СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» 43.02.10 Туризм (базовая подготовка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных работ.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание» 43.02.10 Туризм (базовая подготовка)»

Частное профессиональное образовательное учреждение

Тюменского областного союза потребительских обществ

«Тюменский колледж экономики, управления и права»

(ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»)








УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебно-

методической работе

____________ И.В. Молодкина

«___»_______________ 20___






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

обучающихся по учебной дисциплине «Естествознание»

43.02.10 Туризм (базовая подготовка)
























Тюмень 2016

Методические указания определяют порядок внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Методические указания предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных работ в соответствии с ФГОС, учебным планом специальности 43.02.10 Туризм (базовая подготовка) и календарно-тематическим планом по дисциплине «Естествознание».







Рекомендовано к использованию в работе

Протокол заседания цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

« 06» октября 2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания научно-методического совета колледжа

«___»_______________ 20___




Автор-составитель: Зыкова Е.А. – преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»







Рецензент: Сафронова Е.В., директор ООО «Горячие туры Тюмень»


РЕЗЕНЗИЯ

на методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Естествознание».


Методические указания по дисциплине «Естествознание» составлены преподавателем Е.А. Зыковой и предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Естествознание» для специальности 43.02.10 Туризм (базовая подготовка).

В методических указаниях приведены примеры внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий и т.д. Подробно рассмотрена работа с рефератами, докладами, презентациями. Также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы выполнения самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература. Данные рекомендации способствует развитию знаний и умений обучающихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и минимума содержания образования и рекомендованы к использованию в учебном процессе при изучении учебной дисциплины «Естествознание» в учреждениях СПО.




Рецензент:

Директор ООО «Горячие туры Тюмень» _________________ Сафронова Е.В






СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 5

1. Организация самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовая подготовка)

……………………………………………………………………………………… 6

2. Рекомендации по выполнению и оформлению письменных работ ………. 7

2.1. Общие требования к оформлению письменных работ ………………….. 7

2.2. Оформление доклада ……………………………………………………… . 8

2.3. Оформление реферата ……………………………………………………. .. 9

2.4. Оформление презентации ………………………………………………….. 10

3. Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации ……………………………………………………………………............................11

4. Образец оформления письменной работы ……………………………………14

5. Перечень тем для самостоятельной работы ………………………………… 17

Библиографический список ………………………………………………………18

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающихся 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 108 часа;

самостоятельной работы обучающихся 54 часа (из них 27 часов - внеаудиторных).

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.


1. Организация самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Естествознание».


Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающихся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

По дисциплине география практикуется следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы.

2. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

4. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне колледжа

5. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов.

6. Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный (определение целей, составление плана работы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

  • основной (реализация плана, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

  • заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности работы, защита работы, выступление).



2. Рекомендации по выполнению и оформлению письменных работ


Общие требования к оформлению письменных работ

Работа должна быть оформлена с использованием средств, которые предоставляются текстовым процессором MS Word (различными версиями) и распечатана на принтере.

Работа выполняется на одной стороне писчей бумаги форматом А4, размером 210х297 мм. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста и составлять 1,25 см.

При выполнении работы выбирается шрифт «Times New Roman» размером № 14, интервал 1,5. Мелкий шрифт (10 или 12 кегля) допускается только в таблицах.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название и номер. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту.

Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине.

Список использованной литературы оформляется следующим образом:

- порядковый номер в списке;

- фамилия и инициалы автора;

- название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);

- место издания, издательство и год выпуска.

Оформление Интернет - источников:

Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.

Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:

ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.

Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет - источники. Это вторичная информация, уже кем – то переработанная, она может быть не вполне достоверной и актуальной.

При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки.


2.2. Оформление доклада

Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составить план доклада.

4. Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5. Прочитать текст и отредактировать его.

6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.

Примерная структура доклада:

1. Титульный лист

2. Текст работы

3. Список использованной литературы

Рекомендуемый объем доклада - 3-5 листов формата А 4.


2.3. Оформление реферата

Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно - информационное назначение.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

  1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.

  2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.

  3. Заключительный - оформление реферата.

  4. Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)

Структура реферата:

  1. Титульный лист

  2. Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.

  3. Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы. Его объем 1-3 страницы.

  4. Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

  5. Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов. Объем заключения 2-3 страницы.

Рекомендуемый объем реферата – 10-15 листов формата А 4.

При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».

  • При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.

  • Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.


2.4. Оформление презентации

Обязательные разделы:

  1. Титульная страница (первый слайд);

  2. Введение;

  3. Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);

  4. Заключение.

Рекомендуемый объем презентации – 10-15 слайдов.

Стиль.

  • Соблюдайте единый стиль оформления

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон.

  • Для фона предпочтительны холодные тона

  • Использование цвета. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимационные эффекты.

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации.

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  • Расположение информации на странице. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты.

  • Для заголовков – не менее 24.

  • Для информации не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).


3. Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации

Работа с книгой. Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информационного поиска в информационных системах, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения.

Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе. Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой. Следует быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “Экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “Книжная летопись”, а также автоматизированными поисковыми системами, например, Яндекс, GOOGLE. Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.

Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

Работа с Интернет ресурсами. Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:

- представляет ли она факты или является мнением?

- если информация является мнением, то, что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?

- когда возник ее источник?

- подтверждают ли информацию другие источники?

В первую очередь нужно обращать внимание на, литературу, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
















4. Образец оформления письменной работы

Частное профессиональное образовательное учреждение

Тюменского областного союза потребительских обществ

«Тюменский колледж экономики, управления и права»

(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)





















ДОКЛАД

по дисциплине Естествознание

на тему: «Влияние никотина на организм человека»

















Выполнил:

Студент группы ТУР-17-11

Книжкин А.А.

Проверил преподаватель

Листочкин Ф.Ф.







Тюмень 2017

Текст текст текст


Рис. 1. Состав сигареты


Таблица 1

Результаты социологического опроса студентов


Группа

Количество человек

Курящих

Из них

Пробуют иногда

% курящих

Девушек

Юношей













































Библиографический список


  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. и др. Естествознание. 10 кл.-М,: ДРОФА, 2013.

  2. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Химия. 10 класс. Дрофа. Москва 2012

  3. И.И. Татаренко, И.Г. Мохначев, Г. И. Касьянов. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов. Москва «Академия» 2013

  4. Никотин. Стоит почитать – Влияние табака на организм. Девятова Т.М. Высшая школа. 2011.

Перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине «Естествознание» для специальности 43.02.10 Туризм (базовая подготовка)



п/п


Тема


Форма выполнения

Время выполнения

Тема 1.1.


Механика


Сообщения:

« Роль трения в природе и технике», «Использование сил в простых механизмах, инструментах, транспортных средствах»,

« Импульс и использование закона сохранения импульса в живой природе и технике»,

« Колебательные движения и их применение в технике», «Применение ультразвука в технике и медицине»

Презентации по теме

Решение задач

3

Тема1.2.


Тепловые явления

Рефераты, презентации, индивидуальное проектирование.

Сообщения: «Развитие представлений о строении вещества» «Истории открытия температурной шкалы» «Полимеры», «Сплавы», « Жидкие кристаллы»

4

Тема 1.3


Электромагнитные явления


Рефераты, презентации, индивидуальное проектирование.

Сообщения: «История создания вечного двигателя», « Пути повышения КПД тепловых двигателей», « Влияние тепловых двигателей на окружающую среду», «Современная мобильная связь».

4

Тема 1.4.


Строение атома и квантовая физика.

Рефераты, презентации, индивидуальное проектирование.

Сообщения: «Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков», «Использование радиоактивных изотопов в технических целях»,

«Рентгеновские излучения и его использование в технике и медицине»,

«Нанотехнологии – технологии ХХI века»

3

Тема 2.1.


Вода, растворы.

Сообщения: « Вода вокруг нас», «Растворы вокруг нас», «Качество воды и способы её очистки», «Современные методы обеззараживания воды», «Опреснение воды»

Решение задач

3

Тема 2.2.

Химические процессы в атмосфере

Сообщения: «Озоновые дыры», «Защита озонового экрана от химического загрязнения», «Кислотные дожди», «Охрана окружающей среды от химического загрязнения».

Презентации по теме

3

Тема 2.3.

Химия и организм человека

Сообщения: «Роль белков, жиров и углеводов в организме человека», «Пищевые добавки – за и против», «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Жизнь - это способ существования белковых тел», «Минеральные вещества в продуктах питания».

Презентации по теме

3

Тема 3.1.


Наиболее общие представления о жизни.

Сообщения: «Клетка- единица строения живых организмов» «Эволюционное учение Ч. Дарвина»

Презентации по теме

2

Тема 3.2.


Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

Сообщения:

«Пищевые отравления», «Влияние алкоголя и курения на организм человека» , «Особенности полового созревания у мальчиков и девочек», «заболевания, передающиеся половым путём».

Презентации по теме

Индивидуальное проектирование

4


ИТОГО


27



Библиографический список

Основные источники:

1. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2015.

2. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2015.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. и др. Естествознание. 10 кл.-М,: ДРОФА, 2013.

4. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2014

5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2015.

6. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2015.

7. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика 10 класс. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: — М.: Просвещение, 2015. 

8. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика 11 класс. Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений: — М.: Просвещение, 2015. 

Дополнительные источники:

1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия, 10кл.- М.:Просвещение, 2014 г. – 160 с.

2. Ерохин, Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) (7-е изд., стер.) для студ. среднего проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – М. : «Академия», 2014. – 304 с.;

3. Ерохин, Ю.М. Химия (15-е изд., стер.) учебник для студ. среднего проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – М. : «Академия», 2015. – 400 с.;

4. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2015.

5. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2014.

Интернет - источники:

1. Информационный портал. - Режим доступа: http://www.xumuk.ru;

2. Инфоромационный портал. - Режим доступа: http://www.alhimikov.net;

3. Информационный портал. - Режим доступа: http://www.chemport.ru;

4. Российская государственная библиотека. - Режим доступа: www.rsl.ru;

5. Информационно-справочный портал. - Режим доступа: www.librari.ru;

6.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы. – Режим доступа: www.fcior.edu.ru;

7. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru;

8. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru;

9. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru;

10. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru;

11. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/.




20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!