Методическое пособие
Формирование творчества младших школьников средствами регионального фольклора
Разработчик: Петрова Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»
Ульяновск, 2024
Условия формирования творчества детей средствами регионального фольклора
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования одной из важнейших задач определяет раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие у него воображения и творческих способностей, инициативности и самостоятельности. Эта же задача по развитию творческой активности учащихся, овладение ими техникой творчества и умение создавать законченный продукт творческой деятельности, формирование самостоятельно приобретать и применять полученные знания ставится во главу угла в Федеральном государственном стандарте начального образования. Поэтому педагогам необходимо сохранить преемственность в вопросах творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста через установление связи задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения, начиная с детского сада и продолжать осуществлять формирование творческой личности ребенка в начальной школе. Эти образовательные организации, как первая и вторая ступени непрерывного образования, должны быть тесно связаны между собой как звенья общего целостного развития личности ребенка.
Приобщение детей к народному творчеству − важнейшая социально-культурная проблема формирования целостной личности ребенка, способности ощутить историческую принадлежность к своему народу. У народного и детского творчества одна природа: их объединяют такие свойства, как непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничность, поэтому приобщать к народному творчеству ребенка нужно уже с младшего дошкольного возраста. Сегодня смоделировать условия, где бы ребенок впитывал традиционную культуру вместе с окружающей природой, действительностью, языком очень сложно. Современному человеку нужен иной путь вхождения в фольклор, народную культуру, как бы со стороны. Поэтому необходимо привлекать большее количество детей в этнохудожественные центры, дома творчества, кружки, фольклорные ансамбли.
Внимание к традициям народного художественного творчества является сейчас, на наш взгляд, одним из важнейших аспектов, способствующих сохранению и развитию народной художественной культуры российского общества в целом и регионов в частности.
Народная культура на всех этапах выполняла регулятивную функцию, направленную на формирование личности; при этом имея четкий регламентированный характер. Именно поэтому, народная художественная культура заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.
Предметы народной художественной культуры оказывают большое влияние на формирование качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство ответственности и коллективности.
В народной художественной культуре как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре и зле, красоте, правде, верности. Благодаря этому, народная художественная культура является богатейшим источником познавательного и нравственного развития людей.
Преемственность, как объективная закономерность развития, предполагает и обеспечивает непрерывность уже достигнутого и того, что служит к дальнейшему развитию и формированию творческих качеств личности путем сохранения и переноса достигнутого на следующую возрастную ступень. Поэтому одна из главных задач педагогов детского сада и начальной школы - установление тесной взаимосвязи содержания воспитательно-образовательной и учебно-воспитательной работы в части преемственности программ, методов и приемов, форм обучения и воспитания.
Наиболее удобно осуществлять эту преемственность посредством ознакомления детей с народной культурой того региона, в котором проживает ребенок, в нашем случае, в Ульяновском регионе,- с фольклором народов Поволжья (русским, чувашским, мордовским и татарским).
Музыкальный фольклор − это музыкальное творчество народа, это народные песни, былины, хороводы и танцы, игры, наигрыши, которые передавались из поколения в поколение баянами, гуслярами, скоморохами, ашугами, акынами и другими исполнителями. В нем отражен и быт, и верования, и обычаи, и любовь к природе, и традиции этноса. Песни, хороводы, игры, обряды сопровождали человека с самого рождения, и на каждом возрастном этапе они были свои. Например, в русской, чувашской традиции: колыбельные песни и пестушки пелись младенцам, потешки и заклички - детям от двух до пяти-шести лет, а дразнилки и частушки - детям постарше.
В хороводах, особенно народных чувашских, дети могут проявлять индивидуальное творчество, так как хороводы просты по форме, их наигрыш многократно повторяется и варьируется, что способствует развитию воображения и танцевальному самовыражению ребенка в движении. В семейно-бытовых песнях мордовского народа у детей воспитывается трудолюбие и уважение к старшим. В татарском музыкальном фольклоре сложилась самобытная система обрядности детства - это обряд «наречения имени», праздники «грачиной каши», «нового дня», «рождения солнца», в них есть и колыбельные, и игровые, и сатирические, и плясовые песни.
Музыкальный фольклор народов Поволжья имеет яркую импровизационную основу - ведь любое музыкальное произведение можно исполнить «по-своему», применяя фантазию и выдумку. Народные музыкальные произведения служат не только источником приобщения детей к этносу, но и создают естественное этнокультурное пространство для творческого развития личности ребенка. Использование в педагогическом процессе русских, татарских, мордовских и чувашских потешек, считалок, загадок, игр, закличек, прибауток, дразнилок, а также календарных и обрядовых песен, хороводов, плясок поможет детям проявить себя творчески в передаче музыкально-игрового образа. Музыкальный фольклор для детей очень эмоционален, забавен и интересен, ярок и разнообразен. Через музыкальные образы в играх ребенок может показать свою индивидуальность и раскрыть свои таланты.
Изучение музыкального фольклора входит в программы и детского сада, и начальной школы, поэтому этот материал лучше всего подойдет для творческого развития дошкольников и младших школьников. Необходимо только выделить преемственные линии творческого развития. На наш взгляд, такими направлениями могут быть:
1) личностные компоненты творческого развития:
- когнитивный, связанный с расширением знаний и представлений детей о народной культуре народов Поволжья;
- эмоционально-мотивационный, как потребности к продуктивной творческой деятельности;
- деятельностно-творческий как способность к самостоятельному и оригинальному выполнению творческих заданий в музыкально-творческой деятельности с фольклорным содержанием;
2) возрастные особенности музыкального развития;
3) усложняющиеся музыкально-творческие задания.
Например, у детей подготовительной к школе группе особенностями развития являются: способность к выделению общих и индивидуальных признаков предметов и явлений, к сравнению объектов по различным признакам, к обобщениям; экспериментирование; характерные особенности мышления: рассуждение как способ решения мыслительных задач, проблемность и планомерность; большой скачек в развитии фантазии; возникновение особых форм сопереживаний; эмоциональное предвосхищение хода выполнения решаемой задачи.
Поэтому возможны следующие усложняющиеся музыкально-творческие задания на фольклорном материале народов Поволжья:
- темповая и ритмическая организация пантомимических движений на основе их связи с изображаемыми пластическими образами в музыкальном произведении;
- самовыражение через пластическое интонирование музыкального произведения;
- опора на склонности и предпочтения ребенка;
- придумывание выразительных интонаций, передающих настроение и характер игрового сказочного персонажа;
- самостоятельное инсценирование игровых песен;
- придумывание новых вариантов движений, комбинирование элементов танцевальных движений, составление простых композиций народных плясок;
- исполнительское творчество в образно-пластических спектаклях по сказкам.
У детей младшего школьного возраста (первоклассников) особенностями развития являются: подвижность, любознательность, большая впечатлительность, подражательность; непрочность произвольного внимания; ограниченность понимания времени и пространства; хорошая память, особенно, если есть мотивация; интерес к соревновательным интеллектуальным коллективным играм; развитие мотивационных качеств (самоутверждение, настойчивость, стремление к успеху).
Поэтому возможны следующие усложняющиеся музыкально-творческие задания на фольклорном материале:
- применение полученных знаний в самостоятельной творческой деятельности;
- сочинение мелодий на фольклорные тексты в сочетании с инструментальным музицированием;
- сочинение индивидуальных и коллективных танцевальных композиций;
- создание театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Для использования музыкального фольклора народов Поволжья в работе с детьми необходимо отобрать музыкальный материал творческой направленности. Мы предлагаем использовать для детей-дошкольников подготовительной к школе группы следующий материал:
- русский («Поехал наш батюшка на базар», «Долговязый журавель», «Посею лебеду на берегу»; «Где был, Иванушка», «Поехал наш батюшка на базар», «Осень, осень пришла», «Ворон», «Заплетися, плетень», «Гори-гори ясно», «Жаворонушки прилетели», «Пастушок», «Как пошли наши подружки», «Коровушка», «А я по лугу», «У бабушки Маланьи»);
- чувашский («Плясовая», «А мы просо сеяли», «Дроздочек», «Линкка-линкка», «Виноград», «Как во зеленом во саду», «Жиденький орешник», «Кого вам?», «Коршун и журавли»);
- мордовский («Яблоня», «Эрзянский перепляс», «Зайчик», «Ой, ко-шечка», «Спи, спи, дитятко», «Спят в речке рыбки», мордовские плясовые наигрыши);
- татарский (колыбельная «Станет он большим», татарские наигрыши, татарская плясовая).
Для младших школьников в первом классе:
- русский («Кострома», «Ой, вставала я ранешенько», «Во кузнице», «Посеяли девки лен», «Вот те гребень», «Прялица», «Тетушка-деленка», «Про Ерему и Фому», «Вер-бушка»);
- чувашский («А мы просо сеяли», «Виноград», «Хуран сулеи», «Линкка - линкка»);
- мордовский («Звени, звени, колокольчик», «Луганяса келуня», «Ума-рина», «Кштема»);
- татарский («Баит о Сабантуе», «Рыбки», «Лисички и курочки», «Серый волк», «Тимербай», «Волшебный горшочек»).
В творческом развитии детей-дошкольников после проведенных занятий необходимо развивать следующие способы импровизации:
- в певческой деятельности (сочинение мелодий разного характера на фольклорные тексты);
- танцевально-игровой деятельности (комбинирование элементов народных танцевальных движений, составление композиции плясок индивидуальных и коллективных, передающих национальные особенности разных народов);
- инструментальной (индивидуальное и коллективное музицирование). А у первоклассников:
- сформированы умения в певческой деятельности при сочинении мелодий на фольклорные тексты, а в танцевально-игровой - при сочинении индивидуальных и коллективных плясок с использованием народных движений в сочетании с инструментальным музицированием.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность по творческому развитию дошкольников и младших школьников на материале фольклора народов Поволжья, возможно осуществить, если учесть такие факторы, как возрастные особенности не только общего развития, но и музыкально-творческого, а также выделить направления преемственности творческого развития в части усложняющихся творческих заданий и подборе музыкального фольклорного материала творческой направленности.
Источники:
Дормидонтова, Л. П. Преемственность творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе ознакомления с фольклором народов Поволжья / Л. П. Дормидонтова // Этническая культура в современном мире : Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию образования Чувашской автономной области, Чебоксары, 08 ноября 2019 года / Редколлегия: Л.П. Кураков [и др.]. Том Выпуск 1. – Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2020. – С. 158-162.
Шулика, М.В. Эффективность использования фольклора в процессе развития творческих способностей детей / М. В. Шулика // . – 2019. – № 2. – С. 20-24.