МП. Заведующая ДОУ____________________________