СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по практике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы практики предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности "Дошкольное образование".

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по практике»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж».





Методические рекомендации для студентов

По учебной практике по профилю специальности

МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников»

ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»








Составитель Константинова С.М., преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

















Г. Опочка

2018 г.







Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование (углубленная подготовка) и на основе рабочей программы практики профессионального модуля ПМ 03 «ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Методические рекомендации содержат целевые ориентиры, описание видов предстоящей деятельности, формы подготовки рабочих и отчетных документов практики.















СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка_____________________________________________________


Объем практики___________________________________________________________


Содержание практики______________________________________________________


Обязанности студентов_____________________________________________________


Отчетная документация____________________________________________________


Приложение (схемы, формы(образцы))________________________________________












Пояснительная записка


Учебная практика по профилю специальности МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников» является одним из элементов по профилю специальности, обеспечивающей, наряду с теоретической подготовкой и готовность студентов к их практической деятельности.


Цель практики:

закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков полученных при изучении дисциплины «Теория и методика экологического образования дошкольников, развитие профессиональных качеств и подготовки воспитателей ДОУ».

Компетенции студентов в ходе прохождения учебной практики

Процесс прохождения учебной практики по методике экологического образования дошкольников направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

Профессиональные компетенции:

общепрофессиональные:

– осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- владение основами профессиональной культуры.

В области педагогической деятельности:

- готовность применять современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени;

- способность использовать возможности образовательной среды;

- способность организовывать сотрудничество воспитателей и воспитанников.

Специальные компетенции:

- способность оперировать основными понятиями, знаниями закономерностей в области экологического образования дошкольников;

- способность оперировать знаниями по созданию экологосберегающей среды в ДОУ;

- способность к анализу экологических мероприятий для детей дошкольного возраста с учетом их психологического развития.

Задачами практики является:

- формировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации задач экологического воспитания дошкольника;

- совершенствовать экологическую культуру будущих воспитателей;

- формировать у студентов установку на индивидуальный стиль педагогической деятельности;

- стимулировать у студентов потребность в самосовершенствовании;

Овладение средствами элементарной диагностики по экологическому развитию дошкольников;

- развивать у студентов способность выбирать педагогические технологии, адекватные задачам познавательного развития дошкольников;

- овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающим установление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Студент должен иметь практический опыт

* наблюдать и анализировать педагогический процесс, направленный на познавательное развитие дошкольника;

* устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;

* организовывать деятельность в группах детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию и формированию у них представлений об объектах живой и неживой природы в повседневной жизни;

* самостоятельно проводить занятия по экологическому воспитанию детей;

* проявлять умения и навыки изготовления наглядно-предметного оборудования для организации познавательной деятельности детей;

* владеть элементарными средствами диагностики экологического развития детей.


Уметь :

- закрепить в практической деятельности теоретические знания о сущности практических методов в экологическом воспитании дошкольников;

- развивать способы деятельности с применением практических методов экологического обучения дошкольников;

- определять порядок деятельности детей в процессе наблюдений детей за сезонными явлениями в природе;

- составлять комплексы экологических занятий с применением метода наблюдений;

- разрабатывать задания для моделирования и проектирования в экологическом воспитании дошкольников;

- определять порядок деятельности детей в процессе реализации методов экологического воспитания с использованием методов моделирования и проектирования;

- формировать умение планировать и анализировать структурные элементы экологических занятий для дошкольников разных возрастных групп;

- осуществлять исследовательскую деятельность детей;

- формировать умение планировать экскурсии детей в природу; определять цели, этапы и задачи каждого этапа экскурсии;

- определять приемы работ со средствами обучения на разных этапах воспитательного процесса дошкольников по знакомству с объектами живой и неживой природы.


Знать:

- особенности методов экологического обучения дошкольников в ДОУ; особенности словесных и наглядных методов;

- сущность практических методов экологического воспитания дошкольников;

- дидактические функции метода наблюдения и его значение в экологическом обучении и воспитании дошкольников в ДОУ;

- сущность понятий «модель» и «моделирование»; методы моделирования и экологического проектирования в ДОУ;

- классификацию приемов по личностно – ориентированному воспитанию и обучению дошкольников на основе их знакомства с объектами живой и неживой природы;

- особенности экологических экскурсий как форм воспитания дошкольников.




Объем и виды практики


Виды практики

название

Семестр

Кол-во

часов

Форма

проведения

  1. Учебная

практика

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

5 семестр

3 курс

8

Наблюдение и анализ

Организация экологического воспитания и образования в ДОУ


Условия для прохождения практики:

- уголок природы;

- микроэкосистемы (уголок леса, поля, луга, сада, экологическая тропа);

- экологическая комната (ее обитатели и оборудование).

Место проведения практики:

дошкольно - образовательные учреждения Псковской области.

Объекты практики:

дети дошкольного возраста (разных возрастных групп).

Примерные виды работ

* Наблюдение и анализ содержания и организации природоохранительной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста в уголке природы в утренний отрезок времени;

* анализ предметно – развивающей среды в ДОУ, созданной для экологического воспитания;

* наблюдение и анализ занятий по экологическому воспитанию по одному из разделов: «Человек и окружающая природа», «Животное – живое существо», «Растение – живое существо», «Мы не одни живем на земле»;

* наблюдение и анализ различных форм работы в течение первой половины дня по развитию экологических представлений дошкольников;

* реализация принципов деятельностного подхода в развитии экологического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в подборе и использовании содержания материала, приемов и наглядных средств;

* самостоятельное проведение студентами индивидуальной или подгрупповой работы с детьми в повседневной жизни по формированию природоохранительных знаний и умений в форме дидактических игр, упражнений;

* самостоятельное проведение с детьми занятий по экологическому воспитанию;

* работа с документацией воспитателя по планированию познавательной деятельности детей.


Содержание практики в соответствии с видами работ:


№ п/п


Темы учебной практики

Общее

кол-во

часов


Формы текущего контроля

1.

Цели и задачи практики по методике экологи-ческого образования дошкольников


1

- оформление записей в дневниках;

- диагностика уровня развития экологической

культуры у дошкольников разных возрастных

групп.

2.

Методы и приемы обучения экологическому

образованию в ДОУ


2

- оформление записей в дневниках;

- составление рассказа к фрагментам экологи-

ческих занятий для старших дошкольников по

теме: «Природа нашего края»;

- составление инструктажа к практической

работе по занятию: «Растения леса»;

- составление перечня требований к проведению экологических наблюдений в ДОУ

для дошкольников разных возрастных групп;

- разработка проекта экологической тропы.

3.

Система форм экологи-

ческого обучения и вос-питания в ДОУ.


3

- составление тематических планов с элемен-

тами экологического образования в ДОУ;

- составление структурного занятия по теме:

«Домашние животные» (для дошкольников

средней возрастной группы);

- разработка и анализ цикла занятий «Вода и ее

свойства», «Развитие растения из семени» (для

дошкольников подготовительной к школе

группы);

- разработка и анализ плана обобщающего типа

Занятий по теме: «Животные и растения Красной Книги»;

- знакомство с методикой проведения экологи-

ческих экскурсий в ДОУ;

- разработка рекомендаций проведения экскур-

сий в природу для разных возрастных групп;

- составление и анализ основных методических

приемов, направленных на активизацию

познавательной деятельности детей во время проведения экскурсий;

- оформление записей в дневниках.

4.

Средства экологического

обучения и воспитания

дошкольников в ДОУ.


2

- разработка моделей (динамических таблиц)

для дошкольников разных возрастных групп по сезонным явлениям в природе цикла: «Лето», «Зима», «Осень», «Весна»;

- составление тематических комплексов средств обучения по темам: «Растительные сообщества»;

- разработка экологических пособий для занятий с детьми разных возрастных групп;

- разработка и анализ модели экологического уголка в ДОУ;

- оформление записей в дневниках;

- изучение и анализ средств экологического обучения дошкольников в ДОУ ( составление опорных конспектов) по данному тематическому направлению.



По окончании практики студентам выставляется зачет.

Обязанности практиканта:

  1. отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем экологического развития;

  2. определить дозировку и сочетание разных задач;

  3. подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;

  4. выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, первично- ознакомительное, углубленно – познавательное, обобщающее, комплексное.).

  5. определить дидактические средства;

  6. продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность;

  7. продумать начало занятия, его ход и окончание;

  8. сформулировать задания и вопросы детям;

  9. предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;

  10. продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников;

  11. предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии.


Отчетность студентов по практике:

  • дневник, заверенный методистом ДОУ;

  • отчет по практике по форме;

  • выступление за круглым столом;

  • выполнение заданий по темам практики.



ТЕМА 1: «Методы и приемы обучения экологическому образованию в ДОУ».


Задание 1.

Выполните анализ и выявите положительные и отрицательные стороны каждого из словесных методов (лекция, рассказ, беседа, объяснение).

Определите развивающуюся роль словесных методов. Выберите форму предъявления

(схема, словесное описание или другое) и запишите результаты анализа.


Задание 2.

Выполните анализ и выявите положительные и отрицательные стороны наглядных методов (демонстрация натуральных объектов, опытов, изображение объектов и явлений).

Выберите форму предъявления и зафиксируйте результаты анализа.


Задание 3.

Заполните таблицу


Общее в роли наглядных пособий и словесных методов в деятельности

Отличие роли наглядных пособий в наглядных и словесных методах

воспитанника

воспитателя

словесные

наглядные














Задание 4.

Составьте содержание рассказа воспитателя к фрагменту занятия для старших дошкольников по теме: «Природа нашего края».


Задание 5.

Составьте инструктаж к практической работе по занятию «Растения леса» с применением метода распознавания и определения признаков для подготовительной группы дошкольников.


Задание 6.

Составьте перечень требований к выполнению детьми наблюдений (средняя дошкольная группа).


Задание 7.

Разработайте проект экологической тропы. Выберите форму предъявления

Тема 2. Система форм экологического обучения и воспитания в ДОУ.


Задание 1.

Какова структура занятия для дошкольников средней возрастной группы по теме: «Домашние животные». Чем обусловлено выделение этих этапов занятия?


Задание 2.

Разработайте фрагменты занятий «Вода и ее свойства», «Развитие растения из семени» для подготовительной группы дошкольников. Содержание фрагментов – практические занятия.


Задание 3.

Разработайте план обобщающего занятия для дошкольников младшей возрастной группы по теме: «Эта удивительная природа».


Задание 4.

Определите задачи и оборудование зимней экскурсии в природу для младших дошкольников.


Задание 5.

Разработайте сценарий одного из видов массовой работы с дошкольниками старшей возрастной группы по теме: «Животные и растения Красной книги».


Тема 3. Средства экологического обучения и воспитания дошкольников.


Задание 1.

Разработайте модель экологического уголка в ДОУ. Подготовьте рекомендации к определению содержания уголка, его оформлению, объектами уголка.






























Аттестационный лист по практике


_________________________________________________________________________________________________________________________________(название ПМ, МДК модуля)

1.ФИО студента, № группы, отделения, специальности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Место проведения практики(организации), наименование, юридический адрес:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Время проведения практики___________________________________________________

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила

Практика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Дата Подписи:


Руководитель практики_______________________


МП. Заведующая ДОУ____________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!