СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания к выполнению практических работ по МДК 01.03 «Фотограмметрические работы» для специальности 21.02.04 «Землеустройство»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания разработаны на основе рабочей программы ПМ Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра по специальности среднего профессионального образования 21.02.04. «Землеустройство»

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к выполнению практических работ по МДК 01.03 «Фотограмметрические работы» для специальности 21.02.04 «Землеустройство»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

в пгт Советский











Методические указания

к выполнению практических работ по МДК 01.03

«Фотограмметрические работы»

для специальности

21.02.04 «Землеустройство»



















пгт Советский, 2017 год

Методические указания разработаны на основе рабочей программы ПМ Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра по специальности среднего профессионального образования 21.02.04. «Землеустройство»





Организация-разработчик Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в пгт Советский





Разработчик:

Поска З.Ф., преподаватель первой квалификационной категории





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические указания по выполнению практических работ являются частью учебно-методического комплекса по МДК 01.03 «Фотограмметрические работы» и предназначены для обучающихся для специальности 21.02.04 Землеустройство.

При выполнении практических работ применяются следующие цели:

        а) дидактическая:

             - выявить степень усвоения обучающимися теоретических занятий по пройденной теме.

            - обобщить и систематизировать теоретические занятия по этапам.

            - проконтролировать умения обучающихся правильно использовать теоретические знания на практических примерах.

        б) воспитательная:

            - формирование жизненных качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности.

        в) развивающая:

           - развивать логическое мышление, творческую инициативу и активность.

        г) методическая:

          - применение активных методов обучения.

Практические занятия проводятся при фронтальной организации работы, которая имеет ряд преимуществ:

  • Работы проводятся после изучение соответствующей темы программы, переходя последовательно от простых к более сложным;

  • Значительно облегчается руководство обучающимися и наблюдение за ходом работы;

  • Возможно проведение группового инструктажа по выполнению работы;

  • Экономит учебное время;

  • Позволяет вовлечь всех обучающихся в работу;

  • Дает простор творческому мышлению;

  • Позволяет понять, насколько глубоко обучающийся усвоили материал.

После выполнения практической работы подводятся итоги. Обучающиеся сдают отчет в письменном виде. В ходе практической работы проводятся индивидуальные беседы. Критериями оценки являются правильные и точные ответы, глубина раскрытия вопросов.





Цели и задачи междисциплинарного курса - требования к результатам освоения

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен:

иметь практический опыт:

- подготовки материалов аэро- и космических съемок для использования при проведении изыскательских и землеустроительных работ.

уметь:

- оценивать возможность использования материалов аэро- и космических съемок;

- составлять накидной монтаж, оценивать фотографическое и фотограмметрическое качества материалов аэрофотосъемки;

- производить привязку и дешифрирование аэрофотосников;

- пользоваться фотограмметрическими приборами;

- изготавливать фотосхемы и фотопланы.

знать:

- технологии использования материалов аэро- и космических съемок в изысканиях сельскохозяйственного назначения;

- свойства аэрофотоснимка и методы его привязки;

- технологию дешифрирования аэрофотоснимка;

- способы изготовления фотосхем и фотопланов.



Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий:

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

1

2

ПК 1.5. Подготавливать материалы аэро- и космических съемок для использования при проведении изыскательских и землеустроительных работ

изложение методов и технологии получения и обработки аэро- и космических снимков для целей землеустройства;

составление накидного монтажа и оценка качества материалов аэрофотосъемки и возможности их использования;

исследование метрических свойств аэроснимков

изготовление и корректировка одномаршрутной фотосхемы;

демонстрация работы с фотограмметрическими приборами;

получение стереоскопической модели местности и рисовка рельефа на аэроснимках;

изложение свойств аэроснимков, способов изготовления фотосхем, технологии преобразования снимков в планы и карты;

выполнение автоматизированной обработки аэрофотоснимков с помощью компьютерных систем

изложение видов, методов и технологий дешифрирования аэроснимков;

выполнение полевого и камерального дешифрирования снимков топографических и сельскохозяйственных объектов, контроля и корректировки результатов дешифрирования;

выполнение геодезической привязки аэроснимков

выполнение комбинированной съемки с использованием аэроснимков и мензульного комплекта;

выполнение камеральной обработки полевых измерений: вычисление координат опорных точек, построение и редуцирование фототриангуляционного ряда, графическое транс

формирование и оформление плана.






Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

1

2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении проектно-изыскательских работ

уровень самостоятельности при организации и выполнении конкретных производственных задач

демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

анализ стандартных и не-стандартных ситуаций, решение ситуационных производственных геодезических и фотограмметрических задач

демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

поиск, отбор информации из различных источников, включая Интернет;

эффективное использование информации для решения профессиональных задач и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

демонстрация умений использования информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности (использование пакетов прикладных программ при вычислительных и графических работах); анализ эффективности приме-нения информационных технологий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

организация работы с применением технологий группового и коллективного взаимодействия

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий

формирование лидерских качеств, качеств руководителя путем организации групповой работы студентов

самоанализ, самооценка и коррекция результатов собственной работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

планирование обучающимися повышение уровня личностного и профессионального развития

- организация самостоятельной работы при изучении профессионального модуля

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;

анализ инноваций при изучении и применении новых технологий в геодезических и фотограмметрических работах



Методические рекомендации включают в себя:

Перечень тем и заданий для практических работ.

Критерии оценки практических работ.

Методические указания и пояснения по выполнению данных работ.

Литературу, ссылки необходимые для выполнения данных работ.

























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Практическое занятие №1. Составление накидного монтажа из аэроснимков. Оценка фотографического и фотограмметрического качества материалов аэрофотосъемки.

Практическое занятие №2 Исследование метрических свойств аэроснимка, определение возможности использования его для непосредственного измерения длин линий и площадей. Изготовление и корректировка одномаршрутной фотосхемы. Стереоскопические наблюдения снимков с рисовкой горизонталей по пикетам.

Практическое занятие №3 Преобразование аэрофотосников в планы и карты с помощью стереоприборов, фототрансформаторов. Автоматизированная обработка аэрофотоснимков с помощью компьютерных систем.

Практическое занятие №4 Выполнение дешифрирования снимков топографических и сельскохозяйственных объектов. Исследование снимков, полученных нефотографическими съемочными системами.

Практическое занятие №5 Выполнение сельскохозяйственного дешифрирования снимков. Контроль результатов дешифрирования. Выполнение дешифрирования крупномасштабных снимков населенных пунктов в целях инвентаризации приусадебных земель, корректировка результатов дешифрирования снимков.

Критерии оценок при выполнении практических заданий:

Практические работы оцениваются по пятибалльной шкале.

Оценка «отлично» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в содержании нет ошибок (возможны одна -две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка «хорошо» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два -три недочета в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух -трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.




Практическое занятие №1. Составление накидного монтажа из аэроснимков. Оценка фотографического и фотограмметрического качества материалов аэрофотосъемки.

Цель: Рассмотреть геометрические параметры аэрофотосъемки. Выполнить накидной монтаж и оценку качества аэрофотоматериала.

Оснащение рабочего места: учебник, инструкционная карта, маршрут

аэроснимков, калькулятор рабочие тетради.

Задание 1: Технические требования к аэрофотосъемочному материалу.

Порядок выполнения:

1. По заданному масштабу аэрофотосъемки и главному расстоянию аэрофотоаппарата определить среднюю и абсолютную высоту фотографирования.

2. Определить величины продольного и поперечного перекрытий, если известны максимальное превышение над средней предметной плоскостью в пределах участка съемки и нормативные перекрытия.

3. Вычислить размеры рабочей площади аэроснимка.

4. Зная площадь участка съемки и рабочую площадь аэронегатива, определить необходимое количество аэронегативов для покрытия всего

участка.

5. Вычислить допустимую максимальную выдержку по заданному масштабу фотоплана и путевой скорости самолета.

6. Вычислить расстояния между съемочными маршрутами в масштабе полетной карты и нанести их на карту.

Задание 2: Создание накидного монтажа и выполнение оценки качества аэрофотоматериала.

Порядок выполнения:

1. Раскладывают снимки по маршрутам, используя номера и цифровую схему расположения снимков. Определяют направление маршрутов и их последовательность.

2. Заполняют графы 1…4 «Журнала оценки качества материалов

аэрофотосъемки»





мар

шру

та

Дата

аэрофото

съемки

конечных

а/э

снимков в

маршруте

Число

аэрос

нимк

ов в

марш

руте

Фотогра

фическое

качество

Перекрытие

max и min %

«Ело

чка»

Непр

ямол

иней.

марш

рута

Угол

накло

на

сним

ков

Продоль

ное

Попе

речное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

05.04.17

133…141

5

хорошее

58..62

20..25

3

1

0,5

2

05.04.17

198…206

5

отличное

60..64

24..28

2

2

1

3

05.04.17

263…271

5

удовлет

63..65


2

1

1


3. Определяют положение главной точки на каждом снимке. Для этого проводят линии между противоположными координатными метками. На пересечении линий обозначают главную точку в виде креста со стороной 1 см.

4. Выполняют визуальную оценку фотографического качества изображения снимков каждого маршрута по четырех бальной системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Результаты записывают в журнал.

5. Составляют накидной монтаж. В учебных целях монтаж можно выполнять на столе, а снимки закрепляют грузиками. Если маршруты имеют направления запад – восток – запад, то снимки укладывают с первого снимка

верхнего маршрута. Если маршруты имеют направления север – юг – север,

то с верхнего снимка правого маршрута.

6. Определяют фактическое продольное перекрытие снимков в каждом маршруте. Для этого изготовляют специальную линейку. На полоске бумаге отмечают размер стороны снимка, делят отрезок на 20 частей, при этом каждый штрих будет составлять 5% длины стороны снимка. Линейку накладывают на перекрывающиеся смежные снимки маршрута, так чтобы

штрих, соответствующий 100%, совместился с видимой стороной предыдущего снимка и отсчитывают по линейке значение продольного перекрытия данной пары снимков. Продольное перекрытие определяют для

всех перекрывающихся снимков. В журнал записывают только минимальные

и максимальные продольные перекрытия снимков в маршруте.

7. Определяют фактическое поперечное перекрытие снимков, используя описанную методику. Результаты записывают в журнал.



8. Устанавливают прямолинейность маршрутов. Главная точка первого и среднего снимков закрыта последующими снимками. Чтобы главные точки можно было использовать в данной работе, необходимо или способом мелькания перенести их на верхние снимки, или осторожно удалить закрывающие их снимки. Затем соединяют главные точки крайних снимков и измеряют длины маршрута L, стрелки прогибы каждого маршрута. По формуле вычисляют прямолинейность маршрутов. Результаты записывают в журнал.

9. Определяют разворот снимков относительно направления маршрута («елочку»). Измеренные значения «елочки» записывают в журнал.

10. Определяют углы наклона снимков. Если в углах аэрофотоснимков имеется изображение круглого уровня, то по положению пузырька определяют приблизительные значения углов наклона. Цена деления круглого уровня равна 0,5 градусов. Значения углов записывают в журнал.

11. Определяют средний масштаб аэрофотоснимков. В углах накидного монтажа выбирают четыре контурные точки, которые можно опознать на топографической карте. В качестве контурных точек используют изображение углов заборов, пересечения тропинок, канав, дорог и т.п.

Измеряют диагонали четырехугольника, образуемого контурными точками,на накидном монтаже l и топографической карте L и записывают в «Журнал определения масштабов аэрофотоснимков» с округлением результата до 1мм. Вычисляют знаменатели масштабов аэрофотоснимков по формуле:

m=LM/l

где М – знаменатель масштаба карты.

«Журнал определения масштабов аэрофотоснимков»

№ базиса

Длина базиса, мм

m

1

L

1

405

198

12220

2

443

212

11980

Средний масштаб 12100

Средний из двух знаменателей масштабов аэрофотоснимков округляют до тех значащих цифр.

12. Разбирают накидной монтаж, складывают аэрофотоснимки по маршрутам и помещают их в конверт.


Контрольные вопросы

1. Как монтируют накидной монтаж?

2. Что такое накидной монтаж?

3. Для чего монтируют накидной монтаж?

4. Что называют физическим разрывом?

5. Что называют фотограмметрическим разрывом?

6. Какой минимальный процент продольного перекрытия снимков?

7. Что называют продольным перекрытием снимков?

8. Что называют поперечным перекрытием аэроснимков?

9. Желательный процент поперечного перекрытия снимков?

10. Как измерить продольное (поперечное) перекрытие на накидном монтаже?

Литература: учебник Мурашев С.А. Аэрофотогеодезия.



Практическое занятие №2 Исследование метрических свойств аэроснимка, определение возможности использования его для непосредственного измерения длин линий и площадей. Изготовление и корректировка одномаршрутной фотосхемы. Стереоскопические наблюдения снимков с рисовкой горизонталей по пикетам.

Задание 1. Зарисовать в рабочую тетрадь схему кадрового АФА и подписать название его частей.

Порядок выполнения:

1. Вычертить:

1.1. Предметную плоскость красным цветом.

1.2. Картинные плоскости синим цветом.

1.3. Плоскость действительного горизонта зеленым цветом.

1.4. Разделяющую плоскость коричневым цветом.

1.5. Плоскость действительного горизонта черным цветом.

2. На чертеже показать и обозначить все следы пересечений

плоскостей.

3. Оформить чертеж.





Задание 2. Зарисовать схему расположения аэроснимков и определить величину перекрытия аэроснимков.

Порядок выполнения:

1. Разложить по маршруту аэроснимки и проверить их комплектность, качество и перекрытия.

2. На средних линиях продольных перекрытий каждой пары смежных аэрофотоснимков выбрать и наколоть по две пары бесспорно отождествляемых точек.

3. С лицевой или обратной стороны аэрофотоснимка приложить к наколам металлическую линейку и произвести обрезку аэрофотоснимков.

4. Наклеить на основу рабочие площади аэрофотоснимков.

5. Выполнить контроль и оформление изготовленной фотосхемы. Результаты контроля выписать на корректурный лист.

Задание 3. Определить масштаб аэроснимка.

Порядок выполнения:

  1. Измерить на аэрофотоснимке и на фотоплане (до 0,1 мм) отрезки, записывая результаты соответственно в графы 2 и 3 журнала.

Отрезки

lсн,мм

Lпл,мм

m

Знаменатель

частного

масштаба

Aa

18,0

25,0

13890


13565

Aa`

18,2

24,1

13240




и т.д.


2. Определить знаменатели масштабов аэроснимка по отрезкам Aa, Aa` и т.д.

Вычислить знаменатели частных масштабов, взяв для этого среднее из знаменателей масштабов по отрезкам. Вычислить среднее из знаменателей частных масштабов.

3.Измерить расстояние между точками на фотоплане и на аэроснимке, вычислить значение знаменателя масштаба аэроснимка по этим отрезкам, вычислить среднее из этих значений.

Сравнить полученную величину со средним значением из знаменателей частных масштабов.

Сравнить среднее значение масштаба, полученного из четырех частных, с главным масштабом аэроснимка, определенного относительно средней предметной плоскости. Объяснить, в случае расхождения, чем это вызвано.

Задание 4. Определить длину линий по аэроснимку.

Порядок выполнения:

1. Последовательно разложить аэроснимки одного маршрута.

2. Наколоть на аэроснимках опорные точки в соответствии с наколами и абрисами на аэроснимках полевой привязки.

3. Наколоть на аэроснимках собственные рабочие центры, опознать и

переколоть их на смежные, перекрывающиеся аэроснимки.

4. Выбрать и наколоть в зоне тройного продольного перекрытия аэроснимков и примерно на расстоянии b по обе стороны от центра аэроснимка связующие точки.

5. Выбрать и наколоть примерно в углах рабочей площади аэроснимков ориентирующие точки.

6. Изготовить восковки направлений. Для этого лист восковки укладывают под аэроснимок и перекалывают на него все фототриангуляционные точки, наколотые на аэроснимке, обозначая их условными знаками. У опорных точек и центров подписывают их номера; в правом верхнем углу восковки – номер аэроснимка. Затем на восковке прочерчивают рейсфедером синей

тушью все центральные направления, проводя их от накола до края восковки.

7. Построить при помощи восковок направлений фототриангуляционный ряд. На общую восковку перекалывают рабочие центры, опорные и ориентирующие точки построенного ряда фототриангуляции, обозначая их тушью кружками радиусом 1-2 мм.


Контрольные вопросы


1. Как измерить угол между базисом фотографирования и стороной снимка?

2. Что такое репродукция накидного монтажа?

3. Для чего изготавливают репродукцию накидного монтажа?

4. Из-за чего возникает угол между базисом фотографирования и стороной снимка?

5. Как изготовить палетку для измерения перекрытий?

6. Какие снимки называют плановыми?

Литература: учебник Мурашев С.А. Аэрофотогеодезия.


Практическое занятие №3 Преобразование аэрофотосников в планы и карты с помощью стереоприборов, фототрансформаторов. Автоматизированная обработка аэрофотоснимков с помощью компьютерных систем.

Цель: Научиться преобразовывать афс в планы и карты с помощью стереоприборов, фототрансформаторов.

Оборудование: Стереоприбор, чертежные принадлежности, рабочая тетрадь,калькулятор.

Задание 1. Зарисовать схему стереометра СТД-2.

Задание 2. Выполнить поверки стереометра.

Задание 3. Провести ориентирование снимков по четырем опорным точкам.

Задание 4. Определить высоту точек.

Задание 5. Вычислить отсчеты для проведения горизонталей.

Задание 6. По полученным отметкам высот точек нарисовать интерполированием "на глаз" рельеф с высотой сечения 5 м.



1. Улучшающие преобразования.

Цель: Избирательно усилить контрастность изображения, получить многозональное изображение с высоким пространственным разрешением.

Содержание: Радиометрические преобразования, гистограммы, растяжки гистограмм, таблицы перекодировки. Пространственные фильтры, повышение и понижение четкости. Слияние панхроматического и многозонального изображений.

Упражнения Е6, А9 сборника упражнений ERDAS Imagine.

2.Мозаика и фрагментация.

Цель: Создать мозаику из трех снимков, полученных разными сенсорами, вырезать фрагмент изображения по границе области интереса.

Содержание: Отобразить в одном окне три снимка, из которых нужно создать мозаику, определить параметры пересечения снимков и выходного изображения, получить результирующее изображение. Определить пространство вырезаемого изображения, выбрать параметры вырезки, получить результирующее изображение.

Упражнения А2, А3 сборника упражнений ERDAS Imagine.

3. Автономная классификация.

Цель: Используя возможности автономной классификации создать эталоны для классификации с обучением, задать имена полученным классам.

Содержание: Определить сходимость и число итераций, начальное распределение классов, подбор цветовой схемы, коэффициент прореживания. Установить вид редактора эталонов, провести процесс распознавания объектов, задать имена классов, провести перекодировку и окончательную редакцию эталона.

Упражнения Р2, Р3 сборника упражнений ERDAS Imagine.

Контрольные вопросы


  1. Что называется трансформированием снимков?

  2. Какие параметры необходимы для трансформирования снимков?

  3. Какие величины называются элементами внутреннего и внешнего ориентирования снимков?

  4. Сколько опорных точек требуется для трансформирования снимков?

  5. Какие процессы включает цифровое трансформирование снимков?

  6. Как выполняется внутреннее, взаимное ориентирование снимков и внешнее ориентирование модели?

  7. Как оценить точность трансформирования снимков?

Литература: учебник Мурашев С.А. Аэрофотогеодезия.

Практическое занятие №4 Выполнение дешифрирования снимков топографических и сельскохозяйственных объектов. Исследование снимков, полученных нефотографическими съемочными системами.

Цель: Научиться выполнять дешифрирования снимков топографических и сельскохозяйственных объектов.

Задание 1. Составить оригинал участка карты масштаба 1:15 000 по аэроснимкам на стереопроекторе СПР-3. Рассчитать основные параметры для установки на шкалах прибора и дать краткое описание последовательности работ. К описанию приложить оригинал участка карты, вычерченный полевым черчением в условных знаках масштаба 1:10 000, а также кальку высот.

Задание 2. Рассчитать задание на топографическую аэрофотосъёмку для оставления карты масштаба 1:10 000

Задание 3 . Рассчитать параметры аэрофотосъёмки для создания кадастрового плана масштаба 1:2 000 на территорию поселений.

Порядок выполнения:

1. Наметить карандашом на карте примерное положение границ рабочей площади аэроснимка, используя идентичные элементы ситуации карты и аэроснимка.

2. Отдешифрировать на аэроснимке (в пределах рабочей площади) элементы ситуации, содержание которых не вызывает сомнения, используя при этом дешифровочные признаки фотоизображения и карту.

3. Вычертить тушью соответствующими условными знаками все отдешифрированные элементы местности.

4. Сравнить камерально отдешифрированный аэроснимок с аналогичным аэроснимком, отдешифрированным в поле, и сделать заключение о том, какие элементы ситуации нельзя было отдешифрировать камерально и по каким причинам.

Контрольные вопросы

1. Эти приборы механического или оптического способа засечки?

2. Засечка строится по принципу треугольника или треугольника плюс параллелограмма, почему?

3. Основные части универсальных приборов.

4. Какую задачу решает механизм пространственной засечки?

5. Какую задачу решает коррекционный механизм?

6. Основные процессы, которые необходимо выполнить на универсальном приборе при создании топографических карт и планов.

7. Как выполняют внутреннее ориентирование?

8. Как выполняют взаимное ориентирование?

9. В какой системе координат выполняют взаимное ориентирование?

10. Элементы взаимного ориентирования. Что собой представляет каждый элемент?

11. Какова последовательность устранения поперечных параллаксов при взаимном ориентировании? Почему такая последовательность?

12. Зачем децентрируют снимки?

Литература: учебник Мурашев С.А. Аэрофотогеодезия.


Практическое занятие №5 Выполнение сельскохозяйственного дешифрирования снимков. Контроль результатов дешифрирования. Выполнение дешифрирования крупномасштабных снимков населенных пунктов в целях инвентаризации приусадебных земель, корректировка результатов дешифрирования снимков.

Задание 1. Зарисовать схему стереоскопа, его устройство, ход лучей.

Задание2. Зарисовать расположение аэроснимков для определения видов стереоэффекта.

Задание 3. Отдешифрировать камерально аэроснимок, результаты вычертить на кальке в условных знаках масштаба 1:10 000.

Задание 4. Отдешифрировать камерально для целей кадастра фрагмент увеличенного аэроснимка сельского населенного пункта, результаты вычертить на снимке в условных знаках масштаба 1:2 000.


Порядок выполнения:

1. Все постройки, выражающиеся в масштабе, изобразить на плане по контурам их цоколей. При этом необходимо показать выступы и архитектурные детали размером 0,5 мм и более. Выступы и детали меньших

размеров «срезать».

Наиболее детально отобразить многоэтажные здания, а из прочих – дома, выходящие на красные линии кварталов и, особенно, здания, являющиеся памятниками архитектуры. Последние сопроводить на планах чёрной пояснительной надписью «пам. арх.»

При наличии места в контурах крупных зданий или рядом с ними дать сокращённые или полные чёрные надписи, характеризующие размещённые в них административные, торговые, культурно-просветительные и другие учреждения и объекты.

Собственные названия кинотеатров, клубов, гостиниц, универмагов, ресторанов на планах не указывать. Разрушенные и полуразрушенные

постройки дешифрировать по прямым признакам. В населённых пунктах

соответствующим знаком отобразить постройки, остающиеся разрушенными

длительное время.

Выделяя при дешифрировании пешеходные дорожки, отобразить наличие или отсутствие бордюров. Тротуары и дорожки большей ширины изобразить в масштабе плана. Густые древесные насаждения оконтурить и показать, начиная с высоты 4 м и площади 0,5 см2 и более. При меньшей площади древостоев на своих местах нанести кружки обозначения деревьев, не имеющих ориентирного значения. В изображении аллеи должно быть не менее 3 деревьев. Если для применения данного условного знака не

хватает места – следует использовать кружки меньшего размера, по возможности расставляя их на своих местах. Подлежащие показу тротуары

на улицах, дорожки в парках, садах и т.п., имеющие в натуре ширину менее 5 метров изобразить внемасштабным условным знаком – двумя

параллельными линиями (сплошными или прерывистыми) общей шириной 1 мм в масштабе плана. Футбольное поле, беговые дорожки показать

сплошными линиями или штриховыми пунктирами, передавая тем самым

наличие или отсутствие бордюров. Показать на плане памятники вычерчиванием по аэрофотоизображениям очертаний основания и поместить

внутри внемасштабный условный знак. Склады показать контуром (с

надписью) по фактически занимаемой площади. Также на план нужно

нанести колодцы.

2. Дешифрирование автомобильных дорог. На плане показать

проезжие части улиц и тротуары. Сплошной или прерывистой линией

отобразить наличие или отсутствие бортового камня, соответственно.

Буквенным индексом обозначить материал покрытия. Подлежащие показу

тротуары на улицах, дорожки в парках, садах и т.п., имеющие в натуре

ширину менее 5 метров изобразить внемасштабным условным знаком –

двумя параллельными линиями (сплошными или прерывистыми) общей шириной 1 мм в масштабе плана. Тротуары и дорожки большей ширины

изобразить в масштабе плана.

3. Дешифрирование растительности. Оконтурить и показать

условным знаком леса следует древостои с площади 0,5 см2 и более. При

передаче лесов дать следующие характеристики древостоев: господствующие

породы, среднюю высоту и толщину стволов, а также среднее расстояние

между ними. Если порода составляет более 80% от всего участка леса, то

указать только эту породу. Высоту древостоя получить, измерив несколько

деревьев верхнего яруса и вывести средний показатель. Среднюю толщину

стволов деревьев на уровне груди человека измерить рулеткой, затем

разделить на три – получится диаметр ствола. Средние расстояния между

стволами деревьев определить в трёх-пяти местах каждого древостоя.

Саженые леса отделить контуром от прочих древостоев, начиная с площади

0,5 см2. Отдешифрировать отдельно стоящие деревья. Показать на плане

условными знаками кустарников невысокую (0,5 – 7 м) многолетнюю

деревянистую растительность, ветвящуюся, в отличие от деревьев, от самого

основания, т.е. от поверхности земли, и не имеющую главных стволов.

4. Дешифрирование ограждений. Условные знаки оград, заборов и

ограждений нанести при их протяжённости в масштабе плана 0,5 см и более

(выходящие на фасадные линии домов – обычно с 1 см и более). Ограждения

меньшей длины передать общим обозначением – тонкими чёрными линиями.

Контрольные вопросы

1.Зачем децентрируют снимки?

2 Как рассчитать величины децентраций снимков?

3. Какую точку снимка мы должны наблюдать при отвесном положении рычага механизма пространственной засечки? Как этого добиться?

4. Какую точку снимка мы должны наблюдать при отвесном положении рычага коррекционного механизма? Как это осуществить?

5. Почему СД и СЦ решают задачу менее строго, чем СПР?

6. Какие процессы включает внешнее ориентирование?

7. Как выполняют масштабирование?

8. Как выполнить горизонтирование?

9. Как рисуются ситуация и горизонтали?

10. Как подобрать шестерни на СПР, СД?

Литература: учебник Мурашев С.А. Аэрофотогеодезия.


















Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы к выполнению практических работ

Основная:

1. А.И.Обиралов, А.Н.Лимонов, Л.А.Гаврилова О-15 Фотограмметрия.

– М.: КолосС, 2006. – 240.: ил. – (Учебники и учеб пособия для студентов

средних профессиональных учебных заведений).

2. С.А.Мурашев, Я.И.Гебгарт, А.С.Кислицын Аэрофотогеодезия. –

М.:Недра, 2017. – 405с.

Дополнительная:

А.В. Маслов «Наставление по дешифрированию аэроснимков для целей землеустройства».

Л.А. Богомолов «Дешифрирование аэроснимков».

Интернет-ресурсы:

1.Отечественные журналы:- Геодезия и картография https://geocartography.ru/ ;- Информационные технологии http://novtex.ru/IT/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!