СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Формирование читательского интереса у младших школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии представлены теоретические и практические материалы по развитию интереса к чтению младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Предложены упражнения, приёмы, формы и методы работы, используемые для формирования читательского интереса у учащихся 1-4 классов. Советы и рекомендации для родителей позволят приобщить детей к чтению, анкеты и диагностический материал помогут определить уровень сформированности читательского интереса.

Данные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителями общеобразовательных учреждений, родителями.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Формирование читательского интереса у младших школьников"»

У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

« средняя школа № 57 города макеевки»









Формирование читательского интереса у младших школьников

(методические рекомендации)


Милицина Людмила Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 57»













2023

Формирование читательского интереса у младших школьников / Методические рекомендации / Л. М. Милицина. – Макеевка, 2023. – 40 с.





Методическое сопровождение:

Бабаева И.Г. – методист методического центра управления образования администрации города Макеевки





В пособии представлены теоретические и практические материалы по развитию интереса к чтению младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Предложены упражнения, приёмы, формы и методы работы, используемые для формирования читательского интереса у учащихся 1-4 классов. Советы и рекомендации для родителей позволят приобщить детей к чтению, анкеты и диагностический материал помогут определить уровень сформированности читательского интереса.

Данные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителями общеобразовательных учреждений, родителями.

















ОТ АВТОРА


Чтение – вот лучшее учение!

А. С. Пушкин


Учителя начальных классов знают, как сложно обучить учащихся технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь уметь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и пересказ присутствуют во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

Предлагаемые нами упражнения и виды работы с текстом способствуют дифференцированному подходу в обучении, пробуждению и развитию интереса к чтению у младших школьников.

Развитие навыков чтения будет эффективным, если в системе проводить упражнения, организовать обучение по принципу «от простого к сложному». Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.





Формирование читательского интереса у младших школьников


Чтение – это особый инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, это источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство развития эстетических чувств и воспитания нравственных качеств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у него дар слова, помогает познать самого себя и мир.

Ещё недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Дети читать стали меньше. Чаще всего они листают журналы, читают комиксы, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Программа и педагог, а не сам ученик определяет необходимость чтения и его репертуар. Ребёнок идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание педагога. Общение с книгой в библиотеке или дома ребёнок принимает как продолжение урока за рамками класса. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем современного образования.

Как обучать чтению, чтобы ученики полюбили книгу?

Одним из ключевых моментов в формировании положительного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебно-воспитательного процесса и использование разнообразие форм работы в урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические приёмы, формы работы, наглядные пособия.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению, выступают образовательные технологии.


Образовательные технологии

как механизм приобщения к чтению

Работу по развитию интереса к чтению на уроках реализую по следующим направлениям.


Направления работы по развитию интереса к чтению

на уроках литературного чтения


1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание. Использую такие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.). Учащиеся класса постоянно работают со справочной литературой, словарями.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности. Обеспечивают восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова (работа с текстом).

5. Развитие читательских умений при восприятии литературного произведения. Умения эмоционально откликаться на художественные произведения, создавать в своём воображении картины, адекватные авторскому замыслу (словесное рисование); воспринимать произведения в единстве содержания и формы на уроках литературного чтения.

6. Развитие речевого творчества детей: сочинение собственных сказок, стихов.

7. Развитие театральных навыков детей: участие в инсценировках, дидактических спектаклях.

На уроках литературного чтения использую различные упражнения, приемы, формы и методы работы.


Упражнения, приемы, формы и методы работы, способствующие формированию читательского интереса у младших школьников


Упражнения на увеличение темпа чтения:

упражнения на артикуляцию,

чистоговорки,

чтение скороговорок,

структурные слоговые таблицы,

таблицы для отработки плавности чтения.

Приёмы активного чтения:

«Чтение с пометами»,

«Толстые и тонкие вопросы»,

«Чтение с остановками».


Приёмы активизации ранее полученных знаний:

«Ассоциация»,

«Ключевые слова»,

«Да – нет».

Приёмы графической организации учебного материала:

«Составление кластера»,

«Цветопись»,

«Перепутанные логические цепочки».

Методы и приёмы, используемые при групповой работе:

Метод «Шесть шляп критического мышления»,

Приём «Учебный мозговой штурм»,

Приём «Письмо по кругу»,

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»,

Приём «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Приёмы, требующие творчества учащихся:

«Синквейн» и «Диаманта»,

«Пятиминутное эссе».


Остановлюсь на некоторых из них.

Приёмы активного чтения

Приём «Чтение с остановками».

Данный приём содержит все стадии технологии:

- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети предполагают, о чем будет текст;

- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;

- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приёмы активизации ранее полученных знаний

Приём «Ассоциация». Предлагаю учащимся прочитать тему урока и ответить на вопросы: «О чем может пойти речь на уроке?», «Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?» Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые я записываю на листе бумаги или доске.

Приём «Ключевые слова». После объявления темы урока предлагаю учащимся составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и определить цели своей дальнейшей работы.

Приём «Да – нет». «Да - нет» учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Приёмы графической организации учебного материала

Приём «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Приём «Цветопись». Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Предлагаю нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло, а затем объяснить свои рисунки.

Приём «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное, и знак «-», там, где, по их мнению, оно неверно.



Приёмы, требующие творчества учащихся

Приём «Синквейн» и «Диаманта». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приёмов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Приём «Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Интерес к чтению неразрывно связан с читательской самостоятельностью ребёнка. У меня сложилась собственная система работы по развитию читательской самостоятельности учащихся, в основе которой – работа с читательскими дневниками.

В первом классе ведётся подготовительная работа. Не все учащиеся умеют читать, поэтому таким ребятам читают родители. Прочитанное школьники сопровождают в читательском дневнике иллюстрацией, с которой работа проводится не только в классе, но и дома. Учащимся предлагаю также следующие задания (по желанию): найти интересную информацию об этом животном (растении и т.д.); выучить стихотворение об этом растении; выполнить рисунок и сочинить историю (сказку); поделиться своими впечатлениями о том, что ты видел…; рассказать о том, где вы отдыхали летом? (рисунок и устный рассказ учащегося).

Первоклассники с удовольствием готовятся, удивляя информацией и одноклассников, и учителя. У них формируется монологическая связанная эмоциональная речь, воспитывается интерес к познанию нового.

Со второго полугодия учащиеся уже работают с читательскими дневниками, куда записывают названия прочитанных произведений, автора и выполняют рисунок по содержанию рассказа, стихотворения или сказки. Рассказывают наиболее понравившиеся эпизоды или комментируют рисунки.

Во втором классе дневник читателя ведётся уже более подробно. Запись оформляется в виде таблицы.


Разделы читательского дневника во 2 классе

Автор, название книги

Главные герои

Что понравилось





Все это способствует тому, что учащиеся привыкают читать регулярно. Берут литературу в библиотеке, руководствуясь предложенным мной списком. Объем читаемого ещё невелик, но постепенно вырабатывается привычка к чтению.

В 3-м классе школьники продолжают работать в читательских дневниках. Только содержание таблицы немного меняется.


Разделы читательского дневника в 3 классе

Число

Автор, название книги

Главные герои

Жанр

Краткий отзыв







Теперь наряду с чтением произведения идёт знакомство с творчеством автора. Знакомлю учащихся с тематикой произведений писателя, используя разные формы работы: просмотр фильмов, прослушивание аудиофрагментов, знакомство с выставками книг, высказываниями об этом писателе и его творчестве. Итогом работы являются внеклассные мероприятия, на которые приглашаются учащиеся из других классов, а также традиционные конкурсы «Знаток русской поэзии», «Самый внимательный читатель», «Знаток программных произведений», «Знаток литературных жанров».

В четвёртом классе читательскую деятельность организую таким образом, чтобы дополнять и расширять знания по разделам учебника. Таблица в читательском дневнике дополняется разделом «Сравнения, метафоры, крылатые выражения, пословицы, поговорки».


Разделы читательского дневника в 4 классе

Число

Автор, название книги

Главные герои

Жанр

Крылатые выражения, сравнения, пословицы, поговорки

Краткий отзыв








Итогом занятий становится проведение внеклассного занятия «Литературная гостиная» или «Тематический праздник».

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса учащихся является организация литературных игр и литературных праздников, т.к. игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте.

Литературные игры интересны и полезны учащимся 1-4 классов. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

Литературные игры делят следующим образом:

- дидактические игры и упражнения по развитию речи;

- игры со словами (во многих классах есть настольная игра «Найди слово», этой игрой можно заняться и на уроке, и во внеурочное время);

- внутришкольные конкурсы чтецов и др.

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Одной из форм по развитию интереса к чтению является проект.

Во 2 классе учащимися был реализован проект «По тропинкам сказок». Защита проекта проходила как смотр достижений учителя и учащихся за данный период обучения. На тот момент многие ученики класса умели пересказывать прочитанное, но плохо читали. Реализация проекта помогла повысить темп и скорость чтения, их выразительность. Каждый ученик выбрал одну из изученных сказок и её представлял в чтении и в своей творческой работе.

Сочинительство - это интересная форма творческой работы с младшими школьниками. Именно сочинительство помогает развить их читательский и одновременно познавательный интерес. Учащиеся начальной школы могут сочинять и фантазировать на любые темы. Осуществляя руководство, не только предлагаю тему, но и составляю определенный план. Учащимся предлагаю такие темы: «Я сочиняю сказку», «Мои первые рассказы», «Мои первые сказки», «Мои первые книжки». На уроках литературного чтения ученики пробуют свои силы в стихосложении. Например, во втором классе дети познакомились с понятием рифма и придумывали небольшие стихотворения по словам-рифмам: на дворе - в серебре, сказки - салазки, зима - дома, намело – бело.

Внеклассную деятельность рассматриваю как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она также способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности учащихся.

На практике использую различные формы внеклассных занятий: беседа, конкурс чтецов, реклама книги, литературный праздник.

В план воспитательной работы включены классные часы по следующим темам: «Мы - юные читатели», «Как беречь книгу», «Моя любимая сказка», «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь» и др.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной библиотеки. В школьной библиотеке для первоклассников традиционным стал праздник «Посвящение в читатели». Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий воспитывают настоящего читателя.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Учащимся требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Этому помогают следующие формы работы:

• коллективная (родительское собрание, беседа, лекция, анкетирование);

• групповая (тематическая консультация);

• индивидуальная (консультация).

Такая систематическая и целенаправленная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Развитие интереса к чтению у младших школьников – важная и сложная задача. Интерес к чтению - активное отношение читателя к книге, в результате которого формируется положительное отношение к самой читательской деятельности, заинтересованность конкретными книгами, увлечение самим процессом чтения, а также читательский кругозор обучающегося.

Современные педагогические технологии способствуют целенаправленному последовательному развитию и формированию читательских интересов младших школьников.

Выбранные мною педагогические приемы, формы и методы формируют устойчивый читательский интерес младших школьников, первичные навыки самостоятельной работы, а также умение работать с книгой, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У школьника меняется не только отношение к процессу чтения, но и культурный уровень, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Формируется умение ориентироваться в потоках информации, способность конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи.





Приложение 1

Упражнения и приёмы для формирования интереса к чтению

Упражнения для развития у детей речевого дыхания

и чёткости произношения звуков

Упражнения на регулирование речевого дыхания

1. «Не дышать»

Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом путём нескольких коротких и активных вдохов.

2. «Надоедливый комар»

Вытянуть руки перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести их в стороны до отказа. На счёт «два» на выдохе произнести звук «з-з-з», медленно и аккуратно соединить руки, чтобы «убить комара», который звенит перед вами. Движения на выдохе делать медленно и спокойно, чтобы не спугнуть комара.


Упражнения на увеличение темпа чтения

1. «Играем со звуком»

Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:

  • гудок поезда, который приближается или удаляется: М М-М-М...;

  • шум ветра: В-В-В-В...;

  • жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж;

  • писк летающего комара: З-З-З-З...;

  • рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р...;

  • шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш...;

  • воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-с-с-с...

2. Чистоговорки

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

My - му - му — молоко кому?

Ры - ры - ры — летают комары.

Чи - чи - чи — у дома кирпичи.

3. Скороговорки

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вёз.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везёт Сеня с Саней Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала да не выболтала.

4. Структурные слоговые таблицы


5. Таблицы для отработки плавности чтения

6. Упражнения в многократном чтении

При многократном чтении следует учитывать, что у обучающихся в классе скорость чтения различна. Поэтому я не задаю одинаковый по объёму отрывок, а ориентирую на один и тот же промежуток времени.

Провожу это так. После того, как начало нового рассказа прочитано и осознано детьми, предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из обучающихся отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше - увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом отрывке текста артикуляционный аппарат. А это уже следующее упражнение.

7. Упражнения в чтение в темпе скороговорки

Здесь следует сказать, что каждый урок начинаю с чтения скороговорки, либо небольших текстов. Дети отрабатывают чёткое и правильное, а главное – быстрое чтение рифмованных строк.

При чтении предложений в темпе скороговорки я не уделяю внимания выразительности чтения. Нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к чёткости прочтения окончания слов. Окончания слов должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более чем полминуты. Затем переходим к третьему упражнению.

8. Упражнения в выразительном чтении с переходом на незнакомую часть текста.

Объясняю учащимся: «Теперь, ребята, снова читайте текст, но чуть медленнее, зато красиво и выразительно». Обучающиеся прочитывают текст до конца, и я не останавливаю их. Ученики переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленький прорыв. Он состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же темпе. Если ежедневно проводить такие упражнения, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через три-четыре недели чтение ребёнка заметно улучшится.

9. Упражнение «Молния»

Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд и до 2 минут (после освоения упражнения). Тренировки могут проводиться на каждом уроке чтения.

10. Упражнение «Жужжащее чтение»

Жужжащее чтение – это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью: кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение трёх- пяти минут. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму, но интересные по содержанию упражнения.

11. Упражнение «Трёхминутка»

Упражнение представляет собой трёхминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, ИЗО, математика, русский язык – что подтверждает метапредметную направленность нашей работы. Урок начинаю с того, что дети читают три-пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идёт обычный урок.


Упражнения на формирование правильного дыхания и дикции

Формировать навык владения дыханием и голосом предлагаю с помощью следующих упражнений.

1. Упражнение «Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Упражнение «Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

3. Упражнение «В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

4. «Выдох со счётом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

5. Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

6. «Медвежата»

Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м].

Мам, мёду б нам,

Мам, молока бы нам.

7. «В лифте»

Мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот.

Упражнения на развитие угла зрения


Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв, чем вообще возможно. И здесь использую приёмы, помогающие расширить угол зрения. Так как у детей угол зрения мал, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить угол зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Для развития угла зрения предлагаю использовать следующие упражнения.

1. Чтение первого и последнего слогов на строке.

Например:

Барсучий нос (отрывок)

… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности…

2. Упражнение «Бросок – засечка».

Заключается это упражнение в следующем.

Дети кладут руки на колени и начинают читать вслух текст по команде «Бросок». Когда раздаётся команда учителя «Засечка» дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 3 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте, развитие угла зрения.

3. «Пирамида», таблицы Шульте.

КОС*ТЕР

ПАТ * РОН

ПЛА * КАТ

ГНЕЗ * ДО

ПАШ * ТЕТ

ЛИ * ВЕНЬ

ЛО * ШАДЬ

М А * МА

ШИ * ЛО

КЕ * ДЫ

РЕ * КА

ВО * ДА

ОЧ * КИ

ДЫ * НЯ

ЮБ * КА

ПУ * ЛЯ

АР * ФА

БУ * СЫ

Г лядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребёнок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.















Упражнения, вырабатывающие у учащихся внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения


Игры со словами

  1. «Слова, различающиеся одной буквой»

мак — лак — рак — как (на первых уроках подчеркиваю или выделяю цветным мелом на доске буквы, которыми различаются слова);

кол — пол — вол — гол;

день — пень — тень — лень;

соль — роль — толь — моль — боль;

шапки — тапки — папки — лапки;

лук — лак — люк;

мушка — мышка — мошка;

  1. «Найди схожую часть»

Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.

Мальчик, пальчик, зайчик

Медаль, педаль, деталь, даль.

Шмель, смел, успел.

Мель, щель, цель.

Клён, лён, силён.

3. Упражнения, при изучении мягкого знака

Прочитайте пары слов, определите, чем они отличаются: угол-уголь, брат – брать, ел – ель, шест – шесть, цел – ?, жар – жарь, стал – сталь, был – ?.

4. Чтение слов-перевёртышей и предложений- перевёртышей (палиндромов)

Для начала предлагаю ученикам самые простые из них, затем – более сложные, позднее – предложения. Например:

Боб, иди, тут, дед, тот, Ада, Анна, Алла, лакал, топот, шалаш, казак, комок, заказ, летел, наган, доход, довод, тащат.

Дом мод. Бел хлеб. Театр тает. Вижу — жив! Гори, пирог! Олесе весело! А Лиза мазила. Хорошо, шорох. Анна! Барабан на!

5. «Замените букву»

В предложенных словах замените одну согласную букву другую так, чтобы получилось новое слово.

Ногти, лапка, зубы, киска, песок, галка, булка, норка, клин, тоска, свет, рамочка, полено, орёл.

(когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, белка, корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осел)

Упражнения на развитие внимания и осознанности чтения

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира», - писал К. Д. Ушинский

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы трава – травы

ветер – вечер взбежал – вбежал

2. «Найди лишнее слово» (быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твёрдости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста:

раз – ли – ва – лось разливалось

пу – те –шест – во – вать путешествовать

за – швы – ря – ли зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

8. Упражнение «Спринт»

Детям всегда хочется посоревноваться, кто быстрее читает. К доске выходят 2-3 обучающихся, им предлагаю отыскать в книге одинаковый отрывок и по моей команде они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении младшие школьники учатся ещё вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие одноклассники читают вслух и мешают сконцентрироваться. Ученику нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

9. Упражнение в определении границ слов и предложений

Например:

Предлагаю сплошной текст.

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях

10. Упражнение «Перемешанные буквы»

В выделенных сочетаниях букв необходимо поменять порядок их следования, так, чтобы получилось слово.

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК. Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку.

Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК-лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА, дети!» Малыши притихли.

На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА, из дупла выглянула БОЧЛЕКА. «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ.

11. Упражнение «Чтение наоборот»





Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения,

упражнения на антиципацию отдельных слов


1. «Запутался»

Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поёт и все перепутал. Вот что у него получилось.

Ворона гогочет, воробей поёт, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.


2. «Угадай»

Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами.


КРО Н

ТРО Т

СТО Ч

ПЛА Л

ТРУ Р

УЗО С

ВРА Г


3. «Шифровальщики»

Игра, которая в различных вариантах применима на этапах урока обучения грамоте, литературного или внеклассного чтения.

  1. Расшифруйте буквы и получите фамилии известных писателей:

Мршк, Мрк Твн, Чквскй, Пшкн.

  1. Расшифруйте слово, в котором каждая чёрточка соответствует букве:

Маш_ _ _ , моло_ _ , карто_ _ _ _ , чело_ _ _ , земля_ _ _ _ .

  1. Придумайте как можно больше слов, в которых встречаются буквы (последовательность букв можно менять):

К — Т (кот, кто, котелок, скот, конверт, котлета и т. д.);

М — Ш (мышь, шум, машина, Маша, маршрут, шмель и т. д.)

  1. Прочитайте строки известных стихотворений, вспомните, кто их автор.

Д-бр-й д-кт-р А-б-л-т!

-н п-д д-р-в-м с-д-т.


В с-н-м н-б- зв-зд- бл-щ-т,

В с-н-м м-р- в-лн- хл-щ-т.

Упражнения на развитие выразительности


1. Чтение по ролям.

2. Чтение в темпе скороговорки.

3. Ролевое чтение с инсценировкой.

4. Синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим.

5. «Чтение за диктором».


Игры для развития творческого воображения (для 1 и 2 классов)

Название игры

Содержание игры

1

«Камушки на берегу»

– Пошёл волшебник по берегу, увидев камушки, превратил их в ...

2

«Кто без кого не может быть?»

Водитель – без …, учитель – без ...., врач – без ... и т. д.

3

«Что общего и различного?»

У лысины и коленки

У беды и горя

У лжи и ошибки

4

«Конкурс переводчиков»

С литературного языка на «уличный» С «уличного», разговорного – на литературный. С языка кошки (собаки) на человеческий язык


Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения (1-4 класс)

  1. «Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – «зеркало», другой – его «отражение», он копирует как можно точнее все движения партнёра: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется.

  2. «Нарисуем портрет». (например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т. д., портреты могут быть детальными или схематичными.)

  3. «Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? ит. д.


Литературные игры

«Небылица за 10 минут».

Пишу какую-нибудь фразу или несколько, затем загибаю листок, чтобы не было видно, что написано, и передаю ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу, тоже загибает лист и отдаёт другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

- Кто это был (была)?

- Как выглядел?

- Куда пошёл?

- Кого встретил?

- Что ему (ей) сказал?

- Что он (она) ответил?

- Какова была его (её) реакция?

- Чем вся история закончилась?

- Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок разворачивается и выразительно читается получившаяся небылица.


Система заданий по словесному рисованию

1. Упражнения, направленные на развитие у школьников способности эмоционально откликаться на прочитанное.

С целью усиления эмоционального восприятия учащихся предлагаю найти ответы на следующие вопросы:

- Какие чувства возникли в вашей душе при прочтении текста: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Обратите внимание на слова, которые автор выбирает для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

- Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.

2. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень, землю и т.д.

- Подберите словесную иллюстрацию ко всему произведению или к выбранному вами отрывку.

- Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

3. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях, метафорах.

- Подберите эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.

- Найдите в стихотворении образные слова.

- Найдите эпитет и слово, которое его определяет.


Упражнение на развитие оперативной памяти

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвёртого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Для формирования оперативной памяти использую в системе тексты зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко.



Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9 букв)
3. Небо хмурое. (10 букв)
4. Коля заболел. (11 букв)
5. Запели птицы. (11)

Диктант 2
1. Поле опустело. (12)
2. Трещат морозы. (12)
3. Я ищу землянику. (13)
4. В лесу росла ель. (13)
5. Наступила осень. (14)

Диктант 3
1. Дни стали короче. (14)
2. В лесу много берёз. (15)
3. Прилетели птички. (15)
4. Ярко светит солнце. (16)
5. Лида вытерла доску. (16)

Диктант 4
1. Весело бегут ручьи. (16)
2. Подул резкий ветер. (16)
3. Зоя прилежно учится. (17)
4. Дятел долбил дерево. (17)
5. Я хочу посадить цветы. (18)

Диктант 5
1. Иней запушил деревья. (18)
2. Без воды цветы вянут. (19)
3. Пролетело жаркое лето. (19)
4. Возле дома посадили ель. (20)
5. Солнышко светит и греет. (20)

Диктант 6
1. Федя решил задачу у доски. (21)
2. Загорелась в небе зорька. (21)
3. На деревьях сверкал иней. (21)
4. на поле работают трактора. (22)
5. В лесу собирают землянику. (22)


Диктант 7
1. Зимой река покрылась льдом. (23)
2. Мальчик подарил маме цветы. (23)
3. Крестьяне работают на лугу. (23)
4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24)
5. Из короба выбрались цыплята. (24)

Диктант 8
1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24)
2. Небо покрылось серыми тучами. (25)
3. Дети посадили во дворе акацию. (25)
4. Бабушка купила внуку букварь. (25)
5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)

Диктант 9
1. Моя сестра работает на фабрике. (26)
2. Ласково грело весеннее солнце. (26)
3. Идёт дождь. (10)
4. Мы любим Донбасс. (14)
5. Береги учебные вещи. (17)

Диктант 10
1. У Андрея чистая тетрадь. (20)
2. Помогай своему товарищу. (21)
3. Воды морей солёные на вкус. (22)
4. Наша страна борется за мир. (22)
5. Эти мальчики - весёлые ребята. (24)

Диктант 11
1. Дети ходили в лес за грибами. (23)
2. Началась большая перемена. (23)
3. Мальчики - будущие отличники. (24)
4. Красивы улицы нашего города. (24)
5. Москва - столица нашей Родины. (24)

Диктант 12
1. Школьники поливают саженцы. (24)
2. Депутаты съехались на съезд. (24)
3. Надо быть честными и правдивыми. (25)
4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25)
5. Летом наша семья жила на Волге. (25)



Диктант 13
1. Весело колосится густая рожь. (25)
2. Поля запорошило белым снегом. (25)
3. Мы читали интересный рассказ. (25)
4. Учёный много и упорно работал. (25)
5. Новые дома растут очень быстро. (26)

Диктант 14
1. Из машины вышел Митрофан Фомич. (26)
2. Мальчики принесли сухих веток. (26)
3. В поле поспевают рожь и пшеница. (26)
4. Молодёжь приехала на стройку. (24)
5. Дети всех стран хотят жить в мире. (27)

Диктант 15
1. Свежий ветерок повеял прохладой. (28)
2. Сверкнула молния, и загремел гром. (28)
3. Давно скосили луга и поля фермеры. (28)
4. Белка взобралась на верхнюю ветку. (29)
5. Солнце светило ярко, и дети купались. (30)

Диктант 16
1. Весь народ гордится героями космоса. (29)
2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. (30)
3. Люблю я в поле встречать восход солнца. (32)
4. Поднялась за рекой большая серая туча. (32)
5. В далёкой тайге живут охотники - эвенки. (33)

Диктант 17
1. Все радовались встрече с космонавтами. (33)
2. Разведчики отправились в опасный путь. (33)
3. Дружная семья и землю превратит в золото. (34)
4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34)
5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. (34)

Диктант 18
1. Меж редеющих верхушек показалась синева. (35)
2. Хороши привольные широкие степи Донбасса. (35)
3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (36)
4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. (36)
5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. (37)

Диктант 19
1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. (36)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (36)
3. Школьники готовятся к новому учебному году. (37)
4. Много работы в школьном саду ранней весной. (36)
5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха. (34)

Диктант 20
1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. (38)
2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (38)
3. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. (39)
4. От города в тайгу строители проложили шоссе. (37)
5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики. (40)

Диктант 21
1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят. (41)
2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. (42)
3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем. (42)
4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. (43)
5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины. (44)

Диктант 22
1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)
2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)
3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. (43)
4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. (43)
5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. (46)






Приложение 2


Литературная викторина для 1 класса


  1. Сказочная девочка из тюльпана из сказки Андерсена? (Дюймовочка)

  2. Лиса, подруга кота Базилио. (Алиса)

  3. Имя поэтессы, написавшей стихотворение «Наша Таня громко плачет…» (Агния Барто)

  4. По Пушкину, это зверёк, который «песенки поёт, да орешки всё грызёт»? (белка)

  5. Птица, которой помогла Дюймовочка. (ласточка)

  6. Кто похитил Дюймовочку? (жаба)

  7. Жаркое место рождения Колобка. (печь)

  8. Какой зверь жаловался Айболиту, что его укусила оса? (лиса)

  9. Сказочный царь-долгожитель (Кощей Бессмертный)

  10. Персонажи сказки Пушкина, которые прожили вместе «тридцать лет и три года» (старик и старуха)

  11. Птица, в которую превратился гадкий утёнок? (лебедь)

  12. Сказочный кучер с длинным хвостом. (крыса)

  13. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (банка варенья)

  14. Кем был по профессии тот силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной. Братья Гримм «Храбрый портной»)

  15. Какие две рыбы в русских сказках выполняли все желания? (щука, золотая рыбка)

  16. Какая «фамилия» у Кощея? (Бессмертный)


Игра «Угадай сказочных героев»

  1. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем добрый и храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино)

  2. Не волшебник, не человек, не животное. Живёт на крыше, ест варенье и все время балуется. (Карлсон)

  3. Самый загадочный герой русских сказок. Почему? Да потому, что ничего особенного в этой сказке не происходит, а её все любят. Никому этот герой ничего доброго не сделал, а все его жалеют. (Колобок)

  4. Очень самостоятельный мальчик. Даже суп умеет варить. Чем-то похож на дядю Стёпу. Не ростом конечно, а прозвищем «дядя» и самостоятельностью. Любит все живое. Хозяйственный. (Дядя Фёдор)

  5. Он самый непослушный, самый любопытный, самый упрямый, самый задиристый. Если бы он учился в школе, то был бы, наверное, круглым двоечником. Но, к счастью для учителей, он в школу не ходил, а сам учился писать стихи, ездить в автомобиле да летать на воздушном шаре. (Незнайка)

  6. Вот дева юная, в объятиях сна

Лежит она уж сотню лет.

И ждёт – а принца нет, и нет, и нет.

Скажите, мне друзья, кто же она? (Спящая красавица)

  1. Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына-шалунишку…. (Буратино)

  1. И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке. А спала у печки.

Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка)

  1. Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник –

Медвежонок … (Винни Пух).

  1. Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)

  1. Смышлёность этого мальчишки

Спасла его и шесть братишек,

Хоть ростом мал, да удал,

Так кто из вас о нем читал? (Мальчик-с-пальчик)

  1. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)





Приложение 3


Анкеты для учащихся и родителей


С целью изучения сформированности читательского интереса использую комплекс диагностических методик: методику незаконченных предложений для определения мотивов чтения и анкету по выявлению читательских предпочтений М. П. Воюшиной, анкету для выявления читательского кругозора, тестовые задания Л. А. Ефросининой для изучения знаний учащихся об элементах книги, необходимых для ориентировки в её содержании


Методика незаконченных предложений М. П. Воюшиной

1. На уроке литературного чтения я стараюсь…

2. На уроке литературного чтения мне нравится…., потому что …

3. Я хочу, чтобы на уроке литературного чтения….

4. Я изучаю литературное чтение для того, чтобы…

5. Быть хорошим читателем — это значит…

 

Ответы оцениваются следующим образом:

низкий уровень — ответы, в которых упомянули учебные (читаю, чтобы хорошо учиться) и деятельностные мотивы (надо хорошо, быстро, правильно читать);

средний уровень – те, кто упомянул личностные (быть умным, развитым, узнавать новое) и эмоциональные (интересно) мотивы;

высокий уровень – ученики, для которых важны эстетические мотивы (понимать идеи автора, интересоваться художественными особенностями). Ученики с высоким уровнем мотивации называют разнообразные мотивы: «чтобы общаться и рассказывать одноклассникам об интересных книгах», «любить русский язык», «надо много читать, чтобы помочь другим людям, которые ко мне обращаются».

 

Анкета 1. Критерии и уровни сформированности интереса к чтению

у младших школьников




Вопросы

Уровень сформиро-

ванности

Шкала оценивания


Критерии оценивания

1. Есть ли у тебя дома

детские книги?

Если да, то какие?

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Нет»

Средний

1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Есть»


Высокий


2 балла

Обучающийся выбирает ответ «Есть», указывает несколько детских книг


2. Читаешь ли ты их?

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Нет»


Средний


1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Свой

ответ», который расходится с остальными вариантами ответами

Высокий

2 балла

Обучающийся выбирает ответ «Да»



3. Как часто ты читаешь книги?


Низкий


1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Когда есть время», либо предлагает свой ответ, который расходится с

остальными вариантами ответов

Средний

2 балла

Обучающийся выбирает ответ

«Несколько раз в неделю»

Высокий

3 балла

Обучающийся выбирает ответ

«Ежедневно»



4. Нравится ли тебе читать

книги?


Низкий


0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Не

нравится, меня заставляют читать родители/учитель»


Средний


1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Свой ответ», который расходится с

остальными вариантами ответами


Высокий


2 балла

Обучающийся выбирает ответ

«Нравится, читаю сам с удовольствием»


5. Какие произведения ты любишь

читать?

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Нет

определённых предпочтений»


Средний


1-2 балла

За каждый вид ставится 1 балл. Обучающийся выбирает 1-2 жанра

произведений

Высокий

3-4 балла

Обучающийся выбирает 3-4 жанра

произведений




6. Какую книгу ты сейчас читаешь?

Низкий

0 баллов

Обучающийся не указывает книгу



Средний



1 балл

Обучающийся указывает книгу, которую читает в настоящий момент по школьной программе, либо произведение, которое читал в

учебнике некоторое время назад


Высокий


2 балла

Обучающийся указывает полное название произведения, которое не

является программным, но входит в круг детского чтения





7. Назови свою любимую

книгу.

Низкий

0 баллов

Обучающийся не указывает книгу




Средний




1 балл

Обучающийся указывает книгу, которая растиражирована в данный момент, книгу массовой литературы, либо указывает книгу, которую читает в настоящий момент по школьной программе, либо

произведение, которое читал в учебнике некоторое время назад


Высокий


2 балла

Обучающийся указывает полное название произведения, которое не является программным, но входит в

круг детского чтения



8. Назови автора своей

любимой книги.

Низкий

0 баллов

Обучающийся не называет автора

любимой книги



Средний



1 балл

Обучающийся называет автора любимой книги, но с ошибкой, неверно указывает / не соотносит

первичные признаки указанного текста

Высокий

2 балла

Обучающийся правильно называет

автора любимой книги


9. Назови писателей и

поэтов, которых ты знаешь.

Низкий

0 баллов

Обучающийся не называет фамилии

писателей и поэтов


Средний


1 балл

Обучающийся называет 1-2 фамилии писателей и поэтов, произведения которых недавно изучал на уроках

литературного чтения.

Высокий

2 балла

Обучающийся называет более 2

авторов.

10. Нравится ли тебе

получать книги в подарок?

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Нет»


Средний


1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Свой

ответ», который расходится с остальными вариантами ответами

Высокий

2 балла

Обучающийся выбирает ответ «Да»

11. Есть ли у вас домашняя библиотека?

Если да, то назови несколько книг, которые наиболее

ценны для тебя и твоей семьи

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Нет»

Средний

1 балл

Обучающийся выбирает только ответ

«Да», но не называет ценные книги



Высокий



2 балла



Обучающийся выбирает ответ «Да» и называет ценные книги

12. Посещаешь ли ты

библиотеку? Если да, то как часто?

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Нет»

Средний

1 балл

Обучающийся выбирает только ответ

«Да», но не уточняет как часто


Высокий


2 балла

Обучающийся выбирает ответ «Да» и уточняет частоту посещений

библиотеки

13. Как ты думаешь, может ли компьютер заменить

книгу?


Низкий


0 баллов

Обучающийся выбирает ответ «Да, компьютер удобнее и даёт больше

информации, за ним будущее»

Средний

1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Когда

как»

Высокий

2 балла

Обучающийся выбирает ответ «Нет,

книгу ничто не заменит»

14. Как ты считаешь, может ли

человек жить без книги? Почему?

Низкий

0 баллов

Обучающийся выбирает ответ

«Может»

Средний

1 балл

Обучающийся выбирает ответ «Не

может», но не поясняет своего мнения

Высокий

2 балла

Обучающийся выбирает ответ «Не

может» и аргументирует своё мнение.


Обработка данных

Высокий уровень (27-29 баллов) – обучающийся проявляет положительное отношение к самой читательской деятельности, высказывает свои читательские предпочтения (называет любимую книгу и её автора). Обучающийся знает отечественных и зарубежных писателей, ему нравится читать книги, он делает это часто. Поиск интересующей художественной информации осуществляет самостоятельно. Осознает важность и нужность чтения, своё мнение аргументирует.

Средний уровень (26-16 баллов) – обучающийся проявляет пассивное отношение к самой читательской деятельности, читает несколько раз в неделю, чтение требует контроля со стороны взрослого. Высказывает читательские предпочтения, но не в полной мере их осознает (допускает ошибки в назывании автора любимой книги, ошибки в названии произведения). Поиск интересующей художественной информации осуществляет самостоятельно, но под руководством читателя-взрослого. Осознает важность и нужность чтения, но своё мнение не аргументирует.

Низкий уровень (15 баллов и меньше) – обучающийся проявляет отрицательное отношение к читательской деятельности, не любит читать, не высказывает предпочтений в чтении (отсутствует любимая книга), демонстрирует незаинтересованность книгами отечественных и зарубежных автором, способами поиска интересующей художественной информации не владеет. Важность чтения не осознает.




Анкета № 2 для учащихся


Дорогой друг! Прошу тебя помочь мне узнать, любят ли третьеклассники в твоём классе чтение. Для этого тебе нужно ответить на вопросы.

Пожалуйста, напиши свою фамилию и имя:

_______________________________________________________

1. Есть ли у тебя дома детские книги? Если есть, то какие?

а) есть;

Какие? _______________________________________________

б) нет

2. Читаешь ли ты их?

а) да;

б) нет;

в) свой вариант ______________________________________________ .

3. Как часто ты читаешь книги?

а) ежедневно;

б) несколько раз в неделю;

в) когда есть время;

г) свой вариант ______________________________________________ .

4. Нравится ли тебе читать книги?

а) нравится, читаю сам с удовольствием;

б) не нравится, меня заставляют читать родители/учитель;

в) свой вариант ______________________________________________ .

5. Какие произведения ты любишь читать?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определённых предпочтений.

6. Какую книгу ты сейчас читаешь? _____________________________________________________________

7. Назови свою любимую книгу (книги) _____________________________________________________________

8. Назови автора своей любимой книги

_____________________________________________________________

9. Назови писателей, которых ты знаешь:

_____________________________________________________________

10. Нравится ли тебе получать книги в подарок?

а) да;

б) нет;

в) свой вариант _____________________________________________ .

11. Есть ли у вас домашняя библиотека? Если да, то назови несколько книг, которые наиболее ценны для тебя и твоей семьи.

а) да, ______________________________________________________ ;

б) нет.

12. Посещаешь ли ты библиотеку? Если да, то как часто?

а) да;

Как часто? _______________________________________________

б) нет.

13. Как ты думаешь, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

14. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? Почему?

а) может;

Почему? ________________________________________________

б) не может;

Почему? ________________________________________________




Анкета № 3 «Отношение к чтению»


1. Какие книги ты любишь читать?

а) о животных;

б) фантастку;

в) приключения;

г) сказки.

2. Есть ли у тебя любимая книга?

а) да;

б) нет;

в) их несколько.

3. Сколько авторов ты знаешь?

а) нисколько;

б) от 1 до 5;

в) от 6 до 9;

г) от 10 и более.

4. Покупаешь ли ты книги в магазине?

а) покупаю только учебную литературу:

б) не покупаю;

в) очень редко;

г) постоянно пополняю домашнюю библиотеку.

5. Что тебе больше всего нравится в художественных произведениях?

а) главные герои;

б) сюжет книги;

в) описание внешней обстановки;

г) диалог героев.

6. Соотнесите автора и его произведение:

1. М.Бородицкая. а) «Фантазеры».

2. С. Козлов. б) «Что любит Мишка».

3. Е.Череповецкий. в) «Вот такой воробей».

4. В.Драгунский. г) «Ежик в темане».

5. Н.Носов д) «В тихой речке у причала».

7. Соотнесите название произведения и литературного героя.

1. «Сказка о рыбаке и рыбке». а) Дядя Петя.

2. «Волшебное кольцо». б) Дядюшка Римус.

3. «Фантезеры». в) Иван.

4. «В тихой речке у причала». г) Золота рыбка.

5. «Братец Лис и братец Кролик». д) Стасик и Мишутка.

8. Напиши, из какого произведения эта картинка.







а) __________________________________;

б) __________________________________;

в) __________________________________;

г) __________________________________ .

9. Напиши своих любимых авторов (не менее трех): _______________________

10. Напиши свои любимые произведения с указанием автора (не менее трех):

____________________________________________________________________


Анкета для родителей


  1. Есть ли у Вас дома библиотека?

  2. Книги каких авторов Вы предпочитаете?

  3. Какой жанр книги для Вас предпочтителен?

  4. Чем обоснован Ваш выбор?

  5. Как часто Вы читаете?

  6. Сколько времени Вы тратите на чтение?

  7. Есть ли в семье традиция обсуждать прочитанное?




Приложение 4


Советы родителям

(из книги В. Уильяме «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению»)


1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.


СОДЕРЖАНИЕ



Описание опыта работы

4

Приложение 1. Упражнения и приемы для формирования интереса к чтению

12

Приложение 2. Литературные викторины и игры

28

Приложение 3. Анкеты для учащихся и родителей

30

Приложение 4. Советы родителям


38








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!