СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по развитию речи младших школьников. Тексты для написания изложений во 2-4 классах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей методической  копилке я предлагаю вам подборку текстов для написания изложений во 2 – 4 классах. Для удобства пользования тексты представлены в соответствии с порядком изучения программных тем по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию речи младших школьников. Тексты для написания изложений во 2-4 классах.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 30 им. А.И.Колдунова

Московская область Ногинский район г.Электроугли ул.Маяковского д.34

тел.8(496)5-1-3-21-39








Методические рекомендации

по развитию речи младших школьников. Тексты для написания изложений

во 2-4 классах.











Автор:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №30» г. Электроугли

Новицкая Любовь Васильевна







г. Электроугли

2019

В своей методической копилке я предлагаю вам подборку текстов для написания изложений во 2 – 4 классах. Для удобства пользования тексты представлены в соответствии с порядком изучения программных тем по русскому языку.

При отборке текстов учитывалась их воспитательная направленность и познавательная ценность.

К текстам прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения и задания для словарно-орфографической подготовки.

Понятие об изложении учащиеся получают во втором классе и на протяжении учебного года упражняются в письменном пересказе текста по вопросам учителя.

В зависимости от уровня развития речи учащихся могут быть три разных варианта работы с материалом.

Первый вариант используется в классе, где большинство составляют дети со слабым речевым развитием. Учитель полностью придерживается следующего порядка выполнения работы. Поработав над содержанием текста, учитель предлагает учащимсяплан в виде небольших подробных вопросов, требующих для ответа 1– 2слов, которые помещены рядом с вопросом. В вопросе также подчёркивается сло

во, с которого необходимо начинать ответ на вопрос.

Второй вариант работы предполагает запись на доске только самих вопросов без опорных слов для ответа на них.

Третий вариант может быть использован в классах с хорошей речевой подготовкой учащихся. Здесь используется не подробный вопросник, а вопросный план, которым могут служить вопросы, предлагаемые для беседы по содержанию и ответ на которые будет состоять не из одного, а из 2 – 3 предложений.

В третьем классеосуществляется обучение подробному изложению по готовому или коллективно составленному плану.

В четвёртом классе изложение может быть подробным или сжатым.

Кроме этого представлены тексты для выборочных изложений и изложений с творческим заданием.

Подготовка к написанию изложения включает не только работу над орфограммами, но и словарно-лексическую работу, что поможет сделать речь учащихся более яркой и образной.

Я надеюсь, что данный материал будет хорошим подспорьем коллегам в осуществлении системного подхода к развитию устной и письменной речи учащихся.


2 класс


ПОВТОРЕНИЕ.



Лес.

Летом лес был зелёный. Осенью берёзы стали жёлтыми. Осины покраснели. Маленький клён стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зелёные, жёлтые, красные, коричневые. (26 слов)


Вопросы и задания к тесту.

  • Как выглядел лес летом?

  • Как он изменился осенью?

  • Опишите маленький клён.

  • Почему он сравнивается с букетом цветов?


Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Какой был лес летом? Зелёный

  2. Какими стали осенью берёзы? Жёлтыми

  3. Что произошло с осинами? Покраснели

  4. На что похож маленький клён? Букет цветов

  5. Какие у него листья? Зелёные, жёлтые, красные, коричневые



Словарно-орфографическая подготовка.

Прочитайте слова с мягким знаком. Запомните, как они пишутся.

Найдите все слова, обозначающие цвет. Прочитайте их по слогам.

Обратите внимание на правописание сочетания у него.

Как на письме одно предложение отделяется от другого?



Ёжик спит.

Дед Антон привёл детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом.

Это ёжик вырыл ямку. Он натаскал в неё травы и залез туда.

Теперь ёжик спит. Он проснётся только весной. (32 слова)


Вопросы к тексу:

  • Что увидели дети в саду?

  • Что они узнали от деда Антона?

  • Как вы думаете, зачем дед Антон показал детям жилище ёжика?


Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Куда привёл детей дед Антон? В сад

  2. Что он показал им? Холмик земли под кустом

  3. Кто это вырыл яму? Ёжик

  4. Что он сделал? Натаскал травы, залез

  5. Что теперь делает ёжик? Спит

  6. Когда он проснётся? Только весной


Словарно-орфографическая подготовка.


Найдите слова, написанные с большой буквы. Почему они так пишутся?

Как на письме одно предложение отделяется от другого?

Объясните написание слова ёжик.

Обратите внимание на правописание сочетания в неё.



СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.

Ласточки.

Над наличником окна было гнездо ласочек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.

Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. (31 слово)


Вопросы и задания к тесту.

  • Где находилось гнездо ласточек?

  • Объясните значение слова наличник.

  • Что однажды случилось?

  • Как помог птицам Петя?


Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Где было гнездо ласточек? Над наличником окна

  2. Что случилось однаждыс птенцом? Выпал из гнезда

  3. Как вели себя ласочки? Кружились, звучно пищали

  4. Ко это увидел? Петя

  5. Что он сделал? Поднял птенца и посадил в гнездо

  6. Что сделали ласточки? Весело защебетали


Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите в тексте слова с сочетаниями чк, чн.

Найдите выражения, которыми описаны голоса ласточек (звучно пищали, весело щебетали), определите, на какое состояние птиц они указывают.


РЕЧЬ. ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Гнездо.

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы.

Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она принесла пищу малышам.

Ребята отошли от гнезда. (31 слово)


Вопросы к тексу:


  • Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?

  • Почему мальчики отошли от гнезда?

  • Сколько частей в этом тексте? Почему?


Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Куда пошли Миша и Саша? В рощу

  2. Что они нашли в кустах крушины? Гнездо

  3. Кто пищал в гнезде? Птенцы

  4. Кто кружился и тревожно Птица

кричал над кустами?

  1. Что она принесла малышам? Пищу

  2. Что сделали ребята? Отошли от гнезда


Орфографическая подготовка.


Объясните написание гласных после шипящих в словах: рощу, крушины, пищали, кружилась, кричала, пищу.

Правильно пишите слова: гнездо, птенцы, тревожно, принесла.


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь).

Шляпа.

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл за ландышами. На сучьях дерева он увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы.

Илья не тронул птичье жильё. Он покрошил на траву хлеб и тихонько отошёл. (41 слово)


Вопросы и задания к тесту.

  • В какое время года это было?

  • Что произошло со шляпой Ильи?

  • Зачем Илья покрошил хлеб?

  • Как он отошёл от гнезда?

  • Оцените поступок мальчика.


Вопросы плана и слова для построения ответов.

  1. Что забыл Илья в лесу весной? Шляпу

  2. Когда мальчик пошёл за ландышами? Через месяц

  3. Что он увидел на сучьях дерева? Свою шляпу

  4. Кто летал над ней? Птичка

  5. А кто пищал в шляпе? Птенцы

  6. Как поступил Илья? Не тронул, покрошил

хлеб


Словарно-орфографическая подготовка.


Укажите слова с разделительным мягким знаком.

Обратите внимание на написание слов: пошёл, увидел, тихонько, отошёл, над ней, в ней.

Укажите, какие слова употреблены в тексте вместо слова Илья.

Отметьте, какое слово заменяют слова над ней, в ней.


ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВАХ.

В лесу.

В субботу наш класс ходил в лес. Учительница Инна Захаровна рассказала о жизни леса ранней весной. Лес пока голый. Но уже набухли почки на деревьях. Под весенним солнышком они лопнут. Весело зашумит лес молодой листвой. (35 слов)


Вопросы и задания к тесту.

  • Где класс был в субботу?

  • О чём узнали дети из рассказа учительницы?

  • В какое время года дети были на экскурсии?

  • Найдите предложение, которое утверждает, что это было ранней весной.



Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Куда ходил наш класс в субботу? В лес

  2. О чём рассказала учительница О жизни лес

Инна Захаровна?

  1. Какой пока лес? Голый

  2. Что сделали почки на деревьях? Набухли

  3. Что с ними произойдёт под Лопнут

весенним солнышком?

  1. Как зашумит лес молодой листвой? Весело


Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные буквы в словах: су..ота, кла.., И..а, ра..казала, ра..ей, весе..им.

Проверьте безударные гласные в словах: ходил, весной, деревьях, молодой, листвой.

Обратите внимание на написание слов: Захаровна, пока, уже, весело.


СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ.


Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью. Он хотел пить. Волна накрыла его с головой.

Голубка бросила муравью ветку. Муравей сел на ветку и выбрался на берег.

Однажды охотник сетью поймал голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник бросил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (45 слов)



Вопросы и задания к тесту.

  • Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ?

  • Какая беда случилась с муравьём?

  • Как помогла ему голубка?

  • Как муравей спас голубку?

  • Подумайте, как по -другому можно назвать рассказ?




Вопросы плана и слова для построения ответов.

  1. Куда спустился муравей? К ручью

  2. Что сделала волна? Накрыла его

  3. Что бросила муравью голубка? Ветку

  4. Как муравей спасся? Сел на ветку, выбрался

  5. Чем однажды охотник поймал Сетью

голубку?

  1. Что сделал муравей? Подполз, укусил

  2. Как поступил охотник? Бросил сеть

  3. Что сделала голубка? Вспорхнула, улетела


Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные буквы в словах: голу..ка, бере.., подпол.. .

Проверьте гласные в словах: голубка, хотел, волна, головой, за ногу, улетела.

Найдите слова, в которых следует писать разделительный ь.

Запомните, как пишется слово вспорхнула, подберите к нему близкое по значению.



БОЛЬШАЯ БУКВА.


На пасеке.

Алёша Соловьёв живёт в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день. (45 слов)


Вопросы и задания к тесту.


  • Где живёт Алёша Соловьёв?

  • Кем работает Алёшин брат?

  • Объясните значение слова пасечник.

  • Расскажите, как Алёша помогает брату.

  • Почему день проходит быстро?



Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Где живёт Алёша Соловьёв? В деревне Сосновка

  2. Где расположена деревня? На берегу реки Быстрицы

  3. Кто есть у Алёши? Старший брат

  4. Кем он работает? Пасечником

  5. Что любит Алёша? Помогать

  6. Когда братья приходят на пасеку? Ранним утром

  7. Как выглядит пасека? Ульи, пчёлы

  8. Что делают братья? Готовят рамки, чистят летки

  9. Как проходит день? Быстро




Словарно-орфографическая подготовка.


Укажите слова, которые необходимо написать с большой буквы. Объясните, почему.

Вставьте пропущенные буквы в словах: Солов..ёв, брат..я, дерев..ев, ул..и, ра..им, жу..ат, ж..вёт, у Алёш.., старш..й.

Объясните написание гласных в словах: С..сновка, ст..ит, б..регу, л..тки.

Вспомните, как пишутся слова: пасека, помогать, готовят.


ПРЕДЛОГИ.


Протоптали тропинку.

Ночью была вьюга. У домов люди прокладывали дорожки.

Шли ребята в школу. Остановились у дома бабушки Марьи. Она живёт одна. Как бабушка к колодцу пройдёт?

Вошли дети во двор. От ворот до дома тяжело идут по глубокому снегу. От дома до ворот – легче. Прошли много раз. Протоптали тропинку. (48 слов)



Вопросы и задания к тесту.


  • Чем занимались люди после ночной вьюги?

  • Почему ребята остановились у дома бабушки Марьи?

  • Что они решили сделать?

  • Расскажите, как они протаптывали тропинку. Почему от ворот к дому идти было тяжело, а назад – легче?

  • Как вы относитесь к поступку ребят?



Вопросы плана и слова для построения ответов.


  1. Что было ночью? Вьюга

  2. Что прокладывали люди у домов? Дорожки

  3. Куда шли ребята? В школу

  4. Где они остановились? У дома бабушки Марьи

  5. С кем она живёт? Одна

  6. Куда вошли дети? Во двор

  7. Как было идти от ворот до дома Тяжело

по глубокому снегу?

  1. Как было идти от дома до ворот? Легче

  2. Что сделали дети? Прошли, протоптали




Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: ноч..ю, в..юга, Мар..и, д..мов, т..жело, прот..птали, тр..пинку.

Найдите выражения, описывающие, как ходили дети, протаптывая тропинку (от ворот до дома, от дома до ворот), объясните написание предлогов.

Выделите из текста другие слова с предлогами, запомните, как они пишутся.


3 класс

ПОВТОРЕНИЕ.


Листопад

Осенью падают жёлтые листья с деревьев.

Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды-то много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски.

Вот и начинается листопад. (62 слова)


Вопросы и задания к тесту.


  • О чём свидетельствуют жёлтые листья на деревьях?

  • Почему же дождливой осенью деревьям не хватает воды?

  • Объясните значение слова листопад. Скажите, как оно образовалось.



Примерный план.


  1. Почему осенью падают листья?

  2. Засуха осенью.

  3. Почему дерево не может взять воду?



Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: из з..мли, исп..ряют, в..ды, оп..дают, д..жди, не хв..тает, ..се..яя, х..лодная, к..рневые, в..л..ски, лист..я, дерев..ев, осен..ю.

Запомните, как пишутся слова: неужели, начинается, листопад.

Обратите внимание на вопросительные предложения, которые используются в тексте. Замените их повествовательными.


СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ. ОКОНЧАНИЕ.

Яшина варежка.

Вышла бабушка в сад, села на скамейку и стала вязать внуку Яше варежку. Вязала, вязала да и уснула.

Котёнок увидел клубок в траве, прыгнул к нему, стал толкать лапой. Клубок закатился в кусты.

Там лежал Яша. Он поднял клубок и начал мотать на него нитку. Мотал, мотал, а нитке конца нет.

Бабушка проснулась, ищет варежку. А от неё один пальчик остался. Всю варежку Яша на клубок перемотал. (67 слов)


Вопросы к тексту.

  • Куда вышла бабушка с вязанием?

  • Что она вязала?

  • Как котёнок поступил с клубком?

  • Что сделал Яша?

  • Почему бабушка не нашла варежку?

  • Какое настроение вызвал у вас рассказ?

  • Где вам было смешно? А где немножко грустно?



Примерный план.


  1. Бабушка вяжет.

  2. Котёнок играет с клубком.

  3. Яша наматывает нитку.

  4. Где же варежка?



Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные гласные в словах и объясните их написание: в..зать, в тр..ве, зак..тился, л..жал, к..нца, к..тёнок.

Проверьте согласные в словах: са.., варе..ка, ла..кой, ни..ка.

Как пишется корень в однокоренных словах: мотала, перемотал? Подберите другие слова с этим корнем.

Какой приём используется в тексте, чтобы показать, что бабушка долго вязала, а Яша долго мотал нитку?


ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ.


Как медведь сам себя напугал.

Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!

Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекоча. Так он сам себя напугал. (71 слово)


Вопросы и задания к тексту.

  • Как вы понимаете значение выражения дал стрекача?

  • Почему медведь сделал это?

  • С чего же начался переполох в лесу?

  • Расскажите, как всё происходило дальше.


Примерный план.


  1. Медведь вошёл в лес.

  2. Переполох в лесу.

  3. Медведь дал стрекача.



Словарно-орфографическая подготовка.


Проверьте гласные в словах: м..дведь, затр..щали, т..жёлой, ур..нила, уг..дила, наск..чил, л..мать, ост..новился, наст..р..жил, кр..чит.

Найдите слова-названия действий, которыми описан испуг животных

( испугалась, вскочил, помчался, наскочил, подняла, пошли ломать, остановился, насторожил), выделите в них приставки, запомните, как они пишутся.

Запомните, как пишется выражение дал стрекача.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.


Осенью в лесу.

Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него шубка уже побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит. (71 слово)


Вопросы и задания к тексту.

  • На какие три части можно разделить текст?

  • О чём рассказывается в каждой части?

  • Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

  • Как назван в тексте лось?

  • Представьте и опишите лося на краю болота.

  • Как назван в тексте заяц?

  • Почему ему страшно?


Примерный план.


  1. Грибы.

  2. Лесной богатырь.

  3. Робкий зайчишка.


Словарно-орфографическая подготовка.


Проверьте согласные в словах: ре..ких берё.., кре..кие, сколь..кие, но..ках, рё.., ни..ких, дру.., дру..ке, зайчи..ка, шу..ка, бедня..ка, сне.., сугро.., ро..кий.

Подберите признаки к следующим предметам:


боровики (какие?) …;

сыроежки ( какие?) …;

мухоморы (какие?) …;

грузди (какие?) …;

рёв (какой?) …;

рога (какие?) …;

зайчишка (какой?) … .


Укажите слова, которые описывают действия грибов: боровики (что делают?) …, сыроежки …, мухоморы …, грузди …, опята … .


ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.

Легенда о жаворонке.

Бродил по Беларуси волшебник. Устал.

Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от солёного пота.

Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.

Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался тот: надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

Бросил волшебник в небо маленький камень. Защебетала в поднебесье серая птичка. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

(74 слова)


Вопросы к тексту.

  • Как же появился на Беларуси жаворонок?

  • Какое настроение стало у пахаря?

  • Почему волшебник решил помочь хлеборобу?

  • Какие чувства вызывает у вас эта легенда?


Примерный план.


  1. Волшебник.

  2. Мужик пашет.

  3. Обед.

  4. Разговор о житье-бытье.

  5. Птичка в небе.


Словарно-орфографическая подготовка.


Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: з..мля, п..счаная, м..стами, с..лёный, позд..ровался, пригл..сил, разд..лить, р..дниковой, подкр..пился, расспр..сил, гр..хочут, защ..б..тала, в..с..лее, заш..гал.

Кто такой хлебороб? От каких слов образовалось это слово?

Какие ещё слова употреблены в тексте вместо слова хлебороб?



СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.

Чужая пятёрка.

Счастливый Серёжа вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятёрка за диктовку. Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки.

Дома Серёжка сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжка смог написать без ошибок.

Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжку и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку. (72 слова)


Вопросы к тексту.

  • Почему Серёжка был счастлив?

  • На что он надеялся?

  • Как назвал папа Серёжкину пятёрку? Почему он её так назвал?

  • Прав ли был Серёжка, когда радовался этой пятёрке?


Примерный план.


  1. Праздничное настроение.

  2. Папа рад.

  3. Чужая пятёрка.


Словарно-орфографическая подготовка.


Вспомните правило, которым нужно пользоваться, чтобы правильно написать слова: счастливый, лестница, праздник, радостно, грустно. Подберите однокоренные слова для проверки.

Вставьте пропущенные буквы: вприпры..ку, сб..гает, тетра..ке, ру..кому, п..тёрка, дикто..ка, бр..нить, спр..сил, посм..трел.

К словам вприпрыжку, бранить, сообщил, подберите близкие по смыслу.



ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. ПРЕДЛОГ И ПРИСТАВКА.

Несчастливый день.

Славик не смог решить дома задачу, а утром в классе списал решение у Аннушки.

Учитель Андрей Ильич вызвал Славика к доске и попросил объяснить, как надо решать задачу. Долго стоял Славик у доски. Но ответа от него учитель не дождался.

Посмотрел Андрей Ильич в тетрадку. Задача была решена правильно. Понял учитель, что Славик списал задачу. Он поставил мальчику по математике двойку.

«Какой сегодня несчастливый день!» - грустно подумал Славик. (68 слов)


Вопросы и задание к тексту.

  • Как поступил Славик, не решив задачу дома?

  • Что случилось на уроке?

  • Как Андрей Ильич понял, что Славик списал задачу?

  • Как был наказан Славик?

  • Как должен был поступить Славик, чтобы этот день не оказался для него несчастливым?

  • Как бы вы поступили на его месте?


Примерный план.


  1. Списал задачу.

  2. Не смог объяснить.

  3. Получил двойку.

  4. Несчастливый день.



Словарно-орфографическая подготовка.


Объясните написание слов с приставками и предлогами: (с)мог, (с)писал, (вы)звал, (в)классе, (к)доске, (по)просил, (у)доски, (по)смотрел, (в)тетрадку, (с)писал, (по)ставил, (по)математике, (по)думал.

Вставьте пропущенные буквы: А..ушка, Ил..ич, кла..е, об..яснить, попр..сил, посм..трел, сп..сал, несчас..ливый, грус..но.

К словам несчастливый, грустно подберите близкие по смыслу.


4 класс

ПОВТОРЕНИЕ.

Речные камешки.

Иринка заболела. Мама уложила её в постель, дала горькие лекарства. На улице светило солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.

А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет!

Вечером пришёл доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривала камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась – хорошо!

Мама благодарила доктора. А он сказал, что это всё речные камешки. Они не хуже лекарства помогают. (90 слов)


Вопросы и задания к тексту.


  • Что случилось с Иринкой?

  • Чему она завидовала?

  • Как она узнала, что ребята заботятся о ней?

  • Что же помогло Иринке выздороветь?

  • Как об этом рассказал доктор?

  • Что можно сказать о друзьях Иринки?

  • Какова главная мысль рассказа?


Примерный план.


  1. Иринка заболела.

  2. Мама даёт дочке камешки.

  3. Девочке хорошо.

  4. Камешки не хуже лекарства.


Словарно-орфографическая подготовка.


Вспомните правила, которыми нужно пользоваться, чтобы правильно написать слова: заб..лела, л..карство, св..тило, происх..дили, п..чтовый, г..в..рила, благод..рила, грус..но, чу..ствует, со..нце, речные, скучно, девочка; (не)говорила, (не)заметила, (у)ложила, (по)думала, (от)дать, (с)просил, (по)могают.

Найдите в тексте восклицательные предложения. Какие чувства передаются этими предложениями?


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕКСТ.

Нелюдим.

Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимыми нечутким мальчишкой.

Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни.. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

Ребята удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал её. Но он каждый день приходил к её старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.

Каждый заботится как умеет. Разве это плохо? (97 слов)


Вопросы и задания к тексту.


  • Объясните, как понимаете значение слова нелюдим.

  • Подберите слова, близкие по смыслу.

  • Кого называли нелюдимым, нечутким мальчишкой?

  • Каким на самом деле оказался Вася Сапунов?

  • Сравните, каким образом проявляли заботу об учительнице все дети и Вася Сапунов.

  • Можно ли здесь ставить вопрос6 что лучше?

  • Какова основная мысль рассказа?


Примерный план.


  1. Дети навещали Марию Ивановну.

  2. Нелюдимый и нечуткий.

  3. Благодарность учительницы.

  4. Рассказ Марии Ивановны.

  5. Каждый заботится как умеет.


Словарно-орфографическая подготовка.


Найдите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания.

Объясните разницу в значении слов: нелюдимый, нечуткий. Запомните, как они пишутся.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: б..лела, нав..щали, ра..казывали, прин..сили, вызд..р..вела, уд..вились, прих..дил, оха..ка.

Запомните, как пишутся слова: заботится, недаром.


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


Воробьи.

Художник подобрал воробья с перебитой лапкой. Лапка не прижималась. Художник искусными руками сделал воробью деревянную ножку. Птицу выпустили во двор. Она лихо скакала на деревянной ноге, распугивая других воробьёв.

Может, художник зря помог воробью? В Китае их беспощадно истребляли. А в Америке жалуются на воробьёв.

Есть домовой воробей и полевой. Полевые воробьи выклёвывают зёрна из колосьев пшеницы, овса, ячменя. В городе хлеб не сеют. Воробьи подбирают крошки на дороге.

В Америке не было воробьёв. Их привезли переселенцы из Англии, в чириканьи воробьёв им слышалось что-то родное. Город был не город без воробья. И правда! Трудно представить музыку весны в городе без звонких воробьиных голосов. (104)



Вопросы и задания к тексту.

  • Расскажите, как художник помог воробью.

  • Как бы вы ответили на вопрос, который поставлен в тексте?

  • Какие есть воробьи?

  • Какая между ними разница?

  • Расскажите, как появились воробьи в Америке.

  • Что общего в поведении русского художника и переселенцев из Англии?



Примерный план.


  1. Птица на деревянной ноге.

  2. Отношение к воробьям.

  3. Домовой и полевой воробьи.

  4. Город без воробья – не город.


Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: вороб..и, ла..ка, (не)приж..лась, иску..ные, но..ка, д..мовой, п..левой, колос..ев, кро..ки, чирикан..е, (не)сеют, перес..ленцы.

Объясните значение выражения беспощадно, истребляют.

Запомните, как пишутся слова: жалуются, деревянная, что-то.

Названия каких стран упоминаются в тексте? Запомните, как они пишутся.



Кто?

(Изложение с творческим заданием.)

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Люся сказала, что она будет лучшей, потому что ей купили школьную сумку.

Катя назвала себя. Ей мама школьное платье с белым фартуком сшила.

А Леночка спорила с ними и назвала себя лучшей. У неё и сумка есть, и пенал, и платье, и две белые ленточки в косички.

Спорили девочки, спорили и побежали к подружке Маше.

А Маша за букварём сидит, буквы учит. Спросили девочки, зачем она это делает. А чтоб самой плохой, самой последней первоклассницей не быть.

Притихли девочки. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно. (100 слов)


Вопросы к тексту.


  • О чём спорили Люся, Катя и Леночка?

  • Какие доводы приводила каждая девочка в пользу того, что лучшей первоклассницей следует считать именно её?

  • Кто разрешил их спор?

  • Что стало ясно девочкам после разговора с Машей?


Примерный план.


(Дополнить текст своими выводами о том, почему ясно, кто будет лучшей первоклассницей.)

  1. Спор.

  2. Люся.

  3. Катя.

  4. Леночка.

  5. Разговор с Машей.

  6. Ясно.


Словарно-орфографическая подготовка.


Раскройте скобки, объясните написание местоимений: кто из (они), есть у (она), спорила с (они).

Вставьте пропущенные окончания, объясните их написание: первоклассницей (какой?) лучш…; сумку (какую?) школьн…; платье (какое?) школьн…; фартуком (каким?) бел…; ленточки (какие?) бел…; первоклассницей (какой?) сам… последн… .




I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.

Что страшнее – гром или молния?

(Выборочное изложение)

  1. В древности грозы боялись все. Люди думали, будто страшный великан несёт на землю огненные стрелы. Но боялись они не огненных стрел, а грома: как загремит – земля дрожит.

  2. А гром идёт от молний. Это из-за них шум и треск. Вспомни сварщика. Подносит он металлический пруток к стальному листу – с треском вспыхивает ослепительная искра. Это тоже молния, только ручная, маленькая. А треск – тот же гром. Молния сварки расплавляет сталь. От треска – никакого вреда. Вот и от настоящего грома – никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила.

Молния – это огромная электрическая искра. В долю секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на её пути мгновенно раскаляется. Происходит настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. (114, 87 слов)


Вопросы и задания к тексту.


  • Чего боялись люди в древности?

  • Что они думали о грозе?

  • Опишите, как работает электросварщик.

  • С чем сравниваются молния и гром?

  • Какое действие совершает искра?

  • Что такое молния?

  • Что же страшнее – гром или молния?


Примерный план.


(Излагать только вторую часть текста: о современном понимании грома и молнии.)

  1. Работа сварщика.

  2. Опасаться надо молнии.

  3. Что такое молния?


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание глаголов: сварщик (что делает?) поднос…; искра (что делает?) вспыхива…; молния (что делает?) расплавляя…; она (что делает?) пролета…; воздух (что делает?) раскаля…; взрыв (что делает?) происход…; мы (что делаем?) называ… .

Подберите имена прилагательные, объясните написание окончаний; пруток (какой?) …, искра (какая?) …, грома (какого?) …, вреда (какого?) … .

Замените близким по значению выражение молния породила гром.

Объясните значение слова мгновенно. Замените его близким по значению. Запомните, как они пишутся.

Подберите однокоренные слова к слову ослепительная, замените близкими по значению.

Обратите внимание на написание слов: опасаться, раскаляется.


ПОВТОРЕНИЕ.

Антон и Харитон.

(Изложение с творческим заданием.)

Предложил Антон Харитону дружбу: горе и радость делить пополам. Согласился Антон. Когда друг рядом, жить легче и веселей.

Шли друзья полем. Солнце палило. Попросил Харитон шляпу, ему голову припекало. Антону тоже голову пекло, но он отдал шляпу, лишь бы другу было хорошо.

Вдруг набежала туча, хлынул дождь. Закричал Харитон, чтоб Антон дал ему плащ. Отдал Антон плащ, ради дружбы и промокнуть можно.

Кончился дождь. Харитон вернул Антону плащ и шляпу: нести тяжело. Антон взял мокрые вещи и призадумался.

Дошли до перекрёстка. Харитон повернул налево, а Антон направо. Окликнул его Харитон: вместе хотели идти, друзья ведь. Но Антон ушёл и не оглянулся. (101 слово)



Вопросы и задания к тексту.


  • Что предложил Харитон Антону?

  • Почему Антон согласился?

  • Как повёл себя Харитон под палящим солнцем?

  • О чём думал Антон, отдавая шляпу?

  • Как повёл себя Харитон под дождём?

  • О чём думал Антон, отдавая плащ?

  • Как вёл себя Харитон после дождя?

  • Выскажите свои предположения, о чём призадумался Антон, взяв мокрые вещи?

  • Почему он оставил Харитона?

  • Какова главная мысль текста?


Примерный план.

(Дополнить текст собственным выводом о том, почему ушёл Антон.)

  1. Харитон предложил дружбу.

  2. Попросил Харитон шляпу.

  3. Харитон потребовал плащ.

  4. Антон призадумался.

  5. У перекрёстка.

Словарно-орфографическая подготовка.


Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: со..нце палил.., прип..кал..; туча набежал..; согл..сился; ле..че.

Разберите по составу слова: отдал, перекрёсток, промокнуть, окликнул.

Обратите внимание, какие слова, какие слова употреблены для описания действий Харитона, когда ему нужна была шляпа и когда ему понадобился плащ. Как они характеризуют Харитона?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!