СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад. Формы обучения на уроках «Слушание музыки» в ДМШ.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы обучения на уроках «Слушание музыки» в ДМШ. Формирование эстетического воспитания детей, направленное на общее музыкальное развитие ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад. Формы обучения на уроках «Слушание музыки» в ДМШ.»

муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


Формы обучения на уроках

«Слушание музыки»

в ДМШ.








Преподаватель теоретических дисциплин

Мауль Н.Н.













Настоящий методический доклад предназначен по предмету « Слушание музыки» в школах эстетического воспитания на базе школы-комплекса эстетического воспитания, которые появились в 60-70 годы ХХ в. с несколько нетрадиционными формами обучения и воспитания. Част школ искусств, ввиду недостатка опыта, к сожалению, пошло по облегченному пути, давая каждому ученику лишь подготовку, соответствующую планам и программам какого-либо одного отделения школы, а не знания и навыки, характерные для всех остальных отделений (музыкального, хорового, хореографического, художественного, театрального), т.е. без опоры на взаимосвязь искусств.

Рожденные жизнью, логикой развития начального художественного воспитания и образования, которое наиболее полно воздействовало бы на развитие художественно-творческих способностей детей, школы искусств на практике пошли дальше в поисках оптимального варианта в эстетического всеобуча - были объединены в «школу-комплекс», где неожиданно раскрылись многие грани эстетического всеобуча, соединенные под одной крышей школы с внешкольными учреждениями стали давать ощутимые результаты. Стало возможным скоординировать эстетически воспитательные действие всех подсистем культуры с целью всестороннего и многопланового развития каждого человека, всей системы его чувств и творческих способностей.

Стало возможным рассматривать специфику организации учебно-воспитательного процесса на различных отделениях школы искусств и пути активизации творческих способностей учащихся, основываясь на необходимости и возможности использования меж предметных связей в учебно-воспитательном процессе.

Основная задача школы-комплекса эстетического воспитания – дать детям общее художественное образование, развивать их музыкальные способности, способствовать воспитанию хорошего художественного вкуса, достойного нашей культуры вообще и музыкальной культуры в частности. Эта задача разрешается в процессе обучения школьников как минимум хоровому пению и слушанию музыки. Эта задача вполне выполнима, конечно же, при том количестве времени, которое отводится в школе-комплексе на занятие музыкой в течение 8-9 лет обучения на музыкальных и хоровых отделениях, где в начальных классах дети занимаются по 6,5 часов в неделю музыкой, а в старших – и того больше – 9-10 часов (включая хор, специальность, коллективное музицирование и музыкально-теоретические дисциплины). Естественно, что особое значение в музыкальном развитии детей имеют те знания, в которых они принимают активное участие как исполнители.


Сложнее дело обстоит в этом смысле с учащимися других отделений школы-комплекса эстетического воспитания – учащимися театрального и хореографического отделений, где чисто музыкальных занятий гораздо меньше – только музыкальная грамота и индивидуальные уроки по игре на музыкальном инструменте.

А труднее всего прививать любовь к музыке учащимся изобразительного отделения, где в последние годы из типовых учебных планов изъяли все предметы, связанные с музыкой (так, в учебных планах 1987 г. для школ эстетического воспитания на ИЗО вводились уроки музыкальной грамоты, слушания музыки и уроки по игре на музыкальном инструменте (фортепиано). Здесь решение вопросов общего музыкального развития затрудняется из-за общих условий: малого количества времени, отведенного на предмет «слушание музыки» (1 час в неделю), отсутствия достаточного времени не только для коллективного, но и для индивидуальных занятий музыкой, где наиболее глубоко раскрывается музыкальное воспитание детей.

Некоторые школы даже считают целесообразным ввести обязательные занятия по слушанию музыки с первого года обучения в школе и продолжать их вплоть до начала курса музыкальной литературы, так как этот предмет вводится только с 4го года обучения по новым учебным планам, а музыкальное воспитание детей не подготовлено систематической работой в предыдущие годы. Иногда этот предмет превращается в серьезную дополнительную нагрузку.

На уроках по слушанию музыки необходимо доводить до сознания детей, что композитор, так же как художник в красках, поэт в словах, танцор в балете – в движениях воплощает в звуках необъятный мир, что человеческие переживания, столкновение радости и горя, любви и ненависти музыка передает особенно глубоко. Надо доводить до сознания детей и то, что во многих музыкальных произведениях раскрывается тема борьбы прекрасного с уродливым, доброго со злым. Слушая, к примеру, музыкальную сказку мы чувствуем и понимаем, что перед нами не только красивая сказка, а в ней зачастую выражено столкновение добра и зла, воплощена идея торжества света над тьмою. Необходимо доводить до сознания детей, что музыка может передать радость и горе, настроение борьбы и покоя, картины природы и т.д.

Дальнейшая работа по слушанию музыки предусматривает активацию музыкально-слухового внимания детей, развития музыкальной памяти, восприятия, эмоциональной отзывчивости и формирования аналитико-познавательного процесса.

Нужно подчеркнуть, что музыка во многом отличается от других видов искусств – ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Музыке свойственно передавать настроения людей в очень обобщенных и специфических условных звуковых образах. И талантливый композитор как бы переплавляет конкретные жизненные впечатления в мир музыкальных образов.

Очень важен подбор материала для слушания музыки. На начальных этапах – это музыкальные сказки достаточно высокого качества и содержания, произведения разных форм и жанров. Далее задачи усложняются и постепенно переходим к более крупным произведениям по форме и содержанию.

Необходимо отметить высокое качество исполнения и звучания музыкальных произведений. Немаловажным является разбор произведения, краткое вступительное слово учителя непосредственно перед прослушиванием музыкальных произведений: выяснение содержания, структуры и особенностей музыкального произведения. Очень важным фактором являются повторные прослушивания для лучшего запоминания произведений после выяснения характера и средств музыкальной выразительности, настроения произведения, так как при однократном прослушивании дети очень плохо запоминают музыкальное произведение. Да и зачастую учащиеся сами просят повторить музыкальное произведение не один раз.

Немаловажным является активное участие школьников в учебном процессе: ответы на вопросы, высказывание впечатлений, а также краткие сведения из жизни и творческой деятельности композиторов.

Особо хочется сказать об оснащении кабинетов техническими средствами звукозаписи и звуковоспроизведения, наличие в кабинетах обязательно проигрывателя, магнитофона, телевизора с видеомагнитофоном для просмотра детьми опер и балетов, а также их фрагментов. Уроки с просмотрами видеозаписи рекомендуется проводить примерно один раз в месяц. Учащиеся начальных и средних классов с восторгом относятся к таким формам подачи музыкального материала.


Виды работ по активизации восприятия музыки.

Осуществляя в школе-комплексе эстетического воспитания музыкально-эстетическое и художественное восприятие учащихся необходимо использовать разные способы и формы работы – от слушания музыки до комплексного подхода к процессу музыкальной деятельности учащихся с применением различных творческих упражнений (в живописи, лепке, хореографии, литературе и др.).

Д.Б. Кабалевский справедливо утверждал, что любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее.

Для того, чтобы дети смогли понимать музыку необходимо научить их различать особенности произведения, его содержание и выразительные средства. Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в музыкальных сказках, операх, балетах). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным.


Под музыкальным языком понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств (т.е. – содержания произведения), характеристики ритмического богатства, гармонического звучания, динамических нюансов и структуры произведения. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно и наблюдать нелегко, а особенно сложно - формировать.

Поэтому так важен специальный курс «Слушания музыки», позволяющий в определенной системе знакомить детей с разнообразными, более сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это откроет перед детьми еще один путь обогащения их музыкального опыта.

Содержание программы включает в себя три основных элемента:

  1. Ознакомление с музыкальным произведением, запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

  2. Привитие навыков культуры слушания музыки.

  3. Формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке. Последовательное выполнение требований программы слушания музыки ведет к гармоническому развитию ребенка.


Говоря о подборе репертуара по слушанию музыки, надо сказать, что на начальном этапе обучения следует выбирать такие произведения, которые могли бы произвести впечатление на детей. Среди них могут быть и небольшие пьесы, имеющие названия, разных авторов. Слушая такие пьесы, где композитор дает образы сказочных героев, дети всегда очень радуются (Адлер «Мышкины сны», Прокофьев «Сказочка»). Очень хорошо воспринимаются детьми пьесы танцевального характера. Это и «Камаринская» П. И. Чайковского, «Танец» и «Полька» М. И. Глинки, «Мазурка» и «Вальс» П. И. Чайковского и многие другие.

Не менее интересны произведения, изображающие картины природы. Ярчайшим примером может служить пьеса «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».

Очень желательно обращаться к народным песням и к популярным детским песням, которые дети знают, любят, и которые у них на слуху.

Работая с учащимися над развитием творческой активности, педагог должен быть внимателен к их увлечению легкой музыкой и помогать им разобраться в ней, т.к. музыка любого жанра может быть только хорошая или плохая. Недостатки в музыкальной образованности школьников, всеядное отношение к современной музыке возникает именно из-за того, что педагоги музыки стараются не касаться вопросов современной легкой или джазовой музыки. Умение приникать в содержание музыкального произведения легко поможет распознать «пустые песни». Ведь хорошая песня, как высокое искусство, воспитывает вкус учащихся, являясь великолепным педагогическим средством духовного обогащения.

В поисках новых путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в наши дни все чаще педагоги обращаются к формам активной самостоятельной деятельности учащихся. Немаловажную роль в такой работе отводят созданию условий, способствующих приобщению к творческой деятельности, активизации психических процессов, развитию творческого потенциала.

Надо не забывать, что не все дети в младшем школьном возрасте могут одинаково творчески работать. Известно, что младшие школьники особенно любят рисовать. Они всегда изображают то, что сами пережили.

В выразительности, свежести решений, умении владеть цветом и линией выявляется интуиция, воображение, фантазия детей. С таким же удовольствием учащиеся переносят на рисунок свои впечатления после прослушивания музыкальных произведений. Это помогает живо представить образ, дает возможность пробудить детское воображение. Этому и служат творческие занятия, рисунки-отклики, живописные впечатления от музыкальных произведений, применяемые на уроках слушания музыки. Следует отметить, что после таких творческих упражнений учащиеся быстрее и глубже воспринимают музыкальные произведения. Начинать лучше всего с беседы о взаимосвязи живописи и музыки. Проводя ее, педагог старается научить младших школьников раскрывать настроение музыкального произведения с помощью цвета. Так, на пример, в первом классе учащиеся сравнивают основные ноты музыки (7 звуков) с основными цветами в живописи (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Учащиеся, как правило, среди множества оттенков выбирают постоянные 7 красок. Можно написать на нотном стане 7 основных нот и закрасить каждую разным цветом: нижние звуки – темными, а верхние – более яркими тонами. Это объясняется тем, что нотный регистр повышается, звук «утоньшается», становится более ярким.

Восприятие звука-цвета очень сложный процесс. После прослушивания музыкального произведения детям можно дать задание: определить характер музыкального произведения с помощью цвета, т.е. дать живописную характеристику прослушанному. Таким образом, пьеса «Солнышко, солнышко» определялась как произведение лучистого характера ( тона: желтый, оранжевый, красный). Песня «белые кораблики» - характеристика прозрачная, нежная, ласковая (цвета: нежно-голубые, белые, немного оранжевого тона). А вот в произведении П. И. Чайковского «Похороны куклы» дети сразу чувствуют скорбный характер музыки (тон: черный). А после прослушивания пьес «Дед Мороз» Шумана, «В цирке» Парцхаладзе, «Дождь и радуга» Прокофьева – фантазии детей нет предела. Такие упражнения готовят учащихся к эмоциональному восприятию любого художественного явления.

Постепенно, к 4му году обучения прослушиваются пьесы разнообразных жанров и произведения композиторов разных стран и времен.

К музыкальному материалу можно добавлять отрывки из произведений литературы. Так, при прослушивании фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» можно прочитать пушкинские строки:

« В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымит вой

Хлынет на берег пустой.» и т.д.

Литературные образы здесь ярко ассоциируются с музыкой Римского-Корсакова. Интересно провести беседу с детьми о композиторе и его опере.

Собрав рисунки детей к разным музыкальным произведениям, можно сделать из них выставку. Интересным и немаловажным моментом является проведение музыкальных викторин из прослушанных произведений. Дети очень любят подобный вид работы.

Творческое развитие детей можно активизировать, сочетая прослушивание музыки с элементами хореографии (если только позволяет помещение). На пример, под маршеобразную музыку дети двигаются бодрым, четким шагом, под плавную – двигаются медленно и тяжело, под вальс – кружатся. В дальнейшем, учащиеся первых классов, посещающие ритмику, импровизируют под музыку элементарные танцевальные «па». Такие упражнения укрепляют чувство ритма.

Для обогащения знаний о хореографическом искусстве целенаправленно и систематически проводятся просмотры балетных спектаклей с учащимися, беседы об искусстве балета, о музыкальном театре, о рождении танцевальной музыки и разных видов танца.


Библиография:


  1. Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку». Москва, 1987г.

  2. Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки в школе». Москва, 1961г.

  3. Чулаки М.«О музыке, которая окружает нас». Москва, 1965г.

  4. Халабузарь П. «Эстетическое воспитание в школе искусств». Москва, 1987г.

  5. Попова Т.В. «О музыкальных жанрах». Москва, 1981г.

  6. Апраксина О. «Музыкальное воспитание в школе» (выпуски №1-12). Москва, 1987г.

  7. Прохорова И. «Преподавание музыкальной литературы в школе». Москва, 1965г.

  8. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Н. Л. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Москва, 1976г.

  9. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка». Москва 1986г.

10) «Методические рекомендации к урокам музыки». Москва, 1971г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!